Сурожане и фрязины
Москва, будучи столичным и торговым городом, всегда привлекала иностранцев. Пожалуй, первыми в белокаменную стали массово переезжать из охваченной войнами Италии сурожане. Итальянцев называли так, потому что прибывали заморские гости «с моря Сурожского», Азовского. Называлось оно так из-за города-порта Сурож — нынешнего Судака, основанного еще римскими солдатами.
В Суроже, который был генуэзской колонией с 1365 года, встречались купцы из Италии, Греции, стран Востока, русские и много какие еще. Купцы-сурожане часто добирались до Москвы, не только в составе караванов, но и под флагами завоевателей. Например, сурожане, гласят летописи, участвовали с ордой хана Тохтамыша в разорении Москвы в 1382 году. Город был тогда выжжен дотла.
Впрочем, ничего личного сурожане к москвичам не имели — просто торговали и с русскими, и с ордынцами.
Однако постепенно в городе образовалась довольно крупная итальянская диаспора. Предприимчивые сурожане занимались не только торговлей, но и ремеслами, и дипломатией. Великого князя Московского они величали «белым императором».
В 1469 году в Москву из Рима прибыло большое посольство «от гардинала Виссариона» — сватать наследницу Византии Софью Палеолог за Ивана III. Во главе посольства стоял Иван Фрязин (фрязинами и фряжичами итальянцев стали называть с XV века). В Италии Ивана звали Джанбаттиста делла Вольпе, он был дворянином из Виченцы.

Фото: history.sgu.ru
Фрязин служил при великокняжеском дворе денежником — мастером монеты и имел множество связей в Москве и в Риме. И вот его направили в Рим, чтобы он привез оттуда портрет невесты и получил дипломатическую почту от Папы Римского. Так или иначе, когда пришло время везти невесту в Москву, посольство добиралось до столицы Московской Руси несколько месяцев — выехали летом, приехали к началу зимы.
С делла Вольпе в Москве оказался его племянник — архитектор Антонио Джилярди (Антон Фрязин). Он построил первую башню нового, «фряжского» Кремля — Тайницкую. А после, в конце XV века — еще и Водовзводную, отлично видную всем москвичам и сегодня с Большого Каменного моста.

Фото: Ирина Дмитриева / ТАСС
В те же времена знатный венецианский купец Амброджо Контарини был пленен татарами и выкуплен русскими купцами. В Москве он встретился с Аристотелем Фиораванти — архитектором, построившим в Кремле Успенский собор.
Контарини гостил в Москве зимой. Он был впечатлен гигантской меховой ярмаркой, куда наведывались немецкие и польские купцы, чтобы закупать шкуры лисиц и горностаев, соболей и белок. Самому Амброджо Иван III подарил соболью шубу и тысячу беличьих «рухлядей» — шкурок.
Москва разрасталась, и туда съезжались иностранные мастера — сталелитейщики, ювелиры, врачи. Лекарю Леону Жидовину, прибывшему из Венеции, за неправильное лечение сына Ивана III великий князь велел отсечь голову.
Бывали курьезные случаи. В 1492 году католический монах-августинец Иван Фрязин перешел в православие, оставил постриг, женился и был пожалован селом.
Итальянские архитекторы вовсю строили средневековую Москву, лили пушки для военных походов (в которые ходили с царями), возводили Грановитую палату и достраивали Кремль, зубцы которого напоминают замок Сфорца в Милане. Кремль достроил Алевиз Фрязин (Старый), а многочисленные церкви в столице великого княжества возводил Алевиз Новый Фрязин.
Столп — колокольню Ивана Великого — возвел Бон Фрязин, звонницу — Петрок Малый, Пьетро Франческо ди Аннибале. Петрок возвел и стены Китай-города, кусок которых сохраняется до сих пор возле гостиницы «Метрополь».

Фото: Ирина Дмитриева / ТАСС
Франческо да Колло в «Доношении о Московии» писал, что чужеземцев в страну пускают без разрешения, свободно и осыпают их милостями.
Князь немедленно повелевает одеть их в лучшие одежды и благоустроить их; если это ремесленники, им надлежит заниматься соответственным искусством, если же солдаты — эти особенно дороги; итальянцев же прежде всех уважают и любят.
Но вот уехать из гостеприимной Московии было уже сложнее — необходимо было дозволение великого князя. А Москва очень ценила иностранных специалистов и «любила их за искусство».
Селиться итальянцам разрешали в особо построенных фряжских слободах, а купцы — гости — останавливались в гостиных дворах. За соблюдением этого правила строго надзирала городская администрация.
До сих пор в Москве и Подмосковье сохраняются названия районов и местностей, связанных со средневековыми итальянскими москвичами. Поселки Фряново и Фрязево известны с XVI века, как и наукоград Фрязино (60 тыс. человек).
Вполне вероятно, что деревни на местах этих населенных пунктов были подарены принявшим православие фрягам. Русское законодательство в те времена запрещало иноземцам приобретать землю. Однако принятие православия открывало для «иноспецов» практически все двери.
В XVII веке итальянские республики перестали играть ведущую роль в европейской политике и техническом развитии. Первые места стали занимать большие державы и немецкие государства. Итальянцы и в будущем продолжали приезжать в Россию, но уже во времена Петра и Екатерины.
Скромное обаяние немецкой слободы
Немцами в России называли германские народы — швейцарцев, голландцев, англичан, собственно, немцев, австрийцев, саксонцев, пруссаков и всех остальных. Отдельные этнонимы были у скандинавов — свеи и варяги. Впрочем, в XIX веке немцами стали все иностранцы.
Немцем называют у нас всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он француз, или цесарец, или швед — все немец.
Николай Гоголь
«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1832 год
В Русском царстве эпохи Романовых и потом, в Российской Империи, немцы были самой многочисленной диаспорой. Среди них были купцы, мастера и солдаты. На старом Немецком кладбище возле Таганских ворот можно найти могилы еще XVI века. На надгробных камнях попадаются надписи не только на немецком, но и на голландском, английском, латыни.
Еще в XVI веке в Москве служили порядка 1,5 тыс. немецких пехотинцев, живших в Замоскворечье. Два Спасоналивковских переулка, по легенде, называются так из-за немецкого винного двора, где торговали спиртным. Иноземцам дозволено было в Москве пить алкоголь круглый год (православным же русским горячительные напитки разрешались лишь в определенные дни, по церковному календарю).
Большое количество немцев оказалось в Москве во время Ливонской войны — в Прибалтике. Около 3 тыс. человек, попавших в плен, поселились недалеко от нынешней станции метро «Бауманская», у ручья Кокуй. Там и возникла знаменитая Немецкая слобода.
В официальных бумагах район называли Иноземной, Новоиноземской и Новонемецкой слободой. Именно там юный Петр Алексеевич, будущий Петр Великий, учился пить и курить табак, познакомившись со швейцарцем Францем Лефортом и другими московскими немцами. В Немецкой слободе царевич узнал и полюбил западноевропейские нравы, и нашел первую любовь — немку Анну Монс, которую после измены велел казнить.
Фото: Wikipedia Фото: PastVu Фото: Hans Oerlemans / transphoto.org Фото: dmitry_sasin / LiveJournal
До 1922 года улица Бауманская называлась Немецкой, а в районе между улицей Радио и Новокирочным переулком была лютеранская кирха — церковь Святого Михаила. Стоит отметить, что с момента возникновения Немецкая слобода несколько раз выгорала и отстраивалась заново.
Недалеко от жилых кварталов немцев возник Немецкий рынок. Торжище было окружено множеством переулков, забитых трактирами и лавками часовщиков, постоялыми дворами и аптеками. На рынке торговали колбасами и овощами, молоком в фарфоровых бутылках, спаржей.
К началу XIX века в империи жило почти 2 млн немцев (из 40 млн населения). В Москве в 1897 году после первой переписи населения насчитали 18 тыс. немцев обоих полов — порядка 1,7% москвичей. Жили московские немцы в основном в Мясницкой и Яузской частях города.
В Москве жили и работали немецкие ученые и пасторы, купцы и архитекторы, музыканты и врачи. Благодаря немецкому землячеству в России возник спорт — именно немцы создали первое гимнастическое общество, с которого взяли пример русские.
И вечные французы
А все Кузнецкий мост и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!
Александр Грибоедов
«Горе от ума»
Еще одной крупной диаспорой в дореволюционной Москве была французская. Французы селились в основном возле Чистых прудов (бывших Поганых). Сегодня в районе ЧП до сих пор можно услышать на улицах французскую речь — там по-прежнему продолжают селиться экспаты из Франции, поскольку рядом находится лицей им. Александра Дюма. Здание построил русский архитектор Оскар Францевич Дидио еще в 1898 году. Рядом — католический храм святого Людовика Французского.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы Фото: ludovicus.ru Фото: institutfrancais.ru
В дореволюционной Москве XIX века французские торговцы учили москвичей урокам парижской моды на Кузнецком мосту.
Там открывали свои лавки и магазины французские «мануфактурщики» — продавцы «мануфактуры», то есть тканей и одежды. Ехали в основном из Эльзаса и Лотарингии, ведь многие русские ездили учиться в университет Страсбурга.
В основном французы бежали от революции и после — от Наполеона. Примечательно, что в 1812 году армия Бонапарта вступила в конфликт с жителями французской слободы, обвиняя их в предательстве. В то же время, губернатор Ростопчин велел сечь кнутом и сослать в Сибирь повара Турне, неосторожно ляпнувшего про Наполеона: «Наш император».
Все москвичи в начале XX века знали и конфеты фабрики «С. Сиу и Ко» — ее открыл московский француз Адольф Сиу. Именно эта фабрика выпустила к 300-летию дома Романовых печенье «Юбилейное», которое продается до сих пор. Фабриканты Сиу в годы Первой мировой «донатили» большие суммы от продажи конфет и бисквитов на нужды Русской Императорской армии. А после революции Ленин национализировал фабрику, и она продолжила существовать под названием «Большевик».

Фото: юбилейное.рф
Известным московским парфюмером был Анри Брокар. Он начал свою карьеру с продаж москвичам особо душистого мыла. Добившись признания и финансового успеха, Брокар на фабрике выпустил духи «Букет императрицы», впоследствии известные как «Красная Москва». А парфюмерная фабрика «Новая Заря» до сих пор их выпускает возле Люсиновской улицы.
Как британские гестворкеры в футбол играли
Еще одно иностранное место в Москве — англиканская церковь Святого Андрея в Вознесенском переулке. Готическая башня храма, где служат на английском языке, производит впечатление старой доброй Англии.

Фото: Vladimir d'Ar / LiveJournal
Хотя британская диаспора в первопрестольной была меньше даже французской, ее члены отметились как минимум двумя важными нововведениями в московской жизни.
Для аристократов они открыли Английский клуб, в здании которого находится сегодня Музей Новейшей Истории России. В клубе проводили время дворяне и великие князья, а с середины XIX века в него стали принимать крупных финансистов и богатых купцов. Женщин в клуб не пускали, кроме как в дни коронации государей.
А английские рабочие — гестворкеры, гастарбайтеры то есть, работавшие на открытых англичанами в конце XIX века фабриках и заводах, — принесли в Москву обычай играть в футбол. Долгое время английская сборная команда была сильнейшей в Москве и на протяжении многих лет обыгрывала русских футболистов. Матчи БКС — Британского клуба спорта — проводились обычно на поле Замоскворецкого клуба спорта, находившегося возле Нескучного сада.

Фото: Wikipedia
Поле вместо трибун было окружено глиняным валом, и болельщики, галдящие на игроков, постоянно сталкивали вниз соседей и сами падали с мокрого вала. Неподалеку же, там, где сегодня расположены цеха Электромеханического завода им. Ильича, находилась фабрика Гоппера, где работало большинство английских москвичей.