Культурный код

История русского юмора: оружием сатиры

«Московские новости» начинают серию материалов об истории российского юмора: в первом выпуске рассказываем о сатирической прессе — от сатирических журналов конца XVIII века и первых листков с антибуржуазными шутками до журналов с острой критикой перестройки.

Бог — высоко, царь — далеко

История сатирических журналов в России началась с конца XVIII века — время расцвета печати и журналистики. Первым подобным изданием принято считать «Всякую всячину». Она была создана в 1769 году по инициативе Екатерины II, которая втайне редактировала и составляла большую часть статей. Впрочем, как таковой сатиры во «Всякой всячине» не было — проблемы общества игнорировались. Такие темы предоставлялись антиправительственным журналам-однодневкам вроде «Трутня» и «Пустомели», подпадавших под императорский ценз.

Первым сатирическим журналом в более современном представлении был «Будильник», который появился в 1865 году в Петербурге и проработал вплоть до 1917 года. В разные периоды тут уживался самый разный юмор: от злободневной оппозиционной критики до легких и безобидных шуток. В лучшие годы «Будильника» для него писал Антон Павлович Чехов, который отличился в жанре «комического календаря» — коротких пародийных заметок с вымышленными новостями и выдуманными фактами. Вот как это выглядело:

Астроном Бредихин в математическом обществе сделает сообщение о двух евреях, виденных им на планете Сатурн, которые, по его мнению, бежали на эту планету от воинской повинности. В Тамбове извержение вулкана. Столкновение кометы с г. Лентовским. В сей день Архимед перевернул бы землю, если бы ему дали точку опоры.

Фото: «Будильник»

В начале XIX века ключевое место среди юмористических изданий занимал журнал «Сатирикон»: в 1904 году его редактором стал известный русский писатель Аркадий Аверченко, а авторами в том числе Надежда Тэффи и Саша Черный. Едкий юмор и ирония по любым вопросам быстро сделали журнал одним из самых популярных среди изданий того времени, которое читали все — от студентов до депутатов, от мещан до членов царской семьи. 

Такое внимание часто приходилось некстати: недоброжелатели сильно мешали работе журнала. В 1914 году «Сатирикон» переименовали в «Новый Сатирикон», а в 1918-м и вовсе закрыли: журнал делал нападки на большевиков, сравнивая их с уличными грабителями, что стало последней каплей. В 1931 году Саша Черный вместе с Куприным и Буниным пытался возродить «Сатирикон» в эмиграции в Париже, но ничего не получилось. Несмотря на звездный состав участников, издание продержалось всего пару выпусков. 

Смех — орудие разрушения

После октябрьской революции и с зарождением СССР ситуация стала радикально иной. В 1920-х молодая страна бурлила, быстро менялась, вслед за ней следовала и периодика. Новой власти был остро необходим рупор пропаганды, и юмористические издания казались хорошим оплотом для построения социалистической идеологии и избавления от пережитков. «Смех — одно из самых мощных орудий разрушения. От смеха падают идолы, падают венки и оклады и чудотворная икона делается почернелой и дурно нарисованной картиной», — писал публицист-революционер Александр Герцен. Примерно такая задача и стояла у новой волны журналов: высмеять все былое, весь фундамент «старого» порядка.

Поначалу количество побеждало над качеством: десятки сатирических журналов появлялись и закрывались один за одним, не становясь хоть сколько-нибудь популярными и не оставляя за собой ничего, кроме вереницы странных названий. В продаже в разное время крутились издания вроде «Мухомора», «Сатаны», «Красного смеха», «Вечернего вопля», «Желчной колики» и так далее: какого-то фильтра на тот момент еще толком не существовало. 

Отдельным журналам все-таки кратковременно удавалось выбиться на передовую. Среди них: «Бегемот», сконцентрированный на рабочей сатире, и «Смехач», позже переименованный в «Чудака», в котором засветились такие авторы, как Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров. Несмотря на громкие имена, для современного читателя контент этих журналов может показаться устаревшим, но так или иначе заметно, насколько хлестким, оскорбительным и идеологически невыверенным он был. Всеобщий скептицизм, недоверие к новым порядкам и иронизирование над насаждаемыми переменами спокойно уживались со статьями и рисунками против религии, царизма, фашизма и прочих врагов коммунизма. Такой плюрализм мнений иногда выходил боком. Например, журналист Михаил Кольцов, который был главредом «Смехача» и «Чудака», в 1929 году выпустил слишком острый материал с критикой ленинградского партийного руководства — и это временно стоило ему работы.

Если эти издания были рассчитаны на продвинутого городского читателя, то журнал «Лапоть», который выходил два раза в месяц с 1924 по 1933 год, предназначался для крестьянской публики. «Веселый и ядовитый» — такой подзаголовок носило издание и по стандартам своего времени вполне ему соответствовало. В карикатурах, анекдотах, частушках и других жанрах народного творчества тут сопереживали рабочим и проходились по кулакам, попам, капиталистам и прочим врагам социалистического процесса. Причем издавался «Лапоть» преимущественно в цвете — настоящая роскошь, хоть и всего на 12 страниц. Учитывая непростое положение крестьян в тот период, скорее всего, немалая часть выпусков после прочтения шла на растопку печей.

К началу 30-х почти вся юмористическая периодика раннего СССР была вне милости власти: руководство страны было недовольно тем, что попадало в печать, указывало на измельчание тем и превращение прессы в новую буржуазию. Поняв, что орган политической сатиры сходу построить не удалось, государство приняло решение «лечить» уже выпускаемые журналы. Это, впрочем, часто приводило к их закрытию или слиянию с другими журналами или газетами. Одно издание тех лет все-таки смогло выжить — им был «Крокодил». 

Сатира по разнарядке

За более чем 70 лет существования «Крокодил» прошел путь от небольшого приложения к «Рабочей газете» до одного из крупнейших советских журналов. В лучшие годы его тираж достигал 6,5 млн экземпляров. Дорога к такому результату была непростой: в 20-х наладить печать оказалось нелегко, в 30-х НКВД нашло в журнале «контрреволюционное формирование» и репрессировало часть сотрудников, а в 40-х тематика временно съезжает на военную агитацию. 

Начиная с 50-х годов «Крокодил» укрепляется в статусе «сатиры по разнарядке» и превращается в рупор официальной пропаганды. Набор тем стал достаточно узким. Как настоящий крокодил, который может смотреть только прямо, печатный «Крокодил» всегда бил примерно в одну и ту же точку. Фельетоны, карикатуры и афоризмы насмехались над одними и теми же социальными элементами: от бюрократов, хулиганов, пьяниц и взяточников до хиппи, кошатников и людей, которые живут с родителями. 

Попадало и целым сферам жизни вроде науки и искусства. Они были большой гордостью советской власти, но парадоксально часто становились источниками раздражения для режима: в них плодилась эмиграция и «антигосударственные» настроения. «Крокодил» все это высмеивал. В изобразительном искусстве, к примеру, козлом отпущения становились модернисты и «халтурщики», а в научном деле — «бесполезные» НИИ и ученые, плодящие диссертации. 

Помимо жизни внутри страны, в «Крокодиле» постоянно обсуждалась и международная политика. Со страниц журнала ругали западный империализм, суровые реалии жизни в США и других капиталистических странах, агрессию НАТО, бесполезность организаций вроде ООН, санкции, антикоммунистическую пропаганду и прочий классический набор левых тем. 

Ближе к концу в 80-х тематика журнала стала уходить в сторону от того, что было принято считать классическим стилем «Крокодила». На второй план потихоньку отошли темы вроде осуждения империализма США, а на первый все больше выходила критика советской жизни без прикрас: от растущих цен и низкого качества товаров до бандитизма и проституции. Если раньше любые колкости «Крокодила» были инструментом государства, то к началу 90-х журнал уже стал критиком государственной политики.

Картинки вне цензуры

Еще одним важным советским журналом были детские «Веселые картинки», которые появились в 1956 году благодаря усилиям карикатуриста «Крокодила» Ивана Семенова. Считается, что название для издания, сам того не зная, придумал сын Семенова. Однажды художник спросил ребенка, что он рисует в своем альбоме, на что мальчик ответил «веселые картинки про то, как мы здесь живем». 

Появившись в эпоху хрущевской оттепели, «Веселые картинки» собрали пул авторов и художников-нонконформистов, повидавших советскую действительность со всех сторон. Например, карикатурист Константин Ротов на момент основания журнала только-только вернулся из лагерей, а создатели знаменитого логотипа с буквами-человечками Илья Кабаков, Эдуард Гороховский и Виктор Пивоваров стояли у истоков советского концептуализма и не понаслышке знали о работе над «нежелательными» видами искусства. «Веселые картинки» были редким изданием в СССР, которое не подвергалось усиленной цензуре: мол, рисунки для детей, что с них взять?

Благодаря подобному несерьезному отношению в печать проскочил такой капиталистический жанр, как комиксы. Да и в целом журнал сумел избежать насаженной сверху политики партии. Так, после смерти Брежнева всем без исключения изданиям было положено опубликовать портрет генсека на обложке. «Веселые картинки» решили этого не делать, объяснив тем, что под их названием и логотипом этот некролог будет смотреться как минимум странно.

Несмотря на политическую амбивалентность и прочую «диссиденщину», «Веселые картинки» были доступны для юного читателя. Да, в журнале хватало иллюстраций, которые можно было посчитать сатирой на советскую действительность, но даже она была сделана так, что ее легко могли понять дети младшего и среднего школьного возраста.

Комиксы, в свою очередь, отличались от американских аналогов и больше походили на иллюстрированные мини-рассказы. Отдельные кадры сопровождались полотнами текста, которые в силу размера помещались не в «баблы», а просто строчками под рисунки. По содержанию это были безобидные истории про людей, животных и постоянных героев журнала: Карандаша, Буратино, Незнайку и Чиполлино. Будь то в житейских или фантазийных сюжетах, они ненавязчиво учили подрастающее поколение смелости, находчивости, искренности и любознательности или просто развлекали детей незамысловатыми шутками.

Помимо самих «веселых картинок» в журнале также печатали сказки народов СССР, стихи, рассказы писателей, головоломки и загадки. Авторы, которые публиковались в журнале, не уступали по популярности самому изданию: на страницах «Веселых картинок» в золотые годы можно было найти работы гигантов детской литературы вроде Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Бориса Заходера, Сергея Михалкова и Агнии Барто, а позже и более новомодных авторов вроде Эдуарда Успенского и Андрея Усачева. В «Веселых картинках» началась карьера режиссера Александра Митты, который работал в журнале с первого дня его основания. 

Как и в случае с «Крокодилом», ближе к 90-м комиксы становились все реалистичнее и ожесточеннее, а политико-идеологический подтекст был заметен невооруженным взглядом. Вот, например, сюжет из журнала 1989 года, в котором веселые человечки «перестраивают» завод ненужных вещей в завод нужных вещей на зло директору Карабасу-Барабасову, заодно заботясь о чистоте окружающей среды. Аллюзия, возможно, не самая тонкая, но считывается без проблем. 

Фото: «Веселые картинки» (1989)

Жаль как оса

Выбор советских сатирических журналов не ограничивался только всесоюзными гигантами-миллионниками. Практически у каждой республики и у многих «малых народов» были свои издания, которые отчасти затрагивали региональную проблематику и национальные особенности. Названия давали, по примеру «Крокодила», из местной флоры и фауны: так, в Татарстане издавался журнал «Чаян» (в переводе — скорпион), в Беларуси — «Вожык» (ежик), в Казахстане выходил «Ара» (шмель), в Марий Эл существовало издание «Пачемыш» (оса), а в Украине — «Перець». Подразумевалось, что их сатира была такой же колкой, острой и болезненной, как столкновение с упомянутым в названии насекомым, животным или растением. 

«Я хочу, чтобы мои сатирические стрелы без промаха поражали бюрократов и очковтирателей, занятых бездельников и чинуш, плодящих резолюции, клеветников и носителей феодально-байских пережитков, подхалимов и хапуг», — писала редакция «Ары» в обращении к читателям. Такое настроение разделяло большинство региональных журналов: идеологическая заряженность в них была на порядок выше «больших братьев», а в силу меньшей популярности качество было пониже. Темы отличались не сильно: смеялись над все теми же пороками советского общества и кидали колкости по глобальной повестке вроде войны во Вьетнаме и ситуации в государстве Израиль.

Большая часть советских сатирических журналов не пережила 90-е: на их место сначала пришли более современные издания, затем телевидение, а потом — интернет-мемы. Какие-то издания вроде «Крокодила» бесславно закрылись, другие, вроде «Веселых картинок», безуспешно борются за релевантность, а кто-то существует в мумифицированным состоянии. Например, белорусский «Вожык», который по-прежнему выходит каждый месяц с тиражом чуть меньше тысячи экземпляров. Его наполнение и стилистика остались примерно теми же, что и раньше, но связь с реальностью была потеряна окончательно: карикатуры хоть и на актуальные темы, вроде коронавируса или кризиса высшего образования, однако выглядят совершенно устаревшими и вряд ли рассмешат кого-то, кроме самих авторов.

Копировать ссылкуСкопировано