Александр Шестаков, 26 лет
- Геолог, закончил МГУ, работал геологом на Севере
- Средний уровень дохода - 100 тыс. рублей в месяц
- Будет работать учителем технологии в Калуге
Про выбор
В этом году передо мной встал выбор: работать в московском офисе «Газпрома», пойти в «Иннопрактику» или пойти работать учителем. Я готовился выйти в «Иннопрактику», потому что это казалось проще: я уже специалист и знаю, что делать. Но в последний момент по необъяснимой причине мне отказали. Я решился и стал готовиться к выходу в школу.
Я геолог, работал вахтовым методом, а на межвахте давал мастер-классы по школьным предметам: биологии, физике, химии. Еще помогал в организации Всероссийского фестиваля науки «Наука 0+». Это было таким хобби. И постепенно я понял, что от этой работы с детьми получаю гораздо больше удовольствия, чем от основной работы. Конечно, в геологии есть интересные моменты: например часто попадаешь в места, где нога человека еще не ступала. Но в этих выездах не хватает общения, и работа быстро становится рутиной. Сделаешь задачу и сидишь, считаешь часы до конца рабочего дня. А на занятия с детьми я прямо бежал, так мне нравилось.
Этот выбор как круги Эйлера: «хочу», «могу» и «зарабатываю». Работа учителем это «хочу» и «могу». Заработок здесь не первое дело, скорее перспектива. Если ты профессионал — ты в любом деле начнешь зарабатывать. Я обдумываю другие источники дохода, потому что очевидно, что жить на зарплату учителя крайне сложно, конечно.
Про школу
Я очень сентиментальный и свою школу вспоминаю с огромной любовью. Но все равно, если говорить об уроках физики и химии в школе, где я учился — они были обычными и совсем незапоминающимися. А хочется показать детям науку как серию экспериментов с чем-то, что шипит, бурлит и взрывается — ведь это гораздо интереснее и воспринимается гораздо лучше.
На выпускном я единственный из класса плакал, что ухожу из школы. Ну, может еще пара девочек плакали. Но большинство ребят в классе просто выдохнули и сказали: «Ну наконец-то!» Вот не хочется, чтобы дети в школе отбывали повинность. У нас все школы, если на них посмотреть снаружи — прекрасные. Но все же хочется убрать консерватизм, сделать жизнь школы более открытой. Родителям — показать процессы, которые происходят в школе, и вернуть ответственность за личностное воспитание детей. Для учеников — создать пространство, которое не хочется покидать, потому что там классно и интересно. Для учителей важно создать поддерживающее сообщество, потому что учителя все очень атомизированы. Школа — это общее дело, а когда нет сообщества — это общее дело страдает, оно не развивается.
Чтобы быть хорошим учителем, человеку нужно, в первую очередь, развивать себя, свои soft skills. Это непросто, но никто и не говорил, что будет просто.
Кристина Шубина, 24 года
- Архитектор-реставратор, работала в органе охраны памятников архитектуры города Москвы
- Средний уровень дохода — 70 000 рублей в месяц
- Будет работать педагогом по ИЗО в Боброве (Воронежская область)
Про выбор
Один мой друг сказал про меня и про других ребят, которые переезжают: «Учителями становятся от хорошей жизни». Человек не поедет работать учителем в деревню ради заработка. Если он сводит концы с концами — он будет искать, как заработать в Москве, будет строить карьеру. А если человек готов на такой шаг – переехать и делать что-то для общества, а не для себя – деньги у него либо уже есть, либо он сумеет их заработать.
Во время учебы я работала вожатой в педагогическом отряде, волонтерила в больнице, подрабатывала бебиситтером. После университета я хотела пойти работать с детьми, но меня с образованием архитектора-реставратора брали только в места, где нужно чертить. Моя работа в департаменте была статусной и социально одобряемой, хотя лично мне работать в госсекторе временами было сложно: четкая субординация, бюрократический язык. Люди смотрят на меня как на представителя власти и выливают на меня свое недовольство.
И как раз в это время увидела в Instagram знакомой пост о том, что она участвует в программе «Учитель для России». Потом увидела еще один пост, решилась и заполнила анкету. Параллельно я просматривала вакансии педагогов в частных школах и детских садах в Москве, чтобы понять, какую профессиональную подготовку мне нужно получить.
Про изменения
Моим близким было сложно принять новость о том, что я решила переехать и пойти работать в школу. Я сообщила о своем решении маме, не лично даже, а написала сообщение: мне страшно было произнести это вслух. Первым ее вопросом было, есть ли у меня деньги на то, чтобы так круто менять свою жизнь. Ей было некомфортно от мысли, что я покидаю приличную и статусную работу ради того, к чему на самом деле лежит моя душа. Но прошло какое-то время, она смирилась и теперь следит за всем, что со мной происходит, и поддерживает меня.
Конечно, очень сложно было переехать в регион, в котором вообще никогда не была. Жить в Москве это хороший опыт, но Москва это не Россия. В моем маленьком городе нет всего, к чему я привыкла в Москве: нет доставки продуктов или доставки еды из ресторана. Зато есть «Яндекс.Такси»! Еще я не могу разобраться, как здесь сортируют и вывозят на переработку мусор. Сейчас складываю вторсырье в один пакет и ломаю голову, куда буду его девать.
В школе у меня постоянно были ситуации, когда учителя говорили: «Ты не сдашь экзамен, нет смысла пытаться». Или, например: «Сдашь разве что на троечку, смирись с этим». Такое неверие в силы ребенка ужасно. Я хочу работать по-другому: мне интересно развиваться вместе с детьми, учиться новому и учить их. Поддерживать интерес к творчеству, а не губить его — это главное в работе учителя.
Сергей Гуляев, 38 лет
- Историк, работал учителем истории в московской частной школе
- Доход — около 30 000 рублей в месяц
- Сейчас работает тьютором в школе в Салехарде
Про выбор
Я хотел увеличить свой доход, стать более методически подкованным, познакомиться с разными проектами в образовании и поучаствовать в них. Я не знал, поеду ли я в большой город или в маленький. Тьютор — новая для России профессия, на нее в государственных школах небольшой спрос. Поэтому это был выбор без выбора, я поехал туда, где была вакансия: на Ямал.
Про регион
До того момента, как я сюда приехал, я не понимал по-настоящему, насколько Салехард маленький. Одно дело, когда гуглишь Салехард и читаешь в «Википедии» про его историю, население, климат. И совсем другая история — когда ты попадаешь сюда. Когда работаешь в Салехарде, есть две основные точки в твоей жизни — это дом и школа. А моя жена работает из дома: она вообще мало куда выходит.
В прошлом году первого сентября на линейке было много-много первых классов, примерно 10 классов в параллели. Это особенность Ямала: ненцы не живут в Салехарде, но отдают своих детей в городские школы, потому что это необходимость. Детям ненцев нет надобности осваивать алгебру, физику, химию. В их жизни важно другое: олени, чум, стоянки, природа. С жизнью оленеводов они знакомы с детства, а школу заканчивают из общего интереса и потому, что есть социальные нормы. Если у человека нет девяти классов — он не может получить права на вождение и лицензию на оружие, а на Ямале это очень важно.
Про школу
Моя школа довольно прогрессивная, но в целом школы часто не успевают за современностью, за обилием информации. Учитель, который просто дает материал, уже никому не интересен, потому что этот материал можно прочесть в любой хорошей статье. Решение задач можно найти через приложение. А вот умение искать информацию, проверять ее достоверность, обсуждать ее — этому никто в школе не учит, так же как финансовой грамотности, умению общаться и сотрудничать. Никто не говорит о реально важных вещах: например о том, как правильно брать ипотеку или общаться с партнером.
Многие вещи хочется обсуждать с детьми, но тут очень сложный баланс между тем, что тебе кажется важным обсудить, и принятыми в конкретном местном обществе морально-этическими нормами. Например вопросы межполовых отношений. Если ребёнку супер важно это обсудить — конечно, мы поговорим о принципах согласия, об этике. Но это ситуация риска, и за это всегда может прилететь. Еще сложно разговаривать с детьми о политических событиях, потому что у них есть сильная полярность взглядов. Они могут спросить: «Вы за Путина или за Навального?» Тем не менее на тьюторских сессиях со старшими детьми мы можем обсуждать любые вопросы, в том числе гендерную идентичность, гражданскую идентичность. Для них это важно.
Анна Разумова, 27 лет
- Ведущий бизнес-тренер крупной российской компании
- Средний уровень дохода — более 100 000 рублей в месяц
- Будет учителем английского языка в городе Выкса (Нижегородская область)
Про выбор
Это не было внезапным решением. Я в свое время работала вожатой, была культоргом в лагере. Мне хотелось работать с детьми, но я задвинула эту тему, потому что решила строить карьеру: ходила в офис, выполняла свои KPI, помогала бизнесу зарабатывать больше денег.
Я вспомнила, какой счастливой делала меня работа с детьми. Да, с ними бывало сложно, но детская благодарность придает всему смысл. Эта работа никогда не бывает напрасной.
Педагогического образования у меня нет. Я могу его получить, но в школу без опыта работы меня все равно не возьмут. Значит, нужно работать и параллельно получать образование. Когда я узнала про «Учитель для России», все сошлось.
Про отношение близких
Мне кажется, страх смены профессии решается одним простым способом: нужно подготовиться финансово. Как только я узнала, что прохожу, я стала готовить себе финансовую подушку и сейчас мне не страшно. Я понимаю, сколько у меня есть денег, и планирую, на что я могу их потратить. Я не умру без маникюра, мне хватает той одежды, которая у меня уже есть. В маленьком городе у меня меньше трат, и я могу обойтись без многих услуг, на которые тратилась в Москве. Мне повезло, меня очень поддерживают мои родители и друзья. Я планировала в голове, как подать информацию правильно, чтобы это не выглядело как странное и необдуманное решение.
Мне кажется, мое поколение готово пробовать новое, шагать в неизвестность — это скорее поощряется. Мы стали шире смотреть на жизнь, видеть больше возможностей для самореализации. Если раньше стандартным сценарием было «поехал в Москву строить карьеру – зацепился удачно – надо сидеть», то сейчас мы много пробуем, свободнее идем на эксперименты, переходим из профессии в профессию. Мы перестали сидеть в офисе, плакать, как нам не нравится, но продолжать сидеть.
Про школу
Я ходила к психологу и работала со своей позицией относительно будущей работы в школе. Сначала я думала, что будет очень сложно влиться в коллектив, и внутренне сравнивала школу с армией. Сейчас я скорее вижу свою позицию как исследовательскую: наблюдаю и стараюсь понять, как сейчас работает система образования и где я могу быть полезной.
Я боялась, что все сделают каменные лица и будут меня игнорировать, но вышло совсем не так. В моей новой школе и директор, и учителя отнеслись ко мне хорошо: все готовы помочь, все очень дружелюбные. Думаю, что в школе все идет с головы, то есть от директора: и рабочий настрой, и способы решения проблем. Если руководитель чувствует настрой учителей и ищет, как их поддержать — в школе будет здоровый климат. И важно понимать, что работа в школе это не для всех. Люди должны идти туда осознанно.
Все герои этого материала смогли реализовать свою мечту работать в школе благодаря программе «Учитель для России».
«Учитель для России» — это общественная программа, благодаря которой выпускники вузов и профессионалы из разных сфер в течение двух лет работают учителями в массовых школах, чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей из регионов России. А еще «Учитель для России» это:
- программа профессиональной подготовки (и переподготовки) школьных учителей, создающая сообщество неравнодушных специалистов, которые изучили массовую школу изнутри и способны дать импульс для ее обновления и развития;
- программа поддержки школьного образования и катализатор развития для массовых российских школ, где учится большинство детей в нашей стране и формируется будущее нашего общества.