Социальная составляющая
Можно с уверенностью сказать, что индустрия уже существует и развивается по своим вполне сформировавшимся законам. Проекты построены на блокчейне и позволяют пользователям владеть землей и предметами вроде одежды или искусства. На цифровой недвижимости можно строить здания и проводить активности типа вечеринок, выставок, совещаний, мини-игр и прочего. Есть даже казино и сцена первого прилунения человека!
Facebook и Instagram лимитируют самовыражение прежде всего тем, что это двухмерные площадки, тогда как все крупные метавселенные — трехмерные. Новое измерение взаимодействия с контентом приносит эмоции, которые нельзя испытать в социальных сетях прошлого. В метавселенных люди гораздо больше ассоциируют себя с со своей цифровой версией, это, например, формирует рынок цифровой одежды.
Вторым важнейшим фактором в копилку популярности проектов является гораздо большая степень свободы и реальное владение цифровыми активами. Создатель социальной сети теоретически может закрыть проект или удалить любой контент, принадлежащий пользователю. Метавселенные визуализируют форму цифровой демократии и управляются через DAO (форма управления организацией на блокчейне — у кого больше токенов, тот имеет больше голосов при принятии решений).
Все важные решения вроде добавления новых мест притяжения на карты, расширения или сокращения земли не могут быть приняты без одобрения сообщества. У метавселенных нет единоличной компании-владельца. Закрыть проект настолько же сложно, насколько закрыть биткоин или эфириум.
Философия блокчейна ставит во главу угла защиту данных и отсутствие слежки, так что надежды Facebook на запуск успешного проекта метавселенной кажутся как минимум наивными. Большинство плюсов сегодняшних метавселенных нерелизуемы в корпорациях с устройством и репутацией Facebook.
Люди, формирующие современную культуру блокчейна, — это бета-тестеры новой системы взглядов и ценностей, которая постепенно становится все более массовой. Для того чтобы снимать сливки, нужно уметь чувствовать, где эти сливки образуются, до того, как широкая аудитория обратит внимание на феномен. Уход от централизованного управления, бесспорно, является трендом и серьезным вызовом авторитарным режимам.
У одного из сооснователей и главы по сотрудничеству Decentraland Адама Де Ката есть объяснение, почему именно эта метавселенная является самой перспективной.
Адам Де Ката
Как устроена метавселенная Decentraland
«Decentraland уникален прежде всего тем, что имеет открытый код. Другими словами, любой программист может использовать инструменты для того, чтобы делать проекты внутри метавселенной. Единственное ограничение — наша модерация новых функций. Мы очень заинтересованы в развитии проекта, и часто получается так, что рамки дозволенного ранее приходится расширять. Это и приковывает внимание к Decentraland.
Именно к нам приходит больше всего брендов и знаменитостей. Они приходят в метавселенные, потому что хотят начать обращаться к криптосообществу. Decentraland идеально подходит для этой цели. Наша аудитория самая изобретательная, а инструменты позволяют сделать наибольшее количество экспериментов».
Будущее метавселенных
«Я верю, что будущее за большим количеством метавселенных с разной историей и атмосферой. Пользователи будут иметь возможность перемещаться между ними. Все
Основатель другой работающей метавселенной The Somnium Space Артур Сычев также рассказал об особенностях и перспективах своего проекта. Его метавселенная работает в виртуальной реальности. Для ее полного использования понадобятся очки виртуальной реальности и мощный компьютер. Сильно усеченная версия доступна через браузер.
Артур Сычев
Как устроена метавселенная The Somnium Space (SS)
«Проект открылся в 2018 году, с тех пор наша команда увеличилась до 15 человек. У нас 75 тыс. скачиваний, веб-версию используют 1–2 тыс. людей в сутки,
У нас большое партнерство с Tesla Suit — костюм с электродиодами, с помощью которых ты чувствуешь все, что происходит внутри SS (прикосновения, дождь, ветер, разгон машины и музыку). Уже сегодня за $12 тыс. можно получить костюм один в один как в
Когда я нахожусь в VR, мой мозг воспринимает все окружающее как реальность. Я вижу, как встает и заходит солнце, и свою тень, слышу, как кто-то идет у меня за спиной, для этого у нас есть специальные звуковые эффекты. Например, голос человека будет усиливаться при приближении. У нас есть функция трекинга тела — можно передавать детализированные движения из реального мира. Одна женщина с трекингом движений тела танцевала у себя дома на настоящем шесте, и мы недавно за этим наблюдали в SS в реальном времени».
Будущее метавселенных
«Метавселенные потихоньку становятся массовым явлением. Когда в 2017 году я говорил про NFT, все думали, что я сумасшедший. Через пару лет индустрия станет ближе многим людям, еще пару — и дойдет до всех. Я думаю, осталось 2–4 года до супермассовости. Есть несколько путей развития, например сейчас есть возможность рендерить игры облачно и передавать на VR-очки через wifi 6 или 5G».
Бизнес
Уже сейчас метавселенные позволяют работать внутри и зарабатывать деньги. Появляются компании, которые работают только в метавселенных.
Историей создания бизнеса в метавселенной и своими взглядами на их будущее поделился Демьян Голышев — сооснователь агентства DappCraft.
Демьян Голышев
Инвестиции в метавселенные
«Я инвестировал в Decentraland, участвуя в первом аукционе по продаже земли. Купив цифровую недвижимость, я создал чат в телеграме, туда стали приходить другие русскоязычные инвесторы. Спустя какое-то время мы пришли к пониманию, что хотим быть в самом центре событий, создавать контент и монетизировать его. Так группа инвесторов из чата объединилась под брендом DappCraft. У большинства людей в компании бэкграунд в программировании или 3D-моделировании. Мы занимаемся строительством зданий, созданием цифровой одежды и проводим мероприятия. Среди наших клиентов NASA, Coca-Cola, Playboy и множество криптокомпаний и брендов. Мы в состоянии делать проекты во всех существующих метавселенных.
Первые вложения составили $1 тыс., на них мы создали коллекцию одежды и сайт. За 2 дня после начала продаж коллекции мы заработали $20 тыс. В последние месяцы мы вышли на доход более $50 тыс. в месяц, наша прибыль за год более $500 тыс. в денежном выражении и больше $1,5 млн в активах».
Прогнозы
«Мы только в самом начале пути. Я пришел в этот бизнес прежде всего из-за того, что мне интересно приложить руку к сотворению будущего для человечества. Метавселенные — это новое направление социализации людей. Команда DappCraft хочет быть частью чего-то нового и великого.
Мои основные заработки не связаны с DappCraft, я занимаюсь инвестициями. Я верю, что через 5 лет рынок увеличится в тысячу раз. Я бы не советовал заниматься бизнесом в метавселенных тем, кто не верит, что будущее человечества за цифровизацией».
Формирование новой финансовой структуры и социальных платформ, работающих на блокчейне, не может пройти мимо инвесторов. Ведь во многом от возможности успешно реагировать на такие вызовы и зависит их благополучие. Они понимают важность присутствия в криптопространстве для того, чтобы увеличивать капитал.
Один из таких людей Шариф Сакр — криптоинвестор и CEO инвестиционной компании BR capital.
Шариф Сакр
Инвестиции в метавселенные
«С недавнего времени мы инвестируем в метавселенные. Общая сумма вложений BR capital уже равна нескольким сотням тысяч долларов. Максимальная одноразовая покупка — $50 тыс. В нашем портфеле есть инвестиции в четыре основных проекта: Decentraland, The Somnium Space, Cryptovoxels и The Sandbox».
Прогнозы
«Я вкладываю деньги в метавселенные, потому что верю, что будущее за децентрализацией. Эти проекты станут важнейшим элементом
Люди, инвестирующие в метавселенные, могут ожидать сильный рост, просто потому, что эти проекты обращаются к базовым потребностям человека — общаться и быть свободными. Рост может случаться очень неравномерно. Какие-то проекты будут расти быстро, какие-то медленно, а какие-то и вовсе умрут».
Будущее индустрии
Индустрия становится все более юзер-френдли, графика улучшается, а новые бренды приходят сюда день ото дня. Они приносят с собой новых людей, тем самым подтверждая верность курса компаний, которые сделали это раньше. День икс настанет, когда сюда придут крупные разработчики игр со штатами в тысячи человек.
Самой перспективной незапущенной метавселенной является The Sandbox. Проект активно поддерживается Atari — американской компанией, которая занимается разработкой игр с 1972 года. Свое присутствие в The Sandbox уже подтвердили десятки успешных брендов, а рыночная капитализация их криптовалюты достигла $2,41 млрд. По мере развития индустрии люди будут получать все больше возможностей испытать те эмоции, которые все реже встречаются в реальной жизни.
Очевидно, что криптоэкономика будет расти, а вместе с ней и количество людей, которые заинтересуются метавселенными. Еще не поздно принять существующую реальность и попытаться найти в ней свое место.
На земле 300 млн человек, имеющих криптокошельки, но это уже разделяет страны на те, кто активно разрешает их использование, вроде Сальвадора, Швейцарии и Лаоса, и тех, кто пытается запретить, видя угрозу возможности контролировать финансовые потоки и следующую за этим потерю власти.
В 1999 году количество людей, пользующихся интернетом, равнялось 300 млн. Вряд ли эти люди тогда могли представить, что их бабушки и дедушки будут звонить им по видеосвязи уже через 15 лет. В метавселенных побывали от силы 100 тыс. Вряд ли первые 100 тыс. пользователей Facebook могли догадаться, что компания станет пятой по стоимости в мире к 2020 году.
Единственное, в чем можно быть уверенным сейчас, это то, что нас ждет невероятно захватывающее путешествие в возможности человеческой фантазии. Социальные институты сталкиваются с новыми вызовами, как это уже происходило десятки раз. Технологии, безусловно, форсируют отказ от лишних посредников и предоставляют людям невероятные перспективы, которые только предстоит осознать.