Этим летом я впервые понял, каково это — смотреть смерти в глаза. Безоблачным воскресным днем мы с подругой шли на небольшой районный рынок. Самый короткий путь к нему лежит через парковку, на которой разворачиваются автобусы. Неожиданно за спиной резко взвизгнули шины.
Я повернулся и увидел летящий на нас болид. Удивительно, как много можно рассмотреть за мгновение: машина была еще советской модели, старая, ржавая, плохо покрашенная и дымящая как пароход. Капот автомобиля стремительно приближался. Казалось, уйти от него невозможно.
Помню, как на автомате отступил назад и затащил подругу в щель между двумя стоявшими на парковке автобусами. Я полагал, что спасаю нам жизнь, но в последний момент, растянувшийся почти на вечность, водитель резко повернул руль и машина вильнула вбок прямо перед тем местом, где мы только что стояли.
Видимо, это был его исходный план: не сбить или даже задеть, а пронестись круговым смерчем перед носом у случайных очевидцев «показательного выступления». Так судьба даже ближе, чем хотелось, столкнула меня с мастером техники управляемого заноса, более известной как дрифт. Техники эффектной и будоражащей кровь, приносящей подписчиков, лайки, иногда смерть.
В погоне за хайпом
Ими помечены почти каждая парковка у российских супермаркетов и ТЦ. Черные круговые следы от резко повернутых шин на асфальте вполне можно назвать символом дрифтеров — группы любителей тандема большой скорости и опасных трюков, который начал набирать популярность в нулевые и постепенно стал самой популярной альтернативой стритрейсингу.
Уличные гонки, некогда бывшие любимым развлечением золотой молодежи, сейчас стали чем-то из области городских легенд. Рассказы о вдребезги разбитых «гелендвагенах» и «феррари», пробитых на скорости свыше 200 км/ч ограждениях и заборах стали пиратскими байками нового времени.
Переломной, по крайней мере с точки зрения публичности, стала история Мары Багдасарян — в марте 2017 года суд бессрочно лишил прав стритрейсершу, имя которой стало притчей во языцех. Ее вскоре опять поймали за рулем автомобиля, зато о прославивших Мару уличных гонках новостей больше не появлялось.
Да и само явление пошло на убыль. Сами подумайте, сколько мороки с гонками: кто-то должен выбрать место, подобрать участников, организовать их встречу и обеспечить соблюдение базовых правил. И все это с большим риском получить серьезные неприятности: от встречи с ГИБДД до попадания в суд. Но и бесследно исчезнуть лихачи так просто не могли. Хотя бы потому, что трансляция опасной езды стритрейсеров в соцсетях была источником популярности, а значит, и денег для многих блогеров.
Стоит сразу разделить вполне серьезный автоспорт и способ экстремального катания на машине, который является своего рода «антигонкой». Круто заложенные повороты и опасные заносы, скрип тормозов и резкое торможение, риск превратить автомобиль в лепешку есть и там и там, но уличный дрифт куда опаснее.
Возможно, поэтому популярность аккаунтов в инстаграме и других соцсетях с подобным контентом растет как на дрожжах. Подписчиков можно понять: мощные быстрые автомобили и совершаемые ими невероятные виражи — одна из самых главных страстей современного человечества. Авторы франшизы «Форсаж», насчитывающей уже девять частей, не считая спин-оффов, не дадут соврать.
Куда сложнее понять участников уличного дрифта, готовых рисковать своими и чужими жизнями даже не в борьбе за первое место и победу, а наоборот, ради как можно более зрелищного поражения.
Катастрофа на колесах
«Дрифтеры знают, что делают. Это игра», — возразят поклонники такой езды. Бывает по-разному: многие трюки для инстаграма снимают как кино: на специально отведенных для этого пространствах и огороженных пустырях. В таком случае — ноль вопросов.
Однако давайте вспомним страшную катастрофу на Садовом кольце. Превратив дорогу в свою съемочную площадку, завсегдатай топа YouTube Эдвард Бил стал причиной аварии с участием пяти автомобилей и серьезно покалечил женщину. Кто-то может сказать, что дрифт тут ни при чем, хотя в интернете до сих пор доступны ролики «учу Била дрифту», но слишком уж часто приходится ставить рядом слова «дрифт» и «авария».
В июле многих петербуржцев потрясла гибель Ивана Куренбина и его подруги Татьяны Игушиной. Оба молодые, спортивные, успешные — Игушина побила мировой рекорд кругосветного путешествия на мотоцикле, а Куренбин стоял у истоков дрифт-движения в Петербурге и был пилотом команды Russian Drift Series. «Последний дрифт» — так называется одна из заметок об их смерти. «Порше» Курбенина вылетел в кювет на Выборгском шоссе. От сильного удара об опору ЛЭП он вспыхнул — в разгоревшемся пламени Иван и Татьяна погибли.
Прошлой осенью в Краснодаре разбился BMW золотого цвета: погибли трое человек, еще один получил тяжелые травмы. На сохранившихся кадрах записи видно, что машина совершает опасный трюк, влетая на огромной скорости в поворот, но занос оказывается неуправляемым, она слетает с дороги и врезается в столб.
На фоне таких трагедий блекнет история с огромной пробкой в центре того же Петербурга — ее создал спорткар, который нарезал дрифт-круги для очередного ролика. Блогер за рулем оказался дрифтером с 18 нарушениями ПДД за плечами.
И уж совсем мелким может показаться эпизод из Новосибирска, где занимавшийся дрифтом таксист вогнал чужую припаркованную иномарку в стену торгового центра. Или двойной дрифт экстремалов за рулем «жигулей», опасно виляющих на мокрых от дождя улицах Зеленограда.
Вот только любой опытный водитель знает, что любимая манера езды очень много говорит о человеке: пара нарушений или незначительное превышение скорости могут случиться с кем угодно, но не случайно «авторы» крупных ДТП обычно имеют на своем счету десятки, если не сотни штрафов.
Искры из глаз
Даже привычная и знакомая каждому жителю спального района ситуация, когда всю ночь за окном стоит адский скрип шин по асфальту, а утром на парковке обнаруживаются «инопланетные» черные круги, далеко не так безобидна.
Пока общая культура вождения растет, водители все чаще пропускают пешеходов, уступают друг другу места и не стремятся подрезать при каждом удобном случае, дрифт становится одним из последних прибежищ радикалов автомира. Крайне сложно подсчитать точное количество аварий, связанных с этой техникой вождения. Однако нет никаких сомнений: дрифт попортил нервы огромному числу водителей и пешеходов.
Введением дополнительных запретов проблему не решить — дорожные правила и так не поощряют даже самые управляемые заносы. Какие остаются варианты? Думаю, крайне эффективно выглядела бы пропаганда ответственной езды от профессиональных дрифт-пилотов: в виде интервью, социальной рекламы, неформального общения в соцсетях.
В России немало спортсменов, участвующих в этом виде гонок. Например, в конце сентября в Москве прошел шестой этап Всероссийского чемпионата по дрифту. Так что это вполне развитая индустрия, давно набравшая обороты и собирающая на заезды десятки тысяч зрителей.
Логично, что именно представители дрифт-гонок должны отстоять честное имя своей дисциплины, которая прекрасно выглядит на трассе, но, будучи вынесенной за ее пределы, превращается в опасную игру на выживание.