Инфляция в пяти вопросах. Все, что нужно знать о росте цен

Резкий рост курса доллара — это плохие новости для инфляции, которая растет пропорционально тому, как обесценивается рубль. «Московские новости» поговорили с макроэкономистом Сергеем Хестановым и выяснили, на сколько подорожают товары первой необходимости уже в ближайшее время и что с этим будет делать регулятор: как быстро удастся замедлить рост цен и кто выступает против.

Что такое инфляция и что на нее влияет? 

На бытовом уровне инфляция объясняется просто — это обесценивание денег. Сложности начинаются, когда пытаешься разобраться в ее причинах. На то, насколько подорожают товары или услуги, влияет огромное количество факторов, краткосрочных и долгосрочных.

Однако сейчас на первый план вышел хорошо знакомый россиянам на практике эффект переноса валютного курса. Более того, я думаю, что он сохранится до конца этого года. За последнее время мы наблюдали девальвацию рубля почти в 2 раза. Это значит, что нас ждет ускоренный рост цен — пропорциональный в той или иной степени. Пропорция зависит от того, о каком товаре идет речь — импортном, отечественном — и какая часть комплектующих для него приходит из-за рубежа. Правда, рост начнется не сразу, а только после того, как продавцы реализуют свои запасы — те, которые были закуплены при старом курсе, 3–5 месяцев назад.

Кстати, стоит понимать, что из-за курса доллара подорожают даже те товары, которые на бытовом уровне воспринимаются как отечественные — то же молоко. Понятно, что коровы наши, трава наша, труд рабочих наш, но грубо 10% — это доля импорта: средства защиты животных, упаковка, амортизация оборудования.

В среднем в сельхозхозяйстве доля зарубежных комплектующих составляет 6–13%, и снизить ее нельзя. Поэтому как бы ни хотелось, но цены на российские продукты придется повышать. 

А что насчет официальной статистики? Почему так часто она расходится с тем, что потребители видят в магазинах?

Здесь дело в психологии. Обычно потребителю кажется, что цены выросли намного выше, чем на самом деле. Происходит это за счет того, что люди обращают внимание на отдельные популярные товары, цены на которые подскочили заметнее всего. Из-за этого бытовое восприятие инфляции (ее же называют любительской инфляцией) дает намного более высокую цифру, чем на самом деле. Причем чем выше инфляция в стране, тем больше это искажение. 

Инфографика "Московские новости"

Понятно, что та инфляция, которую мы видим в магазине, будет заметно выше, чем официальная цифра «Росстата», — в последний раз за июнь ведомство насчитало 3,2%. Этому не надо удивляться. С одной стороны, статистические ведомства разных стран показатель занижают, меняя методику подсчета.

С другой, та низкая цифра, которая вызывает у людей возмущение, объясняется «эффектом базы». Цены сравниваются с теми, которые были год назад. Это позволяет учитывать фактор сезонности, что, например, важно для фруктов и овощей. С другой, к искажениям приводит та самая база: например, в прошлом году был резкий скачок цен с апреля по август. В результате сравнение с ними дает низкую инфляцию сегодня. Таким образом, когда эффект базы пройдет, мы увидим инфляцию не в 3%, а ближе к 8–10%. 

Вопрос — а все ли чувствуют рост цен одинаково? Или кто-то из потребителей — больше, кто-то — меньше?

Чем человек беднее, тем больше он страдает от роста цен.

У разных людей разный состав потребительской корзины. Чем ниже доход, тем выше расходы на продовольствие (почти все деньги такой потребитель тратит на еду и коммуналку). Продовольствие дорожает гораздо быстрее товаров длительного пользования. Другими словами, цены на гречку подскочат гораздо быстрее, чем на телевизоры. У состоятельных людей денег больше, как и того, на что они их тратят, поэтому доля продуктов в их корзине гораздо ниже, как и эффект от инфляции. 

В нынешней ситуации, когда при скачке валютного курса импортные товары дорожают сильнее отечественных, меняется структура потребления. То есть те, кто и так не очень обеспечен, начинают экономить еще сильнее. Кроме того, сильная девальвация сместит фокус потребителей в сторону отечественных товаров — туда, где есть хоть какая-то альтернатива подорожавшему импорту.

Как власти контролируют рост цен и какие меры предпринимаются? Есть ли те, кому выгоден рост цен? 

Инфляция — вещь ассиметричная: разгоняется быстро, замедляется медленно. Однако механизм для этого не меняется. Все последние годы — что во время кризиса 2015 года, что во время пандемии, что в прошлом году, — логика регулятора, российского Центробанка, была одинакова: взлетела инфляция — подняли ключевую ставку. Уменьшилась инфляция — ставку снизили. Таким образом регулятор пытается приблизиться к целевому значению в 4%. 

Не идеально, но эта методика работает. Так, в феврале 2022 года ЦБ экстренно поднял ключевую ставку почти в 2 раза — с 9,5% до 20% годовых, что помогло сдержать инфляцию по результатам года на уровне 12%, а не 20%, как говорили в начале года. 

Другая проблема, что на практике не всем нужна низкая инфляция — часть российского бизнеса активно выступает против, ведя борьбу с регулятором. Самый яркий пример конфликта интересов с ЦБ у экспортеров, которым выгоден слабый рубль: чем выше курс валюты, тем выше их валютная выручка и тем лучше для государства, для которого значимость экспортного бизнеса выше, чем импортного. В итоге любое практическое решение Центробанка — это всегда компромисс.

Если говорить о практике, как потребителю реагировать на рост цен в магазинах? Что стоит делать и от чего точно стоит воздержаться? 

Как минимум не стоит поддаваться панике и бежать скупать по два телевизора, как это было в 2015 году. Другое дело, что люди запомнили не только то, как некоторые бросились скупать бытовую технику в панике, но и то, как потом они пытались ее продать на «Авито». 

Таким образом, чем чаще падает рубль, тем спокойнее к этому относятся потребители и тем лучше это для инфляции. Население оказывается подготовленным и уже спокойно реагирует на то, что товары подорожали. Ажиотаж, в свою очередь, стимулирует рост цен, поэтому когда его нет, и инфляция ниже. 

В целом стоит понимать, что вся история рубля — это история того, как он обесценивался. Ослабляется рубль десятилетиями, скачки ослабления большие, а укрепляется он не надолго и не слишком сильно. У всех в памяти тучные годы — начало 2000-х и до 2008 года, — и за эти чуть менее 8 лет рубль укрепился на 30%. А затем за несколько месяцев ослаб почти в 2 раза.

Поэтому лучший способ защитить себя в этой ситуации — готовиться к новому скачку курса заранее. Профилактика стоит дешевле и гораздо более эффективна. Например, выделить ту часть накоплений, которую не планируется тратить в ближайшие год-два и переложить ее в другую валюту, рассмотрев как дружественную — китайский юань и дирхам (валюту ОАЭ) — и недружественную, доллар и евро. При этом придется учесть риски во всех случаях, начиная с возможности того, что внутри России прекратится движение безналичных евро и доллара из-за санкций. Что касается дружественных валют, то, с одной стороны, у них нет санкционных рисков, с другой, вопрос в стабильности их курса. Юань менее стабилен, чем доллар, зато намного стабильнее рубля. 

Копировать ссылкуСкопировано