О мистических и волшебных событиях, какими их видели современники, мы знаем в основном из уголовных дел. До наших дней в основном дошли документы, составленные светскими властями и представителями церкви, которые жестоко боролись с колдунами и разнообразными невероятными и нечистыми явлениями. Дошли до нас и слухи, которые переросли в легенды, — о драконе и магическом пепле, о ядах и гишпанских ведунах.
Ересь и разврат
Обвинения в колдовстве были делом нешуточным и легко могли привести к гибели. В конце XV века великий князь Московский Иван III женился на Софье Палеолог, дочери византийского деспота Фомы. Она стала второй женой овдовевшего Ивана, у которого уже был сын от первого брака — Иван Молодой. Начался придворный конфликт.
В 1497 году великому князю нашептали, что Софья тайно общается с ворожеями, чтобы отравить Ивана Молодого. Наследник престола умер от подагры. Иван III прислушался к обвинениям, выслал Софью из Москвы, а ворожей, которые якобы сварили яд, велел утопить в Москве-реке. Князь Андрей Курбский, который потом будет переписываться с Иваном IV Грозным, называл Софью «греческой чародейцей».
В 1551 году Стоглавый собор, в котором участвовали царь Иван IV, высшие иерархи православной церкви и бояре, принял свод законов — Судебник. В Успенском соборе московского Кремля решили среди прочего, что колдовство — ересь, а колдуны и гадалки будут отлучены от церкви и попадут в опалу (если будут пойманы). За «злой умысел» против царя и царского здоровья казнили. Расследовал преступления колдунов и чернокнижников Разбойный приказ. Пойманных и обвиненных в богопротивной магии мужчин сжигали на костре, женщинам же рубили головы. Ведьмы при Иване Грозном стояли рядом с ворами и разбойниками.
При дворе царя Ивана Грозного, по свидетельствам современников, было много иноземцев-докторов. Темный люд принимал немцев, «колдовавших» с травами и химическими смесями, за колдунов-чернокнижников, умевших заглянуть в будущее. По тогдашней «научной» моде выписанные из Европы врачи сверялись с астрологическими прогнозами. Был при дворе Грозного, например, врач Бомелий Элизиус, явившийся на Русь из Нидерландов.
Нанявшись на службу, врач стал зваться на русский манер — Елисей Бомелий. Народ же считал, что Елисей был волхв и еретик. Впрочем, он недалеко ушел от этих стереотипов — по велению царя голландский доктор искусно готовил яды и часто нашептывал Грозному, кого стоило бы казнить. В конце концов после 20-летней службы его самого заподозрили в сговоре с польским королем и велели зажарить живьем.
Грозный, признавая колдунов разбойниками, под конец жизни сам был «занят лишь оборотами солнца» и окружил себя десятками гадателей и астрологов — чтобы узнать, когда умрет.
Колдуны против Романовых
В XVII веке, когда Россией начала править династия Романовых, с колдунами и ведьмами стали бороться еще активнее и жестче. Царский указ 1653 года велел сжигать ведьмовские инструменты для сглазов и предсказаний, дома колдуний сносить; самих ведьм также жгли на кострах.
Охота на ведьм длилась по всей стране целый век. Для расследований колдовских дел из Москвы часто высылали комиссии, если местные воеводы не справлялись. Особо опасным преступлением считалось колдовство против царской семьи.
Вот один характерный случай. В 1638 году придворная мастерица-вышивальщица Мария Сновидова донесла царице, что другая белошвейка, Дарья Ламанова, «на царицыны следы заговорный песок посыпала». Дело вели окольничий боярин Лукьян Стрешнев и дьяк из дворянского рода Таракановых. Дарью Ламанову схватили, пытали и допрашивали с пристрастием. Женщина призналась, что ходила к некой Настасьице, живущей в Замоскворечье, — ведунья заговаривает пепел от сожженных женских воротничков. Этим пеплом Ламанова якобы и посыпала следы царицы.
Ведьму из Замоскворечья тоже схватили и пытали. Ее подозревали в шпионаже и работе на польского короля. Однако Настасьица вину не признавала и говорила, что пепел сыпать на следы она советовала, чтобы государыня была добрее к служанкам. Под пытками замоскворецкая ведунья выдала имя той ведьмы, которая научила ее приворотам. Манку Козлиху также схватили и пытали. Она созналась на дыбе, что «ставит людям горшки на животы в болезни и недуги выговаривает».
На третьей итерации пыток Манка Козлиха рассказала, что колдовать ее научила мать. Та уже семь лет как померла, но живы были три слепые ворожеи. Ульянка жила у Арбатских ворот (где сейчас стоит кинотеатр «Художественный»), Дунька обитала недалеко от Лужников (там был раньше заливной луг, отсюда и название), а Феклица жила в Стрелецкой слободе (их в истории Москвы было несколько, наверняка и не скажешь, где именно).
Слепых старух тоже арестовали и начали пытать. Ульянка говорила, что мед купцам заговаривает, чтобы на него пчелы летели и бойче шла торговля. Дунька говорила, что может найти вора, прочитав сердце. Феклица призналась, что умеет заговаривать грыжи. Признавать злоумышленничество против царя и его семьи они отказались.
Спустя 2 месяца, в 1639 году, скоропостижно почил в бозе младенец — новорожденный царевич Василий. Томившимся в темнице ведьмам велели жечь руки и ноги. Настасьица и Ульянка, не выдержав пыток, умерли. Оставшихся в живых женщин-калек отправили в ссылку.
Казни за колдовство были страшными и в 1650-х годах, при Алексее Михайловиче. За волшбу и чернокнижничество мужчин-колдунов сжигали, а женщин закапывали заживо в землю — по грудь. Голову могли обгрызть псы, а смерть наступала через несколько дней.
Когда в Москве в 1682 году открылась Славяно-греко-латинская академия, царь Федор Алексеевич запретил учить «наукам, от церкви возбраняемым», и нанимать «учителей магии естественной и иных». Чародеев ждала смерть на костре.
При Петре I гонения на колдунов стали утихать — однако в 1689 году на Болоте (современной Болотной площади) сожгли двух людей, обвиненных в колдовстве.
В канун Рождества чародеи-коновалы Федька Бобылев и Дорошка Прокофьев были казнены «за злой волшебный и богоотметный умысл на государево здоровье». Заказчиками их ворожбы против царя были названы дворянин Андрей Безобразов и его человек Иван Щербачев — их обезглавили. В царском указе говорилось, что нанятые Безобразовым колдуны «ворожили… на костях и на деньгах и на воде о здоровье Великого Государя Царя <...> и матери его, и о бунте и о убивстве на бояр».
Уже в 1700-х годах в Москве по донесению полковника Балка был схвачен и обвинен в колдовстве солдат его полка — Иван Третьяков. Обвинение утверждало, что он в маленькой тетрадке записывал заговоры, чтобы «приворожить девок к блуду». Солдата били батогами, а давшего ему книжицу крестьянина Митрофана Музыкина высекли плетьми и сослали в Сибирь. Заговоры были сожжены на спине незадачливого учителя ворожбы.
Колдун Брюс
Самый известный московский колдун времен Петра I — шотландец Яков Брюс. Колдовал он якобы в Сухаревой башне, стоявшей на пересечении Садового кольца и Сретенки. В 1934 году ее снесли по настоянию Сталина.
Брюс был шотландцем по происхождению, из рода, к которому принадлежал и шотландский король XIV века Роберт I Брюс. Предки Якова Вилимовича переехали в Россию еще в 1647 году. Образованный иностранец, он получил отличное образование и был зачислен в потешные войска Петра. Спустя годы стал военачальником, астрономом, изучал различные естественные науки, заведовал российским книгопечатанием, командовал артиллерией, возглавлял Берг-коллегию и Монетную канцелярию, собирал курьезные вещицы — древние монеты, минералы, растения.
Коллекция его, в которой нашли «зеркало кругловитое небольшое, в котором кажет большое лицо»; «раковин разных больших и малых 99»; «туфли китайские плетеные из травы»; «гриб каменный»; «тыкву индейскую»; «кость мамонтовой головы»; «янтари, в которых есть мушки»; коробочку с «маленькой натуральной змейкой», «некакой фрукт продолговатый», «два мячика некакого фрукта», после смерти Брюса перешла Кунсткамере.
При жизни же Брюс, как гласила московская молва, возглавлял «Нептуново общество». Ходил слух, что у шотландского колдуна была «такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано... Книгу эту достать нельзя: она никому в руки не дается и находится в таинственной комнате, куда никто не решается войти».
В народе верили, что у Брюса была и книга, которая когда-то была имуществом царя Соломона. Кто-то говорил, что у шотландского колдуна была в распоряжении «чертова библия», а кто-то — что чернокнижник завладел библиотекой Ивана Грозного, Либереей.
Крестьяне из села Чернышино Калужской губернии, владельцем которой когда-то был Брюс, говорили спустя век: «он знал все травы этакие тайные и камни чудные, составы разные из них делал, воду даже живую произвел...». Другие предания гласили, что колдун Яков Брюс был разрублен мечом, а потом облил себя живой водой, и тело срослось. А царь его якобы приказал закопать в землю.
Другие говорили, что Брюс по ночам встречал на самом верху башни огненного дракона (на самом деле ученый интересовался китайскими воздушными змеями). Посреди жаркого лета он заморозил пруд и предложил гостям покататься на коньках. Мог он-де оживлять трупы и знал рецепты зелий.
Пушкин писал, что Брюс был русским Фаустом. Испанский посол Хакобо Франсиско Фитцджеймс Стюарт вспоминал, что Яков Брюс «служил с величайшим отличием и Петр I очень уважал его; одаренный большими способностями, он хорошо знал свое дело и русскую землю, а неукоризненным ни в чем поведением он заслужил общую к себе любовь и уважение».
Испанский колдун
Историк и революционер-нигилист Иван Прыжов в середине XIX века составил труд, в котором собрал истории о «26 московских лжепророках, лжеюродивых, дурах и дураках».
Одним из колдунов был гишпанец Мандрыга, живший в одиноком домике за Донским монастырем. Он создал одну из первых сект, притворяясь священником. Пользовался чудодей популярностью у богатой публики, падкой на разнообразные суеверия не меньше простолюдинов.
«Он занимается предсказаниями, угадыванием воров, говорит назидательные поучения и успел уже нажить себе хорошенький домик. <...> У ворот стоят экипажи, а в комнатах сидят дамы и дожидаются, когда выйдет гадатель. Комната украшена образами, пред которыми на столике лежит священная книга, чуть ли не Евангелие, и здесь в известные дни происходит молебствие.
Николай Иванович Мандрыга служит и читает, как священник; все допускаемые к этому, обыкновенно исключительные личности, очень близкие к хозяину, умиленно слушают чтения и молятся. Комната сияет в образах, горят свечи, как в церкви, Николай Иванович кадит... Он на вид сухощав, невеликого роста, с бледным лицом, черноглазый, черноволосый, какими бывают очень часто итальянские фокусники. Многие барыни совершенно им очарованы, они жертвы его, и он делает из них, что хочет».
Из очерков Ивана Прыжова
Другой исследователь московской старины, Михаил Пыляев, тоже упоминает некоего Мандрыгу. Этот «человек неизвестной национальности, по внешности персиянин или еврей сухощавый, небольшого роста, черноволосый, с небольшими черными глазами» имел популярность у дам, занимался гаданьем, устраивал служение в «фантастической одежде».
Но происходило это в 60-х годах XVIII века. «Дерзость этого пустосвята в одно время дошла до геркулесовых столбов, и он за кощунство был сослан в Соловецкий монастырь, где в начале восьмидесятых годов и умер, находясь на покаянии», — добавляет Пыляев.
Ходит слух, что призрак горбатой ведьмы являлся строителям Останкинской телебашни и просил не строить на колдовских костях бесовский вертеп — дескать, «много непокоя от него будет, и покойников много». Жили якобы ведьмы на болотах Перова, и в Кузьминках водилась нечисть, но это всё анекдоты.
Миллионы до сих пор верят в колдунов
В начале ноября 2022 года ВЦИОМ опубликовал данные соцопроса. В колдовство верят 25% россиян. С 2015 года число суеверных граждан РФ снизилось вдвое — тогда в сверхъестественное и магию верили 48% опрошенных.
Не верят в колдунов и умение наводить порчу 51% российских граждан. Обычно магическое мышление наблюдается у жителей регионов, сел, активных телезрителей. Меньше других верят в магию молодые люди до 34 лет, жители Москвы (64% не верят в колдунов) и активные пользователи интернета с высшим образованием.
Добавим, что Православная церковь к колдовству относится крайне негативно. В Священном Писании Господь говорит Моисею: «Не ворожите и не гадайте… Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, не доводите себя до осквернения от них».
Что почитать:
- Яков Канторович: «Средневековые процессы о ведьмах»
- Денис Хрусталев: «Колдовство на Руси. Политическая история от Крещения до «Антихриста»
- Иван Прыжов: «26 московских лжепророков, лжеюродивых, дур и дураков»
- Ольга Христофорова: «Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России»