Колумнист

Русская традиция в современных ювелирных украшениях

В последние годы русские ноты все более отчетливо звучат в дизайне интерьеров, музыке и, конечно, моде и ювелирных украшениях. Сказочные сюжеты, самоцветы, старинные техники… Как русский стиль отвечает на актуальные вопросы самоидентификации и что делает его моментально узнаваемым? Наш колумнист и дизайнер Мария Тополева размышляет вместе с московскими ювелирами о творчестве, традиции и современности. 

Что такое русский стиль?

Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется на первый взгляд. Да и может ли быть просто, если традиция формировалась веками на основе таких парадоксальных дуальностей, как языческая культура и христианская, народная и аристократическая, восточная и западноевропейская. К тому же неоднократно происходил глобальный пересмотр традиции, если не сказать ее разрушение. 

  • Впервые это произошло во времена крещения Руси, когда дохристианская, языческая культура, вмещающая архаичную эстетику Скандинавии и племенных народов, соединилась с христианской, пришедшей из Византии и Греции. Сакральные геометрические орнаменты зерни дополнились изысканными растительными и анималистическими мотивами, чернением, драгоценными византийскими эмалями и библейскими сюжетами.
  • Семь столетий спустя Петр I открыл для русского общества — главным образом, дворянства — западноевропейскую традицию. Правда, пришлось запретить свою собственную, поскольку добровольно подданные к ней приобщаться не спешили.

Так культура Западной Европы соединилась с Восточной, проникавшей через торговые отношения и войны. Кроме того, отечественное золотое и серебряное дело впитывало западное влияние и в мирное время: начиная с правления Петра I в Москве и Санкт-Петербурге работали зарубежные мастера и активно импортировались драгоценности для нужд двора. Фактически с этого момента русское ювелирное искусство развивалось в рамках европейской традиции, вместе с другими странами век за веком осваивая большие исторические стили от барокко до модерна. Не без аутентичного колорита, конечно же.

  • Как мы знаем, в XX веке произошла еще одна масштабная социокультурная трансформация, фактически поставившая на паузу развитие российского ювелирного искусства. Оно и сегодня словно продолжает наверстывать упущенное.

Но на каждый тренд есть свой контртренд, и подобные отказы от наследия прошлого побуждали общество, а с ним и искусство, с той же регулярностью обращаться к истокам. В эти периоды утраченная традиция воссоздается, если это возможно, уже с поправками на новое время; ну а если невозможно — буквально сочиняется заново.

Екатерина II, урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, вступив на престол и желая подчеркнуть свою «русскость», начала носить адаптированный для этих целей традиционный костюм на основе косоклинного сарафана и кокошника. Разумеется, бриллиантового.

По словам П. А. Вяземского, «русский, то есть Петр I, силился сделать из нас немцев; немка, то есть Екатерина II, хотела переделать нас в русских».

Здесь уже правильнее говорить не о традиции, а о зарождении национального русского стиля — явления, скорее, поп-культурного, в рамках которого и сегодня живет расхожий образ девицы в сарафане и кокошнике.

Портрет императрицы Екатерины II, копия с оригинала Стефано Торелли, XVIII в., в коллекции ГИМ
Портрет императрицы Екатерины II, копия с оригинала С. Торелли, XVIII в.
Фото: Государственный исторический музей

Похоже, что и сейчас мы как общество переживаем нечто подобное, возвращаясь к корням и пытаясь осмыслить свою идентичность. Интересно, что если в XIX веке ювелирное искусство обращалось к народной традиции и национальному стилю, то сегодня с не меньшим усердием — и к языческой, и к аристократической культуре, и к недавнему советскому наследию.

Заметно проще обстоят дела с восприятием русского стиля из-за рубежа: все роскошное, избыточное считывается как русское, даже если не имеет к нам прямого отношения. Меха, каменья — и Slavic core готов. При этом в высоком ювелирном искусстве есть восхитительные примеры тонкой работы с русским стилем.

Анатомия славянского вайба

Так что же делает русский стиль узнаваемым? Из чего складывается та самая загадочность русской души в украшениях? Оставив за скобками сказки, матрешки и жемчуга, можно заметить, что сегодня с большим или меньшим успехом ювелиры обращаются к культурному наследию — музыке, балету, литературе, живописи и архитектуре. По сути, и это тоже уже стало частью национального русского стиля.

Помимо сюжетного уровня, к стилевым кодам русской эстетики можно отнести отдельные виды украшений, например серьги-голубцы, а также древние ювелирные техники. Финифть, перегородчатые эмали, чернь и скань — все это моментально отсылает к русскому стилю, как и традиционные материалы, например жемчуг, якутские бриллианты, уральские изумруды, аметисты, александриты и калининградский янтарь.

Серьги-голубцы, Très Russe. Изумруды, турмалины, шпинели, жемчуг, горячая эмаль, золото
Серьги-голубцы, Très Russe. Изумруды, турмалины, шпинели, жемчуг, горячая эмаль, золото.
Фото: Très Russe

Для меня традиционный русский стиль интересен не как визуальный код, а как совокупность уникальных ремесленных техник. Я испытываю большое уважение к ручному труду и ремеслу. Фабрики и производства, которые огромными усилиями сохранили традиционные техники до наших дней, — это настоящее чудо, которое нужно беречь и поддерживать.

Софья Швыркова
основательница Secrets

Основные материалы в русском ювелирном искусстве

Жемчуг. Пожалуй, самый распространенный минерал в русских традиционных украшениях и костюме. Морской жемчуг активно импортировался с Востока, а речной в больших объемах добывался в северных реках, пока в конце XIX века изменения их экосистемы не привели к исчезновению жемчужниц. Жемчуг использовался не только в высших слоях общества и духовенства, но и в мещанстве, и в зажиточном крестьянстве (а более бедное население довольствовалось имитациями). Примерно с XVI века жемчуг стал одним из символов русской культуры и ассоциировался с совершенством Христа и чистотой Девы Марии.

Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме, Константин Маковский, ок. 1900 г.  В собрании Государственного Исторического Музея
Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме, Константин Маковский, ок. 1900 г.
Фото: Государственный исторический музей

Золото. Название этого металла происходит от древнеславянского корня «сол» — солнце. До обнаружения золотых приисков при Петре I на Руси все золото импортировалось из-за рубежа. Это стимулировало развитие таких «экономных» техник работы по металлу, как филигрань. В русской традиции золото, символизируя божественный свет, играет огромную роль.

Моносерьга «Любовь», Онега. Золото
Моносерьга «Любовь», «Онега». Золото.
Фото: «Онега»

Якутские бриллианты. Первые отечественные алмазы были обнаружены в Якутии в 1949 году, а спустя 5 лет — и сами алмазные залежи. Сегодня там добываются не только бесцветные, но и цветные камни. Высокое качество минералов вместе с безупречной огранкой, известной во всем мире как Russian cut, сделало из них легенду.

Тиара «Шапка-невидимка», Posié, 2023 г. Бриллианты, титан с технологичным покрытием, поглощающим свет
Тиара «Шапка-невидимка», Posié, 2023 г. Бриллианты, титан с покрытием, поглощающим свет.
Фото: Posié

Уральские изумруды. Берилл зеленого цвета, иногда с голубоватым оттенком, обусловленным присутствием ванадия. В допетровской Руси изумруд чаще назывался смарагдом. В древнем мире он считался камнем богини любви Венеры и талисманом Исиды, египетской богини плодородия. В русской традиции изумруд почитался как камень любви и плодородия. На Урале первый изумруд был обнаружен в 1830 году, и уже год спустя были открыты изумрудные копи. Уральские изумруды превосходного качества стали сенсацией и высоко ценятся и сегодня.

Портрет императрицы Александры Федоровны (фрагмент) Н.К. Бодаревский, 1907 г. В коллекции ГМЗ «Царское Село» Диадема с изумрудами и бриллиантами, Карл Болин
Портрет императрицы Александры Федоровны, Н. К. Бодаревский, 1907 г. Диадема с изумрудами и бриллиантами, Карл Болин.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Уральские аметисты. Еще один минерал из сокровищ самоцветного пояса Урала. Первые уральские аметисты, разновидность кварца насыщенного фиолетового цвета, найдены в 1768 году. Слава о русских камнях роскошного красно-фиолетового оттенка, который еще называют Deep Siberian, дошла до Европы, где аметисты высоко ценились. 

Серьги, Фирма Фаберже, 1908-1917 гг. Аметисты, алмазы, золото, платиново-серебряный сплав В коллекции Музеев Московского Кремля
Серьги, Фирма Фаберже, 1908–1917 гг. Аметисты, алмазы, золото, платиново-серебряный сплав.
Фото: Музеи Московского Кремля

Уральские александриты. Редкая разновидность хризоберилла с уникальными оптическими свойствами была найдена на Урале 17 апреля 1834 года, в день совершеннолетия цесаревича, будущего императора Александра II, и названа его именем. В России драгоценный камень стал символом монархии, а в мире долгое время считался «русским камнем», поскольку до середины XX века других месторождений известно не было. Александриту характерен так называемый александритовый эффект, то есть при смене освещения его оттенок способен варьироваться от зеленого и голубого до насыщенного пурпурного.

Кольцо с редким уральским александритом, Екатеринбург, 1930-е гг. Александрит, золото В собрании галереи Romanic Russia
Кольцо с редким уральским александритом, Екатеринбург (Свердловск), 1930-е гг. Александрит, золото.
Фото: Romanov Russia

Балтийский янтарь. Минерал органического происхождения, чье название происходит от литовского gintãras — «защита», издавна считался оберегом и талисманом здоровья. Есть множество легенд о его происхождении, а Плиний Старший в своих трудах писал, что янтарь — это сок солнечных лучей. Его ценили как в Древнем Риме, так и на Руси. Бусы из янтаря (причем в несколько рядов, если позволял бюджет) во многих губерниях дополняли народный костюм. В знатных семьях долгое время не было принято им себя украшать, зато янтарь широко использовался в интерьере и аксессуарах. И все же к концу XIX века и в начале XX века этот материал вошел в моду.

Брошь «Абрикос», Markin Fine Jewelry. Янтарь, бриллианты, абрикосовое дерево, золото, титан
Брошь «Абрикос», Markin Fine Jewelry. Янтарь, бриллианты, абрикосовое дерево, золото, титан.
Фото: Markin Fine Jewelry

Популярные техники в русском ювелирном искусстве

Скань. Название происходит от древнерусского «скать», или свивать. В европейской традиции эта техника также называется филигрань (от лат. filum — «нить» и granum — «зерно»). Свитые вместе серебряные или золотые проволоки использовались в русских украшениях уже с IX–X веков. 

Колт, конец XII – начало XIII вв. Камни, жемчуг, эмаль, золото, недрагоценный металл; скань, зернь. В коллекции Музеев Московского Кремля
Колт, конец XII – начало XIII вв. Камни, жемчуг, эмаль, золото, недрагоценный металл; скань, зернь.
Фото: Музеи Московского Кремля

Чернь. Чернение по серебру и золоту известно с античности. Древнерусские мастера использовали эту технику с X–XIII веков, а расцвета она достигла в XVIII веке — в предметах сервировки, убранства интерьеров, оружии и украшениях. До сегодняшнего дня центром черневого ремесла остается Великий Устюг.

Колты, XI-XII вв. Серебро, чернение, филигрань. В коллекции The MET
Колты, XI-XII вв. Серебро, чернение, филигрань.
Фото: The MET

Финифть. Старорусское название для эмалевых техник. Непрозрачные сплавы стекловидной массы с примесью солей металлов и олова использовались еще в Древнем Египте и известны на Руси с XI–XII веков. Расцвет финифти пришелся на XVII век, тогда появились полупрозрачные эмали и выделились центры по их изготовлению. Помимо мастерских Киева и Москвы, это Усолье Архангельской губернии (сегодня Сольвычегодск), Ростов Великий и Углич Ярославской губернии, а также Вологда, Нижний Новгород и Кострома. Начиная с правления Петра I стала развиваться светская миниатюра на эмали, а в 1779 году при Императорской Академии художеств открыли класс миниатюрной живописи, где обучали «финифтяному делу».

Коробочка, Усолье (Сольвычегодск), конец XVII в. Серебро, золочение, финифть; скань. В коллекции Русского Музея
Коробочка, Усолье (Сольвычегодск), конец XVII в. Серебро, золочение, финифть; скань.
Фото: Русский Музей

Перегородчатые эмали. Ювелирная техника, развивавшаяся на Руси примерно с X века под влиянием византийской культуры. Поскольку константинопольские эмали считались сакральными реликвиями, их сюжеты, стиль, способы изготовления воспроизводились максимально близко к оригиналу. В XIII века с нашествием татаро-монголов эта техника была утрачена, а затем возродилась уже в XV веке, когда возобновились культурные связи с Европой. В этот период появилась характерная для Руси эмаль по скани. Достигнув расцвета в XVII веке, традиционные русские эмали снова были забыты при Петре I, когда их вытеснила западноевропейская эмалевая миниатюра. Вновь искусство обратилось к традиционной технике в XIX веке в эпоху историзма.

Наперсный крест, около 1554 г., камея – конец XII - начало XIII вв. Камея на сапфире, рубин, жемчуг, перегородчатые эмали, золото. В коллекции Музеев Московского Кремля
Наперсный крест, около 1554 г., камея – конец XII - начало XIII вв. Камея на сапфире, рубин, жемчуг, перегородчатые эмали, золото.
Фото: Музеи Московского Кремля

Серьги-голубцы. Этот вид серег, напоминающий птиц, спинами обращенных друг к другу, зародился в Новгороде и к XVII веку стал популярен во многих губерниях Руси. Их инкрустировали камнями и цветными стеклами, а понизу обрамляли длинными подвесками из бусин.

Серьги-голубцы, Усолье (Сольвычегодск), вторая половина XVII в. Серебро, эмаль, жемчуг, перламутр
Серьги-голубцы, Усолье (Сольвычегодск), вторая половина XVII в. Серебро, эмаль, жемчуг, перламутр.
Фото: Государственный исторический музей

Более глубокий уровень понимания русского стиля открывает композиция. Именно она позволяет создавать яркие образы и воплощать в драгоценностях живые эмоции. Попробуем разобраться, какие особенности формируют образность украшений в русской эстетике.

Торжество цвета. Украшениям характерны полихромные поверхности — будь то эмали или драгоценные камни — с полупрозрачными, мерцающими цветами с нотками волшебства. Сочетания оттенков невероятно изысканны, например торжественный малиновый нередко соединяется с легчайшим бирюзовым. Для таких эмоциональных контрастов используются как активные, открытые цвета, так и менее яркие — величественные и полные достоинства. В палитре знаменитых эмалей Фаберже насчитывалось 144 оттенка, а у мастеров ростовской финифти — около 20 тысяч (!).

Монументальные формы. Величественные, архаичные и при этом невесомые. Как это возможно? Цельная форма почти всегда покрыта утонченным эмалевым или филигранным узорочьем. Богатая фактура, с одной стороны, «растворяет» объем и придает особую легкость композиции, а с другой — дарит ощущение роскоши, сказочного изобилия райских садов. Завитки филиграни словно находятся в постоянном движении, трансформации. Мотив орнамента множится, но не повторяется точь-в-точь, а неуловимо изменяется. В этих завораживающих ритмах улавливается ирреальность русских сказок и легенд о мифических существах и путешествиях между Явью и Навью.

Изысканность линии в русский стиль привнесла византийская традиция. Часто композиция строится именно на выразительности линии, особенно там, где важную роль играет орнамент.

Я очень люблю обращаться к новому русскому стилю. Он соединил в себе много веков искусства, и не только русского. Воплощая его, я стараюсь не избегать сказочности и даже небольшой нарочитости. Мы, в Мастерской Агафоновых, любим объем, сложные поверхности и многослойность формы. Украшения и предметы интерьера так становятся объемными, трехмерными и с каждой стороны интересными для зрителя.

Мария Агафонова
Мастерская Агафоновых

Русский стиль сегодня

Популярность русской темы закономерно и в большом количестве приносит то, что обычно называют «развесистой клюквой». Ну а если «клюква» в золоте, да еще присыпана бриллиантами и прочими яхонтами, застревание в штампах легко прощается и даже поощряется массовым потребителем.

И все же помимо интереса к национальному стилю с хорошо знакомыми самоварами, медведями и хохломскими узорами сегодня мы видим, как художники выходят за его пределы и ищут нечто свое.

Для каждого автора, да и, пожалуй, каждого человека русское — это собственный опыт чувствования, проживания всех тех уникальных моментов, из которых, как из завитков филиграни, складывается жизнь здесь, в этой культуре. Язык и отдельные любимые словечки, музыка, архитектура, климат, ментальность, книги, кино, события, наследие, родные места и история семьи — все это преломляется через призму личного опыта и наполняет русскую традицию. Продолжает ее, а не имитирует.

Прилежное воспроизведение русской эстетики образца XIX, XVI или XI веков изолирует украшение от современного контекста и превращает его в сувенир, не более. Предмет, насыщенный прямыми цитатами, но не вобравший в себя опыта чувствования автора, никогда не сможет стать предметом искусства, ведь это лишь попытка изобразить чужое переживание, что само по себе лишено смысла. Поэтому, говоря об авторском ювелирном искусстве, мне кажется важным не играть в трендовую русскость, но давать собственные интерпретации близких лично автору образов из русской культуры.

Хороший пример такого подхода показывает Владимир Маркин в своем творчестве, ненавязчиво передавая в ягодах янтарной морошки или титановых цветках сирени и незабудок ту пронзительную трогательность, что характерна русской образности.

Традиции в ювелирном искусстве разные, как ремесленные или технические, так и стилистические или дизайнерские. Иногда технический прием может определять стилистику. Но в любом случае, уместное применение и цитирование традиций важно для укрепления корней и национальной самобытности.

Мне кажется, современный русский стиль еще не сформировался, поскольку индустрия молодая. У нас есть глобализованный и усредненный массмаркет в модном сегменте, где нет почти ничего уникального, за редким исключением (есть прекрасный пример «Онеги»), и есть советское наследие с «бабушкиным» дизайном. Я был бы рад придумать (или если кто-то раньше меня придумает) что-то, что будет передавать эту теплую связь с народной культурой с учетом современности.

Владимир МаркинMarkin Fine Jewellery

Еще один автор, остроумно работающий с русской темой, — Софья Швыркова, основательница Secrets. Вот что она рассказывает о своем интертекстуальном подходе:

На мой взгляд, самое увлекательное — это отделять традиционные ремесленные техники от русского визуального кода и рассматривать их в контексте других культурных кодов. Так их можно увидеть совершенно по-новому: они теряют привычные ассоциации и приобретают новые смыслы. Именно так появилась наша коллекция драгоценностей, созданная в коллаборации с Ростовской фабрикой финифти. Мы взяли традиционную финифть и представили, как бы она могла звучать в викторианских живописных миниатюрах Lover’s eye. Для меня особенно важно и ценно, что таким образом мы смогли привлечь внимание новой аудитории к искусству финифти, показали его в современной интерпретации.

Софья Швыркова
Secrets jewelry
Копировать ссылкуСкопировано