Муми-тролль, Филифьонка, Тофсла и другие имена Туве Янссон

В России выходит первый байопик о Туве Янссон, финско-шведский фильм «Туве» финской режиссерки Заиды Бергрот, рассказывающий о нескольких годах из жизни великой художницы и писательницы. «Московские новости» рассказывают о фильме и о самой Туве Янссон.

Внимание в фильме сосредоточено на выборе молодой Туве между разными творческими карьерами — живописца, карикатуристки и художницы комиксов и детской (на тот момент) писательницы — и на ее любовных метаниях между слегка неуклюжим политическим деятелем, социалистом Атосом Виртаненом и буржуазной фам-фаталь Вивикой Бандлер.

КиноПоиск

С одной стороны, фильм знакомит зрителя с разными сторонами жизни Янссон, а также с окружавшими ее людьми и показывает несколько основных черт ее характера. Режиссерка и сценаристка с большой любовью воссоздает детали из жизни Туве Янссон, а актриса Альма Пёвсти замечательно тонко, без переигрывания создает образ сильной, сложной и очень любящей женщины.

КиноПоиск

С другой, к сожалению, «Туве» не до конца удается раскрыть как отношения многогранной финки с ее возлюбленными, друзьями и семьей, так и ее творческий процесс.

Тем не менее фильм не мог не выйти сейчас, когда Туве Янссон стала одной из ключевых квир-фигур всех времен и источником вдохновения для множества творческих людей по всему миру.

Попробуем разобраться в том, почему именно создательнице «Муми-троллей» удалось посмертно получить этот статус и чем она отличается от героини на экране.

Туве Янссон — дочь шведскоговорящего финского скульптора Виктора Янссона и шведской художницы-графика Сигне Хаммарштен. Янссон выросла в доме, который всегда был полон друзей. Она и ее братья Ларс и Пер Улоф с детства участвовали в творчестве родителей: Туве позировала отцу и рисовала с мамой, с 10 лет помогая ей с работой над открытками и марками — основным заработком семьи.

КиноПоиск

С этого времени и до конца дней — а Янссон прожила очень долгую жизнь, с 1914 по 2001 год, — работа совмещалась для нее с отношениями, недаром уже в зрелом возрасте она создала себе экслибрис-девиз «Работай и люби».

Мать была первой и главной любовью Туве, и их отношения — это пример любви, уважения и сотрудничества в семье.

Отношения с отцом же складывались куда сложнее, но и в них всегда было место любви и счастью быть вместе. Уже после смерти отца выйдет книга Туве «для взрослых» «Дочь скульптора», посвященная отцу, а вкупе с ее письмами и более поздними произведениями читателю откроется больше о политических и творческих разногласиях, и о тяжелом характере отца, и о любви-борьбе, которая все же значительно интереснее и сложнее, чем постоянное отвержение со стороны отца, которое показано в фильме.

КиноПоиск

Гораздо больше о том, насколько важную роль играли в жизни Туве родители, говорят их сказочные образы — Муми-мама и Муми-папа — творцы Муми-дома, места, где найдет приют любое существо, с любым характером и жизненными сложностями. В эту колыбель радости, в которой никто не старится и не умирает, где всегда праздник и приключения, всегда есть вкусная еда и выпивка и каждому найдется уголок, Туве помещает и других любимых людей.

Сама же она оказывается в мире Муми-троллей в разных ролях, но первая из них, по собственному признанию писательницы, — это Муми-тролль.

Идиллия Муми-дола, которую нарушают обычно внешние события, тоже не так проста. Образ странного хвостатого существа пришел к Туве еще в детстве, когда в споре с братом девочка нарисовала на стене туалета уродливое маленькое существо — оно-то позже и трансформировалось в бегемотоподобного мягкого любимца читателей всех возрастов.

КиноПоиск

Троллями пугал Туве и шведский дядя, у которого она жила некоторое время: муми-троллями они были потому, что по ночам мычали-завывали.

Туве Янссон учится на художницу в Хельсинки и в Стокгольме, пишет маслом и пробует себя в разных стилях, но деньги ей приносит работа графиком в журналах, в частности в знаменитом шведском издании Garm, для обложек которого Янссон неоднократно делает ставшие классикой карикатуры на Гитлера.

Однако во время войны работать над живописью становится все тяжелее, в первую очередь морально, и время от времени она, чтобы отвлечься, пишет сказки о персонаже, который уже попадал в ее карикатуры и чье изображение она периодически использует как роспись.

То, что сказки эти по-настоящему значимы, впервые понимает ее друг и возлюбленный Атос Виртанен. В фильме образ Виртанена совмещает в себе и предыдущих мужчин Туве Янссон, один из которых был женат.

КиноПоиск

В действительности Виртанен был холостяком, а их отношения с Янссон были значительно менее страстными —она любила его и хотела выйти за него замуж, однако интеллектуал и политик Атос, недаром ставший прототипом вечно ускользающего и абсолютно самодостаточного Снусмумрика, был ни к браку, ни к семье не готов. Зато он всячески поддерживал творчество Туве: благодаря ему состоялась публикация первой книги цикла о Муми-троллях «Маленькие тролли и большое наводнение», он же в 1947 году предложил Туве писать комиксы о муми-троллях для шведской социалистической газеты Ny Tid.

Комиксы продержались год с небольшим, так как левацкой публике совсем не подходил богемный образ жизни муми-семейства, а последней каплей стало чтение Муми-папой монархистской газеты.

Тем не менее именно благодаря этому опыту Янссон через несколько лет стала работать на крупнейшую британскую газету Evening News, для которой создала комиксы, принесшие ей мировую популярность и издающиеся теперь многотомником.

Коллаборация с братом Ларсом также показана в фильме, но в реальности была значительно более интенсивной: сначала Ларс переводил все тексты комиксов на английский, затем стал помогать с рисунками и сюжетами, а через несколько лет, когда Туве отошла от комиксов и более не была связана контрактом с Evening News, сам стал работать над новыми выпусками, коих вышло тоже на несколько томов историй.

КиноПоиск

Все это время Туве продолжала писать картины и сочинять сказки, но огромную роль в ее творческой эволюции действительно сыграла Вивика Бандлер, в байопике представленная как избалованная богатая красавица, а не как талантливейшая женщина-режиссер, многое изменившая в скандинавском театре и собственно погрузившая Туве Янссон в этот мир.

Помимо головокружительного запретного романа с замужней женщиной, благодаря которому Янссон осознает, что она — лесбиянка, отношения с Вивикой станут и многолетней плодотворной дружбой, и совместным творчеством.

Вместе с мужем Вивика, в частности, занималась переводами книг Янссон на немецкий язык. В Муми-мире же Вивика ответственна за появление неразлучной пары маленьких существ, говорящей на своем выдуманном языке, Тофслы и Вивслы (Тофсла от «Туве», а «Вифсла» — от Вивики) — язык этот отсылает читателя к кодированным письмам и телефонным разговорам Вивики и Туве, которые обеспечивали безопасность их нелегальным в то время отношениям.

КиноПоиск

Однако Тофсла — образ влюбленной по уши Туве — не последнее сказочное альтер-эго художницы и писательницы. В ряду витальных и любвеобильных персонажей-отражений Янссон оказываются Малышка Мю и Мюмла (слово Mymla в переписке Туве с друзьями заменяет «занятия любовью»).

Но и это не все: жизнерадостным и ищущим приключений Муми-троллю, Тофсле, Мюмле и Малышке Мю противостоит состоящая из одной тревоги Филифьонка, застенчивый маленький и одинокий Кнютт и, наконец, символ депрессии Янссон — убивающая холодом все, что находится вокруг нее, страшная черная Морра.

Эти персонажи появляются в книгах о Муми-троллях, но связаны как с ее внутренней жизнью и отношениями, так и с творческими муками.

За всю жизнь ей так и не удается стать великой художницей, хотя критики и хвалят ее работы. Взрослая проза тоже отходит на второй план, и миру она известна прежде всего как сказочница и создательница веселых комиксов о смешных существах.

После полной веселья и приключений пятой книги о Муми-троллях «Опасное лето», на пике мирового успеха, Туве задумывается о том, чтобы завершить цикл, но тут еще одна судьбоносная встреча, главная в жизни Янссон, снова меняет дело.

КиноПоиск

Она знакомится с художницей-графиком Тууликки Пиетиля, и через короткое время они становятся парой, а вместе проживут до конца жизни Янссон, почти 50 лет. Тууликки стала прототипом Туутикки — агендерного персонажа, который показывает проснувшемуся посреди зимней спячки Муми-троллю радость зимы.

Книга «Волшебная зима» становится переломной в детском творчестве Янссон, так как все последующие истории о Муми-троллях гораздо более психологичны и имеют ярко выраженное философское измерение, а последнюю книгу цикла, щемяще-печальную «В конце ноября», написанную после смерти мамы Янссон, вообще трудно назвать детской.

Тууликки и Янссон тоже начинают творить вместе, в первую очередь собирая кукольный дом Муми-троллей, который брат Янссон Пер Улоф позже отфотографирует для книжки-картинки «Незваный гость в Муми-доме». Так, на протяжении всей жизни, Янссон пишет себя и родных на картинах, интегрирует друзей и возлюбленных в мир своих сказок, посвящает им также и прекрасную взрослую прозу, которая по-прежнему недооценена и еще явно выстрелит на волне переоткрытия женщин-писательниц XX века.

Она рисует и позирует, пишет и делает декорации, переписывается со множеством поклонников и поклонниц по всему миру, а еще строит свой собственный дом на своем собственном острове, фотографирует и делает видео с любимой Тууликки.

Она бывает счастливой и несчастной, страдает от депрессии, путешествует по всему миру и месяцами живет в полной глуши на природе. Уместить даже часть жизни Янссон в байопике оказалось сложнее, чем можно было себе представить, так как героиня фильма выглядит одновременно слишком нормальной и слишком мелодраматичной, а от отношений, сотканных из любви, огромной дружбы, взаимного восхищения и творчества, остается одна лишь страсть.

У Туве Янссон слишком много ипостасей и материализовавшихся в творчестве субличностей, чтобы оставить от них одну психологически последовательную творческую натуру.

Ридинг-лист для погружения в мир Туве Янссон

1. «Дочь скульптора» (перевод Людмилы Брауде)

labirint.ru

Первая книга Янссон, написанная не для детей, но о детстве, в котором много радости, много боли, но в первую очередь —не покидающее Янссон переживание реальности как личного чуда.

2. «Муми-тролль и комета» (перевод Владимира Смирнова)

labirint.ru

Прославившая Янссон вторая книга о муми-троллях, в которой они, наконец, окончательно становятся симпатичными жизнерадостными существами на контрасте с более печальными и худосочными героями первой сказки. Наверное, самая страшная книга Янссон, где ощущение надвигающейся катастрофы может поспорить с апокалиптическими хоррорами, показывает, что писательница чувствует не только радость от созерцания мира.

3. «Летняя книга» (перевод Ирины Смиренской)

livelib.ru

Светло-печальная книга о старении и о детстве как о двух сторонах одной монеты, наполненная криками птиц, зеленью и морем. Двадцать две истории из летней жизни бабушки и внучки на острове — это самая лиричная и нежная книга Янссон, посвященная ее маленькой племяннице Софии.

4. «Туве Янссон: Работай и люби» Туулы Карьялайнен (перевод Любови Шалыгиной)

youla.ru

Большая биография Янссон, написанная не всегда хорошо, часто уходящая, как и фильм «Туве», в любовные перипетии, однако наполненная письмами и дневниковыми записями писательницы, что дает возможность совсем иначе услышать ее голос.

5. «Записки с острова» (перевод Полины Лисовской)

Впервые переведенное на русский язык в прошлом году, одно из последних произведений Янссон, созданное вместе с Тууликки Пиетиля. Это полудокументальный рассказ с иллюстрациями Пиетиля и выписками из дневников, рассказывающий об жизни и творчестве на их собственном островке Кловхарун в 80 км от Хельсинки.

Копировать ссылкуСкопировано