Хо-хо-хо!

Как вообще святой Николай стал «тем самым» Санта-Клаусом? Каким образом строгий христианский святой вдруг трансформировался в деда, облаченного в красный костюм и кричащего «Хо-хо-хо!»? Сейчас расскажем.

Вообще-то в основе легенды о Санта-Клаусе довольно суровая и даже не лишенная сексуального подтекста история. В конце III – начале IV века на южном берегу Малой Азии стоял город Миры Ликийские, он же Мира. Это был древнегреческий, затем римский, а потом и византийский городок. В наше время от «той самой» Миры ничего толком не осталось: завоевания и стихийные бедствия сильно изменили его лицо, а в 20-е годы ХХ века практически все греки покинули городок из-за тяжелых отношений с Турцией.

Но античная эпоха дело другое. Во II веке там уже была христианская община, а к III веку — уже и драматическая история: первого епископа римские власти убили. К этим временам относятся предполагаемое служение епископа Николая, а также легенда о трех девушках. Согласно ей, некий отец планировал «извлечь выгоду из красоты» своих дочерей. Говоря без обиняков, любящий родитель намеревался сдать дочек в публичный дом. Надо заметить, легенда обходится без сверхъестественных подробностей: Николай, еще не прозванный Чудотворцем, подбрасывал девушкам деньги. Детали разнятся — то ли сразу всю сумму, то ли каждой по отдельности, но смысл в том, что в хижину тайно попадали деньги. Согласно некоторым вариантам, мешочек с монетами, заброшенный то ли в окно, то ли в дымоход, угодил точно в сушившийся чулок. Как дела обстояли с чулками в хижине III века, мы не знаем, но носки для подарков в историях о Санта-Клаусе фигурируют именно благодаря этой легенде. 

Фото: The Metropolitan Museum of Art

Согласно легендам, святой Николай совершил много всяческих чудес, но широко известной стала именно его роль дарителя. Его образ был тесно связан с сюрпризами и неожиданными подарками. Несколько веков Николай Чудотворец провел в статусе почитаемого, но более-менее «обычного» почти для всей Европы святого. Однако в конце Х века его явно выделили из общего ряда. Произошло это благодаря династическому браку. Византийская принцесса Феофано, родственница императоров этой могучей империи, вышла замуж за наследника Священной Римской Империи Оттона. В Х веке это государство было самым могучим, крупным и населенным государством Европы — кроме, разве что, самой Византии. Гречанка-императрица немало популяризировала обычай дарить подарки при посредстве святого Николая. Причем в первых версиях его сопровождал еще и фольклорный Кнехт Рупрехт, который был более суровым типом, чем святой, и проверял, умеют ли дети молиться. Кое-где Рупрехт в качестве фольклорного героя сохранился до наших дней. Оттуда же пошли всяческие жутенькие вариации на тему Крампуса, злого антипода Николая.

Но Николай дарил подарки не на Рождество, у него был свой день — 6 декабря. Затем настал XVI век, а с ним — пришествие протестантизма и полная чехарда. Дело в том, что великому реформатору христианства Мартину Лютеру почитание Николая не нравилось по теологическим соображениям, и функцию божественного дарителя он переложил на Иисуса-младенца персонально. 

Дальше оказалось, что просто так на раз-два традицию не сломаешь. Сдвинуть время подарков на Рождество у Лютера получилось, а вот заменить личность божественного дарителя — не очень. В итоге, скажем, в Голландии, поступили просто: подарки стали дарить и на день Николая, и на Рождество. Ну а в XVII веке образ святого-дарителя попал в Америку. Завезли его туда голландцы, причем там он причудливо слипся с английским фольклорным героем. У англичан были свои проблемы: святого Николая многие считали атрибутом ненавистной католической церкви и поэтому более или менее успешно сочиняли свои вариации на тему зимних духов, отталкиваясь от старинных легенд.

Фото: Wikimedia Commons

Так что когда голландцы и англичане начали тесно общаться за океаном, в колониях Америки, у них уже был целый набор образов. У англичан был свой «Отец Рождество», этакий дух праздника, а голландцы явились с более традиционным «Синтерклаасом», обычаем дарить подарки и епископской митрой, которая как-то все-таки связывала его с древним святым. Произносить его имя по-голландски англичанам было трудно, и Синтерклаас за океаном стал, собственно, Санта-Клаусом. Тогда же возник образ бородатого толстяка в красном или зеленом пальто. Его внешний облик даже какое-то время был связан с... голландским матросом. 

За XIX век Санта-Клаус постепенно обзаводился теми атрибутами, которые мы знаем как традиционные для него. В 1821 году в Нью-Йорке опубликовали анонимное детское стихотворение, описывающее уже что-то совсем похожее на современный образ, а 2 года спустя писатель Клемент Мур выдал куда более известную поэму «Визит святого Николая». И вот эти два стихотворения уже сделали Санта-Клауса в США таким, каким мы его знаем, и окончательно зафиксировали образ, который теперь и пушкой не перешибешь. Святой Николай приезжает по воздуху на санях, запряженных оленями, у которых есть свои имена, кладет подарки в носки, висящие у камина, и уходит через дымоход. Причем в 1821 году Санта-Клаус еще приносил розги для непослушных детей (функции порки он, слава богу, оставлял родителям), а в версии Мура уже обошлось без телесных наказаний.

В общем, Мур может считаться человеком, который изобрел Санта-Клауса в том виде, в каком он нам знаком. Дальше уже только добавлялись детали — скажем, олень Рудольф появился только в ХХ веке. 

Фото: The Coca-Cola Company

Финальные штрихи внесла компания «Кока-Кола». Она, в общем-то, взяла уже имеющийся образ, зафиксировала его в одежке своих фирменных цветов и продвинула пузанчика в красном колпаке и с белой бородой просто-таки везде. Этот образ окончательно забил все альтернативы — по крайней мере, в Америке. Святой Николай под этим образом, считай, стерся, и рождественский дед зажил своей жизнью. Так что образы, которые нам кажутся старинными, идущими с незапамятных времен, сплошь и рядом формируются уже довольно поздно, и исходную фигуру в ней едва ли узнаешь. Впрочем, как бы отнесся святой Николай к нынешнему Санта-Клаусу, мы не знаем, но вряд ли бы он злился. В конце концов, епископ Мирликийский по всем описаниям был не только мощной религиозной фигурой, но и по-человечески добрым мужиком. Счастливого Рождества!

Копировать ссылкуСкопировано

Наш сайт обрабатывает файлы cookie. Они помогают делать сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера для персонализированной рекламы и контента, аналитических обезличенных сведений об аудитории и разработке сервисов.

Обработка данных пользователей осуществляется в соответствии с Политикой обработки персональных данных ООО «Медиа Менеджмент».