Музыка
Артем Макарский, журналист и блогер:
Mujuice — Melancholium (Universal, 2021)
Десять лет назад Роман Литвинов, он же Mujuice, выпустил свой первый полностью песенный альбом — Downshifting не только превозносили критики, но и слушали модники всей страны. Через 5 лет вышло взвешенное и взрослое продолжение Amore e morte, а в начале марта — новый альбом трилогии, Melancholium. Для Литвинова это бенефис, он выступает тут в режиме «пленных не берем»: даже перед тем, как сказать слушателю «привет», он успевает пропеть «смерть не разлучит нас, пока смерть не разлучит». Литвинов балансирует между иронией и пафосом, между цитатами из пословиц и собственных хлестких фраз — и составляет убедительный портрет человека в начале 2021-го.
Точнее, москвича — Melancholium невероятно московский альбом: помимо постоянных отсылок к игле Останкинской башни, Литвинов смог перевести в музыку сам дух столицы. Иногда он воплощается в гэридже со звуками перезарядки оружия, иногда — в простоватом техно со строчкой «просто я тупой» в качестве рефрена, всегда — запоминается намертво.
Слушать на Spotify
Кино
Андрей Карташов, киновед и кинокритик:
«Убийство китайского букмекера» Джона Кассаветиса
Джон Кассаветис изобрел американское кино заново: его дебют «Тени» был построен как джазовая импровизация, и от него обычно отсчитывают историю «американского независимого». Для Кассаветиса прежде увлекательной истории стояли люди, и потому он придумывал сюжеты, отталкиваясь от органики исполнителей: себя самого, своих друзей Бена Газзары и Питера Фалька и своей жены Джины Роулендс.
В «Убийстве китайского букмекера» солирует Газзара: он играет жизнелюбивого Космо Вителли, владельца дешевого ночного клуба в Лос-Анджелесе — с куплетами грузного «Мистера Утонченность», голыми женщинами в качестве гвоздя программы и мелкими гангстерами в роли клиентуры. Именно они втягивают Космо в криминал за карточные долги. В исполнениии Кассаветиса нуар — один из главных американских жанров — оказывается не столько драматичной историей как таковой, сколько фильмом о человеке, который в нее попал.
Здесь много неожиданного, непроясненного, просто живого: сложно забыть, как тот самый китайский букмекер под дулом пистолета растерянно говорит «Мне так жаль… Мне так жаль….» — и неясно, что именно он имеет в виду. Имя главного героя значит «мир», в фамилии слышится корень vita — «жизнь»: этот фильм, рассказывающий о мрачных вещах, — на самом деле о любви и воле к жизни, о завороженности ее бесконечной изменчивостью и иронией.
Сериалы
Даниил Ротштейн, медиаобозреватель «Московских новостей»:
«Засланец из космоса»
Так бывает, что талантливейший актер вынужден годами ждать проекта, способного должным образом раскрыть его потенциал, — но когда такой проект наконец-то появляется, результат получается взрывной. Новый сериал канала SyFy «Засланец из космоса» — настоящий подарок для фанатов Алана Тьюдика, наиболее известного по роли Уоша из «Светлячка», и по совместительству — выдающегося комика и актера озвучки.
Роль инопланетянина, который вынужден притворяться человеком в небольшом американском городке, идеально раскрывает весь комплекс талантов Тьюдика — каждый жест, каждая фраза, каждое лицевое подергивание рассчитано на максимальный комедийный эффект. Смотреть «Засланца» надо обязательно в английской озвучке с субтитрами — в интонациях здесь часть волшебства.
Одного перформанса Тьюдика уже достаточно, чтобы рекомендовать «Засланца», но, к счастью, вокруг него выстроен и просто очень крепкий комедийный сериал, который, как и положено, умеет быть и смешным, и трогательным. Обитатели городка, на первый взгляд выглядящие вызывающе стереотипно, раскрываются с интересных сторон и иногда удивляют неожиданной искренностью и уязвимостью. Тем лучше срабатывает очередная гримаса растерянного пришельца.
Смотреть на КиноПоиске
Игры
Сергей Коряков, журналист и блогер:
World of Horror
World of horror — это roguelike rpg, действие которого происходит в мире кошмарных фантазий мангаки Дзюндзи Ито и Говарда Лавкрафта. На дворе 1980-е, японский город Сиокава. Вам предстоит распутать пять кошмарных тайн до того, как в наше измерение явится Древнее божество. В процессе расследования нужно будет побеждать страшных монстров, проводить древние ритуалы, сходить с ума, искать полезные предметы и стараться выжить любой ценой. Каждый такой забег генерируется случайным образом из заранее прописанных событий и сюжетов, плюс есть возможность настроить игровой режим на свой вкус.
И если в геймплейном плане игра не сильно удивляет (особенно если вы играли в текстовые rpg), то вот создать соответствующее настроение надвигающегося апокалипсиса у нее отлично получается. Когда на вас впервые с неба начнет смотреть гигантский глаз, а вместо воды в вашей ванной пойдет черная жижа (и это еще не самое страшное, что может произойти), не словить чувство безысходности перед космическим ужасом будет очень сложно.
На пользу игре идет и отличная однобитная графика (полностью нарисованная в Paint), стилизованная под мангу уже вышеупомянутого Дзюндзи Ито и отличный саундтрек. Сделана игра, кстати, всего лишь одним человеком — польским дантистом Павлом Козминьски и, несмотря на статус раннего доступа, уже сейчас способна затянуть в свой омут на долгие часы.
Доступна на ПК
Театр
Ника Пархомовская, театральный критик:
«УтроВечер» Юрия Левитанского в театре «Современник»
Если бы в воскресенье, 21 марта, я была в Москве, то больше всего хотела бы попасть на премьеру в постепенно обновляющийся и обретающий новое лицо «Современник». Из всего огромного столичного театрального предложения спектакль, который там будут играть, выделяется и необычным форматом, и звездным кастингом, и неординарностью темы. Речь в нем — об отношениях поэта и музы, мужском и женском, динамике и статике, а сам он — по заверениям авторов — построен на контрастах и соединении несоединимого, что, кстати, слышится уже в самом названии «УтроВечер».
Вдохновленные текстами поэта Юрия Левитанского и музыкой, кажется, всех самых известных композиторов от Иоганна Себастьяна Баха, Фредерика Шопена и Сергея Рахманинова до Эрика Сати, Арво Пярта и Филипа Гласса в «живом» исполнении Кати Сканави, танцовщик Владимир Варнава (он же хореограф-постановщик спектакля) и актриса Чулпан Хаматова разговаривают друг с другом на разных языках — поэзии и пластики — и при этом пытаются понять друг друга. Удастся ли им достичь единства или они так и останутся двумя отдельными, не связанными друг с другом людьми, неизвестно, но посмотреть на то, как они будут пытаться это сделать, в любом случае стоит.
Литература
Олег Соболев, музыкальный обозреватель и автор телеграм-канала Sobolev//Music:
Мишель Шион «Звук. Слушать, слышать наблюдать»
Читателю, уставшему от отечественной беллетристики, документальных романов, плохих переводов и прочих маячков обыденности в современной литературе, на выходные следует вернуться к классике: к хорошо сделанному переводу плотного французского академического текста. Мало что промывает мозги лучше. Особенно — если текст живет в книге про звук, самую ускользающую материю, для объяснения которого неизбежно придется применить абстрактные категории. Мишель Шион — сам еще и композитор (а еще — кинокритик, причем в этой роли более известный вне родины), и принципы своего труда он старался передавать в сложной авангардной музыке. В книге он прекрасно выстраивает большую концепцию понимания звука как феномена, обращаясь к широкому спектру научных познаний и мыслей.
Искусство
Олег Фролов, художник и независимый куратор:
«Еннале» Алексея Рюмина в HSE ART GALLERY
Персональная выставка Алексея Рюмина впечатляет художественной самостоятельностью, уважительным и внимательным отношением к собственным жизненным интересам, демократизмом подачи, архитектурной и дизайнерской эрудицией.
В нескольких залах галереи более 100 разнообразных работ: автономные и настенные объекты, инсталляции, отдельный зал с видеоработами — щедрость художника, кажется, ограничена лишь экспозиционной площадью. Объекты созданы и сгруппированы силой прихотливой фантазии автора, тематика — вся русская жизнь с ее университетами, офлайн- и онлайн-культурой, ритуалами и героями. Можно записаться на экскурсию и узнать всю подноготную, а можно довериться авторскому вымыслу, отдаться любопытству и наслаждаться полуузнаваемыми сочетаниями деталей и слов. В названиях — здесь Рюмин выступает мастером абсурдистских рассказов из одной-двух фраз — на слух угадываются обрывки новостных заголовков, взятых из жизни присказок и каламбуров.
Алексей Рюмин открыл для русской скульптуры 3D-печать из пластика в ее эффектности и ограниченности, показав самый широкий спектр выразительности материала и коммуникационных возможностей технологии: изящество образов контрастирует с грубостью пропечатки мелких деталей, изобретательно решены ограничения, связанные с возможной толщиной и размерами изделий, необработанный материал — пластиковый пруток — служит для связи отдельных элементов в обширные инсталляции.
«Еннале» — внушающий оптимизм пример того, как яркое искусство создается персональной ответственностью художника и не отвечает трендам, заданным галереями и фондами, арт-школами, местной традицией и переводной литературой.
Вечеринки
Женя Офицерова, журналистка:
SAD Contest
Мотыга Йети, суббота, 20 марта, 20:00
На этих выходных будет несколько классных вечеринок, но я бы хотела отметить одну — пока не очень известную, но точно одну из лучших в Москве. Посвящается она грустным песням, но пусть вас это не пугает — звучит парадоксально, но, скорее всего, вам на ней будет очень весело. Так как диджеи не ограничены в жанрах, услышать вы можете что угодно — от малоизвестных песен группы «Мальчишник» до Стравинского, от эмохардкора до певицы Нюши (мне кажется, я никогда не забуду, как на одной из вечеринок весь зал самозабвенно пел ее песню «Только не беги»). В конце концов, эмо уже давно не просто жанр, а состояние души, да и кому вообще нужны жанры в 2021 году? Так что если вы грустный и с открытым сердцем, приходите обязательно. Ставить музыку будут прикольные диджеи, в хедлайнерах — секретный гость, выступающий под псевдонимом Диджей Комарик. Помимо этого, песни можно будет заказывать самому! В общем, как завещала Ева Польна, плачь-плачь, танцуй-танцуй.
Лефортовский переулок, д. 12/50, стр. 2
Вход свободный
Рестораны
Анна Кукулина, гастрономический и винный журналист:
«Вино в большом городе»
Открывшийся чуть больше года назад ресторан, к созданию которого приложила руку команда преданно любимого винными энтузиастами «Винного бара 15». В карте их влияние ощущается в ювелирном выборе вин с оптимальным соотношением цены и качества, в меню — в подборе подходящих к винам блюд, от брускетт и паштетов до тартаров и томленого козленка на горячее. Очень демократические цены, в том числе на европейскую классику, и в разделе вин по бокалам есть что выбрать даже капризным любителям.
Никитский бульвар, д. 12
+7 925 393-94-39
По предварительной брони