Куда пойти учиться
Долгое время самым популярным направлением в онлайне были курсы в сфере маркетинга. Любому бизнесу требуются специалисты по интернет-маркетингу, продвижению в соцсетях и таргету. Но весна 2022 года поменяла рынок: за 2 недели стало неактуальным огромное количество рекламных инструментов, в том числе вся таргетированная реклама. Из-за этого ожидаемо упал спрос на курсы в сфере маркетинга.
Спрос на направления программирования и аналитики, традиционно очень популярные, в 2022 году стал колоссальным. По данным недавнего исследования, наиболее востребовано обучение Python и Java для новичков. С марта по июнь 2022 года значительный рост в сравнении с аналогичным периодом 2021-го показала профессия тестировщик ПО — 360%. Она из года в год остается хорошим вариантом для старта карьеры в ИТ.
«Если смотреть на спрос на рынке ИТ, то сейчас можно выделить топ-5 ролей, которые наиболее интересны крупным компаниям с масштабными онлайн-проектами: PHP-разработчик, React-разработчик, Java-разработчик, iOS- и Android-разработчики, системный аналитик, — рассказывает руководитель проекта SkillStaff Полина Беляцкая. — На рынке всегда есть спрос на специалистов уровня middle и middle+. Однако сейчас у нас большое количество специалистов уровня junior, и возникает вопрос об их «взращивании». А он решается не только через образование, но и за счет получения опыта работы».
Время адаптироваться
В нестабильных социальных и экономических условиях людям обычно не до покупки образовательных продуктов. По данным «Нетологии», в среднем спрос на онлайн-обучение в марте упал на 20–30% по всему рынку. Наиболее сильно это отразилось на направлении дополнительного профессионального образования (ДПО), меньше всего — на школьном дополнительном обучении и изучении языков. Негативно на ситуацию также повлияло и сокращение числа русскоязычных студентов из других стран.
Тем не менее ситуация на рынке постепенно стабилизируется. «У нас уже к апрелю спрос на курсы по ИТ-профессиям начал подниматься, и к концу месяца мы увидели большой рост интереса аудитории к сфере. Сейчас, ко второй половине года, мы отмечаем, что уровень спроса на онлайн-образование восстановился, а на ряд профессий сильно вырос относительно прошлого года», — комментирует руководитель направления дополнительного профессионального образования «Нетологии» Елена Герасимова.
После того как деятельность Instagram* и Facebook* была запрещена в России, многие компании ринулись искать другие площадки для продвижения. «Многие программы стали неактуальны, нужно было срочно искать замены и разрабатывать новые курсы, например по работе с «ВКонтакте» и «Яндекс Дзен», — говорит сооснователь SMM-школы Republic Антон Зарукин. — Естественно, весь рынок лихорадило, потому что в первые 2 месяца никто не мог дать какой-либо прогноз. Было непонятно, чему обучать людей, как будет меняться ситуация, какие инструменты будут стабильно работать. Из-за этого долгое время на рынке были паузы. Сейчас многие школы снова начали разрабатывать и продвигать курсы».
Притом что доходы онлайн-школ в B2C-сегменте временно упали, на рынке корпоративного обучения ситуация практически не изменилась. «Для онлайн-школ это потенциальная возможность для развития, поэтому они активно ищут корпоративных клиентов, — прогнозирует лидер и сооснователь сообщества Digital Learning Павел Безяев. — Но для этого школам нужно перестроиться на разработку программ для B2B-сегмента, а это не быстрый процесс. Думаю, что уже в этом году интернет-площадки реализуют какие-то интересные проекты в этом направлении, а уже в следующем мы увидим, как изменится доля корпоративных продаж у крупных игроков онлайн-образования».
Фокус на качестве
Хорошая новость: некачественные онлайн-курсы и школы-однодневки, расплодившиеся в период пандемии, понемногу уходят. «Частично такие школы лишились площадок, с помощью которых рекламировали свои продукты, — говорит генеральный директор eLearning center и автор книги «Живое обучение» Елена Тихомирова. — Обычно такие компании стараются спровоцировать потенциальных пользователей на быструю, импульсную покупку, вводя их в заблуждение рассказами о том, что профессию можно освоить за две недели, а уже через три — начать зарабатывать от 100 тысяч рублей. Сейчас, когда уровень доходов у многих снизился, люди внимательнее относятся к тратам и стараются выбирать наиболее качественные продукты».
Это непросто: от количества учебных программ по освоению digital-профессий разбегаются глаза. Основное различие учебных продуктов — в прайсе и в качестве. И если выбор по первому критерию ограничивается разве что возможностями бюджета, то со вторым все сложнее.
«Социальная составляющая обучения оказывает огромное влияние на его качество, — объясняет эксперт по EdTech Светлана Зуева. — Студенты, которые активно общаются с одногруппниками и кураторами,
Многие онлайн-школы сосредоточены на углублении коммуникации между всеми участниками процесса. Отсюда один из трендов онлайн-обучения — клубная система. «Видео лекций можно найти в открытом доступе и посмотреть самостоятельно. Но если речь идет о больших, комплексных курсах, со множеством новых тем и инструментов, без поддержки кураторов сложно обойтись, — уверен Антон Зарукин. — Когда тебя ведут за руку, отвечают на все вопросы, помогают решить какие-то проблемы в процессе учебы, проверяют и дают обратную связь по домашним заданиям, добиться успехов проще. Клубная система помогает найти единомышленников в учебном комьюнити и обеспечивает высокий уровень мотивации».
Ряд платформ специализируется на этом направлении, но внедряют его и онлайн-школы широкого профиля. «Микрообучение зарекомендовало себя как эффективный инструмент для получения знаний в онлайне. «По статистике, если видео, которое используется в онлайн-обучении, длится не больше 10 минут, это на 16 процентов повышает индекс доходимости и общую удовлетворенность от обучения», — рассказывает Светлана Зуева.
Сегодня доля онлайн-обучения в среднем по России составляет около 70%, офлайн — 30%, говорит Павел Безяев. Безусловно, спрос на очные программы сохраняется: «живое» общение с одногруппниками и кураторами, дающее дополнительную мотивацию, ценят очень многие. Тем не менее онлайн-курсы очевидно выигрывают в вопросах цены, гибкости и доступности.
Также сохраняется тенденция к гибридному и смешанному обучению (blended learning). Звучит похоже (и оба подхода сочетают в себе преимущества очных занятий с преподавателем и дистанционных уроков), но это не одно и то же.
«Смешанное обучение позволяет совместить аудиторные занятия в группе и самостоятельную работу студентов в удобное для них время, — говорит руководитель языковой школы Classroom Наталья Клюшникова. — В гибридном же формате одна часть учеников присутствует очно, а другая подключается к процессу дистанционно. Сочетание разнообразных онлайн-активностей, возможность вести личные и командные проекты — все это делает учебный процесс гибким и поддерживает интерес и мотивацию».
Образование в вузах: цифра против традиций
В системе высшего образования вектор на цифровизацию, о которой говорят сейчас так много, формировался постепенно. В 2016 году был утвержден
«Мы ожидаем, что интерес к онлайн-образованию будет расти с каждым годом, — отмечает Елена Герасимова. — Цифровизация общества уже происходит во всех сферах, включая образование. Первые программы высшего образования от ведущих вузов России совместно с образовательными платформами появились на рынке в 2021 году. А в 2022-м их уже более 25. «Нетология» в этом году запускает девять магистерских программ в онлайн-формате совместно с ВШЭ, МФТИ, РАНХиГС и другими вузами». По мнению Елены, в ближайшем будущем онлайн-курсы станут только популярнее: становится все больше успешных кейсов от выпускников курсов, а компании все чаще трудоустраивают бывших студентов образовательных платформ.
Поддержка государства и стремительное развитие цифровой среды в вузах не означает, впрочем, тотального перехода студенчества «на дистанционку». На недавних слушаниях по вопросам развития системы высшего образования в Госдуме Вячеслав Володин отметил, что «диванное образование в сфере подготовки врачей, летчиков, инженеров может привести к плохим последствиям». Его поддержал ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий: «Очные занятия в присутствии руководителя, создание научных школ, чем была богата наша страна, — это наше будущее. И, конечно, никакие дистанционные формы этого не заменят».
Очевидно, ряду профессий дистанционно не обучишь, но получить образование в digital-сфере вполне реально. По словам Елены Герасимовой, недавно Институт образования ВШЭ проводил независимое исследование среди выпускников «Нетологии»: «По его данным, около 44% студентов ставили перед собой цель трудоустройства, и среди тех, кто хотел сменить работу и начал ее поиски, 67% нашли работу».
Дело в том, что в российской системе высшего образования нет дистанционной формы обучения, есть только заочная. Первые онлайн-программы в государственных вузах начали появляться несколько лет назад (первая в России онлайн-магистратура открылась в 2016 году в «Физтехе»). Это молодая, развивающаяся сфера, которая у многих не вызывает доверия. Причем опросы показывают, что наиболее консервативны в ее отношении работодатели, для которых выпускник онлайн-школы — зачастую кот в мешке.
«По-настоящему качественное онлайн-обучение, по сути, должно реплицировать очное: то есть это та же полноценная образовательная программа, но преподается она с помощью другого инструментария, — говорит генеральный директор eLearning center Елена Тихомирова. — То есть оно все равно должно включать в себя синхронные коммуникации, синхронное взаимодействие с преподавателем, выполнение домашних заданий, проверку домашних заданий. Все равно нужно делать реплику, — а это сразу другие затраты».
*Компания Meta признана в России экстремистской. Facebook и Instagram — продукты этой компании.