Разве артисты не сами пишут свои песни?
Бывает, пишут. Такого артиста мы называем автор-исполнитель. Чаще всего песни собственного сочинения исполняют рокеры, рэперы, артисты нишевых жанров, для которых на первом месте стоит выражение собственных мыслей своими же словами.
Поэтому безопаснее, когда артист делает то, что получается у него лучше всего, — талантливо исполняет песни, написанные профессиональными авторами. Так делали Элвис Пресли, Эдит Пиаф, Фрэнк Синатра, Леонид Утесов, Элла Фицджеральд, Иосиф Кобзон — все эти исполнители ничего не сочиняли сами, но умели гениально подать материал.
То же происходит и с большинством современных артистов. Почти каждая песня, которую вы сейчас слышите по радио, когда-то попала к исполнителю в виде демо — демонстрационной записи исполнения песни самим автором. Часто автор пишет и музыку, и стихи. Он же делает и первую версию аранжировки. Если артисту нравится демо, он покупает у автора песню. Возможно, подгоняет под себя (правит текст, корректирует аранжировку) и записывает вокал. И исполняет так, будто она родилась у него прямо на ваших глазах.
Вокальный хук — пропеваемая фраза, которая делает песню узнаваемой — почти обязателен для любого хита. Правда, оказалось, что во многих песнях прошлого десятилетия этот хук был одним и тем же.
Мама, я сонграйтер
Что же должно случиться с человеком, чтобы он начал писать песни? Часто это происходит само собой, когда творческий порыв ребенка не встретил внешней критики и никто не сказал, что сочинение песен — это не настоящая работа. Так было у NIA, которая начала сочинять стихи в шесть лет, а теперь пишет песни для мюзиклов и рекламы, сотрудничает с Black Star, Сергеем Жуковым, группой «Кватро», Лилией Ниловой, Юлией Райнер и другими. Кто-то, как Антон Маскелиаде, музыкант и основатель Школы Маскелиаде, в 13 лет снимает клип в квартире с другом, а через годы открывает свою школу музыки. А кому-то, чтобы открыть в себе автора, сначала пришлось столкнуться с другим автором — в кино или в реальности.
Маша Мельникова (музыкант, сонграйтер, автор «Лаборатории песен и снов»): «В 8 классе я посмотрела фильм «Майкл» с Джоном Траволтой, он играл ангела. Одна из героинь в их совместном путешествии написала песню, что-то про попутчиков, про обочину. Я подумала, что это очень легко — вот так взять и написать про то, что я вижу. Взяла гитару, на которой только начала учиться играть, и написала на знакомые аккорды первую песню».
Гая Марина Гарбарук (музыкант, сонграйтер, автор канала ЗАДРОТПОП и создательница Gaya.School): «Ко мне пришел мой брат и сказал: я написал тебе песню. И спел о том, какая я крутая — поступаю в Москву, меняю свою жизнь. Я очень удивилась, потому что это не то, что в нашей семье происходит регулярно. А потом произошла штука, которая, как сказал мой терапевт, называется сиблинговое соперничество. Поскольку мой брат сделал это, мне захотелось тоже. И я написала песню своему брату».
Причиной тому может быть естественный поиск подходящей профессии, но иногда начинающий автор просто не получает достаточной поддержки. Важную роль в жизни любого сонграйтера играют единомышленники.
Антон Маскелиаде: «Без поддержки даже самый талантливый музыкант очень быстро увянет. Нужна безопасная творческая среда, где люди с уважением относятся друг к другу и с любовью — к музыке. Особенно это важно в самом начале пути, когда одному страшно».
В танцевальные песни часто добавляют предприпев (здесь на 0:33) — часть перед припевом, которая оттягивает наступление того, чего все ждут, и создает приятное напряжение у слушателя.
Гая: «В какой-то момент я узнала, что существует сонграйтинг в Berklee, и написала им письмо. Там есть пятинедельная школа, но это все стоило диких денег, которых у меня не было, плюс у меня не было музыкального образования. В общем, я спросила их, что делать. Они говорят: ну, подпишитесь на нашу рассылку. А потом, спустя какое-то время, прислали мне письмо, что идет набор на «Курсере», «вдруг вам это поможет». Я попала на самый первый поток, и это изменило мою жизнь кардинально. Было ощущение, что я — дельфин, который всю жизнь до этого прожил на планете обезьян и вдруг попал в место, где все дельфины, и их — целая планета».
Если существуют профессиональные сонграйтеры, курсы, школы, значит, написание песен — это настоящая индустрия, и можно получить системные знания и оценить уровень своих способностей. Отличные новости для начинающих авторов! Но еще несколько лет назад в России не было широкого выбора учебных заведений для желающих стать профессиональным автором песен.
NIA: «Я училась в Финляндии в Tampere University of Applied Sciences по специальности «музыкальный продакшн и музыкальный бизнес». Когда я начала учиться, поняла, что продакшн
Когда я вернулась в Москву, как раз открылась Moscow Music School, и я решила закрыть гештальт. Потому что хотела, чтобы у меня в дипломе было написано «сонграйтер и перформер». Также я прошла онлайн-курс Berklee. И это дикий кайф — там очень классная структурная информация».
Поэтому каждого сонграйтера, желающего остаться в профессии, ждут годы практики: сочинения и прослушивания музыки, попыток разобрать устройство любимых песен и понять, почему некоторые песни кажутся нам лучше, чем другие. Авторы продолжают учиться и экспериментировать на протяжении всей своей карьеры, и даже самые опытные не могут гарантировать, что нашли формулу хита.
(Кажется, одному человеку это все-таки удалось. Шведский продюсер и сонграйтер Макс Мартин — автор огромного количества хитов Backstreet boys, Бритни Спирс, Бон Джови, Тейлор Свифт, The Weeknd. Секрет своего успеха Мартин, если и знает, то не раскрывает, он вообще неохотно дает интервью. Но сонграйтеры по всему миру продолжают изучать его методы).
Один из основных приемов сонграйтинга — повтор. Припевы в песнях повторяются несколько раз, чтобы мы точно их запомнили. А слово «босая» в этой песне звучит больше 20 раз.
Количество вложенных сил, времени и денег не позволит профессиональному сонграйтеру относиться к своему делу как к бескорыстному увлечению. NIA еще во время учебы в Финляндии продала свою первую песню — композицию по референсу I See Fire Эда Ширана, написанную специально для студенческой короткометражки.
Бывает, что сонграйтер сочиняет в одиночестве и «питчит» (предлагает) свои «демки» лейблам или конкретным артистам. Но часто артисты, выступающие на сцене, хотят сделать песню более личной, близкой себе. Тогда сочинение может происходить в тандеме «артист + сонграйтер».
Гая: «Был опыт с девушкой, с которой познакомили общие друзья, — она искала материал. Мы встретились поговорить и просто провели час за ужином, а через три дня я ей позвонила и сказала: сейчас я тебе что-то пришлю. Я просто ходила вокруг Чистых прудов, думала про ее историю и что-то напевала. Она сразу же выкупила эту песню».
NIA: «Когда ты пишешь для себя, ты не ограничен ничем, твое творчество может быть каким угодно. Когда ты пишешь для других людей, твоя основная задача – влезть в шкуру этого артиста и написать про любовь не то, что ты думаешь про любовь, а то, что спел бы он. Ты должен сделать так, чтобы артист мог исполнить твою песню и чтобы Станиславский сказал: окей, я верю, что он это проживает».
Нарушение просодии (смещение ударения в словах) обычно считается ошибкой, но российские авторы иногда называют это фишкой. Самый частый случай — изменение ударения в словах «твоя» или «моя». Как и в новой песне Лолиты и Коста Лакосты: «стоишь у мАего дома...» (1:01).
Артисты, желающие купить песню, находятся через знакомых или обращаются к сонграйтерам сами. Музыка — одна из тех сфер, где знакомства и отношения между людьми часто являются решающим фактором.
Написанием песен можно неплохо заработать. Вилка гонораров, как во всех творческих профессиях, очень широка — от «респекта» (то есть нуля) до нескольких тысяч долларов. Авторы с хорошим портфолио могут получать от 100 тыс. рублей за песню, а те, кто написал хит и не один, увеличивают эту сумму в несколько раз. Уже захотели попробовать себя в сонграйтинге?
Попробуйте себя в сонграйтинге
Упражнение текстсеттинг — «укладывание текста», сочинение слов под имеющуюся мелодию. Вспомните одну из песен, которая вам нравится, и напишите для нее новый текст на любую тему.
Например, что бы вы спели на этот мотив?
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу,
И на солнышко гляжу.
Маша Мельникова: «Если песня внутри звучит, однажды она прорвется, хочется нам этого или нет. Нужно просто научиться давать ей выход, придавать ей форму, впускать ее в наш физический мир из мира «песен и снов», как я его называю. Самая частая проблема авторов не в том, что они не умеют писать, а в том, что они не верят в красоту того, что они уже написали».
NIA: «Сонграйтингу может научиться абсолютно любой человек, который хочет писать. Музыкальной бэкграунд в виде законченной музыкальной школы и консерватории не обязателен для того, чтобы быть сонграйтером. История про «мне сначала надо выучить вот это и вот это, а потом я, может быть, смогу себе разрешить что-то писать» — это отговорки. Люди, которые хотят, приходят ко мне на занятия, берут реально много из того, что я рассказываю, применяют это по-максимуму, делают и получают результат. Это только так работает, и мне кажется, что так абсолютно в любой сфере».
Традиционно припев — самая эмоциональная часть песни. А для передачи эмоций часто не требуется много слов. Поэтому припевы многих хитов обходятся несколькими повторяющимися словами или вовсе без них (0:41).
Где поучиться сонграйтингу
Gaya School — авторский онлайн-курс и марафон по сонграйтингу с акцентом на текстах русскоязычных и англоязычных песен. Много теории и практики, чтобы рифмы и смыслы не хромали, индивидуальные консультации и наставничество.
Школа Маскелиаде — онлайн и офлайн курсы в Москве. Интенсивные занятия по работе в программе Ableton, в финале у вас будет готов свой трек (с текстом или без). Дружное комьюнити и поддержка после окончания учебы. Скоро запуск отдельного курса по сонграйтингу.
Лаборатория песен и снов — офлайн-занятия в Москве. Вместо обучения как такового — теплые разговоры и мягкие телесные практики, которые помогут освободить душу и тело, чтобы услышать песню, которая уже звучит внутри.
Songwriting 101 — Telegram-канал Nia. Дерзкий коучинг и самодисциплина: онлайн-марафоны, индивидуальные консультации и «кофе с сонграйтером».
Moscow Music School — офлайн-курс Songwriting в Москве. Двухгодичное обучение, за время которого вы сформируете авторское портфолио и проведете живое выступление.
Berklee online — онлайн-курсы по сонграйтингу одного из главных музыкальных заведений мира.
Songwriting: writing the lyrics — бесплатный онлайн-курс на «Курсере» в партнерстве с Berklee College of Music. О том, как написать текст песни, на английском с русскими субтитрами.