Культурный код

Осень на выходных

Близится конец короткого бабьего лета, золотая осень в разгаре. Хочется сесть в машину или электричку и рвануть подальше от Москвы, хотя бы на денек. Если времени мало, а на природу тянет, то лучший выбор для короткого путешествия — Подмосковье. Например, можно отправиться в знаменитый поселок писателей, который когда-то был центром притяжения советской интеллигенции, а сейчас превратился в модное место встречи москвичей. Или поехать  в усадьбу художников, с которой связан ренессанс русского искусства. А может, вам будет любопытно узнать, как отдыхал на природе отец Октябрьской революции? Подмосковье предлагает варианты на любой вкус.

Переделкино

Знаменитый поселок писателей Переделкино находится в 15 километрах к юго-западу от Москвы, сегодня до него можно доехать за 10 минут от ближайшей станции метро «Новопеределкино». Атмосфера здесь располагает к созерцанию природы и творчеству. Переделкино — место, где можно взглянуть на дачную архитектуру среди живописного соснового бора и открыть для себя литературный мир XX века. До революции деревня была частью имения семьи Колычёвых, а в 1930-е передана для размещения членов Союза писателей.

В последнее время Переделкино вновь стало важной точкой на российской литературной карте. После открытия Дома творчества, который долгое время находился на реставрации, писательский городок накрыло новой волной внимания — сюда вернулась литературная жизнь. Совсем недавно в Переделкино появились даже резиденции для писателей, поэтов, переводчиков и художников. Периодически здесь проводят лаборатории: переводческие, перформативные, музыкальные и другие. По словам руководителя Дома творчества Дарьи Бегловой, все это сделано для возрождения исторического предназначения места, куда в ХХ веке писатели приезжали, чтобы создавать произведения. 

Артем Геодакян / ТАСС

Каждое воскресенье в Доме творчества проводят мероприятия: например, тайные вечерние концерты, подробностей которых организаторы не раскрывают — просто приглашают всех желающих. Прямо сейчас здесь проходит выставка памяти культового поэта 1980-х годов Александра Еременко, ушедшего этим летом. Двенадцать молодых российских художников, среди которых Александр Повзнер, Маяна Насыбуллова и Алиса Смородина, вдохновились стихотворением «Переделкино» и переосмыслили местный пейзаж. Их работы спрятаны в самых разных местах неподалеку от Дома творчества: они буквально интегрированы в ландшафт и часто их сложно отличить от произведений природы. 

Музеи писателей, живших в Переделкино в XX веке, ждут своих посетителей. Здесь, например, расположен знаменитый дом-музей Бориса Пастернака — его открыли в день 100-летия писателя в 1990 году. Мемориальная экспозиция была воссоздана такой, какой была при хозяине дома. Именно в нем он узнал о вручении Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго». Поэт умер 30 мая 1960 года в своем доме и был похоронен на Переделкинском кладбище. Там же была сделана и знаменитая фотография режиссера Квентина Тарантино — во время первого приезда в Россию он захотел поклониться могиле своего литературного кумира и специально приехал в писательский городок. 

Артем Геодакян/ТАСС

Пожалуй, один из самых известных литературных музеев в Переделкино — дом Корнея Чуковского, который был открыт стараниями одной из его четырех дочерей, поэтессы Лидии Чуковской. Интерьер дома полностью воссоздан — именно таким он был в последние годы жизни писателя. В музее хранится более 6 тыс. экспонатов, в том числе уникальная библиотека. А детские праздники и вечеринки, которые так любил Чуковский, проводятся здесь и поныне. 

Абрамцево 

Абрамцево — еще одно место неподалеку от столицы, которое заслуживает внимания. Пока не такое модное, как Переделкино, но не менее живописное. Здесь можно увидеть, какой была жизнь в русской усадьбе XIX века. Усадьба Абрамцево, расположенная в 50 километрах на северо-восток от Москвы, окружена живописными лесами. Она приобрела известность еще в середине XIX века благодаря знаменитым владельцам и не менее знаменитым посетителям. Писатель и славянофил Сергей Аксаков приобрел усадьбу в 1843 году. Среди его друзей были Иван Тургенев и Николай Гоголь, которые часто гостили в Абрамцево. Гоголь даже написал здесь значительную часть «Мертвых душ». 

Сыновья Аксакова, Иван и Константин, продолжили дело отца как писатели, славянофилы и любители Абрамцево. Но вскоре после смерти Ивана в 1870 году имение купил Савва Мамонтов — предприниматель и одна из самых значительных фигур в развитии русского национального искусства. В молодости Мамонтов проявлял большой интерес и значительный талант к драматическому и изобразительному искусству. Хотя его отец не одобрял подобную деятельность и призывал сына сосредоточиться на семейном бизнесе, Мамонтов, путешествуя по Италии, нашел время, чтобы укрепить дружбу с молодыми русскими художниками, которые там учились. 

Музей-заповедник «Абрамцево» / ВКонтакте

Вернувшись в Россию, он основал в Абрамцево колонию художников и пригласил друзей-художников заниматься искусством за его счет. В усадьбе собрались Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель, братья Васнецовы — Виктор и Аполлинарий. Фактически, Мамонтов превратил Абрамцево в арт-резиденцию. Необычайная концентрация талантов привела к преображению поселения. Художники не только работали здесь над своими произведениями, но и оставляли свой след в жизни усадьбы, например, помогая целому ряду строительных проектов. 

Небольшая, но уникальная церковь Спасителя была построена по образцам средневековой архитектуры Новгорода и Пскова. Главные ее приметы — иконы работы Ильи Репина и Михаила Нестерова, мозаичный пол по рисункам Виктора Васнецова и изразцовая печь Михаила Врубеля. Ещё одно примечательное место — Музей народного искусства, экспонаты которого резиденты Абрамцево собирали в поездках по российской империи. Именно эти вещи служили источником вдохновения для создания знаменитой «абрамцевской керамики». Есть еще «Избушка на курьих ножках», созданная для детей усадьбы по мотивам сказки «Баба-Яга».

Konstantin Kokoshkin/Global Look Press

В главном усадебном доме со времен Аксакова сохранились богатые интерьеры в стиле французского ампира и в неорусском стиле — из наследия Мамонтова. Абрамцево продолжало жить как приют художников на протяжении всего ХХ века, и до сих пор в поместье действует Школа прикладного искусства. А в здании напротив особняка собраны работы советских художников. 

Ленинские Горки

Еще одно исторически важное место замкадной Москвы, которое только ждет своего преображения, — Ленинские Горки. Усадьба, расположенная чуть более чем в 30 километрах от столицы (добраться можно на автобусе от метро «Домодедовская»), еще недавно была по-настоящему культовой — сюда приезжали из всех советских республик. Слава дворянского поместья, построенного еще в XVIII веке, связана именно с именем «вождя мирового пролетариата» — он выбрал Горки для лечения и отдыха после покушения Фанни Каплан в 1918 году. По мере того, как здоровье Ленина ухудшалось, он возвращался сюда все чаще и чаще, и в итоге провел в имении последние 9 месяцев своей жизни.

Официально усадьба была преобразована в музей в 1938 году. И хотя с тех пор количество посетителей значительно снизилось, Ленинские Горки по-прежнему остаются лучшим местом, чтобы понять чуть ли не религиозное отношение к Владимиру Ильичу его современников. Ленинский культ давно в прошлом, но атмосфера этого заповедника и местные пейзажи заслуживают внимания. 

Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

В Ленинских Горках есть на что посмотреть. В доме-музее Ленина, сохранившемся в неприкосновенном виде, можно увидеть очаровательную кабинетную спальню, в которой он предпочитал работать, а также личную библиотеку вождя, которая включает более 4 тыс. книг на десятках языках. Есть и трогательные экспонаты — например, механизированная инвалидная коляска, созданная для Ильича группой советских рабочих. Но поскольку Ленина парализовало, она не использовалась им по предназначению. Среди необычных экспонатов — автомобиль, который был переоборудован для работы на спирте (расход 40 литров на 100 километров). В условиях Гражданской войны спирт было значительно легче достать, чем бензин. На территории заповедника установлено несколько памятников и скульптур под открытым небом. Есть и необычные образы — например, Ленин с детьми или за работой. 

Михаил Джапаридзе/ТАСС

Помимо ленинианы, особого внимания здесь заслуживают кинодеревня и киногород — декорации, оставшиеся после съемок сериалов. А еще в Горках есть курганный некрополь вятичей XII–XIII веков. Он состоит из 59 насыпей высотой до 3 метров. Все это располагается в масштабном парке с разнотравьем, вековыми деревьями, прудами, лесами, оврагами.

Новый Иерусалим

Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 году патриархом Никоном в 40 километрах к северо-западу от столицы. Его внушительные размеры и претенциозная архитектура не оставляют сомнений в том, почему патриарх Никон в конечном итоге попал в немилость к царям. Будущий патриарх родился в семье мордовского крестьянина. Благодаря тесной дружбе с царем Алексеем I он получил возможность стать реформатором русской церкви. 

Успех и противоречивые реформы Никона в конечном итоге привели к его низвержению: приближенные убедили царя, что Никон слишком силен и хочет узурпировать власть. В 1666 году бывший патриарх был сослан в далекий монастырь, но построенная им величественная резиденция Новый Иерусалим оставалась действующим монастырем вплоть до 1918 года. 

Михаил Почуев/ТАСС

По замыслу Никона, Новоиерусалимский монастырь должен был стать центром православного мира для всех славянских народов. Он был задуман по подобию святых мест Палестины, а Воскресенский собор представлял копию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Место для монастыря было выбрано неслучайно: считалось, что здешние пейзажи напоминают Святую Землю. При строительстве монастыря окрестные места были переименованы в соответствии с евангельскими текстами. Например, монастырский холм назывался Сион, а река Истра стала Иорданом.

Владимир Смирнов / ИТАР-ТАСС

Ядро монастыря составляют Воскресенский собор (1656–1685 годы постройки), резиденция патриарха Никона (1658 год) и каменная стена с башнями (1690–1694 годы). В создании ансамбля принимали участие архитекторы Яков Бухвостов, Бартоломео Растрелли, Матвей Казаков, Карл Бланк и многие другие. Новый Иерусалим является выдающимся образцом русской церковной архитектуры. К середине XVIII века купол Воскресенского собора разрушился, в 1748 году он был восстановлен в стиле барокко. В начале XIX века был пристроен неоклассический придел Марии Магдалины.

Сейчас Новоиерусалимский монастырь — грандиозный центр православного паломничества, замечательный архитектурно-исторический комплекс. Здесь нередко проводятся и выставки. Не так давно, например, в музейном пространстве Нового Иерусалима проходила нашумевшая выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись Золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз». Ее сменила другая экспозиция — первая в мире масштабная выставка русского импрессиониста Константина Горбатова.

Архангельское

Архангельское ведет свою историю еще с XVI века. Оно расположено в 2 километрах от современного Красногорска. Имение неоднократно меняло облик и хозяев. Изначально оно связано с именем князя Николая Голицына, фаворита Екатерины Великой. Именно он в 1780-е годы решил построить здесь роскошный дворец. На реализацию проекта потребовались десятилетия, Голицын умер задолго до того, как строительство дворца было завершено. В 1809 году имение купил князь Николай Юсупов, крупнейший помещик. Он и сделал усадьбу Архангельское такой, какой мы ее знаем сегодня. 

Сергей Фадеичев / ТАСС

Юсупов, владелец более 20 тыс. крепостных, был известным эпикурейцем. Его социальное положение не мешало ему выражать восхищение Руссо и Вольтером, с которыми он встречался и переписывался. Его коллекция искусства насчитывала более 500 картин и была известна во всей Европе. Он увлекался наукой и театром и дожил до 80 лет, окружая себя прекрасными картинами, редкими книгами и восточным фарфором. Юсупов превратил усадьбу в музей. 

Официально такой статус Архангельское получило в 1919 году. Сейчас здесь хранятся не все сокровища, которые приобретал Юсупов: многие из них были перемещены в другие музеи. Однако и сегодня усадьба сохраняет великолепие прошедших времен. Она может похвастаться бесподобным интерьером, коллекциями произведений искусства и знаменитым садом, спроектированным во французском стиле, с регулярными дорожками и лучшими образцами садовой скульптуры. 

Копировать ссылкуСкопировано