Вдохновляемся исследованием по США, опубликованном в Atlas Obscura, и составляем свою карту контактов.
Фильмы о пришельцах: критерии отбора
Мы отобрали 31 полнометражный фильм, выпущенный в кино и на ТВ с 1924 по 2024 год. Рассмотрены только те, в которых прямой (физический) или непрямой контакт произошел или предполагается, что произошел, на территории России либо Советского Союза.
Поэтому в список не вошли, например, «Молчание доктора Ивенса» (1973), место действия которого акцентировано за рубежом, и анимация, например «Контакт» (1978) с музыкой Нино Рота из «Крестного отца».
Постараемся обойтись без крупных сюжетных спойлеров, но совсем без них не получится.
- «Аэлита» (Яков Протазанов, 1924)
- «Таинственная стена» (Ирина Поволоцкая, Михаил Садкович, 1967)
- «Москва – Кассиопея» (Ричард Викторов, 1973)
- «Эта веселая планета» (Юрий Сааков, Юрий Цветков, 1973)
- «Сталкер» (Андрей Тарковский, 1979)
- «Петля Ориона» (Василий Левин, 1980)
- «Через тернии к звездам» (Ричард Викторов, Николай Викторов, 1980)
- «Звездная командировка» (Борис Ивченко, 1983)
- «Гостья из будущего» (Павел Арсенов, мини-сериал, 1984)
- «Шанс» (Александр Майоров, 1984)
- «Инопланетянка» (Яков Сегель, 1984)
- «Кин-дза-дза!» (Георгий Данелия, 1986)
- «Лиловый шар» (Павел Арсенов, 1987)
- «Посредник» (мини-сериал) (Владимир Потапов, 1990)
- «Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу» (Зульфикар Мусаков, 1991)
- «Вверх тормашками» (Николай Гусаров, 1992)
- «С ума сойти!» (Сергей Кучков, 1994)
- «Невозможно зеленые глаза» (мини-сериал, Георгий Шенгелия, 2002)
- «Банщик президента, или Пасечники Вселенной» (Владимир Потапов, 2010)
- «Фантом» (Крис Горак, 2011)
- «Споры» (ТВ, Максим Дьячук, 2011)
- «Прибытие» (Дени Вильнев, 2016)
- «Притяжение» (Федор Бондарчук, 2017)
- «Вторжение» (Федор Бондарчук, 2019)
- «Аванпост» (Егор Баранов, 2019)
- «Спутник» (Егор Абраменко, 2020)
- «Петрополис» (Валерий Фокин, 2022)
- «Чувства Анны» (Анна Меликян, 2023)
- «Контакты» (Дмитрий Моисеев, 2023)
- «До звезды» (Андрей Носков, 2023)
- «Пришелец» (Иван Соснин, 2024)
Уверены, мы нашли не все контакты, запечатленные на пленке: так что призываем всех, кто видел или знает о других фильмах, на которые стоит обратить внимание, присылать их названия в Telegram-бот «Московских новостей». Будем рады однажды обновить материал вместе с вами!
Контакт с пришельцами: с чем мы столкнулись за последние 100 лет
Итак, мы посмотрели 31 фильм, вышедший за минувшее столетие, и нашли ряд особенностей и закономерностей в изображении нашей встречи с другими. Они похожи на нас и преимущественно дружелюбны. Люди могут научить их чувствовать и любить, а они нас — ценить жизнь. Но если что-то пойдет не так, скорее всего, мы угробим свою планету сами.
Как выглядят другие
Советский кинематограф, как правило, изображал инопланетян человекоподобными: в гриме или фантазийных костюмах, но с нашей анатомической базой.
Такой антропоцентризм можно попробовать объяснить идеологическими установками (человек как «высшее существо»), но причина, скорее всего, прагматичная — так дешевле.
Поиск новых физических форм пришельцев заметен уже в российском кинематографе с 2010-х годов — с приходом больших бюджетов и цифровых технологий.
Что посмотреть: «Аэлита» (1924), «Через тернии к звездам» (1980), «Кин-дза-дза!» (1986), «Контакты» (2023).
Подходы к изображению других
Советско-российский кинематограф часто обращался к нескольким архетипичным образам: пришельцу безэмоциональному, сельскому и дружелюбному. В них прослеживаются параллели с американским видением, но с нашими региональными особенностями.
Инопланетянин бесчувственный
Массовая культура нередко обращается к идее, что все проблемы человечества из-за эмоциональности. В случае с пришельцами один из типичных образов «продвинутой формы жизни» — похожее на нас существо без чувств, только холодный расчет, помноженный на суперспособности или супертехнологии.
Однако в оптимистичных лентах советского периода человеческое проявление чувств становится
Пришельцы учатся чувствовать: «Эта веселая планета» (1973) и «Инопланетянка» (1984).
Инопланетянин колхозный
Второй характерный образ — инопланетянин в провинциальных реалиях. Местом действия становится небольшой населенный пункт, деревня или колхоз, где при невыясненных обстоятельствах появляется другой.
«Что будет, если пришелец окажется в селе» — понятный заход для комедии положений. Как отреагируют на него отдельные люди и локальное сообщество, информационно оторванное от «большой земли»? Сможет ли пришлый заставить
Пришельцы обживаются в селе: «Звездная командировка» (1983), «Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу» (1991).
Снятый еще до распада Союза фильм-письмо Стивену Спилбергу, режиссеру «Инопланетянина» (1982). Прилетевший в узбекский кишлак на тарелке, подозрительным образом напоминающей перевернутый таз, другой притворяется ребенком и становится членом сельской семьи. Он стремится всячески помочь местным жителям и даже дарует им способности летать на кетменях (ручном орудии типа мотыги для окучивания посевов). Трогательная и колоритная история о взаимопонимании и принятии.
Неизвестно, знает ли сам Стивен Спилберг о существовании такого посвящения. Однако в комментариях на ютубе указывают на схожесть открывающих сцен двух фильмов о пришельцах:
- в начале «Абдулладжана» камера следует за мухой — она садится на стол к председателю, и ее расплющивают газетой;
- в начале «Людей в черном» (1997), спродюсированных Спилбергом, камера следует за стрекозой, которая разбивается о лобовое стекло автомобиля.
«Уважаемый Стивен-
Инопланетянин спасающий
У этого архетипа есть множество воплощений в мировом кинематографе, например «Контакт» (1997), «Пятый элемент» (1997) или «Прибытие» (2016).
Человечество уже знает итог своей бесконечной гонки технологий и вооружений: у нас появляется все больше эффективных способов убивать друг друга. Постепенно мы признаем собственную беспомощность как вида. Одна надежда на
Правда, иногда самым сложным для землян оказывается эту помощь принять.
Ситуация напоминает психотерапию без запроса: специалист может сказать множество правильных и полезных вещей, но если человек не готов их услышать, в лучшем случае он проигнорирует зазнайку-терапевта, в худшем — обозлится и начнет действовать наперекор.
Пришельцы пытаются спасти человечество: «Таинственная стена» (1967), «Петля Ориона» (1980), «Прибытие» (2016) (один из инопланетных кораблей зависает где-то над Россией), «Петрополис» (2021), «Чувства Анны» (2023).
Цилиндрическая «стена» неизвестного происхождения опускается где-то в Сибири и позволяет контактировать с собой тем, кто находится внутри. Через галлюцинации, основанные на личных воспоминаниях присутствующих, «стена» пытается донести простую мысль, которую не понимает никто из героев, порой фанатично пытающихся выйти на контакт с другими.
Скрытая жемчужина с молодым Андреем Мироновым и эпизодическим Александром Кайдановским. Фильм, вдохновленный «Солярисом» Лема (1961) и, вероятно, вдохновивший Стругацких на «Пикник на обочине» (1971) — литературную основу «Сталкера» (1979), где Кайдановский сыграет уже главную роль.
Золотое десятилетие фильмов о пришельцах
В период активного освоения космоса кинематографисты часто занимали проактивную позицию и помещали контакт на другие небесные тела — мы прилетим туда сами.
«Золотое десятилетие» активных посещений пришельцами Земли началось со «Сталкера» (1979) и продлилось до конца Советского Союза (1991). Любопытно, что в это же время другие стали чаще наведываться и к жителям США.
В этот период у нас вышли уже упомянутая лента Тарковского, «Через тернии к звездам» (1980), многосерийная «Гостья из будущего» (1984) и «Кин-дза-дза!» (1986) — истории, оставившие след в сердцах не одного поколения. Многие фильмы до сих пор любимы зрителями: из 11 кинокартин, вышедших в это десятилетие, — у семи рейтинг в «зеленой зоне» «Кинопоиска» (выше 7,0).
Фото: Мосфильм Фото: Киностудия им. М. Горького Фото: Киностудия им. М. Горького Фото: Мосфильм
Благодарить за это стоит советских фантастов второй половины XX века.
Рассказ «Марсианское зелье» стал основой для фильма Александра Майорова «Шанс» (1984). Несколько человек получают доступ к эликсиру молодости, но заслуживают ли они этого шанса?
Книжная сатира Шатько в кино превращается в трогательную комедию о смысле жизни и взгляде на себя со стороны. «Нет, вообще-то жить можно. Одно малость неудобно — обязательное бессмертие. Чтобы помереть, требуется специальное разрешение».
Недалеко от неопознанного провинциального города повисает инопланетная сфера, с помощью которой пришельцы постепенно вторгаются на Землю. Сфера обращает людей в себе подобных рациональных и безэмоциональных существ. Пароль новообращенных — фраза «Здесь красивая местность».
И литературный первоисточник, и существенно измененная киноадаптация стали классикой научной фантастики. Отсылок к их темам, тексту и образам не счесть, вплоть до недавнего преобразующего мир «мерцания» в «Аннигиляции» (2017) и ответа на заборе полузабытой и никому уже не нужной зоны посещения в фильме «Контакты» (2023): «Ушли обиженными».
В создании фильмов этого десятилетия принимали участие не только писатели-визионеры, но и люди, непосредственно причастные к освоению внеземных пространств. Так, соавтором сценария «Петля Ориона» стал Алексей Леонов, совершивший первый в мире выход в открытый космос.
С 1991 года началось становление новой России и ее новой экономики. Финансирование кинематографа переживало не лучшие времена, а стремление ко встрече с другими на время уступило более приземленным и актуальным темам. Пока не наступили 2010-е.
Как инопланетяне стали злыми
Советские пришельцы чаще всего были миролюбивыми, умеренно агрессивными или не особо удачливыми — их планы по захвату страны будущего коммунизма приводили в худшем случае к единичным потерям с их или нашей стороны.
Резкое озлобление других произошло в 2011 году. Первым стал «Фантом» совместного производства России и США: четыре американских туриста оказываются в Москве в момент нападения на нее инопланетян. Итог: массовые человеческие потери и большая война без победителей. Потрясающе раскритикованный фильм с рейтингом 4,0 и терпким клюквенным привкусом положил начало «захватническим» блокбастерам о жутких монстрах из космоса.
Злые другие грызли нас на заброшенном заводе в
2010-е можно назвать временем великой разочарованности — в себе, в других и в других. Кажется, мы облажались, никто больше не хочет с нами дружить и не придет нас спасать. Фатализм, аккуратно звучавший и раньше, взяв лучшее и худшее из голливудских блокбастеров, открыл зубастую пасть и пошел кромсать остатки человечности.
Если люди до сих пор ведут войны из-за наличия или отсутствия крайней плоти, если люди до сих пор бросают бомбы из-за выдуманных границ, если до сих пор после пары бутылок людям хочется заехать кухонным ножом в брюхо своего самого ближнего, то, извини меня, шизики — это вы. <...> Слишком долго и слишком кроваво самоутверждаетесь. И я обязан сократить эти игры взрослых сумасшедших.
Инопланетянин из мини-сериала «Невозможно зеленые глаза» (2002)
География контактов с пришельцами
Иллюстрация: «Московские новости» Иллюстрация: «Московские новости» Иллюстрация: «Московские новости» Иллюстрация: «Московские новости» Иллюстрация: «Московские новости» Иллюстрация: «Московские новости» Иллюстрация: «Московские новости» Иллюстрация: «Московские новости» Иллюстрация: «Московские новости»
Американское исследование показало умеренную децентрализацию контактов: да, живописный Нью-Йорк и солнечная Калифорния в приоритете, но так или иначе пришельцев интересуют разные штаты.
Кинематограф отечественный столицецентричен. Мы скорее покажем условную «неопознанную провинцию» или некий фантазийный населенный пункт, чем прямо назовем регион. А реальные города часто видоизменяются в угоду художественному замыслу. Например, то, что действие фильма «Споры» (ТВ, 2011) происходит в Омской области, мы вычислили по автомобильному номеру героев.
Россияне на связи с другими: что нас ждет в будущем?
Не беремся проводить прямые параллели между историческими эпохами и изображением контактов с другими в кино, хотя некоторые выводы и кажутся очевидными. Может даже показаться, что если для пришельцев сегодня и осталось место, то вряд ли они придут с миром.
Однако здесь нас ожидает главное открытие этого исследования.
Внезапно, в совсем свежих фильмах 2023–2024 годов, инопланетяне — настоящие или, может быть, не очень — отправляют нам сигналы с призывами к любви и миру в «Чувствах Анны» (2023) и обещают веру в чудо в «Пришельце» (2024).
В безнадеге забытой глубинки в «Контактах» (2023) вдруг появляется тусклый свет гуманизма — от слова «гуманоид». Преодолевая желание подключить к пришельцу самогонный аппарат, человек с неочерствевшим сердцем дает надежду на то, что это еще не конец человечества.
И вдруг Андрей Носков в своем «До звезды» (2023) прав и «инопланетяне очень любят фильмы со счастливым финалом»?