Что такое казуальные игры
Казуальные игры — жанр мобильных игр, предназначенных для массового рынка, то есть для абсолютно любых пользователей, независимо от степени их подготовки и вовлеченности.
Как правило, в казуальных играх:
1) действие не требует умственного или физического мастерства;
2) простые правила, которые легко изучить, чтобы сразу начать играть;
3) упрощенная игровая модель и невысокие технические требования к мобильному устройству.
Существует
Почему мы играем
Большинство мобильных игроков не считают себя геймерами, при этом могут проводить несколько игровых сессий в день. До сих пор для многих «геймер» — молодой замкнутый парень без социальных амбиций или, в лучшем случае, кто-то вроде киберспортсмена, который занимается чем-то странным, но доходным.
В действительности в 2020 году россияне провели почти 95 млрд часов в мобильных играх и потратили на это $1,3 млрд долларов. При этом больше половины мобильных игроков обоих полов предпочитают именно казуальные игры. Также казуальными играми в большей степени увлечено старшее поколение игроков — и на мобильных устройствах, и на ПК.
Чего ждут от «казуалок»? Снять стресс, скоротать время, уйти от реальности, погрузившись в игровой мир. Почувствовать удовлетворение после прохождения сложного уровня. Проявить себя и почувствовать связь с другими игроками — в играх с рейтингом, где можно сравнить свой результат с друзьями.
Официальный Youtube-канал игры Gardenscapes публикует туториалы по прохождению сложных уровней. У канала 822 тыс. подписчиков со всего мира.
По мнению Павла Глаголева, разработчика и сооснователя студии JOX Development, часть аудитории приходит в казуальные игры именно за стрессом. Разумеется, все хотят отвлечься от бытовых проблем, но одним для разрядки нужно совершать простые спокойные действия, а другим нужно что-то вроде спортивного вызова с кучей эмоций.
Казуальные игры можно рассматривать как тонкое искусство. На первый взгляд, это неочевидно — труд разработчиков мы привыкли оценивать по количеству и новизне графики, обилию уровней, а в «казуалках», на мой взгляд, надо оценивать в первую очередь лаконичность идеи. Она должна быть доступна для каждого игрока и захватывать с первых кадров. Идея обязана быть простой, но новой (не это ли иногда называют определением гениальности?).
Павел Глаголев
разработчик и сооснователь студии JOX
Система вознаграждения большинства игр устроена таким образом, чтобы вам хотелось остаться в игре подольше: звезды и баллы за успешно пройденные уровни, дополнительные «жизни» и бонусы за проведенное в приложении время.
Но главное, конечно, дофамин. Однако при игровом процессе он вовсе не приносит чувства удовлетворения после выполненного задания, напротив — дофамин отвечает за предвкушение от получения результата. То есть он вырабатывается еще до того, как вы запускаете игру, и в процессе прохождения уровней. Именно поэтому важна сбалансированность игры — не слишком сложно, но и не очень уж легко, «жизней» достаточно, но не бесконечно много.
Готовность платить за удовольствие
С 2015 года мобильные игры являются драйвером всей игровой индустрии, и во время пандемии наблюдались темпы роста: к 2021 году совокупные доходы от них примерно в 3 раза больше, чем от игр на ПК и на консолях. Скука побуждает пользователей не только проводить больше времени в играх, но и больше тратить.
Разработчики чаще всего используют одну из четырех моделей монетизации:
Платная игра. Пользователь платит при ее загрузке на устройство.
По подписке. Пользователь платит за доступ к игре на определенный период и может отменить или продлить подписку.
Freemium (free + premium). Пользователь бесплатно получает ограниченную (например, по количеству уровней или игровых предметов) версию игры и имеет возможность приобрести полную версию.
Условно бесплатная (free-to-play). Игра устанавливается бесплатно и зарабатывает за счет покупок в приложении и внутриигровой рекламы.
Как правило, казуальные игры используют модель free-to-play, которая максимально упрощает путь от магазина приложений до получения пользователем удовольствия. Главное, чтобы удовольствия не было слишком много. С одной стороны, игра без препятствий быстро надоест, с другой — сложности побуждают тратить деньги: заплатить за отключение назойливой рекламы, купить дополнительные «жизни» или предметы.
Механика free-to-play по определению подразумевает возможность заплатить за игровое преимущество или так называемую косметику — грубо говоря, ускорить время ожидания игрового события (строительства хижины) или купить персонажу новое платьице. На практике все, разумеется, сложнее. Так, в уважающих себя играх почти всегда присутствуют как минимум две внутренние валюты: одну можно накопить внутриигровыми действиями, а вторую — купить за реальные деньги. При этом об «уловках» речи не идет: никто никого не заставляет ни за что платить. В 99% f2p-игр абсолютно спокойно можно неограниченное количество времени играть бесплатно.
Андрей Подшибякин
креативный директор Xsolla
Больше половины игровых приложений в App Store и Google Play — именно «казуалки», но далеко не все из них отличаются уникальностью. Некоторые разработчики идут по простому пути, создавая клоны уже популярных игр, пытаясь успеть заработать на волне популярности. Однако не существует готового рецепта как сделать хит .
По мнению Андрея Подшибякина, креативного директора Xsolla, никакой взаимосвязи между жанром и прибыльностью не существует: «Читатель может провести простой эксперимент: взять любую суперпопулярную игру и сделать ее абсолютный клон — ну, может быть, поменять цвета в меню и выражение глаз персонажей. С большой долей вероятности эта игра провалится: дело в том, что успех (причем в любой сфере развлекательной индустрии, не только в играх) зависит от миллиона труднопросчитываемых факторов, из которых жанр — далеко не самый важный, а вот простое человеческое везение — критичный».
Так хороши, что не хочется останавливаться
Казуальные игры могут быть вшиты в интерфейс привычных приложений. Пользователи Chrome, вероятно, знакомы с Динозавриком, совершающим бесконечный забег по пустыне во время нестабильного интернет-соединения. Разработчики браузера добавили его, чтобы пользователи не скучали во время ожидания сети, но игра стала настолько популярной, что обзавелась собственным адресом — теперь можно попрыгать через кактусы, не дожидаясь разрыва соединения.
Вместе с этим им пришлось добавить функцию блокировки игры администраторами сетей, потому что игра действительно затягивала, отвлекала школьников во время занятий и даже взрослых — от работы.
Мобильные игры не только увлекают собственно механикой — они и сконструированы так, чтобы вам не хотелось останавливаться. А поскольку некоторые люди склонны занижать время, проведенное за игрой, на 0,5–1,5 часа, то зависимость может наступить незаметно.
Наиболее подвержены игровой зависимости дети и подростки с несформированной психикой, люди, испытывающие неудовлетворенность реальной жизнью, пользователи с низким самоконтролем и компенсирующие в играх нереализованные потребности. Если раньше игроманию изучали только в контексте компьютерных игр, то сегодня — в применении к видеоиграм в целом.
Правила безопасности
Пересмотрите свои отношения с играми, если чувствуете, что испытываете грусть, беспокойство и раздражительность, когда у вас нет возможности поиграть, или используете «казуалки» для регулярного ухода от реальных проблем и задач.
Отвяжите свою банковскую карту от смартфона, чтобы снизить риски спонтанных игровых покупок (особенно если на вашем устройстве играют дети).
Выбрать лучшее из многообразия
Однако большинство пользователей не испытывают психологических проблем с «казуалками». Более того, они отмечают, что чувствуют себя более расслабленными, сосредоточенными и счастливыми, когда проводят время в мобильных играх. При этом позитивный эффект от них заметно выше, чем при использовании социальных сетей, в которых пользователи чаще скучают и испытывают стресс.
В целом люди, регулярно уделяющие время «казуалкам», чаще удовлетворены жизнью. А пользователи, выбирающие игры, сбалансированные по сложности, не только успешно справляются со скукой, но и лучше чувствуют себя, чем игроки, выбирающие слишком легкие игры. Однако выбрать «свою» игру среди множества приложений непросто.
Как объясняет Дима Веснин, преподаватель Института бизнеса и дизайна (B&D), независимый геймдизайнер и автор канала Backtracking, даже когда мы убегаем в игры от скуки или стресса, у этого может быть множество глубинных причин в зависимости от нашего психологического и физического состояния.
Важный фактор при выборе игры — атмосфера внутри нее: романтическая, детективная, спортивная или, например, пиратская. Также есть набор популярных сценариев: поездка в отпуск, решение головоломок или выбор красивых костюмов. Мне кажется, вот хороший способ выбрать игру: если вам нравится атмосфера — идите за ней, если конкретный тип игр или механика — идите за ними. И отправляйтесь дальше, если игра себя не оправдывает.
Дима Веснин
преподаватель Института бизнеса и дизайна (B&D), независимый геймдизайнер, автор канала Backtraking
Это так же, как с фильмами, — вы знаете, какие эмоции хотите получить, и идете на жанр, который способен вам их дать. Только здесь выбор чуть больше завязан на механике и игровых элементах. Если у вас есть возможность покопаться в играх, почитать отзывы и протестировать их самостоятельно, а не просто следовать за общепринятым, то у вас больше шансов найти что-то подходящее для себя.
«Думаю, для казуального мобильного рынка вполне справедливо, что если игра не раскрывается за первые 5–10 минут и там нет ничего, чтобы вас зацепило, то, скорее всего, она уже не сработает, — считает Дима Веснин. — Плюсы мобильного рынка — у вас есть возможность перепробовать множество вариантов, поскольку большинство бесплатные». Так что отчасти поиск игры, с которой вы проведете следующие несколько месяцев, — тоже своего рода игра.