Культурный код

Телевизор — это праздник

Новогодние передачи — неотъемлемый атрибут любого 31 декабря, наравне с елкой и шампанским. Впрочем, их популярность все больше сходит на нет: согласно опросам, 40% россиян в этом году не собираются смотреть вообще никаких новогодних программ, оставляя эту традицию в прошлом. 

В преддверии праздника «Московские новости» вспоминают историю отечественных новогодних телешоу: от черно-белого «Голубого огонька» до китчевых выпусков «Вечернего Урганта». 

Классический «Голубой огонек»

https://www.youtube.com/watch?v=y4IitaN17aY

Появление «Голубого огонька» в 1962 году было связано с эпохой «оттепели» — правительство хотело немного либерализовать культуру и посчитало, что телевидение будет для этого хорошей опорой. Первоначально передача выходила каждую неделю, пока ее выпуск не сократили до праздничных дней. Название тоже нашли не сразу: «Телевизионное кафе» не прижилось, на его место пришел «На огонек», к которому чуть позже сделали приставку «голубой», ссылаясь на голубоватый цвет экранов черно-белых телевизоров.

https://youtu.be/bo1S9L4WW9g

Сама передача представляла собой большой праздничный концерт, в котором выступали все звезды первой величины того или иного периода. Это было фактически главным телевизионным событием за год, где любой простой советский зритель мог увидеть всех знаменитых музыкантов, юмористов, артистов театра, балета и цирка — в общем, пополнить культурный багаж за пару часов в душевной атмосфере, не отходя от экрана. Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Майя Плисецкая, Аркадий Райкин, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева — все эти титаны советской массовой культуры неоднократно появлялись в «Голубом огоньке».

https://www.youtube.com/watch?v=ixRWM_RBDRI

Приглашали на съемки еще и знаменитостей советского типа: героев соцтруда, заслуженных деятелей науки, военных и космонавтов. В частности, Юрия Гагарина, главного завсегдатая телевизионных праздников, которому в какой-то момент даже поручили вести выпуск, приуроченный к 8 Марта. На «Голубой огонек» иногда привозили и иностранных артистов, что в свое время было большой редкостью: таким образом в эфир попали и европейские капиталистические гости вроде Мирей Матье, и исполнители из дружественных соцстран вроде ансамбля народно-освободительной армии Южного Вьетнама.

https://youtu.be/zQjuHJMeM8g
https://www.youtube.com/watch?v=Chs-4Oaz1eM

Со временем «Голубой огонек» начал понемногу терять свою аутентичность: с появлением записи программу стали снимать частями, а шампанское и фрукты заменили на воду и папье-маше. В 1970-х на передаче ввели строгий дресс-код (под запретом были мужчины с бородой и женщины в брючных костюмах) и появился список нежелательных персон (куда за обтягивающие костюмы вошел Валерий Леонтьев и за неподобающее поведение — Владимир Высоцкий). 

«Голубой огонек» 1980-х и 1990-х

https://youtu.be/9xnog15pnik

С приходом гласности и перестройки «Голубой огонек» попытался «освежиться» и немного поменять формат. Передача перестала выходить под своим названием и сменила место проведения. Визуальное оформление подтянули до уровня модных спецэффектов 1980-х, а среди участников программы начали появляться более неординарные артисты вроде Жанны Агузаровой, «Машины времени» и группы «Пикник». Чувствовалось и подступающее влияние Запада: в 1986-м в передаче выступила американская диско-певица Эми Стюарт, в 1987-м прозвучал кавер на ABBA, а в 1988-м в эфире показали клипы Майкла Джексона и Dire Straits. В общем, прогресс был налицо, а замшелость советского эфира почти сошла на нет — эти безымянные «Огоньки» конца 1980-х смотрятся бодро, динамично и интересно даже сейчас. 

https://youtu.be/qQ_3TNLPQjU

С приходом 1990-х новогоднюю передачу на первой кнопке окончательно спустили с тормозов, ненадолго превратив «Огонек» в буйное беспредельческое шоу, которое по духу имело мало чего общего с предшественниками. Лариса Долина фактически косплеила AC/DC, группа «Нюанс» запиливала какофонические гитарные соло, «Агата Кристи» уверенно изображала The Cure, между Пугачевой и Задорновым умудрялись ставить «Вежливый отказ» и комик-группу «Маски», а под видом театр-балета удалось пропихнуть чуть ли не полноценное эротическое шоу. Тем не менее такого дикого запала хватило ненадолго: с приходом канала ОРТ новогодние передачи начали делать более «безопасными», с превалирующим количеством поп-артистов. 

НТВ — «Новогоднее ТелеВидение»

https://youtu.be/7MubLk031i4

Сразу после начала вещания в конце 1993 года стало понятно, что НТВ необходимо собственное новогоднее шоу, которое бы подходило под стилистику канала. Первые пару лет новогоднее вещание не сильно выделялось на фоне конкурентов — это был обычный эстрадный концерт со всеми основными лицами, только сделанный более стильно и без фанеры. 

https://youtu.be/M-YZwc_9hho

Дальше — лучше. К 1996–1997 годам новогодние передачи стали полноценным шоукейсом программной силы НТВ, начав использовать основных звезд канала. Россиян с экранов поздравляли Леонид Парфенов, Елена Ханга и Николай Фоменко, в гостях виднелись политические фигуры вроде Ирины Хакамады и основатели НТВ Евгений Киселев и Виктор Малашенко, а поздравление настоящего Бориса Ельцина транслировалось сразу после поздравления «бутафорского» Ельцина из передачи «Куклы». Начиная с 1997-го шоу на пару лет переехало в формат оперы: классическая музыка и костюмы-тройки успешно сочетались с попсой, рэпом и вызывающими нарядами. 

https://youtu.be/ZDgkG_AOAJE

1990-е «Новогоднее ТелеВидение» в своем первозданном виде пережить не смогло. После начала «Дела НТВ» канал стал испытывать финансовые трудности. В 2000-м в полночь на канале вышел лишь специальный выпуск «Тушите свет!» с Хрюном Моржовым и Степаном Капустой, а в 2001-м канал и вовсе отказался от производства новогоднего шоу. Со сменой собственника поменялся облик канала, а новогодние шоу потеряли свой шарм и стали куда более типичными праздничными концертами. Сейчас вещание 31 декабря НТВ забивает собственными передачами — в этом году в полуночном слоте покажут новогодний выпуск музыкального шоу «Маска». 

«Старые песни о главном»

https://www.youtube.com/watch?v=JlpcajFtpa0

Легендарные музыкальные фильмы конца 1990-х, в которых эстрадные артисты перепевали популярные песни разных эпох СССР. Создателями проекта были Леонид Парфенов и Константин Эрнст, которые придумали его практически случайно — они заметили, что на концертах Пугачевой больше всего оваций собирает песня из кинофильма «Простая история», и почувствовали, что людям остро не хватает старой доброй советской ностальгии. В целом это оказалось правдой: «Старые песни» моментально заполучили всенародную любовь и огромные рейтинги (вторую часть фильма в ночь 1996–1997-го на канале ОРТ посмотрело 48% от всех телезрителей России). 

https://www.youtube.com/watch?v=vng9FKyUzu0

Сюжетно фильмы кажутся довольно простыми — они били по самым очевидным культурным точкам, хорошо знакомым людям, которые совсем недавно жили в совсем другой стране. В первой части события происходили в колхозе с песнями 1940–1950-х годов; вторая часть перенеслась в 1960-е и проходила в районном ДК вперемешку с телестудией; третья сделала своеобразный сиквел фильма «Иван Васильевич меняет профессию» и обыгрывала период конца 1970-х – начала 1980-х. При этом снято и спето все было крайне незатейливо и держалось, скорее, на эффекте узнавания и банальной харизме еще не набивших оскомину артистов. Долина с Отиевой перепевают «Хороших девчат» в сельском магазине, Свиридова в костюме Снегурочки исполняет «Песенку о медведях», Лолита и Цекало каверят Moskau! и танцуют как в последний раз: не влюбиться в такое в конце 1990-х, видимо, было невозможно. 

https://www.youtube.com/watch?v=nikaTdCh2eA

Правда, популярность фильмов, бесконечные повторные показы и одинаковый из года в год набор звезд быстро привели к оверсатурации. Финальный, четвертый фильм под названием «Постскриптум» вышел 31 декабря 2000 года и был признан провальным, в том числе и Константином Эрнстом. После такого «Старые песни о главном» легко могли стать артефактом эпохи и не отложиться в культурной памяти, но этого не произошло — с годами они по праву стали культовой классикой и как будто бы обрели новый смысл. Если раньше эти мюзиклы смотрели ради ностальгии по Союзу, то теперь смотрят ради ностальгии по концу 1990-х.  

«Голубой огонек на Шаболовке»

Новогодний эфир 1990-х на канале РТР выглядел невзрачно и бедно, особенно на фоне конкурентов ОРТ и НТВ. Чтобы не растерять позиции, руководством канала был принят отчаянный шаг — возродить «Голубой огонек», который не выходил в эфир под этим названием с 1985 года. Перезапуск прошел удачно, передача с 1999-го выходит и по сей день, хоть к ее качеству есть немало вопросов. 

https://www.youtube.com/watch?v=3e5gXwgJdiU

Современный «Голубой огонек» — лучший отечественный пример конца истории и смерти фантазии. Каждый год примерно одни и те же знаменитости собираются в одной и той же студии на Шаболовке, чтобы исполнять свои похожие друг на друга песни, шутить сто раз пережеванные шутки и говорить одинаковые поздравления. Петросян, Лещенко, Пугачева, Киркоров, Орбакайте, Леонтьев, Басков, Валерия и десятки других похожих артистов появляются в передаче буквально из года в год, изредка чередуясь с какими-то новыми исполнителями чисто для поддержки релевантности. 

https://www.youtube.com/watch?v=ncDkPnBFbks

Так или иначе, «Голубой огонек» по-прежнему пользуется спросом и не думает умирать. В 2020 году аудитория передачи неожиданно увеличилась в 1,5 раза по сравнению с предыдущими годами и составила 28 млн человек. Произошло это, скорее всего, на фоне ограничений массовых мероприятий в пандемию, но то, что зритель из всех возможных передач все равно выбирает «Огонек», явно говорит о превращении передачи в классический атрибут Нового года — наравне с салатом оливье, шампанским и елкой. 

«Неголубой огонек»

https://youtu.be/2-3i_kmfu0o

Большинство новогодних шоу на российских каналах похожи друг на друга как по формату, так и по материалу. Впрочем, попадались и редкие исключения вроде «Неголубого огонька», который вышел на канале РЕН-ТВ в 2004 году. Как можно понять по названию, передача была своеобразным ироничным ответом на набившие оскомину «Огоньки» и попыткой переосмыслить их с «неформальной» точки зрения, добавив к эстрадным артистам еще и популярных рок-музыкантов. Шоу для аудитории «Нашего радио» при поддержке «Нашего радио» — беспроигрышная для своего времени идея. 

https://www.youtube.com/watch?v=PqvMQZJuWtc

Ироническое настроение сохранялось и в выборе песен. Музыканты исполняли не собственный привычный материал, а делали каверы на известные хиты, объединялись в дуэты с нетипичными для себя звездами или просто играли нестандартные версии своих старых треков. Например, «Агата Кристи» перепела «Маленькую страну» Наташи Королевой, Татьяна Буланова — «Дожди-пистолеты» группы «Звери», а 5'Nizza исполнили гимн СССР. Также Земфира выступила с Инной Чуриковой, Филипп Киркоров — с Гариком Сукачевым, а Би-2 — с Тамарой Гвердцители. Ведущими этого безобразия были Инна Гомес и Сергей Шнуров: последний, в свою очередь, находился на сцене с фингалом под глазом и шутил как будто бы нарочито неловко и невпопад. 

https://www.youtube.com/watch?v=KDyaUBL8JK8

Благодаря такому дьявольскому союзу рока и попсы шоу мгновенно стало хитом, собрав для РЕН-ТВ непривычно высокие рейтинги. Почти все песни потом вошли на CD-cборник под названием «Мешанина», но сама передача оказалась, скорее, молнией в бутылке — повторить ее успех в дальнейшем не удалось. В 2005 году на «Неголубом огоньке» похожий набор музыкантов перепевал песни советского периода, что привлекло гораздо меньшую по размерам аудиторию. После этого ТВ-проект закрыли, а само название стали использовать для редких новогодних концертов в «Крокусе», мало чем похожих на оригинальное шоу нулевых. 

Новогодняя ночь на Первом канале

https://youtu.be/bJ-oTT36YbM

После того как «Старые песни о главном» исчерпали себя, на Первом канале решили не создавать очередной сложносочиненный проект и начали снимать стандартные новогодние концерты. Несколько часов хронометража, несколько десятков песен, пара выступлений юмористов, елки с бенгальскими огнями, люди за столами в зале и общая атмосфера праздника — велосипед придумывать необходимости не было.

https://www.youtube.com/watch?v=Uv5G0ibvFtw

Несмотря на засилье одинаковых имен (буквально каждый год среди выступающих есть Пугачева, Киркоров, Меладзе и другие их коллеги по цеху), «Новогодняя ночь на Первом» служит хорошим зеркалом официальной поп-культуры того или иного года, а по списку артистов можно легко выделить самые «горячие» песни за год. В 1999-м это очевидно была «Любочка» «Маши и Медведей», в 2000-м — «Беспризорник» Hi-Fi, а в 2005-м — «Черный бумер» Сереги. Тоже самое касается и ведущих. Новогодняя ночь — настоящая привилегия и достается лишь самым проверенным и успешным в тот или иной момент ТВ-персоналиям. Так, в начале нулевых на экране непременно появлялись Максим Галкин и Валдис Пельш, к середине нулевых к ним уверенно добавился Андрей Малахов, а в десятых ни одно шоу не проходило без Ивана Урганта. 

https://www.youtube.com/watch?v=OOeoykL-My8

«Новогодняя ночь на Первом» не оставалась монолитом и периодически трансформировалась в другие ипостаси. В 2006 и 2007 годах выходили сюжетные мюзиклы «Первый скорый» и «Первый дома», а в начале десятых передача сменила вывеску на «Оливье-шоу», где доминировали пародийные скетчи «Большой разницы» и «Мульта личности». В наше же время Первый канал снова поработила ностальгия. В ночь на 2021-й они показали лучшие номера за 25 лет, а в грядущем выпуске 2022-го сконцентрируются на хитах 1990-х: от «Делай как я» до «Розового фламинго». 

Ciao, 2020!

https://youtu.be/lYgu75EwuPo

Неожиданный хит прошлого года, специальный новогодний выпуск «Вечернего Урганта», стилизованный под итальянские музыкальные передачи конца 1980-х. Сцена оформлена под стать времени, винтажная одежда сияет блестками, все говорят исключительно на итальянском, снято как будто бы на пленку, Иван Ургант улыбается в нелепом парике — шутка вроде бы простая, но зашла слишком далеко. 

https://www.youtube.com/watch?v=7uvMvPNVxmc

Несмотря на ретроформат, это редкая новогодняя передача, в которой преимущественно поучаствовали действительно актуальные и популярные исполнители. Иван Дорн, Егор Крид, Cream Soda, Zivert, Дора, Niletto, Клава Кока и другие относительно новые герои русскоязычной поп-музыки на фоне привычного Киркорова, Баскова и Бузовой смотрятся куда свежее и выразительнее. Кроме того, уровень продакшена и внимания к деталям тут зашкаливает: знакомые хиты вроде «Краша», «Плачу на техно» и «Втюрилась» в переводе на итальянский и с итало-дискоаранжировками звучат сильно лучше оригинальных версий. «Как же прекрасно не понимать текст наших песен — они становятся хороши», — гласит один из топовых комментариев под выпуском передачи на YouTube. 

Копировать ссылкуСкопировано