Цепочка reduce, reuse, recycle также известна как «принцип 3R», на котором держится экологичное существование в городе. С ним под руку идет правило маленьких шагов, когда «нездоровые» потребительские и бытовые привычки заменяются полезными постепенно. Так человек может последовательно перестроить жизнь и не чувствовать себя «двоечником», если что-то вдруг пошло «не по эко».
Где-то мы это уже видели
Ответственность за медленное привыкание к реюзу мы можем (и умеем!) перекладывать на старшее поколение. Годы дефицита научили наших родителей (и, как следствие, нас) высоко ценить рыночное разнообразие и доступность.
Мы и наши ровесники, в свою очередь, довольно много работаем, чтобы обеспечить себе комфортную жизнь, в которой есть место путешествиям, нарядам и гаджетам. В награду за свои труды мы хотим забыть о необходимости донашивать одежду за родственниками и охотиться в магазинах за самой низкой ценой. Так покупка вещей стала для нас радостью.
Но подобная модель стремительно теряет актуальность. Экономика и экология твердят нам в оба уха, что повторное потребление выгоднее и интереснее, чем мы привыкли думать, — что бы там ни говорил маркетинг.
Сделать бизнес экологичным
Полностью безотходное производство, не наносящее вред окружающей среде, для большинства индустрий сейчас представляется утопией. Но сделать шаг в эту сторону может даже самое вредное производство. Для начала можно организовать в офисе шкаф для
Например, ряд модных брендов, включая российский 12storeez, сотрудничают с ресейл-платформой Bewearcy. Любой человек может сдать в Bewearcy одежду для перепродажи, а взамен получить купон на скидку в магазинах партнеров.
Еще один способ для бизнеса стать осознаннее — коллаборации с дизайнерами и брендами, практикующими
Реюз в законе
Если в переработке участвуют вещи существующих брендов, а новая вещь делается на продажу, дизайнер и производитель рискуют нарушить закон об авторском праве. Новая вещь не должна содержать логотип, название бренда или принт вещи-первоисточника — для их использования нужно согласие правообладателя.
Рассказать покупателю о том, из предметов каких брендов сделана новая вещь, можно. А продавать под логотипом оригинального предмета — нет.
Сделать экологию бизнесом
Экологичность может не только работать на имидж компании, но и приносить прибыль. Рынок вторичного потребления растет из года в год: суммарный трафик на 14 популярных ресейл-площадках за первое полугодие 2022 года вырос на 33% по сравнению с январем – июлем 2021 года. Если верить прогнозам, к 2029 году рынок перепродажи одежды вырастет почти вдвое по сравнению с классическим первичным рынком. Возможно, уже сейчас предприниматели создают под это новые ресейл-платформы, от аккаунтов в соцсетях до крупных площадок вроде Second Friend Store.
Подготовиться к эре осознанного потребления можно, также получив актуальное образование: по наблюдениям РБК, одна из профессий будущего — специалист по переработке одежды.
Каким бывает повторное потребление
Продлеваем цикл жизни вещей
Пожалуй, больше всего реюз популярен среди молодых родителей, которые передают из рук в руки необходимые новорожденным вещи. Но он также подходит для приобретения мебели, техники, транспорта, одежды.
Такой способ обновления гардероба позволяет не зависеть от трендов и ассортимента магазинов и делает стиль более уникальным. А техника и мебель, произведенные много лет назад и купленные с рук, часто оказываются выносливее современных экземпляров. Финансовая выгода — от нуля до бесконечности, все зависит от вашей находчивости и энтузиазма.
Возможно, кто-то найдет преимущества и на более тонком уровне. По словам психолога Юлии Крюковой, специалиста центра Talk To Me, об обмене одеждой можно говорить как о форме взаимодействия и контакта между людьми: «Одежда — это про личные смыслы, и каждый выбирает их сам из общего многообразия. А обмен одеждой, выходит, это про личные смыслы в контакте с другими: чем я готова делиться, что я хотела бы взять, что мне подходит, как я могла бы это применить к себе. Это классный механизм, который помогает нам в контакте с другими развиваться и учиться новому и при этом сохранять контакт с собой».
Отдаем старое, получаем новое
К этой практике нас понемногу приучают магазины масс-маркета, цифровой техники и автомобилей: экологично избавляетесь от ненужной техники и одежды — получаете скидку на новую покупку.
Более альтруистичный вариант — сдать предметы в переработку в пользу других людей. Например, пластиковые крышки от бутылок можно сдать в пункты приема «Добрых крышечек»; деньги от переработки отправляются на благотворительность. Вдумайтесь: только за 2021 год этот проект принес фонду «Волонтеры в помощь детям-сиротам» 2 293 791 рубль.
Используем вещи после реинкарнации
Использование предметов из переработанных материалов не обязательно должно быть экоманифестом. Вещи из переработки могут быть стильными, модными и при этом помогать обществу сбавлять темпы перепроизводства. Например, отечественный бренд Recycle Object делает украшения из пластика, который остается от студий 3D-печати, а также принимает в поворотную переработку украшения, которые успели вам разонравиться.
Ручки, бумагу, блокноты, сделанные путем переработки, можно купить в обычных канцелярских магазинах. А некоторые компании прицельно выбирают их в качестве экологичной сувенирной продукции.
Покупаем многоразовое вместо одноразового
Кофейни заменяют одноразовые пластиковые трубочки многоразовыми металлическими, а мы заменяем батарею пластиковых бутылок с водой на одну стеклянную, набирая воду из фильтра. Уже появились и сервисы доставки готовых рационов, которые используют многоразовые контейнеры.
На смену привычным средствам женской гигиены приходят впитывающее белье, многоразовые прокладки и чаши. Как напоминает Елена Самойлова, редактор компании Onestwear, женщина использует в среднем от 180 прокладок или тампонов в год; при этом менять средства нужно каждые 4 часа, а разлагаются в природе они от 200 лет. В год женщина в среднем тратит от 2,7 тыс. рублей на одноразовые средства гигиены. Комплект многоразовых, как правило, стоит меньше, а служит до 5 лет.
Экофакты
Чтобы вырастить хлопок для одной футболки, нужно 2,7 тыс. литров воды. Столько же требуется человеку на 3 года жизни.
В среднем мы носим только 50% купленных вещей.
Ненужную одежду 44% россиян отдают знакомым и родственникам, 37% — выбрасывают.
Ежегодно на мусорных полигонах России оказывается 2 млн тонн одежды.
Как начать экопотреблять?
В Москве масса возможностей, чтобы приобщиться к повторному потреблению, и проще всего дела обстоят с одеждой. Несколько лет назад в столице начали появляться
Своп — вечеринка, где подруги и подруги подруг отдают и забирают одежду: хорошую, красивую, но уже не очень любимую. Еще лучше, если, демонстрируя вещь, вы сможете рассказать о ней историю: в этом платье вы были на удачном свидании, а эти туфли купили на свою первую зарплату. Своеобразный ритуал прощания с некогда любимыми вещами.
Организатор фестиваля, Мария Минина, говорит, что раньше ей самой было трудно расставаться с вещами, многие висели в гардеробе по несколько лет, забытые и ненужные. Но со временем Мария изменила подход: «Я взяла за правило раз в месяц проверять гардероб, обувной шкаф и все возможные полки и откладывать в сторону предметы, которыми не пользуюсь больше полугода-года (да-да, такие были, и немало). Чем меньше лишних предметов вокруг, тем чище сознание и легче дышать — это работает. Потому со мной теперь остаются только те книги, которые я перечитываю, вещи, которые я действительно надеваю хотя бы раз-два за сезон, предметы интерьера, которые мне чем-то особенно дороги. В общем, только то, что действительно нужно или приносит радость каждый момент времени».
Гараж-сейлы вроде Eskimo превращают осознанное потребление в отдельный формат отдыха. Два выходных дня в каком-нибудь приятном московском пространстве локальные дизайнеры продают новые вещи рядом с платьями из шкафа рядовых участников сейла; часто одновременно проводятся мастер-классы, лекции, есть зоны отдыха.
Реюз в масштабах дома
При ремонте старой квартиры тоже можно воспользоваться принципами вторичного потребления. Дизайнер интерьеров Наташа Зеленова советует всегда оставлять паркет, чугунные радиаторы и деревянные или каменные подоконники. Все это можно отшкурить и покрасить, что сохранит время и деньги. Отциклевать и покрыть лаком паркет — около 1,5–2 тыс. рублей за квадратный метр. Просто покрыть его белой краской для пола — еще дешевле. Сделать такой же красивый, но новый пол — как минимум в 2 раза дороже и значительно дольше по времени.
«Помимо того что вы сэкономите деньги, вы сохраните эстетику. К сожалению, новых красивых радиаторов и подоконников пока никто не изобрел». Поэтому часто лучше почистить и покрасить старое, чем купить новое. «Красить можно все: плитку, паркет, обои. Это не влияет на качество жизни. На качество жизни влияет то, что вы живете в светлом, просторном помещении, где нет визуального мусора».
Реюз в Москве
Вывоз ненужных вещей на mos.ru — бесплатный сервис, который поможет экологично избавиться от ненужной крупногабаритной техники и металла.
«Собиратор» — ресурс для всех, кто хочет сдавать отходы в переработку.
SVALKA — сервис по вывозу ненужных вещей, секонд-хенд и экосообщество.
«Простое дело» — российская компания, которая консультирует бизнес по вопросам экологизации, обучая сотрудников и руководителей культуре устойчивого развития.
«Простое дело» — одноименный Telegram-бот, который быстро подскажет, какой пластик можно сдавать и куда.
Eskimo garage sale — большой дизайн-маркет, где люди распродают гардероб.
«Второе дыхание» — фонд, который собирает ненужную одежду и в благотворительных целях отправляет ее на повторное использование или переработку. Контейнеры «Дыхания» можно найти по всей Москве.
Подкаст «С ЭГО на ЭКО» — полезный подкаст об экологии и экологической тревожности.