Культурный код

Как стать сонграйтером

Если верить рекламе, сонграйтеры — люди, профессионально пишущие песни, — это новые фотографы. Научиться сонграйтингу и стать автором всероссийского хита можно с помощью онлайн- или офлайн-курсов или даже одного марафона. Пожалуй, в этом есть нечто удивительное для тех, кто привык считать, что русская песня идет от сердца, а значит, научить этому нельзя. 

По просьбе «Московских новостей» певица и автор песен Анна Ворфоломеева разобралась, с чем связан бум сонграйтинга, почему люди готовы платить за этот навык и где его можно применить. 

Разве артисты не сами пишут свои песни?

Бывает, пишут. Такого артиста мы называем автор-исполнитель. Чаще всего песни собственного сочинения исполняют рокеры, рэперы, артисты нишевых жанров, для которых на первом месте стоит выражение собственных мыслей своими же словами.

Но в большом шоу-бизнесе выпуск каждой песни несет финансовые риски для артиста и его команды. 

Поэтому безопаснее, когда артист делает то, что получается у него лучше всего, — талантливо исполняет песни, написанные профессиональными авторами. Так делали Элвис Пресли, Эдит Пиаф, Фрэнк Синатра, Леонид Утесов, Элла Фицджеральд, Иосиф Кобзон — все эти исполнители ничего не сочиняли сами, но умели гениально подать материал.

То же происходит и с большинством современных артистов. Почти каждая песня, которую вы сейчас слышите по радио, когда-то попала к исполнителю в виде демо — демонстрационной записи исполнения песни самим автором. Часто автор пишет и музыку, и стихи. Он же делает и первую версию аранжировки. Если артисту нравится демо, он покупает у автора песню. Возможно, подгоняет под себя (правит текст, корректирует аранжировку) и записывает вокал. И исполняет так, будто она родилась у него прямо на ваших глазах. 

Вокальный хук — пропеваемая фраза, которая делает песню узнаваемой — почти обязателен для любого хита. Правда, оказалось, что во многих песнях прошлого десятилетия этот хук был одним и тем же.

Мама, я сонграйтер

Что же должно случиться с человеком, чтобы он начал писать песни? Часто это происходит само собой, когда творческий порыв ребенка не встретил внешней критики и никто не сказал, что сочинение песен — это не настоящая работа. Так было у NIA, которая начала сочинять стихи в шесть лет, а теперь пишет песни для мюзиклов и рекламы, сотрудничает с Black Star, Сергеем Жуковым, группой «Кватро», Лилией Ниловой, Юлией Райнер и другими. Кто-то, как Антон Маскелиаде, музыкант и основатель Школы Маскелиаде, в 13 лет снимает клип в квартире с другом, а через годы открывает свою школу музыки. А кому-то, чтобы открыть в себе автора, сначала пришлось столкнуться с другим автором — в кино или в реальности. 

Маша Мельникова (музыкант, сонграйтер, автор «Лаборатории песен и снов»): «В 8 классе я посмотрела фильм «Майкл» с Джоном Траволтой, он играл ангела. Одна из героинь в их совместном путешествии написала песню, что-то про попутчиков, про обочину. Я подумала, что это очень легко — вот так взять и написать про то, что я вижу. Взяла гитару, на которой только начала учиться играть, и написала на знакомые аккорды первую песню». 

Гая Марина Гарбарук (музыкант, сонграйтер, автор канала ЗАДРОТПОП и создательница Gaya.School): «Ко мне пришел мой брат и сказал: я написал тебе песню. И спел о том, какая я крутая — поступаю в Москву, меняю свою жизнь. Я очень удивилась, потому что это не то, что в нашей семье происходит регулярно. А потом произошла штука, которая, как сказал мой терапевт, называется сиблинговое соперничество. Поскольку мой брат сделал это, мне захотелось тоже. И я написала песню своему брату».

Большинство людей заканчивают с творческими экспериментами в юности или переводят их в разряд хобби.

Причиной тому может быть естественный поиск подходящей профессии, но иногда начинающий автор просто не получает достаточной поддержки. Важную роль в жизни любого сонграйтера играют единомышленники. 

Антон Маскелиаде: «Без поддержки даже самый талантливый музыкант очень быстро увянет. Нужна безопасная творческая среда, где люди с уважением относятся друг к другу и с любовью — к музыке. Особенно это важно в самом начале пути, когда одному страшно». 

В танцевальные песни часто добавляют предприпев (здесь на 0:33) — часть перед припевом, которая оттягивает наступление того, чего все ждут, и создает приятное напряжение у слушателя.

Гая: «В какой-то момент я узнала, что существует сонграйтинг в Berklee, и написала им письмо. Там есть пятинедельная школа, но это все стоило диких денег, которых у меня не было, плюс у меня не было музыкального образования. В общем, я спросила их, что делать. Они говорят: ну, подпишитесь на нашу рассылку. А потом, спустя какое-то время, прислали мне письмо, что идет набор на «Курсере», «вдруг вам это поможет». Я попала на самый первый поток, и это изменило мою жизнь кардинально. Было ощущение, что я дельфин, который всю жизнь до этого прожил на планете обезьян и вдруг попал в место, где все дельфины, и их целая планета».

Если существуют профессиональные сонграйтеры, курсы, школы, значит, написание песен — это настоящая индустрия, и можно получить системные знания и оценить уровень своих способностей. Отличные новости для начинающих авторов! Но еще несколько лет назад в России не было широкого выбора учебных заведений для желающих стать профессиональным автором песен. 

NIA: «Я училась в Финляндии в Tampere University of Applied Sciences по специальности «музыкальный продакшн и музыкальный бизнес». Когда я начала учиться, поняла, что продакшн is not exactly my cup of tea. Мне не нравится придумывать аранжировки к чужим песням. Мне нравится писать свои песни. И так получилась, что во время обучения у меня было очень много сонграйтинг-кемпов, на которые изначально я ездила как продюсер. Я поняла, что хочу быть сонграйтером. 

Когда я вернулась в Москву, как раз открылась Moscow Music School, и я решила закрыть гештальт. Потому что хотела, чтобы у меня в дипломе было написано «сонграйтер и перформер». Также я прошла онлайн-курс Berklee. И это дикий кайф — там очень классная структурная информация».

Но даже дорогостоящее обучение не может обеспечить автору официального трудоустройства и гарантированного заработка.

Поэтому каждого сонграйтера, желающего остаться в профессии, ждут годы практики: сочинения и прослушивания музыки, попыток разобрать устройство любимых песен и понять, почему некоторые песни кажутся нам лучше, чем другие. Авторы продолжают учиться и экспериментировать на протяжении всей своей карьеры, и даже самые опытные не могут гарантировать, что нашли формулу хита. 

(Кажется, одному человеку это все-таки удалось. Шведский продюсер и сонграйтер Макс Мартин — автор огромного количества хитов Backstreet boys, Бритни Спирс, Бон Джови, Тейлор Свифт, The Weeknd. Секрет своего успеха Мартин, если и знает, то не раскрывает, он вообще неохотно дает интервью. Но сонграйтеры по всему миру продолжают изучать его методы).

Один из основных приемов сонграйтинга — повтор. Припевы в песнях повторяются несколько раз, чтобы мы точно их запомнили. А слово «босая» в этой песне звучит больше 20 раз.

Количество вложенных сил, времени и денег не позволит профессиональному сонграйтеру относиться к своему делу как к бескорыстному увлечению. NIA еще во время учебы в Финляндии продала свою первую песню — композицию по референсу I See Fire Эда Ширана, написанную специально для студенческой короткометражки.

Бывает, что сонграйтер сочиняет в одиночестве и «питчит» (предлагает) свои «демки» лейблам или конкретным артистам. Но часто артисты, выступающие на сцене, хотят сделать песню более личной, близкой себе. Тогда сочинение может происходить в тандеме «артист + сонграйтер».

Исполнителю не обязательно придумывать рифмы и сюжет для песни. Он может рассказывать о себе, о своем состоянии, а опытный сонграйтер превратит это в песню. 

Гая: «Был опыт с девушкой, с которой познакомили общие друзья, — она искала материал. Мы встретились поговорить и просто провели час за ужином, а через три дня я ей позвонила и сказала: сейчас я тебе что-то пришлю. Я просто ходила вокруг Чистых прудов, думала про ее историю и что-то напевала. Она сразу же выкупила эту песню».

NIA: «Когда ты пишешь для себя, ты не ограничен ничем, твое творчество может быть каким угодно. Когда ты пишешь для других людей, твоя основная задача – влезть в шкуру этого артиста и написать про любовь не то, что ты думаешь про любовь, а то, что спел бы он. Ты должен сделать так, чтобы артист мог исполнить твою песню и чтобы Станиславский сказал: окей, я верю, что он это проживает».

Нарушение просодии (смещение ударения в словах) обычно считается ошибкой, но российские авторы иногда называют это фишкой. Самый частый случай — изменение ударения в словах «твоя» или «моя». Как и в новой песне Лолиты и Коста Лакосты: «стоишь у мАего дома...» (1:01).

Артисты, желающие купить песню, находятся через знакомых или обращаются к сонграйтерам сами. Музыка — одна из тех сфер, где знакомства и отношения между людьми часто являются решающим фактором.

Написанием песен можно неплохо заработать. Вилка гонораров, как во всех творческих профессиях, очень широка — от «респекта» (то есть нуля) до нескольких тысяч долларов. Авторы с хорошим портфолио могут получать от 100 тыс. рублей за песню, а те, кто написал хит и не один, увеличивают эту сумму в несколько раз. Уже захотели попробовать себя в сонграйтинге?

Попробуйте себя в сонграйтинге

Упражнение текстсеттинг — «укладывание текста», сочинение слов под имеющуюся мелодию. Вспомните одну из песен, которая вам нравится, и напишите для нее новый текст на любую тему.

Например, что бы вы спели на этот мотив? 

Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу,
И на солнышко гляжу
.

Маша Мельникова: «Если песня внутри звучит, однажды она прорвется, хочется нам этого или нет. Нужно просто научиться давать ей выход, придавать ей форму, впускать ее в наш физический мир из мира «песен и снов», как я его называю. Самая частая проблема авторов не в том, что они не умеют писать, а в том, что они не верят в красоту того, что они уже написали». 

NIA: «Сонграйтингу может научиться абсолютно любой человек, который хочет писать. Музыкальной бэкграунд в виде законченной музыкальной школы и консерватории не обязателен для того, чтобы быть сонграйтером. История про «мне сначала надо выучить вот это и вот это, а потом я, может быть, смогу себе разрешить что-то писать» — это отговорки. Люди, которые хотят, приходят ко мне на занятия, берут реально много из того, что я рассказываю, применяют это по-максимуму, делают и получают результат. Это только так работает, и мне кажется, что так абсолютно в любой сфере». 

Традиционно припев — самая эмоциональная часть песни. А для передачи эмоций часто не требуется много слов. Поэтому припевы многих хитов обходятся несколькими повторяющимися словами или вовсе без них (0:41).

Где поучиться сонграйтингу

Gaya School — авторский онлайн-курс и марафон по сонграйтингу с акцентом на текстах русскоязычных и англоязычных песен. Много теории и практики, чтобы рифмы и смыслы не хромали, индивидуальные консультации и наставничество.

Школа Маскелиаде — онлайн и офлайн курсы в Москве. Интенсивные занятия по работе в программе Ableton, в финале у вас будет готов свой трек (с текстом или без). Дружное комьюнити и поддержка после окончания учебы. Скоро запуск отдельного курса по сонграйтингу.

Лаборатория песен и снов — офлайн-занятия в Москве. Вместо обучения как такового — теплые разговоры и мягкие телесные практики, которые помогут освободить душу и тело, чтобы услышать песню, которая уже звучит внутри.

Songwriting 101 — Telegram-канал Nia. Дерзкий коучинг и самодисциплина: онлайн-марафоны, индивидуальные консультации и «кофе с сонграйтером».

Moscow Music School — офлайн-курс Songwriting в Москве. Двухгодичное обучение, за время которого вы сформируете авторское портфолио и проведете живое выступление.

Berklee online — онлайн-курсы по сонграйтингу одного из главных музыкальных заведений мира.

Songwriting: writing the lyrics — бесплатный онлайн-курс на «Курсере» в партнерстве с Berklee College of Music. О том, как написать текст песни, на английском с русскими субтитрами.

Копировать ссылкуСкопировано