Капитал

Краб, водка и бриллианты

Помимо энергоресурсов, отказ от которых стал приоритетом для западных стран в последнее время, под санкции попали отдельные «исконно российские» товары. Среди тех, кому не повезло, камчатский краб, водка, бриллианты и мед. «Московские новости» разбирались, насколько запрет на экспорт в США и ЕС оказался болезненным для отечественных производителей и с чем остались зарубежные потребители.

По самому дорогому

Санкции против российских товаров вводились постепенно. В рамках последних, принятых в рамках шестого пакета 3 июня, был введен запрет на ввоз российской водки в страны Евросоюза и в США. В результате европейские сетевые ритейлеры и отдельные розничные магазины не только отказываются от закупок этого вида алкоголя, но и убирают с прилавков продукцию с маркировкой «Сделано в России». 

Как рассказала директор брендингового агентства «Дочери» Алина Рукосуева, компании массово возвращают товары на родину. Помимо этого, от продажи российской водки отказались на «международных территориях» — в аэропортах. По словам эксперта, ее компании пришлось свернуть 15 проектов по продаже премиальных сортов российской водки в авиаузлах по всему миру, включая Нью-Йорк и Лондон.

Фото: Gene J. Puskar / AP / TASS
Фото: Gene J. Puskar / AP / TASS

Что касается американцев, то они пока не готовы расставаться с нашей водкой. Местные ритейлеры ограничились тем, что прекратили ее закупки. Возвращать товар они не торопятся: как поясняют эксперты, это дорого. Затраты на логистику и транспортировку продукции обратно в Россию высоки, и ритейлеры в основном не готовы на дополнительные траты.

Между тем опрошенные представители отрасли считают, что запрет ЕС и США не сильно ударит как по имиджу российской водки, так и по ее производителям. Что касается первого, то на подсознании любой потребитель понимает, что водка — исконно российский продукт, даже если она произведена на территории другой страны, говорит генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский. 

Если же говорить о российской отрасли, то, во-первых, за рубеж шла незначительная доля продукции. В прошлом году из 809 млн литров, изготовленных в России, на экспорт отправились 61 млн литров — то есть всего 7,5%. Остальной объем был продан на внутреннем рынке. Во-вторых, найти замену выбывшим рынкам не составит труда, считает Черниговский. Он подчеркивает: помимо Евросоюза и США, российская водка востребована в других странах.

Наши производители стараются жить дальше. По мнению экспертов, очень привлекательным направлением выглядит Мексика — это огромный рынок. Многие компании рассматривают также Индию, Китай. Есть много стран, в которые можно перенаправить продажи водки, чего не скажешь о крабе.

Алина Рукосуевадиректор брендингового агентства «Дочери» 

Обходными путями

С апреля после пятого пакета санкций от закупки камчатского краба сейчас отказываются магазины и рестораны Америки и Европы. Для США такой шаг чувствителен: Россия была крупнейшим поставщиком этой продукции наравне с Канадой, заполняя рынок на 45% (данные за первый квартал 2021 года). Российский краб также полюбился европейцам, которые его покупали в сетевых магазинах и заказывали в ресторанах.  

Фото: Tracy's King Crab Shack
Фото: Tracy's King Crab Shack

Что касается российского рынка, то, с одной стороны, для нас основным рынком сбыта была Азия. С другой, около 90% краба, добываемого в Северном бассейне, экспортировалось в США. Сейчас перенаправить объем, который предназначался для Америки и ЕС, на внутренний рынок проблематично. 

Как поясняют представители отрасли, причин две. Первая — россияне столько краба не едят. Вторая — краб это не дешевое удовольствие, а на фоне падения доходов морские деликатесы становятся населению не по карману. На фоне падения спроса сокращается объем предложения. По свидетельству опрошенных экспертов, российские ритейлеры сокращают объемы закупок. Если раньше камчатского краба можно было легко встретить на полках «Ленты», то сейчас его найти не так легко. 

К сожалению, сегодня те, кто мог позволить себе краба, переходят на лосось, а те, кто покупал лосось, — на тилапию, например. Это касается и российских, и зарубежных потребителей — мы все в одной лодке в этом плане.

Алина Рукосуевадиректор брендингового агентства «Дочери» 

Решением может стать параллельный экспорт. Обойти запрет на ввоз в теории можно, открыв юридическое лицо в другой стране, и через эту компанию экспортировать продукцию в «санкционные» страны под новой торговой маркой. Официально производители комментировать этот вопрос отказались, однако эксперты отметили, что такой способ ввоза запрещенного сегодня краба в западные страны активно практикуется. В качестве транзитного хаба, например, используются Нидерланды: через них российский деликатес попадает в Европу и в США. 

Если говорить о морепродуктах, то в компанию к запрещенному крабу попала и российская икра. Однако этот удар прошел практически незамеченным отечественными производителями. Камчатская продукция идет в основном на столы к россиянам: в страны ЕС попадало не более 0,3% от общего объема.

«Почти все, что производим, ориентировано на внутренний рынок. В Европу шли очень небольшие объемы. В итоге нам от этих санкций ни холодно, ни жарко», — заявил «МН» неофициально представитель одного из предприятий.

Как пояснил собеседник издания, это связано с культурой потребления икры в России и на Западе, которые очень сильно отличаются. «Мы привыкли намазывать икру на хлеб с маслом, есть ее с блинами на Масленицу, добавлять в салаты. В западных странах в основном такой способ употребления — редкость, и там принято использовать икру больше в качестве украшения блюд», — пояснил эксперт.

Жизнь медом не казалась

Помимо морепродуктов и водки, не повезло российскому меду. Его ввоз запретили США, Япония, ЕС. Однако наших производителей, по их словам, введенные ограничения не испугали. 

Дело в том, что доля экспорта от общего объема производства была незначительна: по словам председателя Союза пчеловодов России Валерия Капунина, она составляла всего 2–3 тыс. тонн от 70 тыс. тонн. А это значит, что все остальное идет на внутренний рынок. Который, в свою очередь, переживает бум спроса на мед. 

Фото: YAHYA ARHAB / EPA / TASS
Фото: Yahya Arhab / EPA / TASS

Как поясняют эксперты, основную роль сыграли 2 года пандемии COVID-19. По словам Капунина, внутренний спрос на мед и пчелопродукты (прополис, маточное молочко) вырос, так как люди начали активно использовать их для профилактики и лечения легочных заболеваний, а также для реабилитации после ковида. 

Бум спроса на мед позволяет российским компаниям активно развивать свой бизнес. Так, группа компаний «Башкирские пасеки» уже открыла 18 магазинов по всей России и получает ежедневно по 5–8 запросов на франшизу, рассказал исполнительный директор компании Сергей Мулюков.

Что касается экспорта, то представители отрасли называют перспективными страны Персидского залива. «ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар — это все страны, которые очень интересуются медом и пчелопродуктами, так как у них эти товары практически не производятся», — говорит Мулюков. 

«Цены за килограмм меда в странах Персидского залива доходят до 20 тыс. рублей». 

Наблюдается серьезный интерес к российскому меду у Индии и Ирана. Наконец, спрос на мед есть на севере Африки, например в Марокко. Кроме того, не стоит забывать про Китай. Его в ГК «Башкирские пасеки» называют очень перспективным рынком. 

Суть в огранке 

Помимо продуктов, западные санкции охватили и другую российскую продукцию. В марте США запретили к ввозу наши алмазы и бриллианты. От них отказались сначала такие американские бренды, как Tiffany и Cartier, а затем крупнейшая в мире онлайн-площадка по торговле бриллиантами RapNet (Rapaport Group) и Signet Jewelers, самый крупный в мире ритейлер, которые специализируется на ювелирных изделиях с бриллиантами.

Эти санкции больнее всего ударили по российской «АЛРОСА», которая поставляет около 30% алмазов на мировой рынок. Для компании санкции США — чувствительны, поскольку именно американский рынок является ключевым для продажи ювелирных изделий с бриллиантами: его доля, по подсчетам аналитиков «Ренессанс Капитал», занимает около 40% от мирового.  

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Однако если говорить об отрасли в целом, а не об отдельных компаниях, американские санкции не сильно ее затронут. Большая часть российских алмазов все равно шла в ОАЭ и Индию. И, кстати, через эти страны российские алмазы смогут попадать на «санкционные» территории.  

Как поясняет президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич, Индия как один из крупнейших потребителей алмазного сырья сможет экспортировать нашу продукцию в страны ЕС и США. Правда, для этого сама продукция должна будет пройти обработку. 

Ограненные алмазы-бриллианты не являются сырьем, а представляют из себя конечный продукт страны-производителя. Но, конечно, стоимость для заказчиков повысится не меньше, чем в половину, с учетом того, что одна только логистика подорожала на 20%.

Виталий Манкевич президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) 

Деревом в ответ

Пятым пакетом санкций ЕС запретил к ввозу и другой российский ресурс — необработанную древесину. С учетом того, что в Евросоюз, Сингапур, Японию, Южную Корею и в США шло порядка 30% российского экспорта, такие ограничения уже болезненны для отрасли. 

Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Однако на этом история с древесиной не закончилась. В этот раз с ответными мерами выступила Россия. В марте временно было решено запретить ввозить в недружественные страны — ЕС и в США — лесоматериалы и изделия из древесины, некоторые из которых критически важны для того же Евросоюза. Речь идет о березовых балансах (основное сырье для производства бумаги), фанерном кряже (из него делают фанеру) и топливной щепе. Большая часть этой продукции поставлялась в Финляндию ($374,5 млн) и в Японию ($83 млн) при общем объеме экспорта в $504 млн. 

«Конечно, не исключено, что Казахстан, к примеру, или Китай могут перепродавать сырье, в котором более всего нуждаются европейские производители (особенно финны, которые почти полностью получают его из России)», — предполагает президент РАСПП Виталий Манкевич. 

С учетом того, что в России будет делаться акцент на усиление отечественных производителей, увеличится количество уже готовых товаров, экспорт на которые пока не под запретом. По итогу страны ЕС рискуют получить и сырье, и готовые изделия по двойной цене из-за добавленной стоимости азиатских стран-дистрибьютеров и из-за сложных и дорогостоящих логистических цепочек поставок из России. 

Виталий Манкевич президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП)

Таким образом, точечные санкции против товаров, большая часть которых стойко ассоциируется с Россией, затронули не столько бизнес, сколько имиджевую составляющую. На практике доля запрещенного экспорта была не критичной, поэтому российские компании большей частью не сильно пострадали от его потери. К тому же решение проблемы есть: или искать новую точку входа на санкционный рынок, или же перенаправлять товар на новые. Тем более что российские водка, бриллианты и краб востребованы не только в США и в Европе, но и за их пределами. 

Копировать ссылкуСкопировано