Оставим за кадром эксцентричные, криминальные, рискованные, а порой и просто опасные челленджи из соцсетей. В настоящей подборке — испытания, которые человек устраивает себе осознанно, чтобы преодолеть себя, развить определенные качества или открыть новые грани личности. Для одних это способ проверить выносливость, настойчивость и решительность, для других — повысить мотивацию и дисциплину, особенно если у испытания долгосрочная цель.
Вокруг света за 7 лет
В 2015 году молодой парень по имени Том вышел из дома в Нью-Джерси и отправился… в кругосветку.
За 7 лет Том Турчич прошел через три десятка стран, включая Россию, Китай, Иран, Афганистан, Австралию, Новую Зеландию и многие другие. Он преодолевал пешком горы, пустыни, переходил границы, переправлялся через реки, изучал культуры мира, попадал в передряги и несколько раз чуть не умер — то от инфекций, то от рук недобрых самаритян.
В блоге и на канале на YouTube Том документировал свои путешествия и показывал жизнь и культуру людей, которых встречал по пути.
В чем смысл: В 17 лет Том пережил смерть близкой подруги, и это серьезно его подкосило. Мысли о том, что жизнь не просто конечна, а может оборваться в любой момент, сводили парня с ума.
И вот, будучи в таком взвинченном состоянии, юноша читает историю американца Стива Ньюмана, который в конце 1980-х годов путешествовал по миру пешком в течение 4 лет. Следом залпом проглатывает рассказ о Карле Бушби, бывшем британском десантнике, который отправился в пешую кругосветку еще в 1998 году.
Сам он объяснял свое решение примерно так: путешествуя по миру, меняя локации каждый день, человек не просто позволяет будущему случиться с ним. Он управляет каждым своим завтрашним днем. В таком случае вроде и умереть будет не жалко.
Да: Эта семилетняя прогулка по миру стала для Тома своеобразной медитацией. Одиночное путешествие дало достаточно времени для переоценки ценностей, подарило тысячи встреч, наполнило эмоциями. Том увидел, как огромен и разнообразен мир. Главный его страх — умереть, так и не начав жить, как это случилось с его подругой, — рассеялся. За 7 лет Турчич пережил столько, сколько большинство из нас не переживут и за всю жизнь.
Но: Турчич признается, что по завершении путешествия ему было сложно вернуться к обычной жизни без ежедневных приключений, преодолений и вызовов. Как, теперь не будет новых лиц и дорог? В смысле — с людьми надо выстраивать долгосрочные отношения? Что, и работа нужна постоянная?
Вся наша жизнь — диаграмма
А мы в ней — маркеры, которыми закрашивают ячейки.
Американский разработчик и писатель Тим Урбан взял и визуализировал нашу жизнь в виде таблицы: одна ячейка — одна неделя. Закрашиваем прожитое и впадаем в панику: мы прокутили значительную часть жизни. Детство, юность, школа, универ, скучный офис, еще несколько лет — и вот ты уже не имеешь морального права говорить «Ой, да все еще впереди». Все позади, и Урбан наглядно это изобразил.
В чем смысл: Диаграмма Урбана была опубликована на его персональном сайте Wait But Why в 2013 году в статье с незамысловатым названием «Ваша жизнь в неделях». Схема показывает жизненный путь человека в виде сетки из 52 строк, отображающих количество недель в году, и демонстрирует жизненные этапы: детство, образование, работа, семья, пенсия.
Тим Урбан рассказывал, что на создание диаграммы его вдохновила большая жизненная переменная — рождение первенца. Это заставило его задуматься о том, как много времени у нас на самом деле есть и как мы его используем. Он начал исследовать идеи, которые помогли бы ему стать более продуктивным и сосредоточенным на важных вещах. Не нашел ничего подходящего — и начертил свою версию.
Да: Схема стала популярной в интернете. Ее используют в различных контекстах, например в планировании личных и профессиональных целей, управлении временем и сознательном выборе профессии.
У Урбана набралось немало последователей — люди распечатывают диаграмму и вешают на видном месте. Многих отрезвляет вид утекающего времени. Желания тратить еще одну неделю на опостылевший офис или изжившие себя отношения становится заметно меньше.
Но: С особо впечатлительными диаграмма жизни в неделях может сыграть злую шутку. Созерцание утекающего времени легко вгонит в депрессию: полжизни прошло, а я все еще не звезда кино, и машина у меня старая.
Информационный детокс по-взрослому
Это вам не «выходные от сторис» у модных блогеров и не внутрисемейный договор не брать в руки телефоны после 20:00. В мире растет и ширится движение No Media Challenge, которое предлагает на целый год отказаться от:
- телевидения;
- фильмов;
- книг;
- музыки;
- социальных сетей;
- новостных сайтов;
- видеоигр;
- подкастов.
Кто автор челленджа, до сих пор неизвестно; судя по всему, идея начала активно распространяться в 2018–2019 годах.
В чем суть: Цель вызова ясна: снизить зависимость от медиа и освободить разум от информационного шума.
Намерение благое, но решиться на такое все равно сложно. Потому у сурового No Media Challenge есть некоторые послабления. Так, иногда допускается один «выходной» в неделю, этакий информационный читмил.
Как вариант, вы можете отказаться не от всех форм медиа, а только от какого-то одного типа. Например, наглухо завязать только с соцсетями или подкастами.
Наконец, ввязаться в челлендж можно и не на год, а, скажем, на квартал или даже всего пару недель. Ладно, хотя бы на выходные откажитесь от чтения новостей.
Да: No Media Challenge — отличное решение для тех, кто чувствует огромную зависимость от медиа. После недолгой, но мучительной ломки без YouTube наступит этап… нет, не принятия. Сначала, как водится, торг и депрессия, а уж потом бонусы в виде кучи свободного времени и чистого разума.
Но: Отказаться от потребления развлекательного контента сложно. А блокировка новостных сайтов и вовсе может выкинуть за борт общественной жизни. Кому-то (например, редакторам «Московских новостей») такой челлендж может стоить карьеры.
Роман за 30 дней
В далеком 1999 году где-то в Сан-Франциско писатель Крис Бейтс сидел над белым листом бумаги и не мог выдавить ни строчки. Вот если бы был какой-то значимый стимул — да пусть даже на спор книгу написать!
«А это идея», — судя по всему, решил Крис и решил устроить своего рода челлендж: а ну-ка, напишу-ка я 50 000 слов за 30 дней!
Идею Криса подхватили его друзья-писатели, а потом друзья друзей и их приятели. Такие уж люди эти авторы — чем только ни заманивают капризную музу в свой дом.
С тех пор мероприятие росло и привлекало тысячи участников со всего мира, пока не вылилось в NaNoWriMo (от англ. National Novel Writing Month, Национальный месяц написания романа). Сейчас это движение объединяет писателей и поклонников литературы в различных странах, на разных языках и в разных культурных контекстах.
В чем суть: NaNoWriMo — ежегодное событие, во время которого писатели и любители литературы со всего мира пытаются написать черновик своего романа за 30 дней. Цель — не менее 50 000 слов.
Для участия в NaNoWriMo не нужно быть профессиональным писателем, никаких требований к опыту и стилю письма нет. Главная цель челленджа — побудить людей начать писать. Любой желающий может зарегистрироваться на официальном сайте и начать свой роман. Организаторы предлагают подсказки, подкидывают годные лайфхаки и оказывают моральную поддержку начинающим творцам.
Да: Для многих писателей-прокрастинаторов челлендж стал реальным шансом преодолеть творческий барьер и воплотить идеи в жизнь.
Но: Многие участники NaNoWriMo ждут заветного ноября, чтобы вдохновиться и получить мотивацию к созданию своих творений. А все остальные 11 месяцев просиживают штаны.
Благодаря челленджу NaNoWriMo родились романы «Воды слонам!» (автор Сара Груэн; по роману был снят одноименный фильм), а также «Золушка» (автор Марисс Мейер, цикл «Лунные хроники»).
Нарисованный мир
Отечественные герои тоже могут дать огня. Вот, к примеру, отечественный иллюстратор и дизайнер Саша Богатов объявил себе двухлетний челлендж, в течение которого каждый день создавал скетчи в самых разных техниках. Это 760 картинок про мир вокруг.
В чем суть: Саша всегда любил рисовать и еще со школы везде ходил с блокнотами: возникла идея — сразу зарисовал. Позднее стал публиковать наброски в соцсетях, дальше переключился на цифровую графику.
Любовь к картинкам захватывала все больше, Саша даже уволился с должности дизайнера в рекламном агентстве. Правда, быстро понял, что рисунками сыт не будешь, — на тот момент его страсть не конвертировалась ни в реальное портфолио, ни тем более в денежные заказы.
Светом в конце тоннеля стала случайно попавшаяся статья дизайнера Марко Ступика «Как стать крутым дизайнером за 365 дней», в которой он рассказывал, как в течение года ежедневно оттачивал умения в векторной графике.
«Это надо повторить!», — решил Богатов и 1 января 2016 года начал свой челлендж «ни дня без скетча». Проект получил название Daily Sketchups.
Да: За 2 года Богатов отлично прокачал навыки, попробовал силы в разных техниках и нашел лучшие приемы, а также открыл для себя новые грани творчества — например, игру слов и отображение дополнительных смыслов в скетчах.
Челлендж не просто стал стимулом творить каждый день и замечать больше деталей вокруг, но и помог создать настоящее портфолио.
Сашу заметили и стали приглашать к сотрудничеству. Его иллюстрации публиковали oxxxyshop, Buro 24/7 Russia, ему удалось посотрудничать с музыкальной премией клуба «16 тонн» — «Золотая Горгулья», FGA, группой «Сансара», «Мумий Тролль Music Bar», Bitrix24, командами «Батенька, да вы трансформер», «Мамихлапинатана», Smoke Kitchen, Statements Jewelry, Zebra Hero, «НаукаСити».
Но: Daily Sketchups — одиночный челлендж, а значит, требовал огромной самодисциплины.
Кроме того, он существенно растянут во времени — оставаться вовлеченным и мотивированным в течение 2 лет очень непросто. В какой-то момент творчество неизбежно становится рутиной.
Наконец, выдавать идеальный результат ежедневно просто невозможно. Следовательно, легко скатиться к самобичеванию.