Капитал

Лайкнуть инвестора

В любой момент времени запрос экономически активного россиянина можно свести до одного предложения. Но если в 2018-м оно звучало «А как поднять бабла?», то сейчас этот вопрос кристаллизовался до «А что почитать про инвестиции?»

Посты и блоги заводят тысячи инвесторов в Telegram, YouTube, Instagram, «ВКонтакте», «Яндекс.Дзене», на VC.ru и даже в TikTok, и миллионы обывателей за ними следят. Но самый концентрированный трафик приходит в инвесторские соцсети и блогерские площадки, которые, помимо постов и комментов, предоставляют понятный инструментарий и графики.

Всего в России четыре такие платформы — Investing.com, «Смартлаб», «Пульс» от «Тинькофф Инвестиций» и TradingView. В 2020 году в России они увеличили свою аудиторию в среднем более чем на 100%.

Сами площадки объясняют такой рост тем, что в 2020 году на фондовый рынок в России пришли миллионы новых частных инвесторов: всего Мосбиржа зарегистрировала 5 млн новых счетов физлиц. Это больше, чем за все предыдущие годы существования Мосбиржи. Общее число частных инвесторов у нас в стране на конец 2020 года достигло 8,8 млн. Еще 2 года назад такое не спрогнозировал бы никто.

Пик роста, по словам основателя «Смартлаба» Тимофея Мартынова, пришелся на март-апрель 2020 года, когда рынки просели сильнее всего: «Когда все падает в бездну, люди начинают гораздо активнее писать и обсуждать и на форуме, и в комментариях, и в постах. Количество сообщений на форуме выросло почти в 2 раза».

В 2020 Россия просто попала в общий тренд: например, аудитория Investing.com выросла не только у нас в стране, но и во всем мире в целом, говорит главный редактор сайта Investing.com Анастасия Кошелева.

В «Пульсе» уверены, что бум только начался, и ждут удвоения. В 2020 году ежемесячно здесь регистрировались 50–70 тыс. новых пользователей. «По нашим прогнозам, в 2021-м число пользователей соцсети должно удвоиться», — комментирует Александр Кралькин, руководитель отдела соцсервисов «Тинькофф Инвестиций».

«Потенциал еще не исчерпан. Даже при сохранении динамики 2020 года мы можем показать двукратный рост в 2021 году», — считает Виталий Кирпичев, директор по развитию TradingView в России. Пользователи TradingView в среднем прирастают со скоростью 10% в месяц.

Важно, что «Смартлаб» и Investing.com — это независимые медиапроекты, и они живут за счет продажи рекламы. TradingView — также независимая платформа, которая зарабатывает деньги на подписках. В то время как «Пульс» — это подразделение «Тинькофф Инвестиций», созданное для повышения активности клиентов брокера.

Инвесттусовка

«Пульс»

Самая молодая медиаплощадка для инвесторов в России. Ноу-хау «Пульса» в том, что у блогеров видна доходность, а также можно следить за сделками разных блогеров. Вести аккаунты могут только клиенты «Тинькофф Инвестиций», но читать их посты может кто угодно в открытом доступе. Это существенно увеличивает аудиторию: в «Пульсе» 850 тыс. пользователей, но уникальных читателей — аж 1,3 млн.

«Смартлаб»

Самая старая русскоязычная площадка для инвесторов и трейдеров, существует с 2010 года, больше похожа на форум с блогами, но обладает массой полезной справочной информации вплоть до мультипликаторов по российскому рынку, которых, кажется, нет больше нигде.

Investing.com

Израильский Investing пришел в Россию в 2012-м. В Investing очень удобный календарь, можно составлять портфель (особенно если активы на разных счетах), просто следить за акциями в вотч-листе. В мире Investing читает 46 млн инвесторов, по масштабам он конкурирует с Yahoo Finance.

TradingView

Американский TradingView работает в России с 2015-го и знаменит своими интерактивными графиками. Компания тоже активно развивает соцсеть внутри своего технического функционала. Инвесторы могут переписываться в комментариях под графиками и в чатах. Но самое интересное — возможность проводить стримы и постить видеоконтент. Глобальная аудитория TradingView — 15 млн пользователей.

Будем знакомы

Портрет среднестатистического инвестора из соцсети написан крупными мазками. 

По данным Investing.com, это мужчина 25–40 лет, который вкладывает в инвестиции от 10 тыс. до 30 тыс. рублей ежемесячно, что составляет примерно 10–30% его дохода. Оставшиеся платформы добавляют к этому портрету лишь отдельные вариации. Так, на «Смартлабе» 90% — мужчины, а на TradingView мужчин меньше — 77%, и число женщин постоянно растет.

Среднестатистический инвестор

«Из российских соцсетей часто пользуюсь «Пульсом» и значительно реже «Смартлабом», — рассказывает Анатолий. «Пульс» привлекает его тем, что можно оперативно понять, что происходит с компанией при резких движениях на рынке. «Смартлаб» — для более глубокого изучения инвестирования в целом и информации о компаниях в частности.

Иногда Анатолий читает обсуждения на TraidingView, там ему интересны idea streams (стримы с инвестидеями). Кроме того, на YouTube и в Telegram подписан на некоторых российских и западных блогеров.

Анатолий отмечает, что через год активного инвестирования он начал уставать от соцсетей и блогов. «Я понял, что информация из соцсетей скорее мешает принимать правильные решения, чем помогает. В последнее время я стараюсь минимизировать источники, которые читаю, отписываясь от большинства каналов, и контролирую время, которое я трачу на чтение или просмотр материалов по инвестированию», — говорит он.

Для обывателя, который недавно стал инвестором, посты в соцсетях кажутся путешествием по дикому лесу. В глазах мутнеет от советов в духе:

  • «докупайся на просадке» — покупай акцию, когда она подешевеет;
  • «режь лося» — продай акцию с убытком, иначе потери будут еще больше;
  • «зашорти Теслу» — возьми короткую позицию (шорт), поставь на падение акций Tesla;
  • «возьми плечо» — одолжи денег у брокера, это удвоит (утроит, учетверит и т.п.) и прибыль, и убыток;
  • «заходи на всю котлету» — инвестируй в один актив все сбережения.

Часто эти советы крайне рискованны. Однако, как показывают опросы пользователей Investing.com и «Тинькофф Инвестиций», большинству инвесторов-обывателей эти советы не нужны, поскольку они не торгуют каждый день, не нуждаются в агрессивных стратегиях и держат одни и те же акции месяцами, а иногда  — годами. Такая стратегия называется buy-and-hold (покупай и держи), и она весьма популярна среди частных инвесторов.

Известный финансовый консультант и автор книги «Деньговодство» Наталья Смирнова считает, что, прежде чем идти за идеями в соцсети, начинающий инвестор должен определить свою стратегию и ожидания, иначе он обречен на провал. 

«Я думаю, что новичкам без четкой стратегии и понимания своих целей и ожиданий от инвестиций в соцсети трейдеров лучше не лезть, чтобы не нахвататься непонятных инвестидей, по которым в другой соцсети напишут опровержение», — говорит она. В итоге новичок начнет метаться, четкой стратегии у него не будет, из-за этого он станет читать всех подряд и принимать хаотичные решения, объясняет Наталья. 

Сколько поднял миллениал?

В августе прошлого года Investing.com решил узнать, сколько зарабатывает на инвестициях его русскоязычная аудитория. 

В опросе приняли участие более 2 тыс. человек, три поколения инвесторов:

  • бумеры (родились в 1965–1980 годах);
  • миллениалы (родились в 1981–1996-м);
  • зумеры (родились в 1997–2012-м).

Больше всех заработали бумеры, но они же больше всех теряли на рынке. За все время инвестирования 14% бумеров получили в качестве прибыли более 1 млн рублей, 38% заработали от 30 тыс. до 500 тыс. рублей. При этом 68% бумеров признались, что сталкивались с разными убытками — от 10 тыс. рублей и более чем до полумиллиона. 

Любопытно, что 14% миллениалов сказали, что ничего не заработали, а 11% получили от 100 тыс. до 300 тыс. рублей прибыли. 

Что касается самых юных респондентов, 28% зумеров заработали от 10 тыс. до 30 тыс. рублей за все время, 18% пока ни разу не заработали, и только 9% получили прибыль в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. При этом процент тех, кто ни разу не понес убытки, среди них тоже выше — 56%.  

Спрос на «гуру»

Спросите любого аналитика инвестбанка, что он думает о соцсетях для инвестора, и каждый второй поморщится от недовольства. В их глазах соцсети и блоги часто выглядят как «аналитика на коленке». Но популярность инвестблогов говорит скорее о спросе на «гуру» — на эксперта, который быстро и легко все объяснит.

Спрос на «гуру» точно есть. Он есть даже среди клиентов крупных инвестбанков. По-моему, аналитика сейчас мало кому нужна. Инвестбанки увольняют крутых аналитиков уже 10 лет подряд. Сегодня всем нужны доходность и элемент шоу, перформанс. И чтобы все было сказано просто и понятно. 

Артем Калинин
Управляющий финансовыми активами в Leon Family Office

Адекватно оценить уровень постов и комментариев в соцсетях тяжело, потому что их вперемешку пишут и профессионалы, и любители. В соцсетях разрастается армия «диванных инвесторов», «гуру трейдинга» и «анонимусов с инсайдами», которые тоже обрели свою сцену и публику. 

«Есть пользователи, которые профессионально зарабатывают с рынка и реально живут на эти деньги», — объясняет Артем Калинин. А есть волна новичков, которые ни в чем не разбираются, у них нет профильного образования, вложена минимальная сумма денег. «С этих денег они профессионально не зарабатывают и не живут, но при этом они тоже могут считать себя «гуру», не менее активно писать обучающие и вдохновляющие посты», — говорит он.

Но как далеко этот «гуру» может зайти в своих советах? И как на это смотрит современное российское законодательство об инвестконсультировании? 

Грубо говоря, «гуру» может нарушить закон, если он начнет раздавать персональные рекомендации в личных сообщениях или персональных консультациях, не имея статуса инвестсоветника.

Блогерам, которые просто выкладывают посты и не консультируют никого персонально, пока бояться нечего. «В публичных постах блогеры не дают персональных рекомендаций: кому конкретно сколько чего купить. Они пишут, что такая-то бумага сейчас интересна», — объясняет Наталья Смирнова. 

По тексту закона здесь нет признака инвестрекомендаций. Думаю, максимум, что может сделать ЦБ в будущем, — просто обязать под этим писать дисклеймер о рисках и о том, что это не рекомендация. И, думаю, закручивать гайки смысла нет: лучше заняться развитием рынка, а не запрещать все и вся, чтобы все вернулись на вклады, так как про остальное даже говорить нельзя.

Наталья Смирнова
Финансовый консультант, автор книги «Деньговодство»

Удиви меня: что нового увидят пользователи в 2021 году

Копировать ссылкуСкопировано