Теперь официально — Facebook сменил название на Meta и будет заниматься, что логично, развитием метавселенной. Марк Цукерберг снялся в часовой презентации, проанонсировал светлое высокотехнологичное будущее и снова спрятался от назойливых журналистов, которые спрашивают его про скучные вещи типа геноцида, дезинформации, торговли данными и влияния на подростков. К несчастью для шефа Facebook, даже если отвлечься от всех этих досадных тем, история с метавселенной вызывает чуть ли не больше вопросов. И в первую очередь каждый нормальный человек пытается понять, а…
Что такое вообще эта ваша метавселенная?
Короткий ответ: подростковая фантазия.
Длинный ответ: никто толком не понимает. Не всерьез, по крайней мере. Термин «метавселенная» родом из культового киберпанкового романа Нила Стивенсона «Лавина». Оттуда, в частности, в обиход вошло слово «аватар» для обозначения отражения человека в цифровом мире. Вот как Стивенсон описывает присутствие героя в метавселенной: «Он в генерируемой компьютером вселенной, которую компьютер ему рисует и гонит через наушники. На сленге это воображаемое место называется «Метавселенная».<...> Хиро приближается к Стриту. Это Бродвей, Прадо и Елисейские поля Метавселенной. Зеркальное отражение этого ярко освещенного бульвара в миниатюре проецируется на линзы его очков. Пусть в Реальности Стрит не существует, в данный момент по нему разгуливают миллионы людей. Параметры Стрита фиксированы протоколом, выработаны сверхниндзя-вождями от компьютерной графики из Ассоциации глобального мультимедийного протокола».
Среди других примеров — OASIS из «Первому игроку приготовиться», киберпространство из «Нейроманта» Уильяма Гибсона, Диптаун из «Лабиринта отражений» Сергея Лукьяненко. Сразу обратим внимание, что метавселенная — вещь исключительно из художественных фантастических произведений. Причем из художественных и фантастических произведений из детства и юности ключевых игроков Кремниевой долины, включая Цукерберга. Это важно.
Ключевое концептуальное отличие метавселенной от просто игр или отдельных программ в виртуальной реальности — ее всеохватность и взаимосвязанность. Метавселенная должна быть, по задумке Цукерберга, новым интернетом. В 2020 году много шума наделало эссе журналиста и аналитика Мэттью Болла, который писал, в частности, о том, что у метавселенной должна быть своя экономика, а виртуальные товары и предметы должны будут свободно перемещаться между ее сегментами. Например, пистолет из игры Counter-Strike можно будет использовать в Fortnite, подарить другу через Facebook или обменять на волшебный меч в World of Warcraft. В связи с чем возникает следующий вопрос…
Как все это будет работать?
Короткий ответ: пока никак либо очень криво.
Длинный ответ: никто толком не знает. Согласия нет даже на уровне технологии. Есть как минимум два направления: VR (виртуальная реальность) и AR (augmented reality, дополненная реальность). С VR более-менее все понятно — это такие громоздкие шлемы-очки (о громоздкости еще поговорим), которые целиком переносят человека в виртуальный мир. С AR сложнее. Это тоже очки, но в идеале — легче и проще, которые накладывают виртуальные элементы на реальное окружение человека. Как интерактивные голограммы Тони Старка или виртуальный созвон из Kingsman.
Цукерберг в своей презентации говорит об обеих технологиях, но как они будут взаимодействовать — неясно. Плюс надо понимать, что реальной легкой и удобной модели AR-устройств пока не существует. И совершенно непонятно, насколько они реализуемы технически, как в части качественной проекции изображения на прозрачные линзы, так и в части трансляции образа носящего — для этого нужны камеры и датчики. Для удобства проще говорить о VR — это пока наиболее понятная технология, которая в более-менее осязаемом виде уже существует.
Но технология — только часть проблемы. Чтобы метавселенная была по-настоящему целостной, а не просто унылой песочницей Facebook, ИТ- и медиагиганты должны достичь поистине беспрецедентных соглашений по взаимодействию. Пока ничего на это не указывает. Наоборот, вслед за Цукербергом о намерении заниматься метавселенной напомнили и в Microsoft, и совершенно не в качестве партнеров, а в качестве конкурентов. В метавселенной Microsoft даже обещают Excel и PowerPoint! Что наводит на вопрос...
А зачем все это нужно?
Короткий ответ: нам с вами — незачем.
Длинный ответ: даже если рассматривать наиболее футуристические образы метавселенной, нельзя отделаться от мысли, что для рядового пользователя это будет все тот же интернет, только намного хуже. Присмотритесь к презентации Цукерберга. Чего вы там не видите? Правильно, на всех этих красивых и улыбчивых людях нет громоздких и тяжелых шлемов виртуальной реальности.
Принадлежащий Facebook производитель Oculus выпустил на рынок, пожалуй, лучший потребительский VR-шлем — Oculus Quest и Quest 2. Quest 2 даже покрасили в белый цвет. По меркам рынка это шикарное устройство — беспроводное, относительно комфортное, с очень четким считыванием. Но это по меркам рынка. По меркам нормального человека это полкило пластика, которые надо присобачить себе на лицо. Плечи и шея передают привет. Но это только начало: шлем надо разместить очень точно: миллиметр вниз, миллиметр вверх, и картинка теряет четкость. Накладка плотно прилегает к лицу, и в шлеме достаточно жарко. Впрочем, накладка неплохо впитывает пот — еще вопрос, плюс это или минус.
Но и это еще не все. После того как мы надели шлем, в виртуальном пространстве надо как-то передвигаться. Ногами не выйдет, если только не выбраться в нем в центр стадиона. Можно с помощью ручки контроллера, но очень многих при таком режиме сильно укачивает — вестибулярному аппарату не нравится, что мы одновременно стоим и как будто куда-то идем. Поэтому многие виртуальные программы и игры используют режим телепортации, позволяющий мгновенно перемещаться на несколько шагов. Представьте себе метавселенную с толпой лихорадочно скачущих сквозь пространство аватаров. И вообще — представьте себе версию интернета, где чтобы побеседовать с друзьями, вам нужно будет потратить время, чтобы туда добраться сквозь виртуальный мир, вместо того, чтобы сделать пару кликов.
После чего демонстрирует чудо из чудес — рабочее место в виртуальности. Можно сесть за стол, надеть шлем и видеть в виртуальности тот же стол, но с другим видом из окна. Залипаем в инстаграме по-современному — с болью в шее и постоянно подступающей тошнотой. Еще есть возможность конференций в VR, с мультяшными аватарами. Чем это будет лучше и персональнее того же Zoom — вопрос. Думается, что если людей бесит неестественность Zoom, то виртуальное общение с коллегами в образах коал, инопланетных крокодилов и Кевинов Спейси их удовлетворит еще меньше.
VR — это очень-очень здорово и впечатляюще при краткосрочном знакомстве. Но подавляющее большинство игр и программ для VR не просто так заточены под относительно короткие сессии. Это неудобно, утомительно и чисто концептуально непригодно для массового постоянного использования. Не в последнюю очередь потому, что человек в виртуальном шлеме еще и выглядит в высшей степени нелепо. Преемником интернета не может служить практика, которая даже в кругу семьи вызывает ощутимый конфуз. По совокупности этих причин даже убежденные гики и геймеры покупают VR-устройства очень неохотно: среди пользователей главной мировой игровой платформы Steam владельцев VR-шлемов всего полтора процента. Меньше чем владельцев видеокарт последнего поколения, которые стоят от 100 тыс. до 300 тыс. рублей и которые днем с огнем не сыщешь даже по этим ценам. И в этой связи вопрос…
Так кому все это нужно?
Короткий ответ: Цукербергу.
Длинный ответ: Цукербергу и его друзьям. Вернемся к презентации Facebook. То есть, ой, простите, Meta. Вот Цукерберг посреди большого просторного дома ныряет в виртуальное пространство, чтобы пообщаться с друзьями и поиграть в серфинг. Вот он выходит во двор, чтобы пофехтовать онлайн с чемпионкой. Вот другая женщина — она на собственном велотренажере переносится в метавселенную, чтобы заниматься вместе с другими людьми и инструктором. Вот она, аудитория метавселенной: люди из окрестностей Пало-Альто, которым одиноко в их частных тренажерных залах и многоэтажных особняках. Потому что, поверьте, даже лучший VR-шлем разбивается о пространственные реалии средней московской квартиры. Или нью-йоркской квартиры.
В прошлом году в США вышел комикс «Остров миллиардеров», где подозрительно похожий на Цукерберга богач вместе с коллегами переселяется в специально построенный райский уголок, куда закрыт проход любому с состоянием меньше миллиарда. Метавселенная в видении основателя Facebook больше всего похожа именно на это. Как и Facebook, это проект, который интересен в первую очередь самому Марку. Но когда он делал соцсеть, он был молодым и еще не очень успешным юношей, одним из десятков миллионов таких же по всему миру. Теперь же он в куда более нишевой группе.
«Лавина» Нила Стивенсона, по всеобщему признанию, — крайне популярная в Кремниевой долине книга, повлиявшая на целое поколение айтишников. «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна повлияла на тех, кто только приходит в отрасль. Но Цукерберг упустил две вещи. Первое, и главное: все книги с метавселенными — антиутопии. Что у Стивенсона, что у Клайна, что у Гибсона люди массово бегут в виртуальные миры потому, что реальный находится на грани краха или даже в процессе краха, мучительном, но необратимом. Метавселенная — это одновременно симптом и паллиатив, а не светлое будущее, которое с радостью, гордостью и яркими презентациями нужно анонсировать.
Второе, что упустил Марк: метавселенные — придумка фантастов. И, что важнее, литераторов. Которым в первую очередь важно создать интересный, яркий сеттинг и остросюжетное повествование. Поэтому Стивенсон описывает драки на мечах и гонки на мотоциклах в виртуальности, но не вдается в подробности, а как именно передается физическое движение. Поэтому никто не зацикливается на весе и аккумуляторе шлемов. Сергей Лукьяненко тут, к слову, хитрее американских коллег — в «Лабиринте отражений» он специально вводит полумагическую гипнотическую программу, которая создает у человека тотальную иллюзию физического погружения в виртуальный мир, вплоть до имитации вкуса, запаха и других ощущений. Виртуальные миры — это материал для классных историй, но не для практичных и удобных повседневных решений. И наоборот. Фантасты не придумали Facebook и Twitter не потому, что это так уж немыслимо. Это скучно и плоско. Но удобно. Так что остается только один вопрос…
И что теперь?
Короткий ответ: прямо сейчас — ничего.
Длинный ответ: все указывает на то, что вся эта история с переименованием головной компании Facebook в Meta и сопутствующей презентацией — форсированное решение. Понятно, что Цукербергу это интересно и что это всегда было в планах, но ни концепция, ни компания не выглядят готовыми для прайм-тайма. Facebook пришлось пойти на это ради локальных пиар-целей — хоть чуть-чуть сбить негатив от постоянного шквала критики, утечек, препирательств с Конгрессом США и разговоров о разделении компании. Идея заведомо провальная и только дискредитирующая новый бренд, даже логотип которого, кажется, нарисован на коленке. Вряд ли новое название всерьез приживется.
В обозримом будущем продолжат развиваться «метавселенные», которые у нас уже есть. Онлайн-игры, в которых формируются свои сообщества и в которых можно не только играть, а, например, проводить концерты, и без всяких виртуальных шлемов. Соцсети. Контент-платформы. Мессенджеры, в которые можно мгновенно войти и пообщаться в любом формате, от текста до видео, без необходимости болтаться в виртуальном такси.
Может ли ситуация измениться? Конечно. Но технология виртуальной реальности должна кардинально измениться, стать на порядок более комфортной, доступной и надежной. И, возможно, тогда действительно достаточное количество людей шагнут в метавселенную. Важно помнить одно: Марк Цукерберг знает только один способ монетизации своих разработок: агрессивная, повсеместная, хищническая реклама. А метавселенная, забитая под завязку рекламой, — это буквально, слово в слово, план главного антагониста из «Первому игроку приготовиться». Один из богатейших и наиболее влиятельных людей в мире только что объявил на всю планету, что хочет стать киношным злодеем. Во всех прикладных смыслах метавселенная уже здесь, и мы в ней живем.