О, банный мир: кто и как парит москвичей

Если сауна, то финская. Если хамам, то турецкий. А если баня, то, конечно, русская. Отдых в распаренном деревянном помещении, температура пара в котором обычно доходит до 60–70 градусов, порой воспринимается как часть самой концепции «русскости». А в 2007 году Союз банщиков России даже предложил утвердить отдельный банный день (как ни странно, летом) — 14 июня.

Без бани сложно представить и современную Москву: одних только общественных заведений насчитывается больше двух десятков. Но реально ли это много и как в действительности устроен банный бизнес?

Московская банная традиция

О традициях, культуре и значимости бань для Москвы говорят уже больше века. Многие в таком разговоре цитируют Гиляровского. У него, кажется, найдется фраза под любой знаковый символ столицы: 

Единственное место, которого ни один москвич не миновал, — это бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый не могли жить без торговых бань.

Краткая история русской бани

Первые городские платные бани, по данным Главархива, появились в Москве в конце XVI века. Располагались они по берегам столичных рек: именно в них посетители, распарившись в парной, прыгали, чтобы остудиться. Во второй половине XVIII века общественные бани стали уже массовым явлением, подконтрольным городским властям. Фактически помещения сдавались городом в аренду откупщикам, которые обязались обеспечить мужское и женское отделения. Помимо этого, откупщики отдавали значительную часть дохода в казну, принося ей ощутимый доход, — поэтому, закрыв одно заведение, они должны были взамен открыть новое.

Самые знаменитые сохранившиеся бани, основанные еще в XVIII веке, — конечно, Сандуновские. Культовые парные были открыты Силованом Зандукели, куда больше известным как Сила Сандунов, в 1809 году. Именно эти бани пережили и весь XIX век, и революцию, и Советский Союз, на протяжении всего этого времени действуя именно как общественные. 

Сандуновские бани, 1896 год
Сандуновские бани, 1896 год
Фото: PastVu

В Сандунах, где имелось несколько разрядов, были представлены элитарные номерные отделения. При этом там были и пусть более дорогие, но общественные разряды, куда любил ходить распеваться Федор Шаляпин. В Москве вообще была богатая банная культура, и такие же развитые структуры бань существовали и в других региональных центрах. Параллельно в каждом хозяйстве в средней и северной полосе была деревенская баня в том или ином виде. В крестьянском доме все было завязано на физическом труде, и, безусловно, парение позволяло снять с разных частей тела физическое напряжение. Но еженедельное посещение бани — не только помывка, но традиция укрепления семейных связей.

Геннадий Бартухин
генеральный директор банного комплекса «ТайгаПар»

Формально вторые по старшинству московские бани с сохранившимся историческим зданием — Селезневские. Они были перестроены в 1888 году, хотя сам бренд (если это слово вообще применимо к баням, открытым больше трех веков назад) появился еще в XVIII веке. Наконец, еще одни старинные парные, которые не поменяли своего расположения — Ржевские, — также открылись в 1888 году. Они, пожалуй, были самыми «народными»: благодаря низким ценам, их посещали люди всех сословий. И именно модель Ржевских бань в итоге стала самой «ходовой».

В СССР понятие бани частного характера фактически исчезло — на смену ей пришел «санитарно-обмывочный пункт» или, иначе, «банно-прачечный комбинат». Это было государственное предприятие, призванное решить вопрос гигиены горожан, не все из которых в первой половине XX века могли позволить себе устраивать полноценные купания дома. Бани подобного типа начали появляться по всей стране.

Воронцовские бани
Фото: vorontsovskie-bani.ru

Чтобы представить, как примерно они были устроены, можно посетить Воронцовские бани. Появившиеся в 1938 году в Пролетарском районе Москвы, изначально они были окружены бараками, в которых проживали рабочие близлежащих заводов: «Московский шинный», «Серп и Молот», «Динамо» и «Первый шарикоподшипниковый». Для многих заводчан субботние походы в баню были и одной из немногих опций досуга, и способом укрепить дружбу. Потому что в общественной бане за недостатки сложно было винить кого-то кроме себя: парильщиков как специалистов банного сервиса в комбинатах не существовало, и потому каждый посетитель бани делал пар для себя и других.

По сути, каждый исторический перелом менял и формат банного отдыха, привычный жителям сначала Империи, затем Союза и, наконец, Федерации. В 1990-е люди стали посещать сауны — те самые полуподвальные заведения, в которых главным способом расслабить тело был не пар. Этот период в банной среде вспоминают с явным неудовольствием. Тем не менее сегодня, как говорит генеральный директор банного комплекса «ТайгаПар» Геннадий Бартухин, «культура возрождается».

В современной истории представлено сразу несколько видов бань, которые условно можно обозначить так.

  • Ритуальная баня. Самый древний вид бани, в котором мастер лечит, работает с психологическими запросами. Это исключительно оздоровительный, обрядовый формат, который не призван намыть человека.
  • Общественная баня. Появившиеся еще в царской, а затем развитые уже в советской России через «банно-помывочные комбинаты», в которых просто можно помыться. 
  • Домашняя, или «арендная» баня. Сруб где-то в пригороде или области, а порой и в пределах Москвы, который можно снять на компанию. По сути, это просто оборудованная площадь, которая передается из рук в руки.
  • Термы, спа-комплексы. Европейский формат, который частично присутствовал в царской России, но, понятное дело, был не очень популярен в советское время. Это бассейны, прочие термы, где баня не является основным местом притяжения, но хорошо дополняет все, что можно в этом процессе делать.

Баня, которую мы получили

Современная московская баня — что-то среднее между советской общественной баней и европейскими термами, в которые ходят не столько ради гигиены, сколько ради комплекса спа-услуг. И этот тренд Москва задает всей России, которая до сих преимущественно обходится без банщиков.

Эстетика общественной бани

Исследовательница банной культуры, антрополог и автор блога Nude Анна Артемьева:

«Баня — очень крутое поле для общения с собой и другими. Лакмусовая бумага состояния и здоровья психического и телесного. Я обожаю культуру общественной бани — публичная интимность, диалог между поколениями и вообще умение взаимодействовать друг с другом без имен и статуса — алмаз, не создавать из себя королевича тоже хорошо.

Если говорить про коммерческую процедуру в бане — с пармастером, а то и двумя, — то я люблю простоту и не уставать от тактильного контакта, прогреться с задором, иметь яркую точку, не переборщить с разнообразием ароматов, скрабов, приемов, звучаний и после полежать в теплой простыне.

Если говорить про баню с друзьями или групповой опыт — это, конечно, унисон и бессловесная динамика, которая рождается у всех вместе без лишних слов и переговоров. Люблю, когда много обмена между народом: чай налить, накрыть, попарить, голову помыть, покачать в бассейне.

Если говорить про всякие старинные рецепты, то пусть будут трясцы — это вибрационная техника, — и ладка скалкой, то есть приятный массаж не руками.

Традиция жива в малых городах и в банях попроще, однако в Санкт-Петербурге в итоге только две бани, где есть поддавальщик, так все сами. В Москве больше мастеров, там динамика обратная: меньше бань, где есть завсегдатай, который 40 лет делает пар с хреном по понедельникам.

Носитель и постоянный человек стареет и мрет, где-то молодняк перенимает и знает, что делать: как мыть, проветривать и готовить парную. Где-то баня доживает свои дни, а где-то выходит на рынок спа и терм, и общественная баня становится точкой оказания услуг и сервисным местом, и мы уже идем потреблять и получать только удовольствие, без соучастия и энтузиазма.

Чем русская баня отличается от прочих? Недавно выступала на конференции с главами банных ассоциаций разных стран. И так послушаешь — все едины. У пара, тепла, темноты и наготы один язык на всех. Вопрос процесса.

  • Не у всех баня была ритуальным местом, у многих народов, которые сейчас входят в состав России, это было важным местом для обрядов перехода — церковью до церкви.
  • Часто вижу, что русский человек не пойдет в баню между прочим — это всегда серьезно, как до, так и после. Подготовка, заготовка, поствыдох.
  • Такого развития банной индустрии с точки зрения маркетинга и борьбы за клиента не видано мною больше нигде. Баня в России стала новым ресторанным бумом. Возможно, немного схож подход в Норвегии: ребята там стараются возродить культуру и привлечь людей обратно в баню — bastu. Но у европейцев другое отношение к соцсетям, а мы уже сумасшедшие».

При этом баня как сервис, услуга и ритуал часто воспринимается деятелями индустрии, скорее, как просветительский проект, способный привлечь к банной культуре внимание широких масс. Потому что ходит в бани меньше 10% населения России.

Вопрос статистики — очень плавающий. Мы оцениваем в рамках Москвы, Хабаровска, Владивостока? Потому что посещаемость бани может сильно варьироваться от локации. Мои исследования, которые я делал по крупнейшим банным комплексам, говорили о том, что от 5 до 7% всего населения посещает банные комплексы в крупных городах-миллионниках. В некрупных городах, поселках общественная баня может быть единственным центром притяжения, в который ходит чуть ли не 80% населения время от времени. «Жар-Птицу» в среднем посещают от 16 тыс. до 20 тыс. людей ежемесячно.

Олег Пашков
исполнительный директор банного департамента холдинга Alba Group, владеющего московским и загородным комплексами «Жар-Птица» 

Но привлечение публики, увлекающейся баней, остается главным вызовом для любого игрока этого рынка — заново научить людей банной традиции. Нестор, сооснователь банного комплекса Siberia и главный судья Национальной Банной ассоциации, рассказывает: «Мы возрождаем банную культуру из руин. Она восстанавливается на новом уровне, где мы можем оздоравливать население, делать баню здоровой и безопасной для всех гостей».

Фото: Siberia

Сейчас в Москве найдется баня на любой вкус и цену. Так, за 3,5–5 тыс. рублей (без учета стоимости массажей) можно хорошо провести 3–4 часа в большинстве известных московских бань. В «ТайгеПар» создают «братство» исключительно для мужской части населения, «Жар-птица» приглашает сначала отдохнуть раздельно, в женском и мужском разряде, а потом провести время вместе в общей спа-зоне. Воронцовские, Усачевские, Коптевские и иные бани предлагают стандартные парения в раздельных разрядах, но с парильщиками — сами посетители печку не топят. И, конечно, во всех этих банях есть дополнительные услуги: индивидуальное парение, массаж, разнообразные терапевтические процедуры.

Ощутимо дороже — минимум в 25 тыс. рублей с человека, — обходится посещение банных комплексов вроде Siberia, «Экспедиции», «Места силы». Там предлагают комплексные программы парения, в которые уже включены отдельная комната, услуги банщика и спа-процедуры. Так, например, в «Месте силы» помогают «перезапустить органы чувств» на «4-часовой обрядово-банной программе», которая также подойдет для «улучшения деловых отношений и финансового потока». В Siberia предлагают воссоздать аутентичный опыт парения в деревне: для этого собирают специальные веники (каждый под свое парение), скрабы и локации.

Взгляд на то, как должно проходить идеальное парение и сколько оно может стоить, у всех немного разный, хотя любой подход сводится к цели собрать людей вместе. «Чего не хватает мужчинам? — рассуждает Геннадий Бартухин. — Общения! Не в гаджетах, а лично. Поговорить, что произошло за неделю. О политике, футболе, хоккее. В «Иронии судьбы» у каждого своя профессия, своя жизнь, но баня их объединяет».

Слова Бартухина поддерживает и Олег Пашков: «После пандемии баня стала для москвичей культом. Это культура общения, которого не хватало, пока все сидели на изоляции».

Новая индустрия

Итак, у механики распространения банной культуры довольно простая логика: человек идет в баню нового типа, где его встречает обученный мастер парения, объясняющий, что именно он делает и зачем. Качественно отдохнув и вдохновившись, человек начинает изучать банную культуру самостоятельно. Профит! 

Проблема в том, что сам банный бизнес пока сложно назвать простым и отлаженным. Нестор, сооснователь Siberia, считает, что сейчас рынок находится на старте и только идет к пиковой точке. 

Сейчас банями начинает заниматься все больше людей, для которых сам этот предмет — нечто новое. Геннадий Бартухин говорит: «Чтобы правильно выстроить бизнес, нужно, во-первых, понимать сам процесс, а, во-вторых, любить баню. К сожалению, сейчас открываются банные комплексы, в которые заходят инвесторы-дилетанты, считающие, что, вложив небольшие суммы — поставив лавочки, обустроив простейшую парную, — они делают бизнес и заработают на этом. Это не так. Мало сделать просто парную, посадочные места — нужно понимать весь комплекс удовольствий, которые гость должен в итоге получить: само наслаждение, оздоровление и психологическую разгрузку. Когда складываешь всю эту цепочку, понимаешь, что это достаточно серьезный и затратный бизнес».

Опрошенные «Московскими новостями» предприниматели не называют точных сумм, потраченных на строительство банных комплексов, но говорят, что цифра всегда находится где-то в районе 100–300 млн рублей, хотя высшую ее границу назвать сложно. Все, что стоит дешевле, — уже частные бани, семейный подряд, на котором «банную империю» построить сложно. При этом окупаемости такие миллионные бани достигают примерно за 2–3 года.

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Проблема в том, что в банном бизнесе не хватает тех, без кого он вряд ли сможет существовать, — мастеров пара. Несмотря на кажущуюся простоту, это довольно сложная и изматывающая профессия. Постоянно находясь во влажных и горячих помещениях, в какой-то момент парильщик обнаруживает, что чаще болеет, а кости у него становятся более хрупкими — вместе с потом из организма выходят и аминокислоты. 

Кто вас парит

Василий Ляхов, один из самых известных мастеров пара России, основатель собственной школы пармастеров:

«Я начал изучать банное мастерство в 1986 году и продолжал 4 года, не предполагая, что буду заниматься этим профессионально. Это было моим увлечением, которое помогало в работе и продвижении по службе: после бани я был абсолютно уравновешен, спокоен, не вовлекался в эмоциональные всплески руководства или подчиненных. За два с небольшим года я смог стать главным механиком завода от цехового мастера. Но я не думал, что парение будет моим профессиональным делом. Этим я занимаюсь с 2004 года.

Культура парения для меня заключается в состоянии мастера, его отношении к делу, гостю, к самой бане. Второстепенное значение имеет владение вениками. Отношения — это первостепенно.

Пармастер знает физиологию и психологию человека, знает законы физики и химии, умеет управлять паром, создавать микроклимат, считывать с тела потребность в тепле и давать ровно столько, сколько необходимо и достаточно, чтобы получить здоровье через наслаждение. Кроме того, парильщик должен знать, как работают печи — электрические, газовые, дровяные. Он должен уметь связать веник, принять гостя, продиагностировать человека и создать тот нужный результат, за которым человек и пришел.

Конечно, желательно, чтобы у парильщика было медицинское образование. Тем не менее на Руси оно не было дано никому, а все парили, потому что знали законы физиологии и руководствовались принципом «Не навреди».

Сейчас есть банщики, у которых есть медицинское образование, но они не могут найти себе работу. И есть те, у кого медицинского образования нет, но к ним регулярно выстраивается очередь. Это говорит о том, что их воздействие на человека — качественное. Например, у меня есть опыт еженедельной работы с человеком с болезнью Бехтерева. Банщик, который использует принцип «Не навреди» и знает физиологию, порой нужнее чем банщик, который знает медицину, но не понимает, что делает в парной.

Пармастер работает в агрессивной среде, находится в избыточном тепле гораздо больше, чем обычный человек. К сожалению, в России официально не существует профессии «пармастер», а потому нет и профсоюза, защиты. Но, на самом деле, если пармастер правильно дышит, двигается, держит веники в руках и дозированно поддает на камни, его нахождение в парной не вредит ему. Если пармастер передозирует пар, некорректно использует баню — конечно, он себя губит. 

Была история в 2019 году. Клиенты мои не разъехались по заграницам перед Рождеством, поэтому я зашел в парную 15 ноября, а вышел — 22 февраля. За этот период у меня было два выходных дня в связи с днем рождения супруги. Все остальные дни я парил от одного до шести человек. Если бы я делал это некорректно, я бы благополучно околел. Но, как видите, продолжаю парить в Москве на протяжении 20 лет.

Как я поддерживаю собственное здоровье? Во-первых, я не напрягаюсь в парной. Во-вторых, четко дозирую пар. В-третьих, практически всегда работаю с напарником, чтобы вовремя меняться. В-четвертых, пью много воды, чтобы организм не испытывал ощущения засухи при потере влаги. Наконец, я ем разнообразную пищу: много зелени, фруктов и овощей. При этом ем, а не объедаюсь. Так что я достаточно здоров, чтобы не потреблять лекарства. Также я активно использую водные процедуры и живу в природе, общаясь с лесом, водой, солнцем, животным миром, — это также дает сил.

Сейчас в России катастрофически не хватает пармастеров, профессионально работающих в бане. Рынок труда в банной индустрии пока также не развит. Важно, чтобы в государстве появилась профессия, по которой будут прописаны ГОСТы. Тогда на это можно будет как-то влиять. Пока я считаю, что банная индустрия требует квалифицированных работников в огромном количестве. Поэтому сейчас, кроме наставничества, где я обучаю пармастеров, запустил еще проект «Кэмп» — 21-дневное обучение, марафон, после которого ребята выходят профессиональными мастерами и могут идти в любой банный комплекс.

При этом не всегда банные комплексы берут качественно подготовленных людей. Часто берут тех, кто пришел и попросился, рассказал сказку, что что-то умеет. Зачастую главный критерий для общественных бань — насколько человек жароустойчив: «Если устойчив, пусть молотит как молотит». Поэтому в общественных банях мы часто сталкиваемся с людьми, которые просто стучат вениками по телу, но совершенно не способны обосновать свои действия. Много людей, думаю, попадают на работу с улицы, и это как раз печально.

При этом если пар делают сами гости, которые стабильно ходят в баню и понимают в этом толк, ничего страшного я в этом не вижу. Но лучше, если в бане будут обученные специалисты, которые понимают, что они делают: тогда никто не будет лить всякую всячину в печь, люди не будут дышать угарными газами и канцерогенами, а будут получать чистый пар».

Отсюда — необходимость в постоянном обучении новых специалистов, знающих, как именно нужно парить других и заботиться о себе. «Скорость подготовки и количество парильщиков, увы, растет непропорционально числу банных комплексов. Мы открыли внутренний центр подготовки — привлекаем мастеров с последующим трудоустройством. Поэтому уверен, что за профессией большое будущее, хотя пока ее даже нет в официальном реестре на рынке труда: мастера могут регистрироваться как «спа-специалисты». Но мы двигаемся в этом направлении, и для всего банного рынка — бизнеса, индустрии, философии, миссии, — это очень важно», — добавляет Нестор.

Банное будущее

В отличие от дореволюционной России, в современной Москве бани — своего рода «серая» зона для города, существующая наравне с прочими спа-комплексами. Ни специальных субсидий, ни поддержки, ни условий для них не существует, хотя деятели банной индустрии уверены в особом социальном и культурном значении бани для любого города страны. 

Фото: Freepik

«Откуда взять инвестиции в несколько сотен миллионов? Вы сами знаете, какие ставки дают банки, чтобы получить кредит. Многие открыли бы, но ставки не позволяют — люди понимают, что улетят в трубу со всеми этими кредитными историями, — рассуждает Геннадий Бартухин. — Государство пока не видит перспектив развития, но мы ведем общение с разными чиновниками под разные программы. Но пока тормозится именно потому, что необходимо инвестировать, инвестировать и инвестировать. Тогда банная культура будет хорошо развиваться».

При этом сейчас, кажется, та самая точка, в которой видов банного отдыха становится все больше. И, вероятно, через еще несколько лет некоторым баням, до сих пор делающим ставку на общественный формат, придется исчезнуть навсегда: русские бани прошли путь от заведений, где платишь только за печку, к полноформатным спа-комплексам с атмосферой традиционности.

Копировать ссылкуСкопировано