Точно неизвестно, когда и где появился миф о вампирах. Рассказы о кровососущих мертвецах имели место еще в Древней Греции, а упоминания об упырях встречаются в славянских письменных текстах с XIV века. Само слово «вампир» впервые упоминается в англоязычной прессе в начале XVIII века, когда из отдаленных уголков Европы приходили новости о выкопанных из могил телах со следами крови вокруг рта.
Самым достоверным объяснением этих легенд служит отсутствие в те годы нормальной медицины. Слабо изученные болезни и лихорадки вызывали недуги, которым было сложно найти объяснение. Например, во время порфириновой болезни кожа лопается при попадании на нее солнечных лучей, а симптомы бешенства включают в себя повышенную агрессию и боязнь яркого света. Есть объяснения и более метафорические: описания вампиров иногда связывают с антисемитскими стереотипами, олицетворением злобных и зажиточных правителей (вроде Влада «Дракулы» Цепеша) или воплощением страха перед чем-то непонятным и чужим.
«Мой выбор — лезвия»
Как и любые легенды, вампиризм просачивается и в реальный мир — в наше время тоже существуют люди, которым нравится пить человеческую кровь. Эти «настоящие вампиры» не боятся солнечного света, не имеют аллергии на чеснок, не загораются при виде солнца и не могут похвастаться торчащими клыками. К тому же «превратились» они в вампиров не потому, что их кто-то укусил, — скорее, они просто в какой-то момент ощутили потребность пить кровь.
Современные вампиры — целое сообщество, которое, несмотря на свое неоднозначное увлечение, пытается жить в рамках этики и морали. Как можно догадаться, они ни на кого не нападают и добывают кровь более этичными методами.
В основном вампиры ищут доноров: тех, кто готов по собственному согласию пожертвовать на регулярной основе немного венозной жидкости. Донорами становятся либо близкие люди, либо другие вампиры, либо случайные незнакомцы, заинтересованные в острых ощущениях: интернет и приложения для знакомств значительно упрощают поиск.
С шеи, как в кино, никто не пьет: во-первых, настоящие укусы сильно заметны и заживают слишком долго, а во-вторых, негигиеничны и банально опасны для жизни. В ход идут различные приспособления: от медицинских приборов вроде скальпелей и катетеров до более повседневных режущих приспособлений. «Мне удобнее пить сразу с руки. И не встает вопрос о хранении крови. Есть те, кто хранит. А есть те, кто катетер с собой носит, берет кровь из вены. Я на такое не готов: можно что-то повредить, многие боятся уколов, может появиться синяк. Мой выбор — лезвия», — рассказывал анонимный герой сайту Bird In Flight.
Из-за анонимности и скрытности установить точное количество настоящих вампиров практически невозможно, но в одних только США обитает примерно 5 тыс. кровопийц. Ведут они преимущественно ординарный образ жизни: ходят на работу, заводят семьи и друзей, общаются между собой и не приносят никому вреда (хотя исключения, к сожалению, бывают). Внешне они тоже не отличаются от обычных смертных и стараются не привлекать к себе лишнего внимания. Да, некоторые из них наряжаются по канонам фантастики, тусуются на кладбищах, проводят ночи на рейвах и устраивают оргии во имя Сатаны, что не характеризует сообщество вампиров в целом — от позеров все-таки никуда не деться.
Зачем вампиры пьют кровь?
Вампиры употребляют кровь не ради какого-то особого удовольствия, а, скорее, из необходимости. Они утверждают, что страдают от странного недуга, из-за которого не могут нормально функционировать. Ощущение слабости, сильные головные боли, острые спазмы желудка — основные симптомы, которые, по словам вампиров, временно сходят на нет после поглощения чужой крови. Регулярность варьируется от вампира к вампиру: кому-то хватает одного приема на несколько месяцев, кому-то нужно «подзаряжаться» раз в пару недель.
В любом случае, питье крови — потенциально опасное для здоровья занятие. В организм таким образом может попасть множество серьезных заболеваний, могут начаться проблемы с желудочно-кишечным трактом, нервной системой и содержанием железа. Большинство вампиров и их доноров стараются предохраняться, регулярно сдавая кровь на исследования, а сам забор крови делать максимально приближенным к медицинским стандартам (если, конечно, речь не идет о ритуальных обрядах). Сами приверженцы вампиризма часто говорят, что не испытывают каких-то заметных проблем от приема крови, но непонятно, насколько это правда. Многие вампиры боятся обращаться за врачебной помощью, так как опасаются стигматизации и возможных социальных последствий.
Сами врачи до конца не разобрались, что вызывает желание пить кровь и как диагностировать вампиров. Как правило, первые симптомы возникают в пубертатном возрасте и доходят до предела в 18–20 лет, что наталкивает на мысль о гормональном сбое. Также есть предположения, что дело тут исключительно в психосоматических расстройствах, которые и вызывают слабость в организме, а чужая кровь помогает убрать симптомы лишь благодаря эффекту плацебо. Другие медики выдвигают догадку, что у вампиров имеются проблемы с пищеварением и кровь попросту помогает усваивать питательные вещества.
Так или иначе, врачи, которые на постоянной основе наблюдают за вампирами, отмечают, что у них нет ярко выраженных психических отклонений. «Мы все склонны видеть в нестандартном поведении психические нарушения. Но я не думаю, что это так, если и сам человек, и его донор спокойно относятся к этому необычному выбору питания», — говорил сотрудник Калифорнийского университета Томас Ганц в интервью BBC.
«Когда мы говорим, что мы эльфы, люди не верят своим ушам»
Вампиры — не единственный пример «мифических» созданий, живущих среди нас. Существует целая субкультура так называемых «азеркинов» (от английского otherkin, «другой род») — людей, принимающих идентичность фэнтезийных и фольклорных созданий. Эльфы, вурдалаки, драконы, демоны, русалки: десятки разновидностей «иных» обитают по всему миру. По словам азеркинов, такое определение не надуманное. Они могут ощущать на теле шипы, рога или хвосты; любят заниматься активностью, присущей их виду (бродить по лесу, плавать в реках, ходить по горам), и даже помнят, что случалось с другими азеркинами в прошлом или в других мирах.
История таких «магических» существ уходит корнями в античность и средневековье, но они всегда считались псевдонаучными — например, множество свидетельств оборотничества были отвергнуты во времена эпохи Просвещения как не имеющие под собой основания. Первые современные «иные» начали активно появляться лишь в 1970-х годах в западных странах, на стыке популярности фантастической литературы, книг Толкиена и нью-эйдж философии. Само же название otherkin появилось в начале 1990-х в e-mail-рассылке Elfkind Digest, которая пыталась придумать один общий термин, и в начале нулевых начало распространяться повсеместно в интернете.
Отдельную ступень в иерархии азеркинов занимают териантропы — люди, которые считают себя животными. Чаще всего речь идет о мелких и больших хищниках: кошках, тиграх, волках и медведях. Проявляется причастность к тому или иному виду по-разному: кто-то просто чувствует себя так внутри, а кто-то пытается отображать это в реальности, надевая искусственные клыки, «кошачьи» уши или модифицируя лицо под морду тигра.
Связь с животным миром у таких людей происходит, скорее, на ментальном и духовном уровне — как будто бы душа зверя замкнута в человеческом теле. То есть эти люди большую часть времени живут обычной жизнью, а звериная натура становится заметной лишь во время так называемых «сдвигов» — моментов повышенной чувствительности, когда животные инстинкты начинают преобладать над людскими. Кроме того, многие териантропы верят, что их животные персоналии дают им определенные способности, недоступные обычным людям. К примеру, девушка-кот из Норвегии хвастается чутким слухом и способностью видеть в темноте, в то время как оборотень из Москвы рассказывал об ощущениях суперсилы во время приступов злобы.
Азеркины во многом похожи на фурри (людей, которые испытывают симпатию к антропоморфным животным персонажам), но отличаются от них по ключевым параметрам. Они не отделяют свою животную или фэнтезийную личность в отдельную «фурсону», не носят костюмы во весь рост в качестве ролевого элемента (или не делают это основополагающим фактором) и чаще всего не связывают свои идентичности с сексуальными предпочтениями. Проще говоря, они просто хотят быть русалками, демонами, зверями и другими существами без лишней подоплеки и фетишизации. «Когда люди спрашивают, каково мне быть кошкой, то я спрашиваю, а каково им быть человеком», — говорила женщина-кошка в YouTube-видео про норвежских териантропов.
«Я смотрю на облака и вижу себя»
Категория людей, которые не считают себя людьми, гораздо шире, чем можно себе представить, и не ограничивается только животными, монстрами и прочими мифическими существами. Одна часть азеркинов ассоциирует себя с атмосферными явлениями (дождем, облаками и ветром), пока другая часть считает себя природой в разных ее проявлениях, будь то лес, океан или ночная темнота.
«Это сложно объяснить, но когда я смотрю на облака, то вижу себя. Это такая же часть меня, как мои пальцы или руки. Это моя душа, — рассказывал сайту Vice парень по имени Марко, который идентифицирует себя как облако. — Я как будто бы тоскую по прошлому, в котором я был облаком. Мне немного стыдно в этом признаться, но у меня в комнате есть вентилятор. Иногда я сижу напротив него и представляю, что снова летаю». Многие другие азеркины тоже связывают свои ощущения с прошлыми жизнями, которые переплетаются с их нынешней телесной формой на астральном и духовном уровне.
Один из пользователей тематического форума с ником Kuzu Demonkin описывает свою личность как олицетворение страха. «Когда я слушаю песню, которая звучит страшно или жутко, я ассоциирую себя с атмосферой в этой музыке. Я «перехожу» в песню и становлюсь ей». По его словам, ощущения от этих «переходов» не самые приятные — рассказчик чувствует себя опустошенным, а его аура превращается в «большую черную тучу». Еще одна представительница концепткинов идентифицирует себя с пустотой и вакуумом, а появление этого ощущения связывает с сильной эмоциональной травмой в прошлом.
Такое безоговорочное принятие любых «абсурдных» идентичностей привлекает к себе внимание толпы интернет-шутников, а комьюнити «иных» становятся жертвами троллинга.
Позже выяснилось, что блог вели три скучающих подростка, которые были сильно удивлены, что их «перформанс» тысячи людей восприняли всерьез. По их словам, блог был не только шуткой, но еще и критикой азеркинов в принципе: если каждый может сказать, что он дракон, то не обесценивает ли это переживания других людей с кризисом идентичности?
Впрочем, даже среди азеркинов нет какого-то единого консенсуса на тему того, какие идентичности стоит признать реальными. Так, в интернет-сообществах часто идут споры, уместно ли отождествлять себя с неодушевленными объектами. Как человек может говорить, что он стул, если у стула никогда не было мыслей? Подобные вопросы часто всплывают в дискуссиях, и единодушного ответа на них нет: кто-то думает, что человек вправе считать себя кем угодно, а кто-то придерживается мнения, что у объекта ассоциации как минимум должен быть разум, личность или собственная воля.
Как и в случае с вампирами, азеркины вызывают некоторый скепсис и настороженность среди психиатров, но из-за своей безобидности, скорее, не представляют особого интереса. «Люди в странах первого мира любят думать, что они особенные, — говорил врач Марк Д. Фельдман из Университета Алабамы. — Из этой мысли и растет феномен азеркинов. Тем не менее в подобном поведении нет ничего незаконного, оно не вредит другим людям и не относится к формам психических заболеваний, если дело не доходит до помешательства».
«Человеческое поведение настолько разнообразное, что оно с трудом помещается в рамках «нормальности», — рассказывал специалист по клинической ликантропии доктор Ян Дирк Блум. По его мнению, те моменты, когда люди ощущают себя другими существами, не так уж уникальны и распространены куда больше, чем кажется. «Широко известно, что 10–15% населения испытывают слуховые галлюцинации и почти 100% хоть раз в жизни испытывали галлюцинации любого другого рода, но только у 1% было когда-либо диагностировано расстройство шизофренического спектра».