Сто лет назад в США гремел Век Джаза: эпоха послевоенного гедонизма, когда джаз звучал на радиоволнах и танцполах, был главной культурной доминантой американского общества. За прошедшее столетие он оброс глубокой историей, разбился на отдельные художественные течения, превратился из музыки популярной в музыку элитарную. Вот шесть имен, с которых можно начать ваше знакомство.
Дюк Эллингтон
- Легендарный пианист, композитор и бэндлидер, Дюк Эллингтон — альфа и омега джаза, без которого в этом списке никак не обойтись. Карьера Эллингтона продлилась с 1930-х по 1970-е годы, охватив самые главные джазовые эпохи.
- Музыка Эллингтона была легкой, по-композиторски хитрой, жизнерадостной, прекрасно сыгранной невероятными музыкантами его оркестра.
- Эллингтон оставил после себя огромный объем записей: его официальная студийная дискография насчитывает более 50 альбомов. Начинать можно примерно с любой пластинки, но самые-самые доступные для новичков — это Ellington at Newport (запись легендарного концерта оркестра 1956 года) и Far East Suite (красочная концертная сюита, вдохновленная музыкой стран Азии).
Кит Джарретт
- Один из главных виртуозов джазового фортепиано, Кит Джарретт создал целый пласт удивительной, умной, необычной и при этом понятной широкому слушателю музыки.
- Самые популярные альбомы Джарретта — записи его сольных концертов, в процессе которых он импровизировал на фортепиано. Самый известный — The Köln Concert (1975): предельно романтичная и проникающая глубоко в душу музыка, похожая на саундтрек к хорошей голливудской мелодраме.
- Джарретт активно работал и с хрестоматийным джазовым репертуаром, в частности в рамках своего трио, интерпретируя классические стандарты в довольно современном ключе. Лучший альбом трио — Standards Live (1986).
Майлз Дэвис
- Трубач и композитор Майлз Дэвис — один из главных инноваторов в истории джаза. Дэвис считается родоначальником кул-джаза, хард-бопа, джаз-фьюжна и многих других джазовых течений.
- Альбомы Дэвиса конца 1950-х – начала 1960-х годов — в первую очередь Kind of Blue (1959), повсеместно считающийся лучшей джазовой записью в истории, — подойдут тем, кому хочется начать с интеллигентного, мелодичного и при этом нескучного акустического джаза.
- Если вам ближе электронная музыка или фанк, если вы ищете музыку, которая способна заставить вас двигаться, то смело начинайте с альбома On the Corner (1972). Если вы любите звучание старых саундтреков Эннио Морриконе или классическую музыку, то попробуйте Sketches of Spain (1960), музыка там похожа и на то, и на другое.
Чет Бейкер
- Еще один известный джазовый трубач и вдобавок прекрасный вокалист. Чет Бейкер сочинял музыку для романтиков, для влюбленных и для тех, кто подвержен легкой меланхолии.
- Бейкер — трагическая фигура: красавец с изысканной внешностью, почти пропавший в пучине наркотиков, но сумевший под конец своей жизни совершить камбэк. Без понимания судьбы Бейкера восприятие его музыки будет неполным. Посмотрите «Давайте потеряемся» (1989), фильм Брюса Вебера о жизни этого музыканта.
- Самые известные вокальные альбомы Бейкера — Chet Baker Sings (1954) и It Could Happen to You (1958). Лучшая запись, показывающая его силы как инструменталиста, — Chet (1959).
Нина Симон
- Одна из лучших джазовых вокалисток, Нина Симон обладала завораживающим низким тембром голоса и умением петь каждую песню, будто рассказывая историю. Симон была также выдающейся пианисткой. Доказательство — одна из ее лучших пластинок Little Girl Blue (1959).
- В своем творчестве Симон не ограничивалась только джазом, сочетая его с соулом, госпелом, а часто и поп-музыкой, модной в 1960–1970-х. Послушайте альбомы Pastel Blues (1965) и High Priestess of Soul (1967).
- Наконец, Нина Симон — одна из лучших сценических артисток в истории джаза. Совет ознакомиться с ее творчеством не будет полноценным без рекомендации послушать какой-нибудь ее концертный альбом: в данном случае — Nina Simone in Concert (1964).
The Bad Plus
- Современный нью-йоркский ансамбль, сделавший себе имя на исполнении джазовых обработок классики рок- и поп-музыки. The Bad Plus не просто переигрывают хиты — например, Heart of Glass Blondie или Maps Yeah Yeah Yeahs, — а превращают их в полноценные джазовые произведения, кардинально меняя аранжировки.
- Впрочем, The Bad Plus записывают и оригинальный материал — при этом тоже вдохновленный не только джазовым наследием, предельно мелодичный и без авангардных выкрутасов.
- Лучший альбом каверов в карьере The Bad Plus — It's Hard (2016), на котором группа исполняет, скажем, вечный хит Crowded House Don’t Dream It’s Over. Лучший диск собственного репертуара — недавний и почти одноименный Activate Infinity (2019).