Переделкино
Знаменитый поселок писателей Переделкино находится в 15 километрах к юго-западу от Москвы, сегодня до него можно доехать за 10 минут от ближайшей станции метро «Новопеределкино». Атмосфера здесь располагает к созерцанию природы и творчеству. Переделкино — место, где можно взглянуть на дачную архитектуру среди живописного соснового бора и открыть для себя литературный мир XX века. До революции деревня была частью имения семьи Колычёвых, а в 1930-е передана для размещения членов Союза писателей.
В последнее время Переделкино вновь стало важной точкой на российской литературной карте. После открытия Дома творчества, который долгое время находился на реставрации, писательский городок накрыло новой волной внимания — сюда вернулась литературная жизнь. Совсем недавно в Переделкино появились даже резиденции для писателей, поэтов, переводчиков и художников. Периодически здесь проводят лаборатории: переводческие, перформативные, музыкальные и другие. По словам руководителя Дома творчества Дарьи Бегловой, все это сделано для возрождения исторического предназначения места, куда в ХХ веке писатели приезжали, чтобы создавать произведения.
Каждое воскресенье в Доме творчества проводят мероприятия: например, тайные вечерние концерты, подробностей которых организаторы не раскрывают — просто приглашают всех желающих. Прямо сейчас здесь проходит выставка памяти культового поэта 1980-х годов Александра Еременко, ушедшего этим летом. Двенадцать молодых российских художников, среди которых Александр Повзнер, Маяна Насыбуллова и Алиса Смородина, вдохновились стихотворением «Переделкино» и переосмыслили местный пейзаж. Их работы спрятаны в самых разных местах неподалеку от Дома творчества: они буквально интегрированы в ландшафт и часто их сложно отличить от произведений природы.
Музеи писателей, живших в Переделкино в XX веке, ждут своих посетителей. Здесь, например, расположен знаменитый дом-музей Бориса Пастернака — его открыли в день 100-летия писателя в 1990 году. Мемориальная экспозиция была воссоздана такой, какой была при хозяине дома. Именно в нем он узнал о вручении Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго». Поэт умер 30 мая 1960 года в своем доме и был похоронен на Переделкинском кладбище. Там же была сделана и знаменитая фотография режиссера Квентина Тарантино — во время первого приезда в Россию он захотел поклониться могиле своего литературного кумира и специально приехал в писательский городок.
Пожалуй, один из самых известных литературных музеев в Переделкино — дом Корнея Чуковского, который был открыт стараниями одной из его четырех дочерей, поэтессы Лидии Чуковской. Интерьер дома полностью воссоздан — именно таким он был в последние годы жизни писателя. В музее хранится более 6 тыс. экспонатов, в том числе уникальная библиотека. А детские праздники и вечеринки, которые так любил Чуковский, проводятся здесь и поныне.
Абрамцево
Абрамцево — еще одно место неподалеку от столицы, которое заслуживает внимания. Пока не такое модное, как Переделкино, но не менее живописное. Здесь можно увидеть, какой была жизнь в русской усадьбе XIX века. Усадьба Абрамцево, расположенная в 50 километрах на северо-восток от Москвы, окружена живописными лесами. Она приобрела известность еще в середине XIX века благодаря знаменитым владельцам и не менее знаменитым посетителям. Писатель и славянофил Сергей Аксаков приобрел усадьбу в 1843 году. Среди его друзей были Иван Тургенев и Николай Гоголь, которые часто гостили в Абрамцево. Гоголь даже написал здесь значительную часть «Мертвых душ».
Сыновья Аксакова, Иван и Константин, продолжили дело отца как писатели, славянофилы и любители Абрамцево. Но вскоре после смерти Ивана в 1870 году имение купил Савва Мамонтов — предприниматель и одна из самых значительных фигур в развитии русского национального искусства. В молодости Мамонтов проявлял большой интерес и значительный талант к драматическому и изобразительному искусству. Хотя его отец не одобрял подобную деятельность и призывал сына сосредоточиться на семейном бизнесе, Мамонтов, путешествуя по Италии, нашел время, чтобы укрепить дружбу с молодыми русскими художниками, которые там учились.
Вернувшись в Россию, он основал в Абрамцево колонию художников и пригласил друзей-художников заниматься искусством за его счет. В усадьбе собрались Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель, братья Васнецовы — Виктор и Аполлинарий. Фактически, Мамонтов превратил Абрамцево в арт-резиденцию. Необычайная концентрация талантов привела к преображению поселения. Художники не только работали здесь над своими произведениями, но и оставляли свой след в жизни усадьбы, например, помогая целому ряду строительных проектов.
Небольшая, но уникальная церковь Спасителя была построена по образцам средневековой архитектуры Новгорода и Пскова. Главные ее приметы — иконы работы Ильи Репина и Михаила Нестерова, мозаичный пол по рисункам Виктора Васнецова и изразцовая печь Михаила Врубеля. Ещё одно примечательное место — Музей народного искусства, экспонаты которого резиденты Абрамцево собирали в поездках по российской империи. Именно эти вещи служили источником вдохновения для создания знаменитой «абрамцевской керамики». Есть еще «Избушка на курьих ножках», созданная для детей усадьбы по мотивам сказки «Баба-Яга».
В главном усадебном доме со времен Аксакова сохранились богатые интерьеры в стиле французского ампира и в неорусском стиле — из наследия Мамонтова. Абрамцево продолжало жить как приют художников на протяжении всего ХХ века, и до сих пор в поместье действует Школа прикладного искусства. А в здании напротив особняка собраны работы советских художников.
Ленинские Горки
Еще одно исторически важное место замкадной Москвы, которое только ждет своего преображения, — Ленинские Горки. Усадьба, расположенная чуть более чем в 30 километрах от столицы (добраться можно на автобусе от метро «Домодедовская»), еще недавно была по-настоящему культовой — сюда приезжали из всех советских республик. Слава дворянского поместья, построенного еще в XVIII веке, связана именно с именем «вождя мирового пролетариата» — он выбрал Горки для лечения и отдыха после покушения Фанни Каплан в 1918 году. По мере того, как здоровье Ленина ухудшалось, он возвращался сюда все чаще и чаще, и в итоге провел в имении последние 9 месяцев своей жизни.
Официально усадьба была преобразована в музей в 1938 году. И хотя с тех пор количество посетителей значительно снизилось, Ленинские Горки по-прежнему остаются лучшим местом, чтобы понять чуть ли не религиозное отношение к Владимиру Ильичу его современников. Ленинский культ давно в прошлом, но атмосфера этого заповедника и местные пейзажи заслуживают внимания.
В Ленинских Горках есть на что посмотреть. В доме-музее Ленина, сохранившемся в неприкосновенном виде, можно увидеть очаровательную кабинетную спальню, в которой он предпочитал работать, а также личную библиотеку вождя, которая включает более 4 тыс. книг на десятках языках. Есть и трогательные экспонаты — например, механизированная инвалидная коляска, созданная для Ильича группой советских рабочих. Но поскольку Ленина парализовало, она не использовалась им по предназначению. Среди необычных экспонатов — автомобиль, который был переоборудован для работы на спирте (расход 40 литров на 100 километров). В условиях Гражданской войны спирт было значительно легче достать, чем бензин. На территории заповедника установлено несколько памятников и скульптур под открытым небом. Есть и необычные образы — например, Ленин с детьми или за работой.
Помимо ленинианы, особого внимания здесь заслуживают кинодеревня и киногород — декорации, оставшиеся после съемок сериалов. А еще в Горках есть курганный некрополь вятичей XII–XIII веков. Он состоит из 59 насыпей высотой до 3 метров. Все это располагается в масштабном парке с разнотравьем, вековыми деревьями, прудами, лесами, оврагами.
Новый Иерусалим
Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном в 40 километрах к северо-западу от столицы. Его внушительные размеры и претенциозная архитектура не оставляют сомнений в том, почему патриарх Никон в конечном итоге попал в немилость к царям. Будущий патриарх родился в семье мордовского крестьянина. Благодаря тесной дружбе с царем Алексеем I он получил возможность стать реформатором русской церкви.
Успех и противоречивые реформы Никона в конечном итоге привели к его низвержению: приближенные убедили царя, что Никон слишком силен и хочет узурпировать власть. В 1666 году бывший патриарх был сослан в далекий монастырь, но построенная им величественная резиденция Новый Иерусалим оставалась действующим монастырем вплоть до 1918 года.
По замыслу Никона, Новоиерусалимский монастырь должен был стать центром православного мира для всех славянских народов. Он был задуман по подобию святых мест Палестины, а Воскресенский собор представлял копию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Место для монастыря было выбрано неслучайно: считалось, что здешние пейзажи напоминают Святую Землю. При строительстве монастыря окрестные места были переименованы в соответствии с евангельскими текстами. Например, монастырский холм назывался Сион, а река Истра стала Иорданом.
Ядро монастыря составляют Воскресенский собор (1656–1685 годы постройки), резиденция патриарха Никона (1658 год) и каменная стена с башнями (1690–1694 годы). В создании ансамбля принимали участие архитекторы Яков Бухвостов, Бартоломео Растрелли, Матвей Казаков, Карл Бланк и многие другие. Новый Иерусалим является выдающимся образцом русской церковной архитектуры. К середине XVIII века купол Воскресенского собора разрушился, в 1748 году он был восстановлен в стиле барокко. В начале XIX века был пристроен неоклассический придел Марии Магдалины.
Сейчас Новоиерусалимский монастырь — грандиозный центр православного паломничества, замечательный архитектурно-исторический комплекс. Здесь нередко проводятся и выставки. Не так давно, например, в музейном пространстве Нового Иерусалима проходила нашумевшая выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись Золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз». Ее сменила другая экспозиция — первая в мире масштабная выставка русского импрессиониста Константина Горбатова.
Архангельское
Архангельское ведет свою историю еще с XVI века. Оно расположено в 2 километрах от современного Красногорска. Имение неоднократно меняло облик и хозяев. Изначально оно связано с именем князя Николая Голицына, фаворита Екатерины Великой. Именно он в 1780-е годы решил построить здесь роскошный дворец. На реализацию проекта потребовались десятилетия, Голицын умер задолго до того, как строительство дворца было завершено. В 1809 году имение купил князь Николай Юсупов, крупнейший помещик. Он и сделал усадьбу Архангельское такой, какой мы ее знаем сегодня.
Юсупов, владелец более 20 тыс. крепостных, был известным эпикурейцем. Его социальное положение не мешало ему выражать восхищение Руссо и Вольтером, с которыми он встречался и переписывался. Его коллекция искусства насчитывала более 500 картин и была известна во всей Европе. Он увлекался наукой и театром и дожил до 80 лет, окружая себя прекрасными картинами, редкими книгами и восточным фарфором. Юсупов превратил усадьбу в музей.
Официально такой статус Архангельское получило в 1919 году. Сейчас здесь хранятся не все сокровища, которые приобретал Юсупов: многие из них были перемещены в другие музеи. Однако и сегодня усадьба сохраняет великолепие прошедших времен. Она может похвастаться бесподобным интерьером, коллекциями произведений искусства и знаменитым садом, спроектированным во французском стиле, с регулярными дорожками и лучшими образцами садовой скульптуры.