Космос как предчувствие
Крестным отцом советской космической фантастики по праву считают Константина Циолковского — фрагменты его повести «Вне Земли», где описывалась реактивная ракета, публиковались в журнале еще в 1918 году. Он и стал соавтором сценария и консультантом на одновременно грандиозном и забавном «Космическом рейсе» Василия Журавлева (1935 год) — там мудрый академик Седых со своей ассистенткой Мариной и юным пассажиром-безбилетником Андрюшей слетал на спутник Земли на космолете «Иосиф Сталин» и спас неудачно прилунившуюся кошку.
Конечно, в это время выходили и другие книги про освоение космических рубежей — например, роман Александра Ярославского «Аргонавты Вселенной», герои которого тоже летели на Марс, и рассказ Андрея Платонова с говорящим названием «Лунная бомба».
Но все же именно «Аэлита» выделяется на общем фоне. Советское государство нуждалось в идее экспансии не только на Земле, но и за ее пределами, и талантливый писатель смог подарить ее не просто в развлекательной, но и в блистательно написанной форме. На следующий год вернувшийся из эмиграции Яков Протазанов снял вольную экранизацию, где коммунисты летели на Марс, влюблялись в загадочную дочь диктатора и поднимали там восстание рабочих масс против жестокого режима.
Картина, в которой, между прочим, состоялся дебют Игоря Ильинского, зануды-бюрократа Огурцова из «Карнавальной ночи», была встречена критиками очень прохладно. Несмотря на шикарные декорации и прихотливые костюмы марсиан, советская пресса вплоть до 1960-х годов пестрела негодующими рецензиями с вердиктами в духе «гора родила мышь». Тем не менее фильм Протазанова занимает важное место в мировой кинофантастике и считается одним из первых и лучших сай-фаев немого кино.
В 1934 году Всесоюзный съезд советских писателей решает судьбу космической фантастики — возникает установка не летать к звездам, а научно-технически просвещать молодежь на Земле.
Конечно, продолжают выходить романы про освоение других планет, например «Звезда КЭЦ» и «Небесный гость» великого Александра Беляева, но магистральными темами научной фантастики становятся дела земные. Как следствие, в кино тоже наступает длительный период затишья, тем более что вскоре началась Вторая мировая война и людям стало как-то не до антигравитации, криостазиса и силовых полей.
Космос как реальность
В конце 1940-х стали появляться научно-фантастические романы Ивана Ефремова и Владимира Обручева. Но настоящим толчком к возрождению темы стал венец научно-технического прогресса — запуск первого советского космического спутника в 1957 году. Спустя 2 года выходит картина «Я был спутником Солнца» Виктора Моргенштерна на студии «Моснаучфильм» — героический полет за пропавшими исследовательскими зондами оборачивался анимационным психоделическим трипом, предугадавшим финал «Космической одиссеи 2001 года» Кубрика.
Одессит Михаил Карюков дважды «отправлял» советских людей в космос. Снятая им на студии Довженко совместно с Александром Козырем героическая фантастика «Небо зовет» (1959) рассказывала про гонку советских и американских космонавтов — кто первым высадится на Марсе? В результате до Красной планеты не долетел никто, но русские протянули руку помощи потерпевшим крушение американцам. В «Мечте навстречу» (1963), снятой уже на Одесской киностудии, Михаил Карюков вместе с Отаром Коберидзе вновь отправлял своих героев на Марс, чтобы встретиться с совершившими аварийную посадку пришельцами с планеты Центурий. Эти слегка наивные, но достойно поставленные фильмы исполнены героического пафоса и во многом благодаря этому до сих пор трогают за живое.
Но главный сай-фай-шедевр 1960-х — «Планета бурь» Павла Клушанцева по повести Александра Казанцева. В красочной приключенческой фантастике русские летели с американцами на Венеру, где встречались с динозаврами, терпели всяческие невзгоды и улетали, чтобы вновь когда-нибудь вернуться.
Извержение вулкана, американский робот Джонс, гибнущий ради спасения людей, венерианские «аэлиты» в белых одеждах — все это поразило сердца и взволновало умы не только советских зрителей. «Планету бурь» купили для проката 28 стран. Особенно отличился продюсер и режиссер Роджер Корман, который, приобретя на фильм права, нарезал из него сцен на своей студии American International сразу в две поделки для драйв-инов — «Битву за пределами звезд» Кертиса Харрингтона и «Планету доисторических женщин» Питера Богдановича. Надо сказать, обе версии здорово проигрывают оригиналу.
«Мечте навстречу» (1963) «Планета бурь» (1961) «Битва за пределами звезд» (1980) «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968)
Полет Юрия Гагарина в космос в 1961 году, казалось, стал подтверждением чаяний советских людей, документальным доказательством витавших в воздухе настроений. При этом в оттепельном кинематографе мечты о контакте с внеземным разумом принимали подчас причудливые и оригинальные формы.
Особенно яркий пример — фильм «Таинственная стена» 1967 года, онейрическо-галлюцинаторная история встречи с пришельцами («марсианами», как их называют герои картины) на Земле. В некой заснеженной зоне появляется «стена», волна электромагнитного излучения, вызывающая у людей отчетливые и достоверные видения из их прошлого.
Эту смесь комедии, фантастики и метафизики с молодым Андреем Мироновым в одной из главных ролей многие считают предтечей одновременно «Соляриса» и «Сталкера» Андрея Тарковского (с последним фильм роднит и появление в эпизоде Александра Кайдановского).
И все же картина Ирины Поволоцкой и Михаила Садковича не похожа своим духом на опусы главного auteur’а советского кинематографа.
Тарковский насыщал свои творения философскими рассуждениями и цитатами из всей сокровищницы мировой культуры, от Толстого с Достоевским до Брейгеля и Рембрандта. В «Таинственной стене» при серьезности темы есть оттепельная легкость и игривость — герои в своих видениях то попадают на корабль и спасают отшельника, плывущего в ванне с кошкой, то бродят среди виноградников Грузии.
В сравнении со «…Стеной» особенно забавно смотрится вышедшая в том же году «Туманность Андромеды» Евгения Шерстобитова — экранизация романа Ивана Ефремова, опубликованного 10 годами ранее. Неумело смонтированная, полная жалких спецэффектов и сумбурных диалогов картина студии Довженко настолько невнятна, что напоминает то ли неудачный фильм Антонио Маргеретти, то ли пародию, снятую каким-нибудь современным режиссером-пересмешником.
«Солярис» (1972) «Сталкер» (1979) «Туманность Андромеды» (1967) «Большое космическое путешествие» (1975)
Однако и тут можно найти свою прелесть — например, персонаж по имени Дар Ветер и прототип робота R2D2 наводят на мысли о влиянии на Джорджа Лукаса, а комната для рекреаций, где космонавты задорно прыгают на батуте после гибели товарища, не может не вызвать улыбки.
Космос для женщин и детей
С приходом 1970-х жанр как будто полностью перешел в возрастную нишу «для детей и юношества». Один из ярких примеров — «Большое космическое путешествие» (1975) Валентина Селиванова по сценарию Сергея Михалкова. Воспитательная фантастика о пользе дисциплины сегодня кажется предтечей конспирологического триллера Питера Хайамса «Козерог-1» о вымышленной экспедиции на Марс. У Селиванова дети лишь в финале понимали, что они не летали в космос, а проходили испытание на тренажере; правда, за это, в отличие от американского фильма, их никто не пытался убить.
Дилогия «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» Ричарда Викторова про молодежь 1970-х и их полет в космос на звездолете «Заря» смотрится мило и сегодня и составляет достойную конкуренцию многосерийным «Приключениям Электроника» и «Гостье из будущего».
Чего стоят хотя бы задачка про «А и Б, сидящих на трубе», которая «выносит мозг» роботам, или Иннокентий Смоктуновский в роли работника спецслужб, скрывающего свое имя под аббревиатурой И.О.О.
В начале 1980-х Викторов снял «Через тернии к звездам», классику подростковой фантастики с завораживающе неземной Еленой Метелкиной в роли инопланетянки Нийи, карликом Туранчоксом и пожирающей все живое биомассой. Еще один фильм для школьной аудитории, «Летние впечатления о планете Z» (1983), рассказывает об инопланетном мальчике, попавшем на Землю в ходе лабораторного эксперимента простого учителя физики.
«Отроки во Вселенной» (1974) «Приключения Электроника» (1979) «Гостья из будущего» (1984) «Через тернии к звездам» (1983) «Летние впечатления о планете Z» (1983)
«Взрослого» сай-фая в 1980-е выходило не так много, но он все же существовал. Например, «Петля Ориона» Одесской киностудии (1980) с обилием сюрреалистических сцен и музыкой Александра Зацепина. Земляне сталкиваются в космосе с излучением, сводящим людей с ума, но оказывается, что это защитный барьер, выставленный инопланетянами, чтобы не пустить на землю вирус. Беда только в том, что этот барьер разрушающе действует на мозг человека.
Или «Лунная радуга» (1983) про космонавтов, столкнувшихся с неземными формами жизни и обретших сверхспособности, как герои комиксов. Не очень удачная экранизация выдающегося фантастического романа Сергея Павлова интересна как минимум достойным актерским составом и музыкой Эдуарда Артемьева.
Также стоит вспомнить эстонский сай-фай-детектив «Отель «У погибшего альпиниста» (1979) по мотивам романа братьев Стругацких, последний фильм Григория Кроманова. Пришельцы и их роботы выдают себя за людей в отеле, отрезанном от всего света снегопадом, а инспектор ломает голову над загадкой ожившего «трупа». Своеобразная преувеличенная манера игры может иногда вызывать недоумение, но старания оператора Юри Силларта многое искупают.
«Лунная радуга» (1983) «Отель «У погибшего альпиниста» (1979) «Дознание пилота Пиркса» (1978) «Инопланетянка» (1984) «Мой муж — инопланетянин» (1990) «Звездная командировка» (1983)
Советско-польское «Дознание пилота Пиркса» (1978) по повести Станислава Лема тоже эксплуатировало страх людей перед роботами — правда, не инопланетными, а вполне земными. Александр Кайдановский играет робота Новака, советскую версию «бегущего по лезвию», который единственным возвращается из космического полета — весь остальной экипаж погиб по неизвестной причине.
Однако вскоре инопланетяне стали проникать на Землю в кино совсем другого жанра.
На экраны выходят ромкомы «Инопланетянка» (1984) про одинокого мужчину, влюбившегося в инопланетянку, и «Мой муж — инопланетянин» (1990), комедийная версия «Жены космонавта» для домохозяек. Своеобразным звеном, соединяющим оба фильма, можно считать комедию «Звездная командировка» (1983) по сатирической повести «Пришелец-73», где сельский механизатор Ефим менялся местами с Глоусом с планеты Рюм. В главной роли — Владимир Носик, сыгравший главную роль в «Инопланетянке».
Тем разительней контраст с ними одного из последних фантастических фильмов СССР — трехсерийного сай-фай-хоррора «Посредник» (1990), вариации на тему «Вторжения похитителей тел» с молодой Олесей Судзиловской в небольшой роли. Опознать пришельцев можно по фразе-паролю «Здесь красивая местность», но остановить их экспансию практически невозможно. Мрачная картина, снятая в сепии и полная индустриальных пейзажей и тревожного гула, стала достойным надгробием на могиле «старого мира» и подходящей эпитафией жанру.
Вскоре СССР распался, пришло перестроечное кино, и наступила совсем иная эпоха — космос и пришельцы стремительно отступили перед более актуальными темами.