В мае прошлого года Нетфликс выпустил комедийный сериал «Космические силы» со Стивом Кареллом, пародию на военщину с очевидным анти-трамповским посылом – бывший (а тогда еще действующий) президент и правда одно время носился с идеей создания подобных войск.
Карелл сыграл в сериале генерала Нэрда, — карикатурного штабного вояку, которому вышестоящие чины навязывают руководство этим, по общему мнению бессмысленным, родом войск.
Но нас в данном случае интересует совсем другой персонаж – наблюдатель из России, участвующий в проекте на правах представителя страны-партнера по освоению космоса. Это рубаха-парень по имени Юрий, который просит называть его Бобби. Играет его Алексей Воробьев, который значится в титрах как Алекс Спэрроу.
На первый взгляд это типичный комический русский. Но – удивительное дело! – если бы в сценарии это не было прописано, никто бы и не заметил. Это симпатичный парень с голливудской улыбкой, говорящий без акцента.
Он идеально вписывается в сюжет, ничем не отличается от других штабных и не совершает никаких нелепых действий.
Вполне адекватного русского можно увидеть и во втором сезоне «Кондора» (2020), шпионского триллера, снятого по мотивам легендарных «Трех дней Кондора». Это двойной агент Василий Сирин, который должен помочь ЦРУ разоблачить «крота» в собственных рядах.
Как и остальные персонажи сериала, он играет в шпионские игры, но ничего демонического в нем нет. В этой роли занят родившийся и выросший в Нью-Йорке актер Алексей Бондарь, и выглядит он в роли нашего соотечественника вполне достойно. А главное — в кои-то веки, в нарушение традиции, он играет с «хорошими парнями» на одной стороне.
В эпоху Рейгана двое глубоко законспирированных и отлично вышколенных агентов КГБ Миша и Надя (Кэри Рассел и Мэтью Риз) поселяются в пригороде Вашингтона под видом семейной пары Филиппа и Элизабет Дженнингсов. Идут годы, их «рабочий» подставной брак превращается в настоящий, они обзаводятся детьми и туристическим бизнесом для прикрытия. И все это время ведут двойную жизнь, занимаясь слежкой, саботажем и прочим шпионским промыслом.
Пустив корни на новой родине, но никогда не забывая о старой, Дженнингсы постоянно задаются вопросом о собственной идентичности. Постепенно они становятся американцами не понарошку, а всерьез, в силу своего долгого бытования в чужой культурной среде.
Ни один шпионский сериал раньше не демонстрировал такого нестандартного подхода к теме «свой среди чужих» и таких «плохих русских», вызывающих нешуточное сопереживание.
«Развесистая клюква» навсегда
Если не считать сериалов, где «клюква» цветет пышным цветом намеренно, в соответствии с художественным замыслом. Например, в «Великой», где немецкая принцесса при русском дворе первым делом натыкается на неизбежного медведя. Или в эксцентрическом и отчасти пародийном триллере «Убивая Еву», где загадочная наемная убийца Вилланель оказывается законспирированной русской Оксаной из российской тьмутаракани, где время, кажется, остановилось где-то в 1950-е.
Даже в грамотно выстроенных голливудских сценариях русский до сих пор обязательно рифмуется как минимум с водкой. В космической саге «Вдали» (2929), где Хиллари Суонк играет командира экипажа пилотируемой миссии на Марс, ее главным антагонистом в команде становится русский космонавт Миша Попов (Марк Иванир).
Он гораздо опытнее нее, не раз выходил в открытый космос, придерживается патриархальных взглядов и не прочь приструнить заносчивую американскую тетку, которую назначили ему в командиры.
А во флэшбеках из прошлого Миши, в мрачных интерьерах на вид как минимум пятидесятилетней давности и вовсе возникает какая-то «Россия во мгле». Тем не менее, это не картонный и не карикатурный герой, за его развитием следить интересно, и он играет важную роль в сюжете.
В третьем сезоне сериала «Миллиарды» (2018), одного из лучших драматических шоу на нынешнем ТВ, появляется зловещий русский олигарх Григорий Андолов в исполнении Джона Малковича. Он становится «врагом сезона» — главным соперником финансового воротилы Акса в бизнес-войне, изымая из его хедж-фонда полтора миллиарда просто чтобы проучить зарвавшегося спекулянта — не из явной необходимости, а «по понятиям».
Андолов убивает не за деньги, а за принципы, нежно любит свою маму и дружит с Марией Шараповой. «Дай ему выиграть!» — шепчет он на ухо выдающейся спортсменке, когда сводит ее на теннисном корте с Аксом. И даже этот довольно убедительный образ богатого русского пришел в современный сериал откуда-то из 1990-х — и без оркестра с балалайкой в русском ресторане все-таки не обошлось.
И никакая прозрачность тут не помогает: берем новейший сериал «Шпионский город» (2020), снятый англичанами и немцами в Чехии – и вот: советские шпионы в Берлине времен Холодной войны произносят русские фразы без акцента, но все еще подымают бокалы на «за», а «на здоровье».
Этот штамп так прочно укоренился в кино, что убеждать нынешних сценаристов в его нелепости, по-видимому, бесполезно – они вынесли его из старых голливудских фильмов и держатся за него, как черт за грешную душу.
За пределами Голливуда
Любопытно, как обстоят дела с русскими персонажами за пределами голливудской традиции. Как свидетельствует недавний британский сериал «МакМафия» (2018), довольно неплохо. Сбежавшего в Лондон от криминальных войн русского олигарха Дмитрия тут со знанием дела изображает Алексей Серебряков.
Малахольного брата Бориса, который по глупости снова развязывает бандитскую войну, сыграл шведский актер Дэвид Дэнсик. Трудности русского произношения ему не дались, но темперамент у него вполне наш. Но интереснее всего тут главный герой, выросший в Англии сын Дмитрия, далекий от криминальных разборок и бандитского менталитета отцов Алекс Годман. Его сыграл Джеймс Нортон, поднаторевший в «русскости» в роли князя Андрея в сериале «Война и мир».
Он хорошо отыгрывает сюжет «кровь не водица» — обангличанившемуся отпрыску чужды дикие методы, с помощью которых принято делать бизнес на родине его отца. Но как только развязывается война мафиозных кланов, и его семья оказывается в опасности, с Алекса слетает лоск и в нем пробуждается хищник.
В скандинавских нуарах русские тоже, как правило, олицетворяют собой криминал. В «Арне Дале» (2011-2015) сунувшегося в Прибалтику с мороза шведского комиссара распинают русские бандиты.
В сериале «Орел – криминальная Одиссея» (2004-2006) доблестная шведская полиция борется с безобразиями русской мафии и спасает детей в Петербурге из пут сексуального рабства.
В «Оккупированных» Ю Несбе и вовсе представил антиутопию, где русские захватили Норвегию из-за передела нефтяного рынка. Но самое любопытное изображение наших соотечественников можно найти у ближайших соседей — финнов. В сериале «Сорйонен» действие происходит в крошечном городке Лааппеэнранта в получасе езды от русской границы. Напарница детектива Сорйонена по имени Лена — наполовину русская и вдобавок бывший агент ФСБ.
С другой стороны, русская Лена и ее отважная приемная дочь Катя – стопроцентно положительные персонажи, самим своим бытованием в сериале разрушающие стереотип о демонических русских.
Хорошие и плохие злые
В «Карточном домике», где Ларс Миккельсен изобразил русского президента Виктора Петрова коварным и опасным политиком, но все же не карикатурным злодеем, наряду с ним присутствуют и герои русского сопротивления из группировки «Пусси Райот».
А в австралийском процедурале «Доктор Хэрроу» про будни патологоанатома, выступающего в качестве детектива-любителя, в 2021 году вышел эпизод, прямо отсылающий к персонажам новейшей русской истории – агентам русских спецслужб, которые травят ядом неугодных правительству соотечественников.
В начале эпизода звучит русская колыбельная про серого волчка, который, того и гляди, ухватит за бочок. А в качестве жертвы агентов-отравителей выступает экологическая активистка Елена Грищенко (ее играет актриса русско-украинского происхождения Лилия Мей), выросшая в крупном промышленном городе, где местный завод планомерно уничтожает окружающую среду. Елена приезжает в Сидней на экологическую конференцию с докладом о преступлениях промышленных олигархов, а новоявленные «Петров и Боширов» пытаются отравить ее, подсунув в номер гостиницы малину (но все-таки не клюкву!), сбрызнутую чем-то вроде «Новичка». По мысли австралийских сценаристов, русский мир коварен и опасен, но в нем есть как свои негодяи, так и свои герои.
Если попытаться обобщить новейшие тенденции в изображении русских в телевизионной драматургии последних лет, голливудской и не только, картина получится довольно противоречивая, но совсем не удручающая. Да, основное амплуа русского в чужой драматургии — это пока еще шпион, наемный убийца или эксцентричный олигарх.
Но не только – потихоньку в дело вступают космонавты, оппозиционеры или, например, программисты вроде Нади Вулвоков из «Жизней матрешки» (2019). По части «клюквы» тоже есть подвижки. Вовсе избавиться от стереотипов, по-видимому, нереально. Но очевидных глупостей в изображении русских все же стало меньше.