Культурный код

Ветеринар на удаленке: кто и как лечит животных по интернету

Формат дистанционных консультаций приходит в ветеринарию. «Московские новости» узнали, в каких случаях видеоконференция с врачом способна заменить очный визит и чего ждать от рынка телеветеринарии в ближайшие годы.

Понять кота

Мировые события, начиная с 2020 года, пробудили в людях особенный трепет к домашним животным. В нестабильном мире так хочется уюта и безусловной любви, которую братья наши меньшие умеют проявлять, как никто иной. Неудивительно, что в последние годы индустрия заботы о питомцах развивается, а венчурные инвесторы начинают вкладывать в нее солидные деньги.

Год назад в этой связи заговорили о компании Cooper Pet Care — разработчике платформы для ветеринарной помощи онлайн. Этот нидерландский стартап (основатели — россиянин Павел Тимофеев и Майкл Фишер из США) получил от инвестиционной компании Antler и фонда Flyer One Ventures финансирование в размере €900 тыс. — впечатляющую сумму для сферы с традиционно слабой инвестиционной привлекательностью. Сегодня компания успешно работает в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.

Как большинство телеветеринарных сервисов, Cooper Pet Care отвечает на главный страх и боль любого хозяина — как правильно расшифровать поведение животного и не навредить в результате «перевода с собачьего/кошачьего на человеческий».

«Животные не говорят, поэтому догадаться, нужно ли вести питомца к ветеринару, порой очень сложно».

В этой преамбуле на сайте сервиса — ключевое предложение всего сегмента «телевета»: удаленный чекап позволяет прежде всего быстро выявить «красные флаги» в состоянии животного и снизить тревогу хозяина. Как правило, эта задача решается с помощью некоего опросника для предварительного анализа и видеоконсультаций с ветеринаром. Бонусом могут идти страхование, удаленная поддержка в мессенджерах, курсы для ответственных хозяев, дневники для самостоятельного мониторинга состояния животного и прочие полезные сервисы и инструменты.

Cooper Pet Care определяет и сопоставляет симптомы с помощью искусственного интеллекта. Будущее ветеринарии – во многом за ИИ: он уже умеет определять СДВГ у собак, выявлять аутоимунные заболевания по анализу крови и назначать адекватное лечение, — а параллельно учится понимать языки живых существ.

Стандарты, границы и сферы компетенции телеветеринарии устанавливались постепенно — в том числе под влиянием критики профессионального сообщества. Так, в 2019 году Британский ветеринарный союз создал петицию против оказания ветеринарных услуг без физикального осмотра пациента. Противники дистанционного формата считали, что он разрушает связь между врачом и пациентом, задает двойные стандарты заботы о клиентах внутри профессии и провоцирует риски для здоровья животных из-за несвоевременного обращения в клиники. Нюансы, значимые и для «человеческой» телемедицины, в случае с животными становятся критическими.

«Для многих владельцев домашних животных удаленная консультация удобнее выезда в клинику, — говорит Анастасия Швыкина, ветеринарный врач и инструктор-реабилитолог госпиталя SkolkovoVet. — Особенно это касается повторных приемов, когда доктор уже видел животное и ему нужно только наблюдать и корректировать лечение. Другой вопрос, что человек не всегда может адекватно оценить состояние питомца и передать его на словах врачу. С людьми в этом плане проще: мы способны показать, где больно и точно ответить на вопросы доктора. С домашними животными же, понадеявшись на онлайн, можно упустить момент и не начать лечение своевременно».

Как бы то ни было, мировой локдаун ускорил процесс разработки стандартов телеформата, — однако далеко не везде они закреплены законодательно. Так, в России лишь в начале 2021 года вступил в силу закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций», призванный исследовать ряд возможностей и ограничений удаленки; в законе же о ветеринарии пока ничего подобного нет.

Запасной вариант

На отечественном рынке первой ласточкой формата справедливо признать проект «КотЗдоров», запустившийся в 2019 году, — совсем незадолго до бума телеветеринарии, который спровоцировала пандемия. В отличие от подавляющего большинства аналогичных зарубежных сервисов, «КотЗдоров» консультирует владельцев всех видов животных, а не только кошек и собак.

Команда «Кота» подчеркивает: удаленные консультации оправдывают себя только в случаях, когда жизни животного ничего не угрожает.

Это, например, большинство дерматологических проблем и гастроэнтерологических состояний, вопросы, связанные с поведением и питанием, а также необходимость «второго мнения» и интерпретация анализов. Своего рода подстраховка — в том числе в ситуациях, когда вы с питомцем только-только друг с другом познакомились и еще не научились понимать друг друга.

«Онлайн может быть полезен, если пациент стабилен, а у владельцев подготовлен список вопросов к ветеринару, — говорит Анастасия Варфоломеева, терапевт Vetcity Clinic. — Также телемедицина — находка для животных, которые испытывают сильный стресс при транспортировке. Владельцы могут заранее обсудить с терапевтом жалобы, получить необходимый план диагностики, который, подготовившись, выполнят затем за один день».

По словам Анастасии, удаленно врач также может порекомендовать препараты для начала первичной симптоматической терапии. Плюс консультация по интернету имеет смысл, если владельцы ранее уже были у данного врача и это повторный прием по общему состоянию, возможно, с уже готовыми анализами. «Наконец, онлайн-прием может быть единственно возможным вариантом в экстренной ситуации, когда питомец и его хозяин находятся в отъезде, за границей, и у них нет возможности обратиться в ближайшую клинику», — говорит Анастасия Варфоломеева.

Фото: Freepik

«Ветеринар на удаленке» — эффективное решение и для животноводов и фермеров. Формат помогает существенно сократить расходы на медицинское обслуживание животных и быстрее проводить предварительную диагностику, что критично и для производственного процесса, и для бизнеса. А еще позволяет повысить эффективность лечения и уменьшить риски компликаций: ветеринары могут постоянно наблюдать за состоянием животных и при необходимости вносить корректировки в терапию.

Развитие телеветеринарии связано с ростом спроса на программы страхования животных.

Страховку с телемедом в России пока предлагают немногие компании, но выбрать есть из чего. Например, такие опции есть в PetStory от Группы «Ренессанс Страхование», у «Сбербанк страхования», «МТС Страхования», «Ингосстраха», «РСХБ Страхования», Страховой компании «Манго». Стоимость страховки на год варьируется от 1,4 тыс. до 5 тыс. рублей, страховые суммы — от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, в зависимости от пакета. У перечисленных компаний даже минимальный тариф включает дистанционные консультации ветеринарного врача без ограничения по количеству обращений.

Фото: Freepik

Когда телемедицина — не вариант

1. У питомца тяжелое нестабильное состояние.

2. У питомца следующие симптомы: обильное кровотечение, потеря сознания, регулярная рвота или непродуктивные и дискомфортные позывы к рвоте, затянувшаяся апатия, судороги, проблемы с дыханием, потеря аппетита.

3. Нет необходимых исследований/анализов, без которых специалист не способен поставить диагноз.

4. Необходим тщательный очный осмотр питомца, например в случае травмы, укуса.

 

Копировать ссылкуСкопировано