КолумнистЮлиан Марэ

Топ сериалов, доказывающих, что в России научились их снимать

«МН» спросили у меня: «Юлик, а как так выходит, что ты делаешь все эти подборки сериалов, если ты не фанат российского ТВ и вообще считаешь, что у нас не умеют снимать, а?» И я ответил: «Понимаешь, дорогой «МН», я не фанат, но смотрю, и чем больше смотрю, тем больше убеждаюсь, что мне пора менять свое мнение».

Да, определенно, с приходом стримингов, когда проекты стали выпускать не для усредненного зрителя отечественного ТВ, где по лекалам из сезона в сезон — криминал, любовь и дешевые интриги, а для зрителя, который насмотрелся зарубежного контента, имеет вкус, ценит свое время и может заплатить, сериалы стали и правда поинтереснее и «повеселее».

Да, качество в массе своей еще хромает, графика — почти везде, и сценарии зачастую превращают отличную оригинальную идею в мусор (как это больно!). Но и диалоги подросли, и уровень историй вырос, и круг тем расширился в разы, так что количество уже стало перерастать в качество, и тому есть примеры, которые я приведу ниже.

А пока я вижу две проблемы.

  • Российские продюсеры никак не могут определиться с жанрами своих работ. Если это костюмированная историческая драма, то... про проституток. Ситком? Про проституток. Ситком? Про стриптизерш. Психологический триллер? Про проституцию.
  • Наше сериалопроизводство находится в стадии «больше наготы». Мы это переживем. И выйдем на ускоренное «упали в кровать — проснулись». Но киноделам стоило бы быстрее осознать, что это давно никому не интересно и не является главенствующим фактором, если есть интересный сюжет и снято хорошо, и начать прорабатывать те самые хорошие идеи и насыщать их деталями, а не постельными сценами и обнаженкой.

Но это так, лирика. В общем, будем считать, что к топу подвел.

Теперь вступление

Тут не будет «Чик» (ну не хочу я рассказывать вам про проституток), не будет «Жизни по вызову» (ну правда, не хочу про проституток), не будет «Мили» (ну правда), не будет «Чистых» (ну правда!), не будет «Хэппи-эндов» (ну правда...), хотя эти проекты заслужили и высокие оценки, и любовь зрителей.

Ниже будет субъективный, коли уж это моя рубрика, топ, и я надеюсь, что и без секса он вам понравится. И начнем мы с первого проекта, который заставил меня поверить в российское интернет-ТВ, хотя к этому времени стриминги сделали уже сотню сериалов, наверное.

«Почка»

Этот сериал рассказывает про нахальную, амбициозную, циничную и стервозную сотрудницу пожарной безопасности, которая берет взятки и всё от жизни. И так бы оно и продолжалось, но внезапно ей ставят ужасный диагноз, и ей нужна донорская почка. А ждать ее долго. И наша героиня решает, как обычно, взять все в свои руки, обойти систему, заплатить, подкупить, договориться, обмануть, но все это лишь усложняет ситуацию и никак не помогает. Зато главная героиня, кажется, меняется и начинает узнавать о себе что-то новое.

Сериал отлично снят — картинка такая, что и непонятно, что он мейд ин Раша. Там хорошие меткие диалоги, много движения, много жизненного юмора (это не ситком), да и перемены в персонаже не слащавые, а реалистичные. В итоге получается по-настоящему качественный продукт на неожиданную тему, который точно не ожидаешь увидеть.

«Пингвины моей мамы»

Этот сериал совершенно по-новому открыл мне российский контент. Проект кажется новым с любой стороны, с какой ни посмотри. Он рассказывает о старшекласснике, который занимается стендапом, остр на язык, очень явно переживает переходный возраст и — является единственным родным ребенком в многодетной семье, где родители усыновили еще пяток детей и не останавливаются.

Да, это комедия. Участие в написании сценария приняли молодые комики Stand-Up Club #1 из Москвы (и появились на экране). Зритель увидит ряд «живых» выступлений у микрофона. И тут действительно много забавного и смешного...

Но, как по мне, этот сериал гораздо больше, чем комедия, ведь это настоящая драма. Он про брак. Про отношения. Про уступки и компромиссы. Про неспособность партнеров обуздать друг друга. Про то, как это влияет на детей. Он про детей. Про чувства. Про мысли. Про боль. Он про семью.

И все это откровенно, цинично, остро, явно, ярко и при этом визуализируется глазами и взглядами старшеклассника, чьи чувства топчут в большой семье, так, казалось бы, любящей детей. Это очень сильный, глубокий, душевный, искренний проект, кажущийся мне совершенно уникальным для российского малого экрана.

«Два холма»

Еще один неожиданный проект. Про утопию, будущее и женщин. Когда такое снимали? Да не было такого никогда! Но появилось. И сразу обрело огромную любовь зрителей, причем обоих полов.

Проект, который рассказывает об идеалистическом и идеальном мире женщин, где царят гармония и любовь, где нет склок и войн, где прогресс и добро. И где за границами этого чудесного мира все еще существуют мужчины, в своем худшем состоянии и проявлении. И вот о столкновении этих двух «культур», о влиянии друг на друга, о синтезе и противоречиях и рассказывает этот весьма оригинальный проект.

Снято все это иронично, границы шовинизма и феминизма пересекаются в самых неожиданных точках, сериал очень точно и явно поднимает вопросы отношения между полами.

«Короче, план такой»

Редкий российский проект заставляет меня искренне радоваться и хотеть досмотреть до конца прямо сейчас. Этот — именно такой. Глупый, дурацкий, смешной, суетливый, но невероятно качественно написанный и сделанный. Просто бинго!

Сериал рассказывает о команде мошенников, которую правительство России ловит и дает выбор — либо тюрьма, либо работать на спецслужбы. Герои выбирают второе, планируя однажды обмануть новых работодателей и сбежать.

Да, сюжет крайне знакомый, но в России подобное я вижу впервые. И мало того, снято просто отлично. Чудесные актеры, уморительные диалоги, крутые миссии, нет всех этих полицейских кабинетов и застенков, сюжет драйвовый и удивляющий. При просмотре вообще не возникает ощущения, что проект сделан в России, настолько он сочный. Минус у проекта всего один — мало серий.

Сериалы со Стояновым

«Вампиры средней полосы», «Артист с большой дороги», «Трепачи», «Гости из прошлого» (свежие «Игры» не в счет, там у него типажная роль) — все это не сказать чтобы золотой фонд российских сериалов, но именно они показали, что у нас все еще есть прекрасные актеры прошлого и что современные молодые авторы помнят о них, пишут под них и могут создать нечто невероятно очаровательное, поместив их туда на главные роли. Именно этот синтез и приводит, на мой взгляд, к тому, что появляются эти уютные, теплые проекты, которые держатся на Юрии Николаевиче и подобранном ему под стать ансамбле актеров.

Каждый из этих проектов широкой кистью расписывает талант Стоянова по экрану, даруя ему возможность раскрываться с разных сторон. А смотреть эти проекты действительно приятное удовольствие — они милые, легкие, добрые и впору нашему топу качественно сделанные.

Удивительно, что всего за несколько лет вышло так много весьма удачных проектов с одним актером, и это достижение индустрии, которая научилась работать с тем, что есть, и стремиться выше.

«Секс. До и после»

Антология, где серии связаны между собой лишь местом — баром, да сотрудниками, там работающими, потому что без этого никак. А по сути, 14 серий, рассказывающих про отношения людей до и после того, как у них все случилось.

Кто-то назовет этот проект глупым, кто-то — пошлым, кто-то — лишним, но я не соглашусь ни с одной из этих оценок. Он вообще не пошлый, ни капли не глупый и, что самое важное, очень нужный. Это не просто сериал, а такой глубинный проработанный экскурс в этимологию отношений, где секс бывает и целью, и причиной, и средством, и товаром. Во время тотального безсекспросвета, приложений для знакомств и негативной коннотации института свиданий это актуальная работа, эдакий учебный материал.

Невероятно здорово, что на экранах появляются подобные проекты, которые на понятном языке ведут разговор с гражданами, появившимися на свет в стране, где секса не было, а еще с их детьми и внуками.

«Фишер» / «Триггер» / «Чикатило»

Да простят меня фанаты, но я поставлю эти проекты в один ряд и скажу о них одно и то же: мы научились делать атмосферные драматичные истории, полные боли, хтони, ужаса, смерти и утраты. Делать их живыми, интересными, захватывающими, интригующими, полными глубины, перетекания из повествования в личные драмы, при этом оставляя там место и свету, и добру, и любви.

То есть это больше не ментовские дешевые депрессивные многосерийные разъезды в стиле «У нас труп, поехали!» Это теперь цельные, замкнутые на себе проекты с качественным сценарием, продакшеном, музыкальным сопровождением, что дает зрителю полный эффект погружения в историю.

Жанровая смесь триллер/драма/детектив — одна из самых популярных в мире, и очень здорово, что наши сериалы тут теперь не отстают.

«Эпидемия»

Этот список был бы неполным без проекта, который и на старте-то был хорош и всеми признан, а в пандемию и вовсе попал в струю успеха и был забран «Нетфликсом» себе в гости, чтобы весь мир смог посмотреть, к чему стоит быть готовым.

Да, «Эпидемия» стала самым актуальным проектом про вирус, выживание, человеческие отношения и страхи в момент пандемии коронавируса. Сериал полюбился зрителям за драматическую глубину, прекрасные съемки и реалистичность.

Мы сняли отличный сериал с прекрасной драматургией, который оказался почти пророческим, у которого прекрасные живые съемки, много запоминающихся моментов, много органики, и все это аукнулось всему миру. Получается, можем!

«Домашний арест» / «Последний министр»

И снова, да простят меня фанаты, я поставлю и эти проекты в один ряд. Потому что и то, и другое — политическая сатира, вернувшаяся спустя много лет на экран во всей своей полноте и красоте.

Оба сериала рассказывают о полном перипетий и коллизий, но при этом успешном пути мужчин вверх по карьерной политической лестнице. Сериал насмехается над политической системой, над разработкой законопроектов, над бюрократией, над системой выборов, подсвечивая все очевидные и неочевидные зрителю прорехи и недостатки.

Смотреть на это смешно и грустно, но оба проекта обнадеживающе говорят нам о том, что в политике есть хорошие честные люди, система меняется к лучшему, а неряшливые законопроекты в итоге превращаются в рабочие законы. Кажется, это прекрасно, когда на экраны выходят актуальные, ироничные проекты о нашей жизни, снимая некие табу и помогая обществу двигаться вперед.

«Мылодрама»

Не могу не упомянуть этот уморительный, жизненный, болезненный для индустрии проект, рассказывающий о жизни телеканала и его новом некомпетентном руководителе, которого посадили на это место, чтобы он все испортил. Эдакая российская версия «Теда Лассо», только про ТВ, а не про футбол.

Сериал вышел смешным, бьющим по всем болям отрасли, а Бурунов в главной роли добавил этому всему искрящегося блеска и лоска. Прекрасная самоироничная работа, тот неожиданный закулисный проект, который не ожидаешь увидеть на этой стадии развития телесериалостроения.

«Здравствуйте, вам пора» / «Предпоследняя инстанция» / «Пассажиры» / «Закрыть гештальт»

И снова, да простят меня фанаты... В общем, все эти проекты — они просто про смерть. И про тех, кто сопровождает души на тот свет. Детали, персонажи и подход в проектах разные, но суть так или иначе одна — доделать дела, прожить жизнь хорошо, стремиться в Рай. Что-то из этого — очевидные комедии, что-то — мелодраматичное, что-то буквально заявлено как драма/триллер.

Все это интересно смотреть, и вот почему: у нас редко снимали о смерти, еще реже в лоб, и уж точно не снимали о смерти качественно и с юмором, при этом сохраняя ореол таинства, интимности, философии. И мне кажется, это, как и «Секс. До и после», проект, говорящий о развитии не только индустрии, раздвигающей свои горизонты аж до того света, но и о развитии общества, которое стало готово к подобным темам.

***

Наверное, я мог бы вспомнить что-то еще, но не хочется вспоминать. Лучшее не вспоминаешь, лучшее — знаешь. И вот то, что сразу откликнулось на вопрос о лучшем, — выше. Уверен, каждый читатель этой статьи с чем-то не согласится и точно может добавить в список пару своих примеров того, что у нас научились снимать, но в этом и суть — выше я объяснил, почему считаю эти проекты тому подтверждением, а то, что вы можете добавить, подтверждает это еще больше. И это, безусловно, радует.

Копировать ссылкуСкопировано