Феномен Тейлор Свифт: на разрыв бокс-офиса

13 октября вышел в прокат Taylor Swift: The Eras Tour — почти трехчасовой концертный фильм Тейлор Свифт, снятый во время летнего турне певицы по крупнейшим американским стадионам. Уже за первый уик-энд показов картина собрала примерно $123 млн по всему миру, с ходу став самым кассовым концертным фильмом в истории. Конкретно в США Taylor Swift: The Eras Tour собрал в первый уик-энд $92,8 млн, что стало вторым результатом среди вообще всех фильмов, выходивших в прокат в октябре, включая художественные. Так почему же Тейлор Свифт разрывает американский и мировой бокс-офис?

Вообще, Свифт разрывает не только киносборы. Собственно концертный бокс-офис она тоже этим летом разорвала, причем в клочья. The Eras Tour уже стал вторым музыкальным турне в истории по общему количеству заработанных денег и первым — по количеству сборов за один концерт. И это он даже не закончился: на конец этого года и первую половину следующего у Свифт в рамках турне намечено еще 59 шоу. Рекорды будут разбиты в пух и прах.

Тейлор Свифт во время тура The Eras Tour
в Лас-Вегасе
Фото: Zuma / TASS

Правда, почти все оставшиеся концерты The Eras Tour пройдут за пределами США, и на крупнейших стадионах Америки певица отыграла именно в этом, уже уходящем году. С точки зрения спроса и предложения именно этим, как ни странно, объясняются рекорды что самого турне, что нового концертного фильма. Дело в том, что билеты на любой концерт The Eras Tour конкретно в США были доступны только через Ticketmaster — фактического монополиста местного рынка продажи билетов.

Ticketmaster не только заламывал цены — средний билет на The Eras Tour без VIP-доступа стоил $250, — но и инфраструктурно не справлялся с ажиотажем.

Серверы сайта компании надолго упали примерно через час после начала предварительных продаж билетов на концерты турне, а после устранения неполадок работали с адскими перебоями, тем самым отрезав огромную часть поклонников певицы от возможности приобретения каких бы то ни было, даже самых дорогих проходок в принципе.

Неудивительно, что те преданные фанаты Свифт, которые не попали на концерты The Eras Tour, в первую очередь бросились покупать билеты на фильм. Прибавьте к ним тех, кто на концерты все-таки попал, но захотел вспомнить, как это было, — и рекорды Taylor Swift: The Eras Tour сразу станут понятны на базовом уровне. Другой вопрос, как так вышло, что у Тейлор Свифт настолько много преданных поклонников? Почему именно эта певица — а не, скажем, бьющий рекорды чартов Дрейк или всемогущая Бейонсе — сейчас фактически является самым популярным музыкантом Америки?

Можно было бы предположить, что это потому, что Дрейк и Бейонсе — темнокожие, а Свифт — белая. Это весомый довод, потому что белых в США по-прежнему больше и уровень общего потребления среди белых американцев остается беспрецедентно высоким.

А можно было бы предположить, что это потому, что Свифт — вдобавок к тому, что белая, еще и женщина, и уровень общего потребления среди белых американок тоже растет из года в год.

Можно было бы завести разговор о музыке Свифт — очень профессиональной, просчитанной, обладающей невероятным коммерческим потенциалом. А можно было бы — о личности самой Свифт, которая сама и поет, и песни сочиняет, и сама отстаивает свои собственные интересы, в общем служит идеальной ролевой моделью для современных девочек, девушек и женщин.

Но это все немного мимо кассы. Основная причина такой невообразимой популярности Свифт — в ее работе с медиа и невероятной трудоспособности. Точнее, заслуга это не только одной певицы, а еще и ее пиарщицы Три Пейн, которую в западных публикациях прямо называют «женщиной, которая управляет Тейлор Свифт».

Три Пейн
Фото: Matthew Staver / Zuma / TASS

Пейн работает со Свифт с 2014 года — и неустанно генерирует вокруг Тейлор Свифт огромное количество инфоповодов, отрабатывая их в высшей степени искусно: последний пример — вроде как бы роман Свифт с Трэвисом Келси, суперзвездой Национальной Футбольной Лиги. В число таких инфоповодов можно занести и практически постоянный выход новой (или относительно новой) музыки Свифт: с 2019 года, с учетом перезаписанных альбомов, она издала семь пластинок, и еще одна — восьмая, новая версия «1989», — выходит в конце этого месяца. 

Все подобные инфоповоды нужны не просто для поддержания уровня упоминаний Свифт в медиа на недосягаемом для других музыкантов уровне, а еще и для работы с поклонниками, которые и составляют самое преданное ядро ее аудитории.

Тех самых людей, которые могут и обвалить сайт Ticketmaster, и сделать кассу ее концертному фильму. «Свифтис» притягивает сама Тейлор Свифт и ценности, которые она олицетворяет, — но при этом внимание этой аудитории, как и любой в современном мире, удерживается непрерывным потоком контента и медиакампаний. Гигантский спрос что на концерты The Eras Tour, что на фильм по итогам американской части турне — это фактически результат многолетней и постоянной бомбежки аудитории контентом. Результат ее неспособности скрыться от Тейлор Свифт. С этой точки зрения Тейлор Свифт — безусловное олицетворение эпохи экономики внимания.

Внимание к экономике

  • Концерты Тейлор — с единовременным приездом 100 тыс. фанатов — подобны уколу адреналина прямо в экономику. Авиалинии Новой Зеландии вынуждены были добавить 14 дополнительных рейсов, чтобы все желающие попали на концерт; рейсы получили специальный номер NZ1989 в честь пятого альбома Свифт. Если этого факта недостаточно для понимания масштаба события, вдумайтесь: в Сиэтле концерты Свифт (а точнее, танцы «Свифтис» или работа звуковой системы) спровоцировали сейсмическую активность, эквивалентную землетрясению силой 2,3 балла.
  • Wall Street Journal отмечает: пока приезжие поклонники Тейлор сметают с полок все дешевое, блестящее и розовое и имеющее какое-либо отношение к бренду певицы, местные бары усиленно поят сопровождающих их родителей, — делая выручку в 50 раз выше, чем в любой выходной.
  • С именем Тейлор Свифт связывают термин «фанфляция» (от англ. fun и inflation — инфляция развлечений), придуманный, судя по всему, Джессикой Рейф Эрлих — аналитиком Bank of America. «Фанфляция» отражает динамику повышения цен на развлечения в постпандемийные времена — более интенсивную, чем рост цен на продукты питания или бензин.
  • В Австралии в феврале пройдет трехдневная гибридная научная конференция Swiftposium, посвященная ее влиянию на экономику и общество (а Университет штата Аризона между тем начал разработку курса «Психология Тейлор Свифт — передовые темы социальной психологии»).
Копировать ссылкуСкопировано