Культурный код

Как делают русские сериалы: Эпизод V, как продать свою идею

Перед тем как сериал начнут снимать, его необходимо продать как идею. Но как это сделать? С чего вообще начинается работа на стриминге и насколько сложно попасть на проект молодому сценаристу или режиссеру с горящими глазами? Об этом рассказал «Московским новостям» генеральный продюсер ivi Давид Кочаров.

Станислав Красильников / ТАСС

— С чего вы начинали свою работу на телевидении?

— Я начинал как сценарист достаточно популярных шоу на ТНТ и «Первом канале». Затем на ТНТ в золотое время, примерно с 2013 года, я отвечал за развитие в интернете, а потом — за эфирное промо, в том числе за айдентику канала. И параллельно был продюсером и режиссером в Comedy Club Production — соответственно, на проекте Comedy Club. Потом снимал рекламу, занимался промо, а затем основал свой продакшн — и делал уже собственные проекты. Я занимался в том числе телешоу на СТС и «России», а первым сериальным проектом был сериал про футбол — «Большая игра» на СТС. Там же я был директором по маркетингу до того, как вышел на ivi.

— Насколько сложно было переключаться между разными профессиями в одной сфере?

— У меня изначально все шло как-то параллельно. Сначала мы делали рекламу: там приходилось и придумывать, и отвечать за производство, потому что это были достаточно камерные процессы с небольшими бюджетами. Приходилось одновременно заниматься и сценарием, и продюсированием, понимая, в пользу чего отказываться, а в пользу чего — соглашаться. Крайне редко есть проекты, на которых удается брать все лучшее: на чем-то надо экономить — где-то на группе, где-то на актерах, где-то на оборудовании. В этом и есть смысл продюсирования. Даже когда был режиссером, проводил очень много организационной работы. В дальнейшем это выросло в то, что я стал уже полноценным продюсером.

— Я правильно понимаю, что работа генерального продюсера довольно сильно отличается от простого продюсера?

— Да, на ivi, да и любой другой платформе, генпродюсер — это совершенно другая работа, это не продюсирование в чистом виде. Если до этого я был на стороне подрядчика, то есть отвечал за конкретный контент, то тут уже стою на стороне заказчика. Мне чуть-чуть повезло, потому что у меня есть опыт и в маркетинге, и в производстве, и в руководстве — это три разных направления, в которых по-хорошему должен работать генеральный продюсер. Фактически я сам отбираю и заказываю проекты, которые нам интересны, которые мы хотим запустить, которые должны быть у нас. У генпродюсера платформы должен быть стратегический взгляд на несколько лет вперед, минимум на три года. Он должен формировать предложения на рынке, продумывать стратегию и тактику, исходя из ежегодного бюджета, отвечать за тон конкретных проектов. Плюс в это входит работа с абсолютно разными подрядчиками и продакшнами. Это более менеджерская должность.

— Вы говорите о стратегии, однако прошлый год, мягко говоря, поменял планы многих — насколько эта стратегия была у вас гибкой и насколько вам пришлось ее поменять?

— Когда я только вышел на ivi, то предложил стратегию первого сезона — и дальше, так сказать, призрачную стратегию. Это был, скажем так, план «Б» — на второй, третий сезон и так далее — с моим пониманием того, как это будет происходить. Но я отмечал, что поскольку это первый сезон на платформе, то он и выявит все ошибки, плюсы и минусы. Мы специально пошли в разные жанры и разные формы. Мы запустили не только сериалы, но и полные метры, документальные фильмы, даже одно шоу, чего никогда не было на ivi. Мы решили поэкспериментировать, посмотреть, зайдет что-то или нет. Только сделав определенную работу, а не опираясь на ожидания аналитиков, можно что-то понять. Поэтому получив результаты по первому сезону, мы понимаем, на что дальше лучше давить, что лучше изменить и выпустить. Так что пандемия... Мы не в вакууме живем, в стране постоянно что-то меняется, мы за этим следим.

— На что вы будете делать упор в дальнейшем, судя по промежуточным итогам начала первого сезона?

— Мы будем делать упор на премиальный контент. Мы будем делать более бутиковые, штучные вещи. Понятно, что в первом сезоне были проекты, которые, скажем так, по скорости их производства занимали для нас мало времени. Либо они были уже готовы, либо мы их быстро писали и снимали. Опять же о пандемии — мы должны были раньше выйти на съемки, весной, но, к сожалению, возможностей для этого не было. То, что мы снимали летом, вышло в том же году, это были короткие проекты с сиюминутным успехом. Есть вещи, которые дольше пишутся, дольше готовятся — и соответственно, должны быть более качественными.

— Значит ли это, что будет более жесткий отбор сценарных заявок и продакшнов, с которыми вы будете работать?

— Со сценариями — да. Но по поводу продакшна — я не считаю, что для крупных проектов надо работать только с крупной студией. Есть молодые амбициозные студии, есть студии, которые раньше не работали в премиальном сегменте, но готовы туда сейчас пойти. У топовых студий, конечно, есть топовая наценка — другие могут быть замотивированы в другом.

— В сериальной индустрии нельзя сразу начать с большого проекта, прийти из ниоткуда. Меняется ли как-то этот подход и нужно ли его менять?

— Это все-таки большая работа по продюсированию. Звезды просто так не появляются — это всегда результат работы большого продюсера. Мы запустили сейчас проект под названием DarkNet, очень дорогой. На данный момент у него самый большой бюджет из всех проектов ivi. И мы доверили его почти дебютанту Динару Гарипову. У него уже был один сериал, но не такого масштаба. И мы доверились ему как режиссеру. Но я лично работал с Динаром не один год, мы делали с ним много разных проектов меньшего масштаба. Его режиссерские качества мне понятны, я в нем уверен. Но мы его обкладываем топ-профессионалами, у которых он может многому научиться. 

У нас работает оператор Федор Лясс, у которого за плечами много хитов, ведущий продюсер Максим Малинин, работавший в том числе над международными проектами, арт-директор у нас Артур Мирзоян, который работал с Китаем и Голливудом. Если ты обкладываешь топами и профессионалами молодого, но талантливого человека, то скорее всего, все получится. Но мы стараемся чаще так делать, потому что на рынке не так много готовых, стабильных режиссеров.

До площадки режиссер — это менеджер. На площадке — он творец. До этого он отвечает за работу всех цехов, он следит за всем. Но мы готовы давать дорогу молодым специалистам, у них горят глаза, они приносят что-то новое. 

Мы готовы доверять и молодым сценаристам, но когда мы пишем с ними сценарии, то понимаем, что это будет дольше по времени и сложнее. У нас для этого есть креативные продюсеры, которые их учат, разрабатывают с ними структуру, вносят коррективы. Это опытные люди, у которых не один хит за спиной. Они учат людей по ходу работы — и это тоже наш вклад в индустрию. Чем больше мы научим людей, тем более лояльными они будут для нас, тем больше у нас будет хороших специалистов, тем лучше будет наш следующий проект — или проект наших конкурентов, к сожалению. Такое тоже бывает.

— Как вы ищете новых режиссеров? Отсматриваете конкурсы короткого метра?

— Да, конечно. Часто нам и советуют кого-то. В прошлом году, например, я ездил на «Кинотавр», отсмотрел всю программу короткого метра — и слежу за тем, что выпускают коллеги.

— А сценарии? Часто ли вам присылают заявки? Есть ли у вас какой-то конкретный адрес для них?

— Да, у нас есть электронная почта — yes@ivi.ru.

— Часто ли получается сказать «да» тому, что пришло по этому адресу?

— Достаточно редко. Но очень часто, если нам нравится идея, мы выходим на связь, начинаем спрашивать, есть ли что-то еще, понимаем, насколько ребята готовы профессионально. И дальше в зависимости от того, как покажут себя авторы, и от того, насколько крутая их идея, — мы можем начать работать с ними. Такие случаи у нас были. Но было и так, что после недолгой работы с топовым автором мы понимали, что ничего не выходит, мы видим работу по-разному.

— Этим у вас занимается какой-то специальный человек?

— У нас есть редактор, в том числе по этому ящику. Те, которые ей кажутся спорными или интересными, мы потом обсуждаем все вместе. Креативные продюсеры, отвечающие за разные направления, потом встречаются с авторами, и если действительно обеим сторонам все нравится, то дальше заявку смотрю я — и либо утверждаю, либо нет. То есть у нас есть несколько фильтров отсеивания. Нам могут также прислать шикарную заявку, но мы можем знать, что у нас уже есть в разработке проект на похожую тему. И мы можем понимать, что наш проект сильнее.

— Можете ли вы в таком случае предложить авторам работу над вашим разрабатывающимся проектом?

— Да, конечно.

— Что должно быть в хорошей заявке?

— Если мы говорим про молодого сценариста, то конечно же должна быть написана пилотная серия — и хотя бы краткий синопсис сезона. Все работают так. Мы готовы смотреть посерийники и какие-то подобные вещи, но если это молодой сценарист, все равно надо понимать, как он пишет, как он пишет диалоги. Если к нам придут с заявкой на две-три страницы, то мы скажем: нам нравится, но напишите, пожалуйста, пилот. Когда человек присылает полный пакет, то это вызывает большее уважение. Когда ты видишь расписанный синопсис, то можешь начать задавать вопросы, а дальше ты смотришь, как человек работает. Для нас важно в том числе видеть, как человек реагирует на наши комментарии, правки и так далее. Часто бывает, что автору не нравятся наши правки. И это не значит, что мы правы, а он — нет. Есть много проектов, которые очень долго скитались по рынку и не находили результата.

— Конечно, например, «Чики»?

— Да, многим, может, и нравился этот проект, но они не были готовы его запустить. more.tv рискнули — и они молодцы.

— Я правильно понимаю, что это обсуждение с авторами заменяет вам процесс питчинга и у вас его как такового просто нет?

— По-разному бывает. Был у нас и опыт конкурса ivi talents — там, где ребята присылали заявки, а потом десять финалистов у нас питчились живьем. Бывает, что нам советуют молодого автора, и мы по рекомендации просим к нам приехать и запитчить. Но в основном да, все понятно из текста.

— В прошлом году вы делали масштабную презентацию сезона — после этого заявок стало больше?

— Да. Мы дали сигнал рынку, они поняли, что нам нужно, что мы открыты — стали больше присылать как интересных, так и неинтересных заявок. И это очень важно — и для нас, и для них.

— Говоря о рынке, вам интересно выходить на Запад? Успех той же «Эпидемии» должен был многих подстегнуть.

— Мы прежде всего ориентированы на внутренний рынок, поэтому он нам интересен в первую очередь. Сейчас мы стараемся делать аутентичные проекты, нацеленные на нашего зрителя, с какой-то в хорошем смысле российской фактурой. Не наш путь — стараться понравиться западным инвесторам и платформам. Понятно, что есть международные жанры, например триллер или хоррор, и мы, конечно, делаем скидку на возможное международное распространение, но об этом изначально не думаем. Российский зритель и пользователь важен для нас в первую очередь.

— Насколько получается его привлечь?

— Мы пока в самом начале пути. Поэтому о каких-то итогах говорить попросту не имеет смысла.

Копировать ссылкуСкопировано