Одно из главных правил инвестора — не влюбляться в активы. Считается, что любимые активы усыпляют бдительность: их сложнее продать вовремя, и часто они могут утащить инвестора на дно. И у меня такое, признаюсь, случалось не раз.
Но есть отношения, проверенные временем. И довольно быстро я поняла: если влюбляться, например, не в акции, а в облигации, то риск потерять половину портфеля на падении рынка невелик. Облигации — действительно один из самых любимых моих классов активов. Предсказуемая доходность, минимум рисков, ноль волнений.
Эти активы лежат в фундаменте портфелей биржевых пенсионеров, офисных интровертов и городских невротиков вроде меня. Словом, они есть у большинства долгосрочных инвесторов. И неспроста. Когда рынки просаживаются на 20%, а отдельные благородные акции — на 40%, облигации падают в цене на 5–10% в худшие времена. За примерами далеко ходить не надо: из-за новостей о возможной войне с Украиной акции «Сбера» упали на 38%, а гособлигации — в среднем на 5%.
Конечно, когда рынки падают с ускорением вторую неделю подряд — это происходит на фоне провалившихся переговоров России и США, угрозы войны с Украиной и ужесточения политики ФРС, — инвесторам ничего не остается, кроме как присматриваться к самым просевшим активам. Доллар стоит уже так дорого, что приходится выбирать что-то в рублях. И сейчас, помимо очевидных решений вроде акций «Сбера», «Газпрома», «Яндекса», «Лукойла», «Тинькофф» и «Новатэка», я смотрю на рублевые облигации.
Облигация — актив, который всегда ведет двойную игру: с падением цен у них растет доходность. И больше всего мне сейчас нравятся государственные (ОФЗ) и «зеленые» облигации. И если первые были в моде всегда, то вторые вошли в тренды относительно недавно. Вот о них и поговорим.
Зеленый — новый черный
Сегодня на глобальном рынке сложилась целая идеология ответственного инвестирования, когда ты не просто вкладываешь деньги в расчете на рост, но и смотришь на «экологичность» бизнеса не только буквальном смысле экологии, но ее управления, уровня коррумпированности и условий труда.
Под эту идеологию — которая умещается в трех буквах ESG — сейчас активно собираются рейтинги и составляются биржевые фонды. Проще говоря, весь финансовый мир пытается отделить котлеты от мух и классифицировать компании как «экологичные» и «токсичные», чтобы случайно не дать денег тем, кто плохо себя ведет.
Как ни странно, инвесторам в рамках идеологии ESG проще всего вкладываться не в акции, а в облигации. В Financial Times недавно посчитали, что мировой рынок «зеленых» облигаций вырос в 2 раза за прошлый год. Не удивлюсь, что с такими темпами «зеленые» облигации будут в портфеле у каждого второго российского инвестора уже года через два-три.
Почему это происходит именно с облигациями? Для выбора «зеленой» акции нужно сделать гигантский анализ бизнеса всей компании. А вот «зеленые» облигации часто выпускаются под конкретные цели и проекты — понять, на что там пойдут деньги, гораздо легче.
Например, аэропорт Рима выпустил «зеленые» облигации для улучшения инфраструктуры, постройки новых «зеленых» терминалов и соответствующего ремонта старых построек. Все просто и понятно. Вот только эти бумаги частным российским инвесторам не достать.
Электробусные облигации
Но у меня есть и другой прекрасный пример — московские «зеленые» облигации с погашением в 2028 году. Они доступны на Мосбирже, можно купить хоть сейчас (оставлю здесь тикер для искушенных — RUA0001033Z8). Я про них узнала весной 2021 года, как раз когда правительство Москвы собиралось их выпускать.
С тех пор эти облигации были у меня в вотчлисте (это список для наблюдения), потому что сама идея меня впечатлила: Москва решила занять денег на фондовом рынке для того, чтобы обновить городской общественный транспорт и заменить его на электробусы. Как по мне, так это смелый шаг для муниципалитета — проверить, проголосуют ли за его проект рублем «на свободном рынке», а не дожидаться очередных субсидий.
А еще я как человек, сортирующий мусор уже 5 лет, могу смело сказать, что это возможность для большинства жителей мегаполиса дать денег в долг не банкам, а на экономически обоснованный экологический проект. На мой взгляд, в выпуске «зеленых» облигаций Москвы читались еще и высокие смыслы: повышение финансовой грамотности и экологической ответственности населения. И это совершенно точное попадание в тренд ESG.
Уже в момент размещения московские «зеленые» облигации стали настоящим хитом. Московское правительство планировало привлечь 70 млрд рублей, а объем заявок на покупку превысил 86 млрд рублей, то есть спрос на рынке оказался на 20% выше ожидаемого. При этом 10% от всех привлеченных денег принесли частные инвесторы. Наверняка среди них были московские обыватели, решившие, что новые электробусы — хороший повод для вложений.
Такой высокий спрос (и факт голосования рублем) со стороны розничных инвесторов так сильно впечатлил московское правительство, что уже в октябре оно пообещало дополнительный выпуск «электробусных» облигаций для частных инвесторов.
В мае 2021 года доходность этих облигаций показалась мне неубедительной — чуть выше 7%. Но сейчас рынок поменялся, доходность к погашению московских «зеленых» облигаций перевалила за 10%, для стабильных бумаг это очень много. К слову, в октябре прошлого года заммэра Москвы Владимир Ефимов заявил, что купонная ставка по этим облигациям, выпущенным для граждан, «будет выше, чем ставка по депозитам». Вряд ли он предвидел падение рынка, но, так или иначе, обещание сбылось, ведь депозит в хорошем банке сейчас можно положить под 8% годовых.
Словом, сегодня я купила в свой портфель немного «зеленых» облигаций Москвы. Надеюсь, колеса к электробусу, которые я только что проспонсировала, будут возить только довольных и экологически ответственных московских инвесторов.