Кто такой наставник
По Ожегову, наставник — то же, что учитель, воспитатель, руководитель. Однако в современном образовании эти роли сильно различаются.
Учитель — специалист по конкретному предмету, который работает с классом. Его основная цель — чтобы каждый ребенок в классе освоил программу по его предмету. Наставник же — это педагог сопровождения, который помогает ученику настроить образовательный процесс, побороть возникающие сложности и лучше понять себя. Эта роль появилась в мире образования благодаря активному запросу на индивидуализацию школьного образования в XXI веке.
История наставников начинается в древности. Например, наставником Александра Македонского был мыслитель Аристотель, а полководца Алкивиада — философ Сократ. Последний считал главной задачей наставника не обучение как таковое, а духовную поддержку и пробуждение душевных сил подопечного.
В средние века наставничество открыли заново — как форму поддержки студентов в первых британских университетах, Оксфорде (XII век) и Кембридже (XIII век). Тогда же появился термин «тьютор» (от лат. tutorem — наставник, опекун) в значении «старший, назначенный опекать младшего студента в занятиях».
В отечественной истории были наставники, без которых путь России сложился бы совсем иначе: например, молодому Пушкину помогал профессионально развиваться поэт Василий Андреевич Жуковский, а инженер Патрик Леопольд Гордон привил любовь к изобретениям и наукам молодому Петру I.
Хотя понятие«наставник» размытое, внутри него существует достаточно четкое разделение по задачам. Есть наставники-кураторы, наставники-тьюторы и наставники в предмете.
Наставник-куратор сопровождает учебный процесс, настраивает режим и расписание ученика, поддерживает мотивацию, помогает разбираться с задолженностями по учебе и плохими оценками, справляться со стрессом.
Наставник-тьютор помогает разобраться в себе, выявить интересы и сильные стороны, определить основное направление подготовки в старшей школе и выбрать профессию.
Наставник в предмете — это, как понятно из названия, специалист по предмету, который может поддержать интерес к нему. Он знает интересные фильмы и книги, может порекомендовать секции, олимпиады, конкурсы и быть ролевой моделью успешного специалиста.
Зачем школьнику наставник
В конце XX века учиться в школе было гораздо легче: было больше заданий на повторение и меньше исследований и проектов, которые так мучают современных родителей. Когда мы говорим, что «нам никто не помогал с уроками», мы упускаем из виду, что за прошедшие 30 лет мир невероятно усложнился, — а с ним и школьное образование.
Чтобы справиться с вызовами нового века, российская школа пошла по пути усложнения: больше предметов, больше тем, больше индивидуальных проектов. Учиться по всем предметам одинаково хорошо сегодня оказывается почти нереально: не хватает времени и сил. Наставник поможет сформировать индивидуальную траекторию обучения и придерживаться ее.
Еще один важный факт о современной школе: она направлена на передачу детям предметных знаний. Как использовать правила грамматики, как решать примеры, какие есть виды городских птиц, какие бывают созвездия. В программе большинства государственных школ нет места навыкам планирования, управления временем, умениям определять сложность и приоритет задач. Развить их поможет работа с наставником.
Здорово, когда такие знания прививаются ребенку в семье. Но не все родители обладают временем, терпением и педагогическими знаниями, чтобы помогать детям в учебе (все-таки задачи родителя — любить ребенка и заботиться о нем).
А еще наставник — это безопасный и авторитетный взрослый, к которому хочется прислушаться. Подростки в 13–14 лет стремятся выйти из-под родительской опеки. Однако они все еще не очень опытны и нуждаются в поддержке. В этот момент наставник может стать доверенным лицом подростка: быть с ним рядом и поддерживать, общаясь на равных.
Наставник или тьютор
Тьютор — еще один педагог поддержки, которого часто упоминают в контексте современной школы. На первый взгляд, противопоставление педагогических позиций тьютора и наставника необоснованно — тем не менее в сегодняшней практике их функции различаются.
Работа наставника больше связана с передачей опыта обучения. Поэтому успешным наставником для школьника может стать студент средних курсов, который хорошо помнит собственный путь в школе и сложности на этом пути.
Тьюторская работа больше связана с самоопределением и поиском пути. Тьютор не преподает предметы, не обучает, не делится личным опытом, не навязывает свою точку зрения, не дает советов. Он наблюдает за воспитанником и исследует его интересы. Для тьютора важны толерантность, уважение любого мнения и позиции тьюторанта, эмоциональная уравновешенность.
Где найти наставника или тьютора
Сопровождение наставника или тьютора в частных школах Москвы уже стало нормой: такие специалисты работают в большинстве современных частных школ, причем в разных школах практика наставничества устроена по-разному. В частной школе «Золотое сечение» со школьниками среднего звена работает наставник-куратор, а со старшеклассниками — тьютор-профориентолог; в «Новой школе» наставник-тьютор проводит регулярные встречи с ребятами, начиная с 7-го класса, в школе «Бумеранг» или онлайн-школе «Европейской гимназии» — начиная с 5-го класса, а в школе «Макарун» тьюторское сопровождение включено с 1-го класса.
В общеобразовательных школах Москвы найти наставника будет непросто: официально такой должности в системе средней школы пока нет, хотя в августе 2023 года специалисты Минпросвещения начали работу над профессиональным стандартом для этой профессии.
Найти наставника или тьютора помогут следующие проекты:
- «Содружество тьюторов». Здесь можно найти специалиста, который поможет ребенку развить учебную самостоятельность, составит индивидуальную образовательную программу и поможет с профориентацией;
- «Переход». Молодая команда, в основе которой — идея ролевой модели. Ребята опираются на свои интересы, опыт и личные качества, чтобы создать для подростка пространство свободы и доверия, где он сможет раскрыться.
Еще один хороший способ найти наставника — обратиться к практикующим специалистам. На сайте Академии социальных технологий можно найти практикующих тьюторов, которые помогут сформулировать запрос для совместной работы.
Какие качества важны для наставника
- С ним интересно общаться, он никогда не относится к ребенку свысока.
- Умеет слушать, владеет навыками ненасильственного общения и основами психологический грамотности.
- Обладает проектным мышлением и может курировать учебный процесс. Построит вместе с ребенком план и будет его придерживаться.
- Владеет специальными тьюторскими методиками в определении сильных сторон ребенка.
Кому поможет наставник
- Ребятам, у которых сложно складываются отношения со школой, есть ощущение кризиса.
- Ребятам с выраженным интересом в какой-то сфере, которым скучно на обычном школьном уровне.
- Тем, кто вообще не находит себя в школе, потому что у них другие увлечения.
- Школьникам, которые тревожатся о своем будущем.