Животное — не таблетка от болезни
Общепринятого определения анималотерапии пока нет. Под этим термином понимают способ лечения пациентов с помощью домашних животных. При этом часто возникает путаница с тем, какие именно животные в ней участвуют и как они могут помогать людям.
Директор Сообщества Поддержки и Развития
Собака или кошка выступает как посредник: «инструмент» для тренировки коммуникативных навыков или помощник в лечебной физкультуре. Например, когда наладить контакт с пациентом трудно, реабилитолог проводит свою работу, как бы «прячась» за игру с животным.
Неспособность общаться и контактировать с людьми, по словам Марии Мальцевой, — однозначное показание к анималотерапии. Такие сложности могут возникать по разным причинам: депрессия, аутизм, невроз, синдром Дауна, боязнь белых халатов у детей и многое другое. То есть реабилитолог ориентируется не на диагноз, а на то, что у пациента не получается делать, — а эти проблемы могут быть одинаковыми при разных заболеваниях.
Есть и другой способ, в котором могут применяться любые социализированные животные и птицы. И хотя его часто относят к анималотерапии, по мнению многих специалистов, ни физической реабилитации, ни психологического лечения не происходит. Фактически это вариант контактного зоопарка для людей с инвалидностью.
Однако такие «живые уголки» в специализированных учреждениях помогают людям с ментальными особенностями преодолевать замкнутость и неуверенность в себе. Общение с животными более безопасное, чем с человеком, — звери искренни, прямолинейны и у них нет предубеждений.
Дружелюбные собаки, например, используются в хосписах или домах престарелых, где многие страдают от деменции или болезни Альцгеймера. Общение с животными скрашивает одиночество пациентов, отвлекает от тяжелых мыслей и болевых синдромов, побуждает к движению, повышает самоуважение и самооценку. Все это, в свою очередь, влияет на общее самочувствие благодаря снижению уровня кортизола и повышению уровня эндорфинов.
Доказательства положительного влияния животных при реабилитации в основном содержатся в западных исследованиях. В некоторых из них статистически доказывается, что пациенты с психиатрическими диагнозами после сессий с участием обученных животных демонстрируют значительное снижение уровня тревожности и активность в общении, а у детей с аутизмом проявляются большая усидчивость, внимательность, повышается сенсорная чувствительность.
Несмотря на растущую популярность этого вида терапии, в России теоретических и методических работ в этой области очень мало — учреждения и сообщества опираются на свои показатели, в частности на прогресс пациентов в процессе лечения и отзывы родителей больных детей.
Человек собаке пациент
Собаки легко поддаются дрессировке, а также обладают сходными с человеческими качествами: способностью выражать свои переживания и реагировать на взаимодействие. Это помогает в реабилитационных программах в работе с пациентами с особенностями развития, психосоматическими и двигательными нарушениями.
Между собратьями и человеком они выбирают для взаимодействия последнего. На «собеседовании» также проверяются реакция собаки на громкие звуки, незнакомые объекты и умение адаптироваться к изменяющимся условиям.
Таких собак в проект «Солнечный пес» берет учебно-кинологический центр «Собаки-помощники инвалидов», который проводит реабилитационные занятия для детей и подростков. Как рассказала координатор проекта Ирина Зенкина, их золотистые ретриверы после проверки на «профпригодность» проходят дрессировку под руководством кинологов центра, а затем стажировку. После всех этапов они допускаются к занятиям, которые проводят педагог-дефектолог и психолог.
«Российским законодательством канистерапия официально не признана как средство лечения и реабилитации, — поясняет Ирина. — Поэтому в работе мы опираемся на наши внутренние программы и нормативы в зависимости от заболевания ребенка, его уровня развития, возраста, имеющихся навыков и программы реабилитации».
Специалист отмечает, что, по отзывам родителей, благодаря комплексной реабилитации, в которую были включены собаки, дети стали более самостоятельными и уверенными в себе. У пациентов с проблемами психоречевого развития увеличивается словарный запас. Дети с ДЦП лучше координируют движения и ориентируются в пространстве. За длительное время терапии дети с аутизмом учатся контролировать свое поведение, у них развивается речь, начинает проявляться интерес к сверстникам.
Союз реабилитологов России проводит свои научные исследования, которые тоже показали положительный эффект от канистерапии при онкологии у детей, инсульте и деменции у взрослых, а также расстройствах аутистического спектра. Невролог и ревизор Санкт-Петербургского отделения Алексей Шмонин отмечает, что целенаправленные занятия приносят стойкий результат на годы.
Собаки-терапевты VS Собаки «специального назначения»
По словам Марии Мальцевой, следует отличать канистерапию от служб, где собака выступает ассистентом инвалида, проживая с ним. То есть когда животное не участвует в лечении больного, а просто помогает человеку не упасть, открыть дверь, может что-то подать. Таких дрессируемых собак могут даже «прописывать» больному эпилепсией для того, чтобы предупреждать у него приступ или помогать, если он уже произошел.
Также к терапии не относятся собаки-детекторы, которых натаскивают на определенные запахи, по которым можно определить заболевание, например сахарный диабет. Такие собаки могут не быть компаньонами, но реагировать на изменения в организме.
Сколько лошадиных сил нужно, чтобы помочь человеку?
Ни с каким другим животным пациент не вступает в настолько тесный контакт при реабилитации, как с лошадью.
В методических рекомендациях Департамент здравоохранения отмечает эффект при ДЦП, полиомиелите, раннем детском аутизме, олигофрении, в том числе синдроме Дауна, при шизофрении, сенсорных расстройствах.
Движение животного соответствует движению человека при ходьбе, что стимулирует двигательные и сенсорные функции, развивает ориентацию и ощущение своего тела в пространстве.
Лечение с помощью лошадей работает опять же благодаря положительным эмоциям: через общение с животным восстановление проходит интереснее. Это позволяет иппотерапевтам проводить занятия с детьми, которые не хотят выполнять реабилитационную гимнастику.
Согласно данным иппотерапевтического центра на базе Центрального Московского ипподрома «Живая нить», благодаря занятиям на лошади развивается мозговое межполушарное взаимодействие, что влияет на координацию движений, осознание эмоций, вербальные способности, интеллект.
Кроме того, часто между ребенком и лошадью устанавливаются отношения привязанности, благодаря чему его можно обучать началам социальных отношений и контролю над собой при взаимодействии с другими живыми существами, в том числе с людьми.
Тренироваться на кошках
Кошки сложнее поддаются дрессировке, чем собаки и лошади, но тоже могут помочь в лечении психических заболеваний:
Зоопсихолог Евгения Баландина поясняет, что, в отличие от других животных, которые помогают реабилитологу в решении конкретных задач, такие кошки учат людей просто общаться: «При подготовке кошек-терапевтов, по сути, то, чему их обучают, — это любить и быть любимыми».
Кошки-терапевты работают с пациентами в связке с хозяином животного — обычно психологом, фелинологом или зоопсихологом. В России приобрести официальный статус ни кошка-терапевт, ни фелинотерапевт не могут.
«Терапевтом» может стать не любая кошка. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут слишком сильно сжать животное, напугать его громкими звуками или резкими движениями. Поэтому это должно быть максимально социализированное животное: спокойное и предсказуемое, получающее удовольствие от общения с человеком, обученное перемещаться в транспорте или на поводке.
«Кошка — это не таблетка и не лекарство. Кошки нам помогают социализировать особенных детей», — объясняет Елена Красниченко, кандидат психологических наук и фелинолог. Она основала Центр фелинотерапии «Кэтс Планета Доверия» в Ростове-на-Дону, где занятия с инвалидами ей помогают проводить миниатюрные кошки породы той-боб, которую она вывела самостоятельно.
Особенности покладистого нрава этих животных позволяют использовать их в программах реабилитации детей с расстройством аутичного синдрома, поражением ЦНС и заболеваниями ДЦП. В комплексе с медико-педагогическими практиками благодаря игре с животными у пациентов развивается моторика, ослабевает мышечная спазмированность, обретаются навыки общения со сверстниками.
Опять же стоит отличать кошек эмоциональной поддержки или кошек-компаньонов — они предназначаются для психологического благополучия конкретного человека.
Терапевт с плавниками
На сегодня ни ДЦП, ни аутизм, ни другие врожденные заболевания вылечить невозможно. Но можно человека адаптировать к жизни, в том числе психологически стабилизировать. Для этих целей, помимо прочих направлений анималотерапии, применяется реабилитация с помощью дельфинов.
Это сочетание гидрореабилитации с возможностью коммуницировать с дельфином, как с собакой, благодаря их контактности. Тут тоже нет никакого чудесного влияния морского животного — просто иногда ребенка иначе не заманить в воду и в ней не удержать. Пока ребенок играет с дельфином, он выполняет упражнения, которые нужны реабилитологу.
Мария Мальцева поясняет, что при детской реабилитации очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что он делает что-то самостоятельно, без помощи взрослого. И животное очень хорошо решает эту проблему, даже когда просто физически поддерживает.
Врачи-реабилитологи и психологи дельфинариев с программой терапии подчеркивают, что занятия с дельфинами помогают детям с нарушениями развития преодолеть неуверенность в своих возможностях. При поражении ЦНС снимается психологический барьер в общении, уменьшаются страхи, уходит агрессия к посторонним людям, улучшаются ориентация в пространстве, координация движений. У детей с аутизмом налаживается зрительная координация, движения рук и ног становятся более точными. У детей, страдающих ДЦП, улучшается моторика.
Однако именно этот метод анималотерапии активно подвергается критике со стороны ученых и зоозащитников. Первые критикуют терапию за неоднозначность и недостаточную изученность воздействия на человека, а также вероятную травмоопасность метода. Вторые обвиняют платные центры дельфинотерапии в желании заработать и осуждают содержание морских животных в неволе.
В рамках этики
В анималотерапии всегда две стороны взаимодействия: человек и животное. Последние обеспечивают поддержку, помогают в лечении. Но насколько общение так же положительно влияет на животное — узнать сложно. Поэтому этический вопрос всегда остается открытым.
Зачастую анималотерапия применяется для людей, например с гиперактивностью, с различными видами аутических расстройств, с посттравматическим стрессовым расстройством. Иногда у них есть проблемы в оценке того, как они общаются с другими, — и с животными в том числе. Вольно или невольно они могут причинять им боль, неудобство, дискомфорт.
Поэтому при реабилитации должны соблюдаться принципы, в основе которых лежит комфорт не только пациента, но и животного. Оба должны получать удовольствие от пребывания друг с другом.
Также под ударом находится и сформировавшаяся привязанность ребенка к животному, когда терапия заканчивается. Расставание может спровоцировать стрессовую реакцию и рецидив заболевания, с которым боролись. Более того, стресс может быть и у животного. «Такие риски есть, но, например, в канистерапии собака должна меняться каждые пять занятий — тогда привыкания не возникнет», — поясняет Алексей Шмонин.
Почему в России анималотерапия есть, но ее как бы и нет
Ситуацию с размытостью понятия анималотерапии в России Мария Мальцева, эрготерапевт и клинический психолог, связывает с отсутствием единых стандартов этого метода в стране. Несмотря на ее большой масштаб в России, в стране пока нет законодательных актов — регуляторов в этой сфере.
Столкнувшись с проблемой 15 лет назад, специалист вместе с коллегами-единомышленниками привезли из США нормы и создали Сообщество Поддержки и Развития Канис-терапии. До сих пор они работают по этим стандартам, которые постоянно развиваются и обретают новые протоколы.
Усилиями организации канистерапия частично достигла признания в рамках традиционной медицины, разработав ГОСТ на подготовку собак для реабилитации инвалидов. Теперь в результате тестирования животное может получить официальный сертификат.
В 2021 году Союз предприятий зообизнеса и ассоциация «Объединение дельфинотерапевтов» разработали первый государственный стандарт по дельфинотерапии, который определяет общие требования к аттестации дельфинов в качестве ассистентов для реабилитации инвалидов. Как уточнили «Московским новостям» в Союзе предприятий зообизнеса, ГОСТ уже прошел общественные обсуждения, его принятие запланировано на конец года.
Также в прошлом году общественные организации попросили президента РФ включить иппотерапию в стандарты по медицинской реабилитации. Минтруд и Минздрав России взяли этот вопрос на рассмотрение, в том числе предполагается разработка методических рекомендаций.
Кто «прописывает» животное
Пока что немногие реабилитационные центры в России предлагают услуги анималотерапии. Обычно занятия с животными «прописывают» врачи, работающие с инвалидами. Они включают терапию в индивидуальные программы в зависимости от задач, будь то наладить контакт с ребенком посредством животного или дополнить им двигательную терапию малоподвижного человека.
Чтобы не ошибиться с качеством услуги, помимо доверия к своему лечащему врачу, следует обратить внимание на несколько моментов, главный из которых — принадлежность доктора к профильным ассоциациям. Несмотря на то что в России нет государственных требований к подобного рода терапии, есть крупные профессиональные сообщества, которые готовят специалистов в своих областях:
- Всероссийское общество канистерапевтов в Санкт-Петербурге;
- Национальная федерация иппотерапии и адаптивного конного спорта в Москве;
- Национальная федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта в Москве;
- Уральская федерация иппотерапии и адаптивного конного спорта;
- Ассоциация «Объединение дельфинотерапевтов» в Москве.
Во-вторых, это полученное врачом образование и профпереподготовка. В России пока единственный вуз, который обучает на канистерапевта при поддержке Всероссийского сообщества канистерапевтов, — Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова. А, например, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет готовит иппотерапевтов в сотрудничестве с Национальной федерацией иппотерапии и адаптивного конного спорта.
Кроме того, это могут быть психологи и реабилитологи, которые проходят повышение квалификации по адаптивной физкультуре, посещают профильные конференции.