Культурный код

Маски-шоу

22 апреля в московском концертном зале «Зарядье» объявили лауреатов главной театральной премии страны. И пока кто-то из 189 номинантов радуется победе, а кто-то расстраивается и сетует на жюри (или судьбу), самое время вспомнить, чем, собственно, 27-я «Золотая маска» отличалась от всех предыдущих.

Главное событие нынешней «Золотой маски» — она сама. Когда сезон 2019-20 только начинался, никто и представить не мог, чем он закончится. Между тем фактически завершился он не летом, как это обычно бывает, а в середине марта, когда почти все театры страны ушли на карантин. В итоге многие спектакли так и не были выпущены: кто-то просто отложил премьеру до следующего сезона, а кто-то перешел в полный или частичный онлайн. Но все-таки театр, будучи искусством прямого действия и живого человеческого контакта, не так быстро адаптировался к пандемийным реалиям, чтобы программу нынешней «Маски» полностью заполонили зум-перформансы и онлайн-проекты. В результате лишь немногие из нынешних номинантов могли «похвастаться» кардинальной новизной формата. К числу «инновационных», пожалуй, можно отнести только «Спектакль в коробочке» (проект «Вокруг да около», фонд V-A-C Foundation и фестиваль «Точка доступа») и интерактивное шоу «Я не хочу это видеть» театральной компании «Импресарио», которые были по праву отнесены к категории «Эксперимент», но главный приз все-таки не выиграли.

Децентрализация и спектакли из регионов

«Я нанял убийцу» (Городской драматический театр Шарыпово, г. Шарыпово, Красноярский край)

Бодрый экшен по сценарию Аки Каурисмяки о человеке настолько неудачливом, что у него не получается даже покончить с собой и ему приходится нанимать убийцу. Лауреат специальной премии жюри «Золотой маски- 2021» «За точность художественных средств и ясность театрального высказывания».

Фото: Городской драматический театр Шарыпово

Лауреатами «Золотой маски» вчера – к удивлению многих – стали спектакли из Южно-Сахалинска (лучшая женская роль в драме Анне Антоновой, «Экстремалы», «Чехов-центр»),   Новоуральска (специальная премия жюри музыкального театра «За нестандартность репертуарного мышления»), Шарыпово и Архангельска (специальные премии жюри драматического театра и театра кукол «За точность художественных средств и ясность театрального высказывания» в спектакле «Я нанял убийцу» и Молодежному театру «За расширение конвенций репертуарного театра» соответственно). Что, безусловно, отражает тенденцию последних лет к децентрализации и развитию небольших региональных театров.

Помимо спектаклей-победителей нынешней весной в Москве можно было увидеть спектакли из Рязани и Казани, Иркутска и Барнаула, Петрозаводска и Альметьевска. Даже театралы со стажем были потрясены количеством неизвестных широкой публике имен и географических названий и – что куда более важно – качеством региональных постановок, не только драматических, но и кукольных, музыкальных, экспериментальных. Явный перевес в пользу Петербурга и регионов, который давно наметился в кукольном театре (на сей раз победил спектакль «О рыбаке и рыбке» из Петрозаводска) оказался заметен и в жанре «оперетты» (здесь лучшим стал «Фома» из Новосибирска), и даже в такой относительно новой номинации, как «работа драматурга» (за текст «5mm/h» была отмечена Дина Сафина из Казани).

Спектакли об обычных людях и их быте

«Садко» (Большой театр, Москва)

Герой былин Садко в новом прочтении оперы Римского-Корсакова оказывается современным молодым человеком в джинсах, который попадает в древнерусский парк развлечений, где ему предстоит пройти испытания волшебством. Монументальная постановка, в которой декорации пяти художников выглядят как гигантский конструктор. Лауреат «Золотой маски» за лучшую оперу и лучшую работу режиссера оперы.

Фото: Большой театр

В сезоне 2019-20 обнаружился и явный крен в сторону камерных, основанных на реальных событиях, сугубо личных историй. Об этом говорят и сухие цифры (количество номинированных в большой и малой форме спектаклей удивляет непривычным соотношением 6:14 – для сравнения, в прошлом году 9:13), и субъективное ощущение, что на сей раз художники сосредоточились на внутреннем мире человека, а не на масштабных высказываниях.

Даже такие мастера сложносочиненного, интеллектуально наполненного театра, как Дмитрий Крымов («Маска» Тимофею Трибунцеву за лучшую мужскую роль в спектакле «Борис» – проекте Дмитрия Крымова, продюсера Леонида Робермана и Музея Москвы), Юрий Бутусов (лучшая работа режиссера в драме за «Пер Гюнт» в Вахтанговском театре), Борис Юхананов («Пиноккио. Театр» в Электротеатре – лучший спектакль малой формы), Андрей Могучий («Сказка про последнего ангела» в Театре Наций – лучший спектакль большой формы) и Дмитрий Черняков («Садко» в Большом – лучший спектакль и работа режиссера в опере) сосредоточились на «простом» человеке: его переживаниях, страданиях и отношениях. В охватившем наш театр порыве открыто говорить про обыденность и повседневность к мэтрам присоединились молодые режиссеры со своими постановками на локальные, считавшиеся прежде незначительными темы.

Инклюзивные спектакли

«Грибы» (Первый театр, Новосибирск)

Исследование русской хтонической действительности: путешествие трех персонажей, отправившихся в лес по грибы, оборачивается смесью абсурда, научной фантастики, психоделического трипа, страшной русской сказки и мрачных алармистских пророчеств о конце человечества как неудачного проекта.

Фото: пресс-служба «Первого театра»

Совсем уж «нестандартные» спектакли попали в специальную внеконкурсную программу «Маска Плюс», которая в этом году явила московской публике массу любопытных, иногда весьма радикальных и в широком смысле инклюзивных спектаклей из регионов (новосибирские «Зона красоты» и «Грибы», пермские «Пока все дома» и архангельская «История одного города», южносахалинская «Мария Стюарт» и сыктывкарский «СКТВКР», петербургские «Лавр», «Лев и птичка», «Донецк. 2-я Площадка», «Великий пожар», «Сказка о золотом петушке» и «Фабрика историй»).

Кто-то попал в еще одну специальную программу «Золотой Маски» — «Детский Weekend», в рамках которой показали и «Хроники Нарнии» из Красноярска, и «Фотографию, на которой меня нет» из Канска, и «Вафельное сердце» из Хабаровска, и «Всем кого касается» из Новосибирска, и «Летучий корабль» из Перми, и «Подвиги Геракла» из Челябинска. Были в его программе и круглый стол, и лаборатория, и столичные (московские и питерские) премьеры, и даже документальный спектакль из жизни подростков «Деревня и я», который впервые в виде эскиза показали в РАМТе еще до пандемии, а теперь доработали до полноценной постановки.

Спектакли-променады

4ELOVEKVMASKE (Санкт-Петербург)

Документальный спектакль-променад по миру граффити — экскурсия по задворкам Петербурга под вербатимы граффитиста. Лауреат «Золотой маски» в конкурсе «Эксперимент».

Фото: lyukevich.ru

Нестандартные форматы работы с материалом и зрителем в сезоне 2019-20 встречались не так часто, но это тот случай, про который принято говорить «редко да метко». Прежде всего это относится к одному из лучших российских спектаклей-променадов последних лет (а возможно, и лучшему за всю историю жанра). 

Называется он 4ELOVEKVMASKE, играется в формате сайт-специфик и адаптируется к возрастным, физиологическим, эмоциональным и прочим особенностям каждого из пяти зрителей. Показывали спектакль там, где он, собственно, и родился – в Петербурге: на крышах гаражей и задворках Витебского вокзала, на набережной Обводного канала и во дворах-колодцах Лиговского проспекта. В любой другой локации он непредставим и транспортировке в ту же Москву, конечно, не подлежит. Так что членам жюри приходилось не только залезать на железнодорожный мост и бегать от полицейских, но и специально приезжать на один день в Северную столицу. С моей точки зрения, оно того стоило: более сильных впечатлений в театре лично я давно не испытывала и вряд ли в ближайшее время испытаю. И дело не только в том, что весь спектакль — это реальная история актера и граффитиста Никиты Касьяненко по прозвищу GASP, но и в том, что зрителям самим приходится преодолевать препятствия, наносить «теги», распивать чаи на «заброшке» и испытывать на себе все прелести жизни стрит-арт художника. Спектакль-опыт, спектакль-погружение, спектакль-общение — вот чего мне не хватало в последнее время в театре. При этом здесь соблюден необходимый баланс «предлагаемых обстоятельств», и ты ни на секунду не чувствуешь себя небезопасно или некомфортно.

***

Обаятельный питерский променад от вчерашних студентов Российского Государственного Института Сценических Искусств в итоге – к радости многочисленных уже поклонников – победил в категории «Эксперимент». Это говорит о том, что зрителям хочется сегодня от театра большей включенности и соучастия. Что не обязательно означает разрушение «четвертой стены» или выход в город, но игнорировать того, к кому ты обращаешься после года пандемии и полугода карантина, решительно невозможно. В каком-то смысле «Золотая маска-2021» стала рубежной и провела жирную черту между театром прошлого и театром будущего: неслучайно в нынешнем сезоне мы видим куда больше живых спектаклей моментального реагирования — неважно на политическую повестку, социальную обстановку или индивидуальные проблемы. Коронавирус изменил не только наш мир, но и наше сознание, и театр, кажется, понял это лучше и быстрее других искусств.

Копировать ссылкуСкопировано