Москва — древний город, но можно с уверенностью сказать, что облик современной столицы был определен примерно 400 лет назад. Больше всего впечатлений о Москве оставили сторонние наблюдатели — иностранные купцы и послы. Иноземцев восхищали размеры столицы московитов и множество палат, домов и церквей.
Впечатляла иностранных гостей и дипломатов (а также наемников-солдат) и численность населения Москвы — правда, сведения разнились от 30 тыс. до 5 млн человек. По подсчетам историков — порядка 100 тыс. человек (при населении всего царства в 8–12 млн человек).
Но все признавали, что Москва больше, чем львиная доля городов Западной Европы. Впрочем, Москву не просто так называли «большой деревней» — множество домов представляли собой деревенские срубы, с амбарами и сараями для скотины, выгонами для коров и коз и пасеками.
Москва к началу Смуты делилась на четыре большие части. В центре — кирпичный Кремль, который красили в белый цвет. С восточной части Кремль отделял ров, уже пересохший и превращенный в обиталище для живых львов. Звери появились в Москве в 1557 году — их прислала английская королева Мария Тюдор. Эти львы погибли во время большого пожара 1571 года, но новых хищников подарили уже Борису Годунову.
В Кремле располагались царский двор и резиденция митрополитов, главные соборы — Успенский и Архангельский, высочайшее сооружение Москвы — колокольня Иван Великий, на котором висел колокол-предтеча Царь-колокола. При Годунове Ивана Великого надстроили, и какое-то время белая башня была укутана строительными лесами. Там же располагались здания приказов — департаментов и министерств.
При Годунове в Москве развивалось каменное строительство. Царь старался таким образом решить проблему с безработицей и голодом — привлекая на стройки нуждающихся в деньгах и хлебе мужиков. В его царствование кремлевские стены украсили каменные зубцы, которые мы видим и сегодня. А в 1602 году через реку Неглинную перекинули каменный мост, который соединил Китай-город и Тверскую улицу.
За восточной стеной Кремля, на месте нынешней Красной площади находилась главная торговая площадь Москвы — Пожар. Название «Красная» она получила уже во второй половине XVII века. По ряду сведений, до 40 тыс. разных лавок располагалось на Пожаре, а торжище состояло из 100 рядов. Каждый ряд имел свое название по продаваемому там товару: Свежий, Рыбный, Просольный, Селедный, Луковый, Чесноковый, два Медовых ряда, Овощные ряды, Калачный и Ветчинный ряд, Пирожный и Соляной, Уксусный и Ягодный, Огуречный и Капустный и многие иные.
Торговали в Москве белой рыбицею, «паровыми селдми», «столовыми колачами», гречневиками и клюквой, молоком, сметаной, квасом. В нарушение существовавшего запрета торговали вразнос коробейники.
В Саадашном ряду можно было купить лук и колчан; в Скобяном — замки и ключи, пищали — в Самопальном ряду, сапоги попроще — в Сапожном, обувь побогаче — в Красном Сапожном, одежду — в Кафтанном, Манатейном, Рукавичном, Треушном. В Золотом и Серебряном — украшения, в Москотильном ряду — бытовую химию того времени, свечи для освещения домов — в Свечном, фонари — в Фонарном, в Польском — импортные товары.
Трудно вообразить, какое множество там лавок, какой везде порядок (для каждого рода товаров, для каждого ремесленника, для самого ничтожного, есть особый ряд лавок)… Лавок и товаров считалось несметное множество, и действительно было на что посмотреть и чему подивиться.
Польский шляхтич Самуил Маскевич
Над торговыми рядами возвышался храм Покрова Божией Матери — собор Василия Блаженного. Тогда он был расписан только белой и красной красками.
На Пожаре стоял и пушечный раскат — батарея орудий того времени, богато украшенных различными литыми мордами животных и всяких прочих существ. Пушки ставились для защиты переправы через Москву-реку от набегов и штурмов. Стояла там и Царь-пушка, отлитая еще в конце XVI века — служившая, скорее, средством устрашения и впечатления, поскольку из нее ни разу не стреляли.
«Среди рынка я видел еще мортиру, вылитую, кажется, только для показа: сев в нее, я на целую пядень не доставал головою до верхней стороны канала», — писал Маскевич. Была там и необычная пушка о сто стволов, заряжаемая сотней пуль, — ее, правда, переплавили в XVIII веке.
Было уже на Пожаре и Лобное место, ставшее главной трибуной, откуда провозглашались разнообразные объявления государственной важности. Возле Лобного места бросили изуродованный труп Лжедмитрия, на который кинули маску скомороха и скоморошью дудку, найденные в покоях самозваного царя. Там призывали убить Годуновых и свергнуть Шуйского.
Китай-город и Замоскворечье в Смутное время
В районе нынешнего Китай-города были расположены в великом множестве мастерские ремесленников и их лавки. Находились там также торговые представительства иностранных держав — например, Английский двор, который и сегодня можно осмотреть на улице Варварке. В той же части Москвы располагались и боярские каменные палаты. К примеру, возле парка Зарядье стоят палаты бояр Романовых, которые боролись с Годуновыми и Шуйскими за власть (и в конце концов победили).
На Варварском крестце — перекрестке возле нынешнего Гостиного двора — находился Панский торговый двор, где торговали добром, доставленным из Западной Европы через Речь Посполитую.
Китай-город окружала крепостная стена, остатки которой еще сохранились за гостиницей «Метрополь». Перед стеной вырыт был ров, за рвом — вал, на дне рва — колья. В стенах были особые каморы для пушек, а на самих стенах лежали огромные ядра из белого камня, чтобы сбрасывать их на неприятеля.
Следующий радиус за Китай-городом — Белый город, имевший 10 проездных ворот. Их названия до сих пор сохранились в московской топографии — это площади Покровские и Яузские ворота, Белгородский проезд возле Покровки и Чистых прудов.
За пределами Белого города был Земляной, но там уже стояли частные дома — жилые кварталы. Особняком стояли Замоскворечье, где располагались стрелецкие слободы, ремесленный центр Заяузье, купеческий район Занеглименье. И, разумеется, Немецкая слобода возле нынешней станции метро «Бауманская».
В Москве тех лет было множество церквей. Большая часть из них — крохотные церквушки, рассчитанные на пару десятков прихожан. Большие же соборы были в московских монастырях и подворьях. По счастью, монастыри сохранились в большинстве своем до наших дней — Новодевичий, Донской, Спасо-Андроников, а также Крутицкое подворье.
В московских монастырях не только молились и служили Богу, но и сохраняли знания — монастырские библиотеки до открытия первых русских университетов были главными вместилищами интеллектуального наследия. А еще — служили внешними фортами для города. Не стоит забывать, что татарские набеги продолжались в Москве даже в эпоху Смуты.
Где жили москвичи
Естественно, в Кремле жил царь. А еще — глава Православной Церкви — патриарх. В Москве эпохи Смуты жили бояре и чиновники разных приказов — дьяки и подьячие. При своих лавках жили купцы и умелые мастера, мелкие торговцы и ремесленники — чернь.
Отдельно жили стрельцы и пушкари — служилые люди. В Немецкой слободе — иностранцы, немцы из Северной и Западной Европы, дипломаты и наемники, торговцы и лекари.
Жили в Москве и греки с татарами, и сербы с поляками, и армяне с литовцами. Восточные купцы торговали на особых дворах — Крымском и Ногайском. В основном там продавали лошадей — тысячи голов.
До наших дней дошли и названия царских, казенных слобод, где жили ремесленники. Улицы Басманная (Ювелирная то есть) и Колымажная (Каретная), Поварская и Садовая. О «черных» слободах говорят названия Мясницкой и Новокузнецкой улиц, Кузнецкого Моста и Гончарных переулков.
И, конечно, многочисленные нищие. Их даже упоминают в документах тогдашнего аналога городской переписи населения. Милостыню христиане щедро давали на многочисленные церковные праздники, а особенно хорошо подавали в дни царских погребений. Их в Смутное время было немало.
Места московской Смуты
Одно из памятных мест — дом Орлова-Денисова на Большой Лубянке. Там находились палаты князя Дмитрия Пожарского, и здесь в 1611 году русские ополченцы бились с поляками. Князь был ранен в том бою и увезен из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Дом после выгорел.
На улице Волхонке, окруженной тогда Белым городом и называвшейся Чертольем, тоже в 1611 году Первое ополчение билось с поляками. Однако интервенты перешли Москву-реку по льду и через незапертые Пречистенские ворота обошли их с тыла и разбили. На месте того боя стоит ныне храм Христа Спасителя.
В 1612 году Второе ополчение действовало уже умнее и удачнее. В Замоскворечье возле нынешнего храма Климента папы Римского русские казаки бились с польскими гусарами гетмана Ходкевича. Основные же силы ополчения Минина и Пожарского стояли на Крутицком подворье.
В ноябре 1612 года после упорной осады, подкопов, обстрелов из пушек и приступов русские сумели пробиться через захваченные поляками городские стены к Кремлю.
Участник польского войска Иосиф Будило писал в воспоминаниях:
«Мы принуждены были войти с русскими в договор, ничего не выговаривая себе кроме того, чтобы нас оставили живыми. Русские того же дня дали присягу, что сохранят нам жизнь и будут держать в чести. И так, на следующий день, 7 ноября, русские вошли в крепость с великою радостию, а в нас это вызывало великую скорбь и сожаление. Рыцарство отведено в таборы и роздано боярам, а имущество, какое у кого было, отняли и роздали русским казакам».
Потом, правда, поляков почти всех перебили. Смутное время было.