Что с доходами в бюджет?
В этом году планы у государства масштабные: траты из бюджета планируется увеличить на 20% (по сравнению с 2023 годом). До этого расходы обычно увеличивали на единицы процентов, то есть не больше 10%.
Основная часть бюджета засекречена, но ожидается, что деньги пойдут как на оборонно-промышленный комплекс, так и на то, чтобы компенсировать последствия санкций. А именно — на то, чтобы потоки экспорта вместо Запада, куда десятилетиями шел подавляющий объем как нефти, так и угля, теперь развернулись в восточном направлении. А это значит, что придется адаптировать инфраструктуру железных дорог, поскольку сейчас мощностей на Востоке не хватает.
Среди основных проектов, которые обсуждаются, — увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба. Бюджеты здесь немаленькие — развитие ж/д достаточно ресурсоемкая вещь.
Откуда взять деньги?
Если с расходами никаких проблем не предвидится, то с доходами все радикально сложнее. Я думаю, что в ход пойдут разные инструменты. Начиная с роста налоговой нагрузки — по плану, налоговики должны увеличить сборы в 2024 году на 17% (по сравнению с 2023 годом).
Тенденция наметилась уже в прошлом году. По его итогам нефтегазовые доходы ожидаемо упали, а ненефтегазовые доходы бюджета, наоборот, подросли. Определенную роль в этом как раз сыграли налоги. Причем их рост произошел прежде всего потому, что в ФНС стали лучше их взыскивать — другими словами, сделали процесс более эффективным.
Теоретически я могу обеспечить 100%-ную эффективность сбора налогов, если к каждому налогоплательщику приставлю по одному инспектору. Эффективность будет 100%, но собственные затраты на поддержание налоговой службы сожрут всю эту эффективность.
Однако нынешней ФНС удалось добиться того, что сборы налогов росли быстрее, чем собственные расходы налоговой. И в этом есть большая заслуга нынешнего главы ведомства — Михаила Мишустина.
Вырастут ли налоги в 2024 году?
Начнем с того, что они уже растут. Во-первых, с этого года НДС придется платить застройщикам — раньше тех, кто строит многоквартирные дома, освобождали от налога на добавленную стоимость при заключении договоров о долевом участии (ДДУ).
Кроме того, помимо бизнеса, налоги уже коснулись россиян напрямую. Пока тех, кто работает удаленно, — если до 2024 года они могли не платить НДФЛ в России, то теперь это правило отменяют.
Повышения налогов в 2024 году мы ждем, но не надо думать, что это будут делать механически. До сих пор, надо отдать должное ФНС, каких-то дебильных ошибок система не производила.
И налоговая, и господин Мишустин — люди умные, и ситуация, когда подняли налоги и рухнул бизнес, для них крайне нежелательна. Скорее всего, это будет сделано таким образом: изменение — наблюдение. Если после роста налоговой нагрузки падения производства не происходит, то выжидается пауза и делается следующий шажок.
Сейчас идут очень бурные дискуссии по поводу экспортных пошлин, привязанных к курсу рубля (они были введены 1 октября 2023 года и будут действовать до конца 2024 года). Идея в том, что чем дороже доллар, тем больше платят экспортеры. При долларе по 85–90 рублей сбор составляет 4%, выше 95 рублей придется платить более 7%.
Пока вклад такой пошлины в наполнение бюджета достаточно скромный, ее ввели не так давно, но это инструмент, которым можно поиграть, посмотреть. Однако уже сейчас некоторые отрасли плачут и грозятся, что у них снизится экспорт. Если это произойдет, скорее всего, им дадут послабление.
Повысят ли налоги на недвижимость?
Возвращаясь к вопросу, что именно повысят, нужно понимать, что НДФЛ — не самая значимая статья дохода для федерального бюджета. Чего не скажешь о региональном. Однако я думаю, что основные изменения для россиян коснутся не подоходного налога: его повышения, скорее всего, 99% населения даже не заметят (например, могут ввести прогрессивную шкалу для состоятельных граждан, которые обычно продвинуты настолько, чтобы легальными методами налоговой оптимизации сильно урезать для себя реальный эффект этого шага).
А вот то, что может коснуться всех (и первые шаги в этом направлении уже сделаны), — это рост налогов на недвижимость. Так, в том же Санкт-Петербурге региональный бюджет пополнят, пересмотрев кадастровую стоимость жилья. Соответственно, чем она выше, тем больше сумма налога.
К сентябрю 2023 года были переоценены 3,4 млн объектов, кадастровая стоимость которых увеличилась на 70%, — с 1,9 трлн до 3,2 трлн рублей.
Так, московские власти сообщили, что к концу года был завершен очередной тур государственной кадастровой переоценки, в рамках которого пересмотрели стоимость более 7 млн объектов жилой и коммерческой недвижимости. Новые цифры и новые налоги, соответственно, начнут действовать с 1 января 2024 года.
Мне кажется, что чем хуже будет положение с региональными бюджетами, тем активнее будут региональные парламенты пересматривать этот параметр, потому что недвижимость — удобный объект для обложения. Его невозможно скрыть, его нельзя вывести в офшор, весьма ограничены возможности что-то оптимизировать.
Однако власти все-таки будут стараться соблюдать баланс. Они понимают, что такая мера будет крайне непопулярной, поэтому сейчас идут дискуссии и активно обсуждается идея, как сделать так, чтобы основную массу нововведения не затронули. Есть ожидания того, что если ситуация с региональными бюджетами серьезно ухудшится, то, возможно, введут какую-то социальную норму на человека, которая будет иметь довольно льготный налог, а все, что сверху, будет облагаться очень кусаче.
Соответственно, широкие массы народа — порядка 90% — это воспримут нормально, потому что попадут под льготу и никто их особо не тронет, а от того, что «прижмут буржуев», они только будут радоваться.
А вот людей среднего класса и выше это может затронуть очень сильно. Для региональных бюджетов (особенно благополучных городов типа Москвы или Санкт-Петербурга, а также других крупных городов, где и живет значительная часть российского среднего класса) этот вид налога может проявиться достаточно ярко.
Сколько будет стоить доллар?
Скорее всего, решать проблему — откуда взять денег в бюджет — будут разными способами, причем одновременно. Более того, в течение года приоритетный инструмент будет меняться по мере развития ситуации. Это значит, что помимо увеличения налоговой нагрузки есть большая вероятность того, что мы увидим ослабление рубля — после выборов, скорее всего, к маю.
Логика такая: чем дороже доллар, тем больше денег получают экспортеры — и тем больше они платят налогов, тем больше денег поступает в бюджет.
Понятно, что девальвация рубля — это инструмент обоюдоострый, и им злоупотреблять не будут. В общем-то, при текущем состоянии бюджета можно говорить о том, что он довольно хорошо сбалансирован. И хотя официальных данных не публиковали, есть надежные оценки, что дефицит будет даже чуть меньше, чем закладывалось в бюджет на 2023 год.
Это значит, что если чего-то чрезвычайного не произойдет, то курса в 100–110 рублей будет вполне достаточно, чтобы пополнить бюджет. Учитывая, что чуть за 100 уже было в том году, на этом фоне 110 — не такая уж большая девальвация.
Главное, чтобы это происходило постепенно, — резкие скачки вызывают недовольство населения и привлекают ненужное внимание и создают ажиотаж.
Что касается прогнозов, что в этом году рубль, наоборот, укрепится, то здесь нужно исходить из позиции заинтересованных ведомств. Минфин, Минэкономики и ЦБ по-разному относятся к колебаниям валюты.
С точки зрения борьбы с инфляцией, конечно, укрепление рубля — это хорошо, так как покупательная способность растет, но, с другой стороны, это также вредит экспортерам и бюджету. В нормальные времена всегда был осторожный компромисс.
Кроме того, для инфляции важны не только абсолютные цифры, но и динамика. То есть пока девальвация идет достаточно медленно и не вызывает каких-то психологических эффектов у населения, то, в общем-то, она воспринимается, скорее, как умеренное благо.
Именно поэтому, выбирая из двух зол на данный момент, девальвация выглядит вполне пригодным инструментом. А вот укрепление рубля, наоборот, проигрывает, поскольку сейчас оно ударит и по экспортерам, которые и без того подвергаются серьезной фискальной нагрузке, и по бюджету.
Если смотреть среднесрочные колебания — за полгода, за год, то курс рубля колеблется таким образом, чтобы формировался достаточно близкий к бюджету баланс.
Это вызывает сомнения в яростных заявлениях ЦБ, которые отрицают связь дефицита бюджета с курсом рубля. Учитывая то, что на этот год бюджет очень амбициозен — и подразумевает как большие доходы, так и большие расходы, — ослабление национальной валюты настолько выгодно монетарному блоку правительства, что я слабо себе представляю, что должно случиться, чтобы этого не произошло.
Где возьмут деньги в итоге?
На практике правительство будет использовать все перечисленные инструменты, причем одновременно, просто с разным приоритетом. Понятно, что ФНБ (Фонд национального благосостояния) — это конечный ресурс и его будут беречь по возможности. То есть тратить резервы из ФНБ менее предпочтительнее, а ослабить рубль — более.
Однако остаются и другие возможности — например, помимо сборов с населения и экспортных доходов, деньги можно также занять. В распоряжении государства есть еще такой мощный резерв, как внутренние заимствования. Структуры банковских, пенсионных фондов, которые потенциально могут дать заметные объемы госдолга, в общем-то, у нас имеются.
Помимо наиболее возможных сценариев, озвученных выше, стоит помнить о внешних факторах и их влиянии. Например, военные действия с Ираном могут подстегнуть нефть до $150 за баррель — и тогда рубль вполне может укрепиться и до 80 рублей за доллар. Это не исключено, но это явно не базовый сценарий.
Чего ждать в 2024 году?
Вывод следующий: в 2024 году нас ждет очень амбициозный бюджет, который потребует заметного роста доходов федерального бюджета. Механизмы, за счет которых можно этого добиться, понятны: рост налогов (но такой, который обойдется малой кровью и не убьет бизнес), некоторое ослабление рубля — оно даже не потребует дополнительных усилий, достаточно будет просто ослабить меры по поддержке нацвалюты. Плюс внутренние заимствования, и в самом крайнем случае залезут в резервы ФНБ.
Мне кажется, мы увидим смесь всех этих процессов вместе взятых, причем решения будут приниматься творчески и в сильной зависимости от обстановки. Именно поэтому я думаю, что самые интересные вещи нас ждут где-то к маю — после выборов. Просто запомните все вопросы, которые вы задавали, выйдите на связь в районе мая, и, скорее всего, нам будет о чем поговорить.