Культурный код

Планы на выходные

Ливерпульский концерт «Звуков Му», синие пирожные со вкусом бетона и шпионский сериал с Сашей Бароном Коэном

Музыка 

Антон Абалихин, музыкальный критик, автор Telegram-канала «Постмузыка»:
«Звуки Му» — Live in Liverpool (Отделение «ВЫХОД», 2019)

https://www.youtube.com/watch?v=GrZ3DuKYE08&feature=emb_logo

Недавно выяснилось, что знаменитый британский критик Саймон Рейнольдс слышал «Звуки Му» вживую в 1988 году — вкупе с недавним юбилеем фронтмена Петра Мамонова и трагической гибелью бас-гитариста золотого состава Александра Липницкого уместный повод о группе вспомнить.

Для знатоков архивная запись концерта в Ливерпуле, изданная два года назад, не представит ничего удивительного. Партии музыкантов идентичны альбомным — но сыграны они здесь будто назло исковеркано: фузз жужжит назойливей обычного, а клавишные и ритм-секция в кульминационные моменты соскакивают с собственных насестов.

Отражённые на записи гастроли «Звуков» состоялись в мае 1989-го, а осенью Мамонов объявил о скором роспуске группы, находившейся на пике славы. Таким образом, Live in Liverpool — лебединая песнь безумной советской рок-формации.

Бонусом к пластинке прилагается запись сессии на BBC у Джона Пила. По слухам, музыканты явились в студию в состоянии, на русском языке однокоренном с фамилией великого радиоведущего.

Слушать

Кино 

Илья Миллер, журналист: 
«Миланский калибр 9» Фернандо Ди Лео (1972)

https://www.youtube.com/watch?v=JXLL560XjOE

Фильм, как мы знаем — это девушка и пистолет. Оружие здесь есть уже в самом названии, а в роли девушки — актриса и модель Барбара Буше. Однако этот еврокрайм из семидесятых только с виду кажется грубо вытесанной жанровой поделкой в стиле «напитки покрепче, слова покороче», кастинг для которой проводили на сельском рынке. Его нехитрый сюжет разворачивается в столице мировой моды, как опять же заявлено в названии. Притоны мафиозных боссов выглядят футуристично, герои гоняют на «мини-куперах» (тогда их производили в Милане), а фам-фаталь проживает в стильной хате с монохромной мебелью, сцены беспощадного насилия иногда прерываются левацкими разглагольствованиями. Саундтрек к фильму вышел на музыкальном лейбле скончавшегося в прошлом декабре кутюрье Пьера Кардена, и на нем итальянские прог-рокеры Osanna и New Trolls лихо исполняют вещи, написанные маэстро Луисом Бакаловым. В общем, это действительно остатки былой роскоши, к которым тянет вернуться.

Сериалы 

Даниил Ротштейн, медиаобозреватель «Московских новостей»: 
«Разведчик» (2019)

https://www.youtube.com/watch?v=5UijUOy0MmE

В интернете можно найти немало списков «величайших разведчиков в истории», что само по себе слегка нелепо — надо думать, что величайшие остаются нераскрытыми. Но даже в большинстве из этих спорных подборок удивительным образом отсутствует один из самых эффективных агентов второй половины 20-го века — Эли Коэн. Вероятно, потому что сражался на невидимом фронте не Холодной, а более локальной войны. В 1960-х годах израильтянин Коэн успешно внедрился в ряды сирийской элиты и долгое время передавал данные, которые в том числе сыграли важную роль в победе Израиля в Шестидневной войне.

Захватывающую историю Эли Коэна с рядом неизбежных творческих отступлений рассказывает мини-сериал «Разведчик», главную роль в котором исполнил Саша Барон Коэн (родственная связь отсутствует). На сегодняшний день это лучшая его работа: как прирожденный мастер перевоплощений, Саша Барон как никто понимает шизофреническую природу работы под прикрытием. Под фасадом умело собранного, напряженного шпионского триллера здесь скрывается драма человека, который в какой-то момент начинает забывать, кто он на самом деле. Внезапно осознаешь, какая это редкость — кино, которое помнит, что шпион еще и человек.

Смотреть

Игры

Сергей Коряков, журналист и блогер: 
Mundaun

https://www.youtube.com/watch?v=8w4hdxvNiFA&ab_channel=MWMInteractive

Фолк-хоррор не частый гость в компьютерных играх, так что Mundaun могла бы выделиться на фоне собратьев одним лишь своим существованием. Но игра удивляет сходу и своей специфической формой. Визуальный стиль, выполненный в стиле карандашных иллюстраций (а все текстуры действительно были нарисованы вручную карандашами на бумаге), затерявшаяся в горах Швейцарии деревня, выбранная в качестве места действия, вследствие чего все персонажи разговаривают на романшском языке — всё это добавляет Mundaun очков в копилку необычности и способствует ощущению, словно ты оказался на страницах старой, не очень доброй, но по-своему уютной европейской сказки.

По сюжету, главный герой возвращается в родную деревню, дабы узнать правду о недавней гибели своего дедушки. Деревня, отделенная стеной туманов от остального мира, встречает его тишиной и запустением. Тихая идиллия заброшенного поселения с первых же минут прерывается чертовщиной, и чем дальше, тем кошмарнее становятся жернова истории, через которые будет пропущен главный герой. Заколоченные церкви, пустые могилы, страшные сны, молчаливые, но явно что-то знающие дети, брейгелевские демонические пчеловоды — это лишь то немногое, что предстоит встретить в этой игре, пройдя по тропе за черным козлом. Остается лишь добавить, что референсами этой истории, от «Фауста» Гете до хорроров студии А24, идеально очерчивается круг идеальной аудитории этой игры.

Доступна на ПК, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X/S, Nintendo switch

Театр 

Ника Пархомовская, театральный критик: 
«Школа жен» Миндаугаса Карбаускиса в Театре Маяковского

Театр Маяковского/Facebook

В это воскресенье лично я иду на премьеру в Театр Маяковского. А все потому, что там играют мольеровскую «Школу жен» в переводе поэта и публициста Дмитрия Быкова. Поставил спектакль худрук «Маяковки» Миндаугас Карбаускис: в этом году исполняется 10 лет, как он возглавляет легендарный театр, и в честь юбилея от режиссера ждут если не эпохального, то по крайней мере масштабного высказывания. Тем более что для своей новой постановки он выбрал не самый простой материал. С одной стороны, «Школа жен» — одна из самых известных пьес Мольера, а с другой стороны, это почти трагедия, не потерявшая своей актуальности с тех пор, как ее впервые представили публике в 1662 году, когда Арнольфа исполнял сам автор.

На сей раз главную роль в спектакле играет народный артист России Анатолий Лобоцкий, а Агнесу Наталья Палагушкина. Оформил «Школу жен» Зиновий Марголин, костюмы сочинила театральная художница Мария Данилова, давняя соратница Карбаускиса, которая так же как и он, любит подтексты и прячет скрытые смыслы даже во внешний облик персонажей. Предсказать, что именно мы увидим на сцене в эти выходные (спектакль идет и в субботу, 17 апреля), решительно невозможно, но премьера, безусловно, обещает стать как минимум громкой: редкая на нашей сцене глубокая, философская и прекрасно сконструированная пьеса комедиографа Мольера наверняка раскроется с какой-то совершенно новой стороны в постановке вдумчивого и неизменно серьезного литовского режиссера.

Билеты

Литература 

Евгений Былина, теоретик культуры и саунд-исследователь:
Марк Фишер «Призраки моей жизни. Тексты о депрессии, хонтологии и утраченном будущем» (М.: НЛО, 2021) 

magazineart.art

Осью всех текстов британского культурного критика Марка Фишера является уверенность в том, что всё самое интересное находится где-то рядом, в поп-культуре и повседневности. Можно сказать, что в сборнике «Призраки моей жизни» Фишеру удалось показать это наиболее убедительно: здесь «Звездные войны» соседствуют с марксистской теорией Фредрика Джеймисона, а феноменология Жака Деррида — с актуальной электроникой. Главной целью, в которую метил Фишер на протяжении своей интеллектуальной карьеры, была опостылевшая оппозиция высокой и низкой культуры. Своим концептом о «популярном модернизме» он стремился разрушить идеологические преграды и продемонстрировать сложность социальных отношений, заключенных в простых и очевидных вещах.

Попутно Фишеру удалось (возможно лучше, чем остальным британским райтерам) развить особый и невероятно выразительный тип эссеистики, которая органично осциллировала между литературой, философией, политической публицистикой и музыкальной критикой. Подобному типу письма не нашлось места в русской культуре — это еще одна причина, по которой чтение этого сборника может стать увлекательным приключением. В книге «Призраки моей жизни» Марк Фишер не только изложил собственную версию истории послевоенной британской популярной культуры и музыки, но и продемонстрировал, как личное и политическое взаимодействуют друг с другом. Поразительный факт: несмотря на то, что рассуждения Фишера — о конце историзма, «отмене» будущего и социальности депрессии — основаны на британской истории, они оказываются невероятно созвучными положению дел внутри постсоветского континуума.

Купить

Искусство 

Сергей Бабкин, работник искусства, куратор, критик: 
«Тренинг Фантазия»
16 – 25 апреля
Онлайн и Центр современного искусства «Типография», Краснодар

Центр Современного Искусства «Типография»/ВКонтакте

«Типография» — основанный группировкой ЗИП центр современного искусства в Краснодаре, который – редкий случай для российской самоорганизации – стал ключевой городской площадкой, сотрудничающей как с крупными художественными институциями, так и с международными организациями и местными властями.

В рамках Pop-Up фестиваля немецкой культуры «Типография» совместно с Гете-Институтом проводят серию событий под названием «Тренинг Фантазия». 

Куратор_ки «Тренинга» Елена Ищенко, Марианна Кручински и Миша Курилов составили сложноструктурированный проект, который разбирает не новый (за год пандемии еще сильнее артикулированный) аффект «не по себе», возникающий в момент осознания агентности существ и явлений, недоступных зрению, но изменяющих нашу повседневность.

Часть программы смогут посетить только жители и гости Краснодара (например, выставку с работами Сиприена Гайяра, Гиорги Гаго Гагошидзе, Кирилла Савченкова и других художников; перформанс Алексея Таруца или «четырехчастную пространственную композицию для квадрофонической звуковой инсталляции из автомобилей с тюнингованной акустической системой Стаса Шарифуллина (HMOT), но несколько событий будут транслироваться онлайн. Например, вечером в пятницу — аудиовизуальная работа Павла Милякова (известного и под моникером Buttetchno), в которой он воссоздаст опыт просмотра матча «Спартак» – «Интер» 1998 года.

Или серия лекций в рамках лаборатории кураторки и исследовательницы-киберфеминистки Лики Каревой «Опыт как искусство». Так, в субботу можно будет послушать лекцию философини Оксаны Тимофеевой, а затем в течение недели — лекции Валентина Голева (Германия), Нины Пауэр (Великобритания) и Джей Пи Кэмерона (Бразилия).

Концерты 

Андрей Морозов, основатель фестиваля Fields и музыкальный продюсер Signal:

Ototsky Quartet: презентация пластинки Stamp a Spot
Культурный центр «Дом», пятница, 16 апреля, 20:00

Культурный центр ДОМ/Facebook

В эту пятницу в Культурном центре «Дом» свой дебютный альбом представит квартет Пети Отоцкого. Многоликий ударник-импровизатор, Петя успел предстать перед меломанской публикой в самых разных амплуа: в качестве участника пронзительного джазового квартета Baritone Domination, в составе абстрактной хип-хоп-группы «Ленина Пакет» и как 1/4 убойного ансамбля Drumazhur, пускающегося в надрывные импровизации на четырех ударных установках. 

Достигнув потолка в этих (и других) составах, Петр решил обзавестись и своим собственным. Как подобает статусному артисту, в свой бэнд он взял только лучших: тут и контрабасист Дима Лапшин, заведующий басом в «Броме», и авангардный композитор Кирилл Широков, взявший на себя роль пианиста, и петербургский саксофонист Илья Белоруков, известный по группам Wozzeck и «Кроль». Все вместе эти четверо заиграли кипучий фри-джаз высочайшего уровня, от которого возникает неизменное ощущение грядущего взрыва. Если вы хотите это ощутить, то презентация дебютника — однозначно лучший повод.

Большой Овчинниковский переулок, дом 24, строение 4
Билеты

Рестораны 

Артем Макарский, журналист и блогер:
Crosby Studios Home

crosbystudios/instagram

Дизайнер Гарри Нуриев расширил пространство своей студии Crosby — и открыл при ней кафе Crosby Studios Home. Одна из стен полностью закрашена узнаваемыми квадратиками пустого поля в Photoshop, основными цветами можно считать кислотный зеленый и близкий к Иву Кляйну синий, над гостями нависает огромная лампа, а записываться в кафе стоит по регистрации. Безусловно, в первую очередь это настоящий московский аттракцион, а не просто место, где можно перекусить, однако здесь есть большие удачи: в первую очередь стоит отказаться от чая горячего в пользу чая холодного. В кружку кладут ледяной шарик с синей розой внутри — пока вы пьете жидкость такого же синего цвета, он будет красиво таять; главное, что это и правда вкусно. Если вас не привлекает фраза «вкус бетона», не разочаровывайтесь заранее, а лучше возьмите это прекрасное пирожное с синей глазурью — и не забывайте, что все красители здесь, конечно же, натуральные.

Малая Ордынка, 19
По регистрации

Копировать ссылкуСкопировано