— Можешь себе представить, что происходит дальше.
— Он чинит кабель?
(«Большой Лебовски»)
Порнография существует столько же, сколько существует культура, и это естественно: вся история человечества показывает, что если технологию или предмет можно использовать для сексуального удовольствия, то это будет сделано. В случае кино такое применение лежало на поверхности, и первые известные эротические фильмы были сняты уже на следующий год после сеанса братьев Люмьер на бульваре Капуцинок.
Порнография — вечное искушение кино (а еще до того — фотографии), его первородный грех. Об этом снят фильм Балабанова «Про уродов и людей», где кинематографическая иллюзия оказывается неотделима от своей аморальной изнанки.
В теории кино — особенно, конечно, в психоаналитической ее версии и конкретно у Кристиана Метца — существует мнение, что вообще любой фильм работает по принципу вуайеризма.
Зритель как бы подглядывает за жизнью других людей, причем мир на экране достаточно реален, чтобы в него можно было поверить, но недостаточно реален, чтобы в этом ощущении можно было по-настоящему забыться. В этой двойственности и скрывается удовольствие от просмотра: мы проживаем фантазию и испытываем удовлетворение от ее реализации, но сами при этом ничего не делаем и ничем не рискуем.
В нем мало надстроек над основной функцией возбуждающей иллюзии — нет эстетических изысков, нет сюжета, в лучшем случае — короткое вступление. Оно может запустить какой-нибудь фетишистский сюжет об условном «сантехнике», но не очень способствует реалистичности: играют, понятно, очень плохо.
Смысл таких вспомогательных сцен, кажется, в отыгрывании неких социальных приличий, подобных тем, что соблюдают люди в реальной жизни: этикет похоти требует преамбулы и хотя бы надуманного повода («зайти на кофе»), даже если участники раньше не были знакомы и собираются просто переспать.
Сюжеты порнофильмов, где они есть, чаще всего изображают именно такую ситуацию секса незнакомцев — так что смысл вступлений еще и в том, чтобы сразу снять возможное напряжение на этот счет: герои исчерпываются сексуальной функцией, и ни о каких эмоциях вне этого речь не идет. Думать, как в анекдоте, что «в конце они поженятся», — еще более наивно, чем ждать того же после свидания на одну ночь через Tinder. Смысл того и другого — чисто физиологический.
Тело подчиняется фильму уже в тот момент, когда мы садимся его смотреть. Теоретик Жан-Луи Бодри описывал кинозал как единый «аппарат», который приводит зрителя в состояние, близкое ко сну, — темнотой, искусственной обездвиженностью и потоком ярких образов, которые не позволяют отвлекаться на другие раздражители (с оговорками эта идея применима и к домашнему просмотру).
В некоторых фильмах воздействие на тело усилено — взрывы заставляют вздрогнуть, особенно в зале со звуковой системой Dolby, от хорошо снятой погони учащается сердцебиение. А для порнографии физиологическая реакция зрителя — главная и единственная цель. Именно по этой причине ее обычно выводят за рамки кинематографа как такового.
Исследовательница Линда Уильямс насчитала три жанра, основанных на этом принципе: кроме порно, это фильм ужасов и мелодрама. Они провоцируют непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в виде физиологических жидкостей — спермы, пота и слез; все три жанра по этой причине считаются грубыми и занимают невысокое место в культурной иерархии.
Мелодрама кажется в этой концепции немного лишней — фильмы про собак тоже нужны, чтобы на них прослезиться; зато между ужасами и порнографией связь более прочная.
Современному человеку бывает трудно даже говорить о них, тем более осмыслить, а кино позволяет то и другое испытать, пусть понарошку.
Потому вполне естественно, что порно и хорроры всегда находятся в авангарде производства иллюзий: чем выше их достоверность, тем острее ощущения. Технология стереокино (так называемое 3D), впервые появившись в Голливуде в 1950-е, была сразу освоена продюсерами ужасов («Тварь из Черной Лагуны», «Музей восковых фигур»).
С эротикой было сложнее — порнокинотеатров в Америке на тот момент открыли еще очень мало, а специального оборудования у них не было; зато в эпоху «порношика» 1970-х уже забытую к тому времени технологию стали использовать и в кино с рейтингом X, а соратник Энди Уорхола Пол Моррисси успешно соединил оба «низких жанра» в 3D-фильме «Тело для Франкенштейна».
Цифровое видео тоже оказалось кстати. Поначалу видеокамеры проигрывали в качестве изображения, зато они были подвижнее, что позволяло оператору активнее перемещаться и находить новые ракурсы, а зрителю — почувствовать себя на месте событий.
От ощущения присутствия «Ведьма из Блэр» и «Репортаж» становятся еще страшнее, а многочисленные видео по тегу POV на порносайтах помогают зрителю вообразить, будто он сам участвует в разврате.
Уильямс заметила еще один аспект, объединяющий физиологические жанры: главный объект внимания в них — женское тело в пароксизмах ужаса или наслаждения. Мужские тела тоже есть, но камера меньше ими интересуется.
В порно не всегда видны даже лица мужчин, зато существуют ролики вообще без них — категория «лесбийских» видео, которые снимают, разумеется, не для лесбиянок. Зрители порнографии (как и хорроров) — преимущественно мужчины, и гендерный дисбаланс ведет к нездоровой ситуации, где женские фантазии представлены очень мало, зато мужские — в избытке, причем обычно в форме мужского доминирования с жестким анальным сексом и эякуляцией на лицо.
Но верно и то, что образы медиа способны замещать реальность, а порнография при ее нынешней доступности начинает влиять на представление о сексе задолго до первого опыта с другим живым человеком.
Еще одно положение в критике порно — то, что насилие и принуждение не просто показаны в кадре, но интегрированы в само производство порнографии. Актрисы хорроров не мучаются по-настоящему, а здесь мнимых действий нет, женское тело и чувственный опыт поставлены на службу мужскому желанию — даже если производство легально и регламентировано договором.
Развивая аналогию, замечу, что это вообще основная модель труда при капитализме — работник превращает ресурсы своего тела в прибавочную стоимость будущего товара и далеко не всегда испытывает от этого удовольствие; а труд без удовольствия — это насилие и есть. Труд при капитализме непристоен в принципе.
Но производство порнографии в этом смысле особенно цинично — не просто труд без удовольствия, а удовольствие, превращенное в труд; и от исполнителей еще требуется изображать, будто им действительно нравится. И все это, конечно, завязано на жесткий патриархальный код, в котором женщина может быть только объектом.
Если лица мужчин могут быть не видны в кадре, то мужской оргазм, в отличие от женского, для жанра обязателен. Так порнография воспроизводит в очищенном виде систему отношений, где эмоции заменены транзакциями наслаждений, любовь — подчинением, а удовольствие только имитируется.
Философ Игорь Чубаров в статье для журнала «Логос» пишет, что зритель порнографии всегда поставлен в положение соучастника преступления. Наслаждение по-прежнему находится в системе координат, которая задана жестким контролем религиозной морали. Но это значит, что возможна эмансипация порнографического изображения — и такая работа действительно ведется в производстве «этичного порно» (его поборницей является звезда взрослых фильмов Стоя), «женского порно» и в особенности любительских порнороликов.
Публикация любительских роликов тоже может иметь корыстные цели — соответствующие сайты имеют механизмы монетизации, — а содержание их может воспроизводить тропы профессиональной порнографии, понятые как «требования жанра». Но способ их воздействия несколько иной.
Если говорить о студийном порно в искусствоведческих терминах, то его метод — не реализм, а гиперреализм. Условие его существования — запрет, и поэтому такие видео переносят нас в пространство ирреальной, чрезмерной фантазии, где у всех идеальные тела и все друг друга хотят, а еще все хорошо освещено и в подробностях видно на крупных планах.
В домашнем порно может не быть крупных планов и вообще смены ракурсов, его эффект — в подлинности обстоятельств, участников и эмоций. То есть это эффект собственно реалистический. Такие видео не конструируют фантазию, а фиксируют реальный опыт и потому, возможно, вообще не совсем являются порнографией.
Сам термин происходит от древнегреческого корня, который значит «блуд», и это слово помещает нас в логику греха и запрета, в которой фантазия не может не быть трансгрессивной — а значит, чрезмерной и зараженной насилием. Приятнее смотреть не на блуд, а, скажем, на бесстыдство; надо узнать, как это будет по-древнегречески.