Диего Веласкес в 17 веке набирал заказы, посылая своего слугу с пачкой портретов и промо-презентацией по домам богатых римлян. Французские импрессионисты два века спустя все, как один, осаждали жюри официальных выставок — Салонов, чтобы получить доступ к зрителям. А Эдуард Мане даже построил собственный павильон на Всемирной выставке 1867 года в Париже и представил в нем свои работы.
На рубеже 19 и 20 веков мир узнавал о новом искусстве во многом благодаря частным арт-дилерам. Сегодня сбыт искусства работает еще проще: есть множество офлайн и онлайн галерей, которые готовы стать посредниками между современными художниками и ценителями их творчества.
Арт-рынок Европы и Северной Америки формировался на протяжении всего 20 века и на данный момент представляет собой развитую систему. Российский рынок искусства гораздо моложе, это делает участие в нем очень азартным и воодушевляющим.
Ирина Глазкова
одна из основательниц арт-платформы Elephant in the Louvre
Еще один способ для художника заявить о себе — участвовать в арт-ярмарках. Прошедший в этом году Blazar называет своей целью открытие и поддержку новых имен в российском искусстве. Пройдя отбор через опен-колл, представить широкой публике и специалистам свои работы может любой талантливый новичок. Некоторым даже помогают финансово с реализацией арт-проектов. В этом году Blazar принял более 200 участников, стоимость работ в среднем варьировалась от 5 тыс. до 350 тыс. рублей.
Арт-ярмарка, особенно такая крупная, как, например, Art Basel в Майами или Frieze в Лондоне, — это смотр лучшего искусства от множества галерей, прошедших непростой отбор. Часто большие ярмарки показывают ретроспективы, на них приглашают международных участников, проводят параллельно образовательную программу. Кто-то приходит расширить кругозор и развить насмотренность, кто-то за нетворкингом, а кто-то — приобрести совершенно конкретные работы в коллекцию.
Рузанна Оганесянодна из основательниц арт-платформы Elephant in the Louvre
Крупнейшая международная арт-ярмарка в России, которая с 2014 года проводится на московских площадках, — Сosmoscow. В этом году она пройдет в «Экспоцентре» с 29 сентября по 1 октября. Обещают работы более 300 современных художников, дискуссии о российской арт-среде, экскурсии и даже консалтинг перед покупкой произведения. Для широкого зрителя ярмарка — возможность познакомиться с именами и трендами актуального сегодня искусства. Для коллекционеров — сигнал от профессионалов арт-рынка, на кого из художников стоит обратить внимание.
Где в России покупать современное искусство
- Арт-ярмарки: Blazar, Cosmoscow, Арт Москва
- Маркет современного искусства WIN-WIN
- Онлайн-маркеты: Elephant in the Louvre, Teo, Bizar
- Частные галереи
Что нужно, чтобы стать успешным художником
Очень желательно получить хорошее образование, быть активным, развивать критическое мышление, насмотренность, умение формулировать смыслы, коммуникабельность и создавать высококлассное искусство.
Михаил Левиндиректор Московской школы современного искусства (MSCA)
Чтобы о тебе знали, как о художнике, необходимо свои работы показывать. Новички вначале появляются на студенческих выставках, потом показывают выпускной проект, дальше обычно — участие в групповых проектах. Параллельно нужно заниматься самопрезентацией в социальных сетях, по возможности иметь свой сайт, участвовать во всех опен-коллах.
В какой-то момент художник приходит к своей первой персональной выставке — это может быть как выставка в галерее, так и участие в различных грантовых инициативах. В любом случае после этого происходит серьезный скачок в карьере художника, который безусловно отражается и на стоимости его работ.
Рузанна Оганесян
одна из основательниц арт-платформы Elephant in the Louvre
Монологи художников
Оля Махно, 35 лет
Сколько себя помню, я в той или иной степени занималась искусством. Наверное, слишком уж интроверт, поэтому оно всегда было для меня самой честной возможностью коммуницировать с людьми без нарушения границ. А еще в детстве мне всегда сложно давался выход из состояния сна: сложно было различить, где то, что снилось, а где — реальность. Описывая, зарисовывая сны, я пыталась понять, что же это со мной происходит, и разобраться в том, где же во всем этом я. Вот до сих пор разбираюсь.
В своей художественной практике я исследую «Пространство безвременья» — некое место, где можно без спешки и боли, словно отстранившись, рассмотреть предметы и явления, размеренно и внимательно изучить их со всех сторон. Место паузы, в котором ты один на один с тем, что тебе самому хочется понять, о чем хочется поговорить, от чего важно не отворачиваться.
Я из тех замкнутых художников, которым легче дается новая сотня работ, чем их продвижение. Но я рада, что работы все равно находят своих людей: на персональных и групповых выставках, профессиональных ярмарках, на онлайн-платформах или просто во время визитов в студию. Для меня на первом месте — найти свой путь и, если я справлюсь с этой задачей не схитрив, всегда найдутся те, кто будет рядом.
Удача для меня — это честность, в первую очередь перед собой.
Мечтаю о времени, когда у меня будет план на несколько лет вперед, по которому я буду спокойно и много работать в мастерской как художник и писатель, как отшельник. Этакое время без сомнений и волнений, без финансовых переживаний, без необходимости постоянно что-то кому-то доказывать. Было бы чудесно знать, что всегда есть те, кому важно, что ты делаешь, кто искал именно тебя.
Илья Атом, 26 лет
В 2008 году я начал заниматься граффити. Не уверен, что стоит называть это искусством. В тот момент граффити было для меня сродни спорту и заявлением: «Я есть». В 2020 году создал свой художественный профиль, Атом, и понял, что без творческой деятельности мне неинтересно. Думаю, художник — человек, который собирает информацию о мире, перерабатывает ее и транслирует свое конечное видение.
Искусство определяет метод создания чего-то. А произведение искусства — это уже осмысленный человеком объект, созданный выбранным методом.
Мое искусство определяется местом, где я родился и вырос (Илья родом из Нижнего Новгорода. — Прим. ред.). Дом, в котором я вырос, был обычной шестиэтажкой. В мансарде располагались мастерские членов Союза художников, а на втором этаже был наркопритон. На четвертом этаже жил я. Кажется, что истоки моего искусства где-то между.
«Издержки молодости 2»
холст, акрил, масло, чернила, аэрозоль
Фото: elephantinthelouvre.online«Аниматор»бумага на планшете, аэрозоль, уголь
Фото: a-s-t-r-a.com«Графика (Переход)»фанера, уголь
Фото: elephantinthelouvre.online
Недавно был в Московском зоопарке и прочитал забавную историю про слона Мавлюка, который в 1870 годах пришел в раздражение, разгромил изгородь и вышел из зоосада на Кудринскую площадь. Он разбил витрину булочной, съел все булки, после чего успокоившегося слона вернули на место. Часто я воспринимаю себя тем слоном, который что-то ломает и наводит суматоху, но просто хотел бы поесть булочек.
Мара Пилясинская, 22 года
Я пришла в искусство в 18 лет. На протяжении обучения значение слова «искусство» для меня менялось: я занималась текстилем, принтами, керамикой, диджиталом, скульптурой, живописью. Но в центре неизменно находилось желание исследовать окружающий мир через материальный медиум и иметь возможность выстраивать собственные лексические системы — в искусстве я обрела такую свободу.
Ко мне пришло осознание, что я художник, когда я поняла, что не смогу быть никем другим. Ничто не ощущается для меня настолько правильным и необходимым, как нахождение в контексте творчества.
«Поэтические пространства»Фото: blazar.art«Поэтические пространства»Фото: blazar.art
В сочетании со смежными проектами мне удается жить на профессию художника. Продажами и продвижением работ занимаются галереи, с которыми сотрудничаю. Таким образом остается много пространства для чистого творчества, что для меня является идеальным вариантом.
Моя мечта — стать гражданином мира. Хочу поучаствовать в художественных резиденциях каждой страны на земном шаре и с уверенностью сказать, что увидела этот мир и прожила интересную жизнь. Кажется невероятно важным узнавать разных людей, разные урбанистические, климатические и социальные контексты и смотреть, как этот опыт отражается на художественной практике. В планах на ближайшее время — резиденция в Шанхае.
Дарья Неретина, 35 лет
В какой-то момент ты просто соглашаешься с тем, что ты художник, что твоя оптика немного другая и будет такой всегда. Искусство для меня — постоянная практика: и работа, и развлечение, просто состояние жизни. Когда я не работаю в мастерской, все равно размышляю, ищу материал для проекта, записываю идеи, замечаю важные детали, и это — тоже часть художественного процесса.
Мои основные интересы сейчас связаны с образами растений и переосознанием их важности в нашей жизни; с работой со старыми материалами, чаще всего — тканями и вышивкой.
Графика из серии «Рядом с нами»бумага, тушь, перо
Фото: elephantinthelouvre.online«Сад памяти»бумага, акварель, акварельные карандаши, вышивка хлопковыми нитями
Фото: dneretina.ru«Панорамы»
ткань, садовая пленка, акварель, акрил, вышивка хлопковыми нитями
Фото: dneretina.ru
Спустя 10 лет постоянной практики профессия меня скорее обеспечивает. Бывают более удачные месяцы, бывают менее, тут вообще нет постоянства продаж или проектов, грубо говоря, нет «постоянной зарплаты».
Художник сегодня может создавать свой личный бренд в соцсетях, с их помощью формировать аудиторию и уже потом входить в институции. Для этого совершенно не надо находиться в большом городе. Раньше это было невозможно, но я уже знаю несколько примеров супер успешной подобной карьеры в творческом поле.
Мне очень важно делать разные проекты, а не возвращаться к коммерчески успешным и бесконечно их воспроизводить. Все время надо пробовать что-то новое.
Сейчас, например, работаю воско-масляной пастелью на пластиковых разделочных досках. Стараюсь делать больше региональных проектов. Очень хочу, чтобы их было больше!
Варвара Силантьева, 38 лет
Мой отец был художником, и я много времени проводила в его мастерской. Дальше — классическая история: художественная школа, затем лицей, при котором был художественный факультет, художественная академия, обучение в Московской школе современного искусства и Институте современного искусства Иосифа Бакштейна.
Я не сразу почувствовала себя художником. Несмотря на то, что росла в среде художников и сама занималась практикой. Осознание было длительным процессом.
«Колыбельная»холст, масло
Фото: elephantinthelouvre.online
«Кролики, которые планируют побег в космос»пластификация на металле
Фото: elephantinthelouvre.onlineI WANT TO BELIEVEчереп единорога, гипс, оргстекло
Фото: elephantinthelouvre.online
Искусство для того и нужно, чтобы почувствовать тенденции, которые определяют текущий момент, осмыслить актуальные события, предложить новый взгляд на них. Идея первостепенна, а потом уже я задумываюсь над образом, формой и реализацией.
Думаю, в современных реалиях, когда значительная часть нашей жизни проходит в Сети, для успеха важно не то, где территориально находишься, а серьезное отношение к своему делу, продолжительность исследования интересующей темы, насмотренность, полная концентрация и качественное итоговое производство.
Дарья Клементьева, 38 лет
Понимание, что я художник, было с самого детства, потому что у меня никогда не возникало вопросов, что, как и зачем рисовать. Но потом на какое-то время я об этом забыла, и теперь я снова узнаю и осознаю себя в этом качестве.
Художник — это не образование и не то, чем ты зарабатываешь на жизнь, а, прежде всего, способ взаимодействия с миром. Заниматься искусством можно совершенно по-разному: ежедневная практика или длительное размышление и наблюдение, которое приводит потом к какому-то проекту.
«Крик»бумага, печать, сухая игла
Фото: elephantinthelouvre.onlineИз проекта «Непрозрачное время»зеркало, печать, акрил
Фото: elephantinthelouvre.onlineИз проекта «Непрозрачное время»
зеркало, печать, акрил
Фото: elephantinthelouvre.online
Если ты делаешь интересное искусство, то оно рано или поздно будет востребовано. Безусловно, для этого надо участвовать в опен-коллах, быть заметной и интегрироваться в арт-среду, но все равно именно твое искусство и практика первичны в этом процессе.
Основная цель для меня на ближайшее время — это создание своего проекта. Как и многие начинающие художники, мечтаю о персональной выставке.
Где учиться, если почувствовал себя художником
- РГХПУ имени С. Г. Строганова в Москве и СПГХПА имени А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге
- Московская школа современного искусства (MSCA)
- Школа современного искусства НИУ ВШЭ
- Институт современного искусства Иосифа Бакштейна
- Институт «База»
- Британская высшая школа дизайна
- «Свободные мастерские» в ММОМА
- «Открытые студии» Винзавода