«МН»: Каковы перспективы 3D-принтинга в сфере кулинарии?
Фадин: Уже сейчас удалось добиться многого. Самый большой прогресс — в кондитерском искусстве, где 3D-принтеры творят чудеса: печатают шоколадные надписи, фигуры, торты. Помогает принтер и барменам: попробуйте руками сделать тончайшую надпись на чашечке капучино. Активно печатается еда для лечебного питания — для людей, которые не могут потреблять жесткую пищу. Например, горох для них измельчают и потом печатают заново на принтере. Вкус тот же, но консистенция уже не та.
Рано или поздно подобный принтер будет в каждый доме. Думаю, в перспективе ближайшего десятилетия. Останется только покупать к нему расходные материалы — своего рода «картриджи» пищевых паст, из которых и будут печататься блюда on demand.
Причем принтер не ограничивает фантазию и творчество: можно печатать блюда сложных форм из паст, содержащих как мясную, так и растительную пищу. Ресторан переместится на дом. Это важно, потому что эстетика подачи сильно влияет на пищевое поведение. Есть, конечно, люди, которые привыкли питаться фаст-фудом, на газетке и так далее, но их рано или поздно настигают проблемы со здоровьем.
«МН»: Что же мешает распространить технологию уже сейчас? Цена?
Фадин: Принтер сегодня стоит примерно столько же, сколько и хороший кухонный комбайн — около полутора тысяч долларов. Не так много, но и не мало. Микроволновка, конечно, дешевле.
А их кто-то должен разработать и протестировать с ними новую пищевую пасту. Когда-нибудь это будет делаться автоматически, но сейчас требует существенных временных затрат как от пищевых технологов и шеф-поваров, так и от инженеров.
Ценовая же проблема актуальна в смежной области — 3D-биопечати культивируемой пищи, где используются не просто пищевые пасты, а выращенные в биореакторе клетки животных. Лучшие умы планеты в разных странах ищут возможность выращивать мясо, рыбу, морепродукты, чтобы при этом ни одно животное или морской гад не пострадали. Бифштекс, например, уже удалось напечатать — дорогой и не очень вкусный. А нужно, чтобы культивируемая курица была при массовом производстве сопоставима по цене с натуральной курицей той же массы.
«МН»: И в чем проблема?
Фадин: Клетки не могут расти в воздухе — им нужна питательная среда. Вся загвоздка в том, что она не должна быть животного происхождения. До недавнего времени применялся кровяной агар, а это значит, что принцип «ни одна корова не пострадала» нарушен. Сегодня экспериментируют с растительным «бульоном» — это гуманное решение, позволяющее снабдить клетки всем необходимым. Проблема в том, что и такой «бульон» очень дорог, как и биореакторы, где идут подобные эксперименты.
«МН»: С чего такая забота о коровах?
Фадин: Скорее — о среде обитания человечества. Сельское хозяйство, в частности животноводство, при своем масштабировании усугубляет экологические проблемы. Причем довольно серьезно. К тому же существует ряд других проблем. Например, выращивание белка позволит снизить риск аллергических реакций.
А еще позволит сделать продукт более «чистым»: коров часто кормят антибиотиками, их корма подчас содержат вредные примеси, а там, где этого нет, мясо стоит очень дорого. За счет выращивания клеточной массы можно не только «очистить» конечный продукт, но и добавить в него необходимые человеку витамины и микроэлементы. И даже персонализировать этот процесс.
Через каких-нибудь 3–4 тысячи лет к этому можно прийти, но надо постараться. Пока же — без тотального и резкого изменения рациона питания — мы вынуждены искать возможные пути решения проблемы без ущерба для здоровья людей и для экологии. «Мясо в пробирке», выращенное индивидуально под заказчика в зависимости от его здоровья, вкусовых пристрастий и потребностей в микроэлементах и витаминах, — одно из лучших решений. Но пока печать живыми клетками — это скорее желаемое, чем действительное.
«МН»: А зачем печатать, если удастся получить клеточную массу? Пожарил или сварил — и готово!
Фадин: Еда — это не только вкус и запах, но и внешний вид, текстура. И последняя должна соответствовать ожиданиям, иначе даже при нужном вкусе и запахе ее невозможно будет есть. Только представьте: желеобразное мясо...
Создать вкус продукта из альтернативного белка — это искусство. Нам потребовался год, чтобы добиться нужной текстуры, вкуса и запаха напечатанного блюда. Вкус жареного кальмара — это вкус жареного белка плюс морской привкус. Чтобы этого добиться, мы взяли массу из белой фасоли (на наш взгляд, она наиболее точно передает структуру морепродукта) и добавили в нее обычные и маринованные водоросли, воду и соль. Потом напечатали «кальмара» (процесс занимает 4 минуты 15 секунд) и обжарили. На вкус, цвет и запах получился стопроцентный кальмар, от настоящего не отличить. Благо, есть с чем сравнить: напечатанный и натуральный кальмары лежат на одной тарелке, блюдо так и называется — «“Кальмар” и кальмар». Оно одно из самых популярных в меню.
Иван Березуцкий
совладелец и шеф-повар ресторана Twins Garden
Мы едим не просто набор клеток. Стейк должен быть с жирком, кровью, может и с жилкой, иначе невкусно. Мясо — сложный в этом плане продукт. Так что вырастить клеточное мясо — только половина дела, другая — собрать его в нужную структуру, привычную для нашего потребления.
Именно для этого и нужны методы биопринтинга, которые постепенно эволюционируют. От аддитивной печати (послойной), мы переходим к формативной, которая скорее напоминает создание снежного кома. При печати отдельными клетками сложнее добиться высокой плотности, которая необходима для печати живой ткани.
Для разных типов клеток оно колеблется от 25 до 50 мк. Если расстояние больше, то у клеток нет сигнальной системы, которая позволила бы им общаться, и тогда коллектив не складывается, ткань погибает.
Поэтому мы сначала лепим маленький и достаточно плотный шарик, который состоит из нескольких тысяч клеток. Он уже обладает задатками живой ткани и, по сути, является «кирпичом» в биопринтинге, только круглым. Потом мы такие «кирпичи» аккуратно укладываем с помощью гидрогелей, и получается живая ткань.
Как напечатать продукт на 3D-принтере:
1. Вставить в форсунку капсулу с пищевой пастой.
2. Включить принтер.
3. Загрузить 3D-модель продукта с ноутбука или SD-карты.
4. Выбрать параметры печати.
5. Запустить процесс печати.
Для того чтобы успешно применять метод формативной печати, мы учимся использовать технологии магнитной и акустической печати. Их принцип в следующем: под действием определенных сил клеткам задается своего рода траектория, и они сжимаются в описанные выше клеточные структуры. Это позволяет не только укладывать клетки с определенной плотностью, но и формировать ткань в разы быстрее, чем при послойной печати. Освоение этого метода должно позволить нам печатать гораздо более сложные органные структуры. Этот способ — магнитной сборки — мы применяем сейчас на МКС.
«МН»: Можно поподробнее?
Фадин: Речь о нашем совместном с Роскосмосом проекте. На МКС вот уже пару лет работает наш 3D-биопринтер, пробуем собирать клетки в структуры в условиях невесомости. На Земле достигнуть желаемого нам мешает сила тяжести, а в невесомости ее нет. Если же думать на шаг-другой вперед, то в долгосрочных космических полетах экипажам потребуется мясо. Такое количество консервов — это слишком большой вес, корова — вообще не вариант. Плюс белок хорошо бы еще и приготовить, желательно, разнообразно.
«МН»: Нужно еще и готовить? Нельзя напечатать сразу блюдо?
Фадин: Что-то, что не требует тепловой обработки, можно. Как показывает практика, лучше применять такой метод: печать — отдельно, сковорода — отдельно. Можно максимально механизировать процесс: умная плита уже сегодня способна самостоятельно готовить без участия человека — сама подберет температуру, время и режим. К тому же технологии приготовления могут корректировать какие-то недостатки предыдущего процесса: в случае с поджаренным стейком 99% людей не уловят разницу между выращенным и натуральным мясом, тогда как при дегустации тартара или карпаччо этот процент будет ниже.
Один из гостей заказал нашего кальмара из альтернативного белка, так как из-за сильнейшей аллергии на морепродукты ни разу в жизни не пробовал настоящего. После дегустации он спросил дочерей, действительно ли то, что он попробовал, имеет вкус кальмара, — и получив положительный ответ, заплакал от счастья. Ради таких моментов мы и творим. Представляете, сколько людей в мире отказывают себе в том или ином продукте из-за аллергии? Наше открытие произвело настоящий фурор: мы презентовали 3D-кальмара полтора года назад на международном гастрономическом конгрессе Madrid Fusion, потом в Оксфорде, и везде — живейший интерес. Убежден, что через 10 лет люди уже будут выбирать, есть им привычные белки или альтернативные, — главное, чтобы последние не уступали обычным по вкусовым качествам».
Иван Березуцкий
совладелец и шеф-повар ресторана Twins Garden
«МН»: Правильно ли я поняла, что как только мы поймем, как получить дешевую клеточную массу и продукт из нее с нужной текстурой и вкусом, наступит светлое будущее, нарисованное выше?
Фадин: Потребуется еще решить вопросы контроля качества и допуска на рынок. Сегодня мало стран, готовых к тому, чтобы разрешить блюда из «мяса из пробирки»: не ясно, как такую клеточную массу сертифицировать. Собственно, единственный, кто на такое пошел, — Сингапур. Так что созреть должны не только клетки, но и властные умы. При этом обязательно потребуется внести изменения в законодательство. И вот тогда уже дело за рынком.