Взлеты
Фармрынок, интернет-торговля и прочие интернет-сервисы (образовательные платформы, онлайн-кинотеатры и так далее), а также доставка продуктов — сферы, закономерно набравшие обороты в 2020 году. Аргументы для роста «фармы» не требуются, подъему остальных помогли как весенний локдаун, так и повсеместный переход на удаленку, а также боязнь заразиться и стремление минимизировать личные контакты. В результате по состоянию на октябрь объем продаж онлайн-ритейлеров взлетел в 2,4 раза по сравнению с прошлым годом, а лишь полугодовая выручка онлайн-кинотеатров выросла более чем в 1,5 раза. Сервисы по доставке еды также заработали в разы больше.
Но, помимо очевидных выгодополучателей, есть и те направления бизнеса, чей подъем был не таким очевидным. «Московские новости» разобрались, какие сферы смогли вырасти и кто заработал на кризисе.
Недвижимость
По данным совместного опроса ДОМ.РФ и ВЦИОМ, жилье — самый востребованный способ вложения средств у россиян. Половина опрошенных говорят, что именно так распорядились бы крупной денежной суммой в текущий момент. Кризисный год лишь подтвердил это. Как итог — значительный рост спроса на квартиры, причем самыми востребованными стали «малогабаритки» (менее 30 квадратных метров). По состоянию на декабрь на вторичном рынке спрос на такое жилье вырос на 50%.
Вкладывались в недвижимость и те, у кого крупной денежной суммы на руках нет. Льготная субсидируемая государством ипотечная программа привела к взрывному росту количества выданных кредитов по ипотеке («Московские новости» подробно рассказывали об этом ранее). ДОМ.РФ приводит статистику: только за 10 месяцев 2020 года выдано 1,3 млн кредитов (+30% к 10 месяцам 2019 года) на 3,2 трлн рублей (+45%) — больше, чем за весь прошлый год.
Та же льготная ипотека привела к подъему и на рынке новостроек. Особенно это отразилось на столичных девелоперах — аналитики ЦИАН прогнозируют 5%-ный рост количества заключенных сделок по итогам года. Как следствие, застройщики воспользовались ажиотажным спросом на фоне льготной ипотеки, и цены на жилье буквально взлетели. В среднем по стране цены на новостройки выросли на 7,4%, и это уже с учетом инфляции. В Московском регионе — еще выше.
Бытовая техника и электроника
Стиральные и посудомоечные машины, холодильники и морозильные камеры — то, что россияне стали покупать намного больше в период пандемии. 2020-й побил рекорды последних нескольких лет: с января по октябрь было продано 11 млн единиц бытовой техники на общую сумму 238 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом этот сегмент показал 17%-ный рост.
Россияне стали больше времени проводить дома, и бытовая техника, которая помогает решить повседневные бытовые задачи и делает жизнь более комфортной, становится товаром первой необходимости. Кроме того, можно говорить о перераспределении части трат, запланированных на отпуск и другие развлечения вне дома, на товары длительного пользования.
Олег Муравьев
Коммерческий директор группы «М.Видео-Эльдорадо»
Также вынужденная самоизоляция повлияла на рост продаж персональных компьютеров, в особенности ноутбуков. За три квартала 2020-го россияне, перешедшие на дистанционную работу и обучение, купили на 40% в единицах и 54% в деньгах больше лэптопов, чем за тот же период прошлого года. Однако, помимо работы и учебы, людям надо было себя чем-то занять, и наибольший рост показал игровой сегмент: спрос на игровые ноутбуки вырос вдвое — это более 310 тыс. единиц на общую сумму 21 млрд рублей лишь за 9 месяцев.
Сельское хозяйство
Здесь росту способствовал курс на импортозамещение, обозначенный еще в 2014 году. В 2020-м сокращение импортированных объемов продолжилось и усилилось пандемией COVID-19 и ограничением трансграничных перевозок. В результате сельхозпредприятия показали наибольший рост по сравнению с другими бизнес-субъектами. По данным Росстата, чистая прибыль в секторе «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» за январь-сентябрь выросла на 55,1% по сравнению с тем же периодом предыдущего года.
Мы значительно нарастили экспорт, а в связи с ростом курса валют это стало более прибыльным. Основное внешнее обстоятельство, влиявшее на рост российского сельского хозяйства, — мировые цены. Плюс к этому сектор не упал благодаря особенностям отечественной структуры аграрного производства; сельское хозяйство сильно пострадало в тех странах, где все связано с мелким производителем. В итоге объемно мы не просели, в стоимостном же смысле — хорошо выросли благодаря тому, что улучшилась мировая конъюнктура. А на мировой рынок (в частности, рост цен) наверняка повлиял ковид.
Евгения Серова
Директор института аграрных исследований НИУ ВШЭ
Кибербезопасность
Малый и средний бизнес, выживающий в условиях пандемии, вынужден был перестроить свою работу и больше тратить на информационные технологии и информационную безопасность.
По данным опроса «Лаборатории Касперского» (результаты опубликованы в октябре), за последние 12 месяцев российские компании в среднем потратили на обеспечение безопасности корпоративного периметра 4,7 млн рублей каждая — это вдвое больше показателей предыдущего года.
И такие меры оправданны. «Все компании, уйдя на удаленку, сделали свои информационные системы доступными извне как для сотрудников, так для злоумышленников. Эти внутренние системы очень слабо защищены, и итогом стало то, что сейчас мы фиксируем рост числа хакерских атак примерно на треть по сравнению с предыдущим годом», — рассказал в интервью «РИА Новости» вице-президент «Ростелекома» по информационной безопасности Игорь Ляпунов. Атакам подвержены не только частные компании, но и госструктуры — о том, как обеспечивается кибербезопасность на государственном уровне, «Московские новости» писали ранее.
Отметим, что в усилении защиты от кибератак Россия следует глобальным тенденциям. Результаты опроса более 4200 директоров по информационным технологиям, проведенного Harvey Nash (компания по подбору персонала и ИТ-аутсорсинга), показали: во всем мире тратилось дополнительно около $15 млрд в неделю на технологии по обеспечению безопасности при работе из дома во время пандемии COVID-19.
Оружие
Точнее, гражданское оружие для личного пользования. О росте в этом узком сегменте сообщали «РИА Новости» со ссылкой на эксклюзивное интервью генерального директора компании ORSIS (входит в группу «Промышленные технологии») Валерия Новоселова. Возможная причина увеличившегося спроса — рост тревожных настроений из-за пандемии.
Мы наблюдаем невероятный всплеск на рынке гражданского оружия в России, речь идет об абсолютно всех моделях: карабины, охотничьи ружья, в первую очередь карабин AR-15 калибра 366 TKM, большой интерес на охотничьи карабины типа Hunter калибра 308 Win. Можно сказать, что спрос превысил возможное предложение.
Валерий Новоселов
Генеральный директор компании ORSIS (входит в группу «Промышленные технологии»)
Спутниковый интернет
Пандемия стала драйвером роста спутникового интернета. Работая и учась удаленно, люди уезжали на дачи или переезжали за город, где зачастую вообще отсутствует широкополосный доступ в интернет, а базовые станции сотовых операторов не справляются с возросшей нагрузкой.
Проект «Телеспутник» опросил участников рынка VSAT (Very Small Aperture Terminal — малая спутниковая земная станция, технология широкополосной спутниковой связи), все они отмечают рост количества подключений. Причем кто-то из поставщиков говорит лишь о 10%-ном росте, а кто-то — об увеличении подключений в 2–3 раза.
Услуги с антителами
Самый специфический и узкий сегмент в нашем обзоре, еще год назад просто не существовавший. Новое время диктует новые запросы. Россияне все чаще стали искать для решения бытовых задач исполнителей с антителами к COVID-19 — мастеров на час, нянь, сиделок, клинеров, водителей; об этом сообщают аналитики сервиса YouDo. Число заданий, в которых присутствуют запросы «антитела», «иммунитет», «переболевший коронавирусом», в декабре увеличилось втрое по сравнению с аналогичным периодом в ноябре.
Тот, кто получил иммунитет, может заработать гораздо больше, чем тот, у кого антител нет.
Цены на услуги мастеров с антителами к коронавирусу и без
Сооснователь YouDo.com Денис Кутергин считает, что «наличие справки может стать еще одним «инструментом» или даже конкурентным преимуществом бытовых специалистов в новых реалиях».
Падения
Как бы ни радовали позитивные примеры роста, все же предприятий, которым пандемия принесла негативные финансовые последствия, гораздо больше. Причины тому — как вынужденные ограничительные меры Роспотребнадзора (отразившиеся прежде всего на индустрии развлечений и общепите) и закрытие границ, так и общее обеднение населения. Безработица выросла до 6,3% против 4,6% годом ранее (данные Росстата по состоянию на октябрь). Реальные расходы (то есть очищенные от инфляции) россиян за год сократились на 5,3% — об этом сообщают аналитики исследовательского холдинга «Ромир».
Туризм
Одна из наиболее очевидно пострадавших сфер. Как рассказала в интервью «Коммерсанту» глава Ростуризма Зарина Догузова, падение в отдельных направлениях турбизнеса достигает 85%.
По выездному и въездному туризму у нас падение достигнет 80–85%, это характерно для всего мира. Если смотреть на оборот всей туротрасли, включая внутренний и въездной и совсем немного выездной туризм в части прибыли агентов и операторов, то в 2019 году он составил 3,7 трлн рублей В этом году эта сумма сократится на 60%, до 1,6 трлн рублей.
Зарина Догузова
Глава Ростуризма
Падение могло быть и большим — поддержали отрасль меры стимулирования спроса, в частности программа туристического кешбэка (возврат покупателю 20% от стоимости тура при соблюдении ряда условий). В Ростуризме отмечают, что у основных крупных туроператоров в период действия программы продажи по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросли в среднем на 40%. Это, конечно, не привело к общему росту, но позволило не скатиться на самое дно. Еще один плюс — 300 тыс. человек, принявших участие в программе, получили назад от государства в общей сумме 1,2 млрд рублей.
Непродуктовый ритейл
Еще одна наиболее пострадавшая от коронавируса и сопутствующих ему мероприятий отрасль. Резкий спад пришелся на апрель: сокращение непродовольственного товарооборота было максимальным за последние 20 лет и составило 33,7% по сравнению с апрелем 2019-го. Эксперты Национального рейтингового агентства прогнозируют по итогам 2020 года общее падение non-food ритейла на 6,3%. Но отдельные сегменты пострадали гораздо сильнее других и покажут итоги значительно хуже.
Сегмент продаж одежды и обуви на фоне 36%-ного сокращения импорта вкупе с падением реальных доходов населения может снизиться на 25–30% — до 1,6 трлн рублей. Рынок ювелирных изделий станет одним из наиболее пострадавших на фоне ослабления рубля на 28% и роста цен на золото на 23% с начала года. Оборот может сократиться на 30% в натуральном выражении и на 45–55% в денежном (до 130–135 млрд рублей).
Национальное рейтинговое агентство
Специалисты считают, что драйвером восстановления отрасли станет общее восстановление экономики. Однако даже не к росту, а хотя бы к показателям 2019 года рынок вернется не раньше 2022–2023 годов.
Авиакомпании
Длительное практически полное закрытие границ, усиленные карантинные меры в российских регионах привели к тому, что общий объем работ отечественных авиакомпаний за 10 месяцев 2020 года по отношению к соответствующему периоду предыдущего года сократился на 48,2%. Общий пассажиропоток за тот же период сократился на 46,1% и составил 59,5 млн человек (против 110,3 млн за 10 месяцев 2019 года). Такие данные распространила Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта. В отчете организации отмечается, что такого стремительного сокращения объемов работ в течение одного года не было ни в один из предыдущих кризисов.
Ожидается, что по итогам 2020 года совокупный пассажиропоток (на внутренних и международных воздушных линиях) сократится на 47% и составит около 68 млн человек. Убытки российских авиакомпаний составят до 200 млрд рублей.
Несмотря на то что еще весной на поддержку авиакомпаний было направлено 23 млрд рублей субсидий, а позже программа господдержки была продлена — компании могли частично компенсировать свои убытки, понесенные по ноябрь включительно, — отрасли это не сильно помогло. Эксплуатанты воздушного транспорта ожидают восстановление основных показателей на докризисный уровень не ранее второй половины 2023 года.
Банки
Само предположение о нерентабельности банковского дела выглядит абсурдным. Тем не менее отдельные банки в этом году демонстрировали отрицательные финансовые результаты — прежде всего это организации, специализирующиеся на кредитовании граждан. Так, в отчете Кредит Европа Банка за 9 месяцев этого года показаны почти миллиардные убытки (988 млн рублей), больше миллиарда (1,153 млн рублей) убытков — лишь за полгода у ОТП-банка, в отчете банка «Ренессанс Кредит» за первое полугодие — почти 720 млн рублей убытков.
Почти 26% действующих кредитных организаций убыточны в расчете за последние 12 месяцев. 36% действующих банков столкнулись со снижением регулятивного капитала за 9 месяцев 2020 года. За 9 месяцев 2020 года 50% банков испытали чистый отток средств физических лиц и 34% — отток средств предприятий со счетов. До 35 кредитных организаций в ближайшие четыре квартала находятся в зоне повышенного риска.
«Эксперт РА»
Аналитики кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА» подчеркивают, что «текущий запас прочности российских банков остается под риском, а восстановление финансового результата и темпов генерации капитала до уровня 2018–2019 годов откладывается не менее чем на год».
Книги
Рынок печатных книг в России за первые 9 месяцев 2020 года «просел» по тиражам на 20%. Специалисты Роспечати говорят, что если тенденция сохранится, то по итогам года будет выпущено 350 млн экземпляров книг против 435 млн в 2019-м. Объем книжной розницы в стране на конец 2019 года оценивался в 46,56 млрд рублей; по состоянию на конец октября она потеряла уже порядка 9 млрд из-за пандемии. В 2020-м наблюдается падение продаж в Москве на уровне 30% и около 20% — в регионах; такие цифры приводит Российский книжный союз.
Как результат — не все игроки книжного рынка переживут коронакризис. Сеть книжных магазинов «Республика» в ноябре подала в Арбитражный суд Москвы иск с требованием признать себя банкротом — компания не в состоянии выполнить все обязательства перед кредиторами. Банкротом может стать и издательство «Терра», в октябре ИФНС России направила в арбитраж заявление о его финансовой несостоятельности.
Что дальше?
Каждый пятый владелец бизнеса назвал весну 2020 года самым сложным кризисом за последние 12 лет.
Главным риском будущего года 45% владельцев бизнеса называют снижение доходов населения и падение потребительского спроса. Практически каждый третий опасается новых жестких ограничений, связанных с распространением коронавируса. Восстановить обороты до докризисного уровня уже в 2021 году рассчитывают 40% предпринимателей.
Такие цифры получили аналитики «Райффайзенбанка», проведя исследование «Антихрупкость» среди владельцев малого бизнеса. Эти же тренды можно распространить и на предпринимателей с большими оборотами: прибыль у них, конечно, выше, но и риски – тоже.