Никита Фомкин, совладелец бара «Сюр» и кафе «Интеллигенция»:
«В январе мы ввели новое меню, и в результате выручка за месяц, с 15 января по 15 февраля, выросла вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это рекорд, для нас это очень хорошо. Если по цифрам – с 2,5 млн рублей до 5 млн.
Я решил открыть еще один ресторан под названием Suite (открылся как бар «Ясно»), надеясь на лучшее, учитывая, сколько денег пришло. Но наступило 24 февраля. После этого, уже через 2 недели, цены на многие продукты выросли на 50%. Даже не на алкоголь, а именно на продукты. Себестоимость части блюд осталась на месте, но у некоторых выросла на 10–20%.
Мы играем на качестве, то есть, вернее, экономим на качестве. Например, закупаем не бакинские помидоры, а обычные. Уменьшили во всех блюдах порции. Потому что мы пока не готовы поднимать цены. И люди не готовы к повышению цен.
Что нас ждет? Анализировать не хочется, но, видимо, будем переходить на совсем простые блюда, чтобы люди могли и дальше себя чувствовать людьми и ходить в рестораны. Мы хотим, чтобы наши гости продолжали приходить к нам, даже будучи стесненными в средствах.
Важен сам факт похода в ресторан — с коллегами, девушкой, друзьями. Поэтому на картошку фри с котлетой переходить, конечно, не будем, но что касается «Сюра», то двигаться в этом направлении — да. К максимальному упрощению и удешевлению.
На такую оптимизацию сейчас попадет как раз Suite: вместо фуа-гра, устриц и черной икры, как предполагалось, будут картошка фри, салат и бюджетное мясо. Чисто по-европейски: тарелка с едой за 10 долларов. Так что, видимо, придем к такой вот простоте. Гастрономии ноль, а чувство насыщения и полноценной жизни — на пятерку».
Михаил Соколов, совладелец Italy & Co (бывшей Italy Group):
«Оказывается, у нас все было неплохо. Все санкции, которые были наложены на РФ, по итогу оказались цветочками. Сейчас же турбулентность сильнейшая. Мы постоянно маневрируем между санкциями, ценами и логистикой. Можно выделить три главные проблемы.
- Первая — из-за наложенных санкций какие-то продукты мы не можем возить совсем. Импортозамещение не может нам помочь. Например, сыр пармиджано, без которого в итальянской кухне не выжить.
- Вторая — курсы валют. Сейчас цены на все продукты выросли в 2 раза, помимо того, что некоторые стали запрещенными.
- Третье — логистика. Некоторые товары просто не доставить.
Как это влияет на гостя? Идет полная пересборка рецептов и изменение ценообразования. Наша задача — чтобы гость почти не заметил разницы во вкусе и происходящее не сильно повлияло на цены. Я противник повышения цен на 20–40%.
Что будет дальше? Надо ждать, когда это все закончится. Надо понять, на какой уровень приземлится валюта, будет ли упрощена логистика, отодвинутся ли санкции. Сейчас сложно говорить, но у меня есть ощущение, что где-то, возможно, что-то упростится и в течение этого года. Касательно логистики и окончательного санкционного списка какие-то выводы можно будет сделать не раньше 2023 года.
Про будущее: основное, на что мы можем рассчитывать, — это на наших шефов и на наших производителей. Должно быть глобальное импортозамещение. Оно за 3, 4 и 6 месяцев не произойдет.
Есть некоторые бренды, которые могут быстро заменить нам санкционные продукты. Такие как «Мираторг» — они, вероятно, увеличат свой ассортимент и линейку. У «Белой Дачи» неплохо развито производство молочной продукции. На это можно рассчитывать в короткий срок. Но нужно понимать, насколько поднимется цена.
Все остальное — не меньше года. Да, понятно, сейчас освобождаются ниши. Многие будут к ним примериваться, но нужно немало времени, чтобы импортозамещение развернуть в масштабе страны. Нужна господдержка либо крупные частные инвестиции. Сборка такой бизнес-модели и последующее создание продукта — очень долгий процесс.
Поэтому этот год будет жестким. Все мы работаем на остатках, и через какое-то время в ресторанах может сложиться печальная картина: в них будет очень небогатый ассортимент блюд.
Чего стоит ждать точно — так это повышения цен. Моя компания готовит новую стратегию — интеллектуальную работу с ценообразованием, чтобы не перекладывать добавочную стоимость на потребителя, а работать с продуктом, с рецептами; оптимизировать бизнес-модель внутри компании. И здесь, конечно, нужны помощь арендодателя и оптимизация штата».
Тимур Ланский, основатель и совладелец сети ресторанов «Чайхона №1»:
«Сейчас у нас закупочные цены выросли на 15–20%. Наблюдаем сбои с алкоголем. Виски, импортное вино. По водке и по пиву пока проблем нет. Ждем, что будет с алкоголем, изготавливаемым по лицензии. Очевидно, с ним тоже будут проблемы.
Цены в меню мы не стали поднимать пропорционально изменению цен поставщиков, потому что, я считаю, это глупо. По тем позициям, где себестоимость выросла, плюс-минус разницу этой себестоимости мы и прибавили к цене в меню.
По импортозамещению серьезных перестановок нет, если не считать новозеландскую корейку или какую-то премиальную говядину, но, конечно же, мы перешли на отечественное сырье. Например, дагестанскую корейку. Если брать премиальное качество, она не слишком отличается от новозеландской, а где-то, может, и вкуснее.
Самой серьезной проблемой с импортозамещением становятся суши. Цены на японские продукты сильно выросли, и сейчас мы подумываем о том, чтобы сделать какой-то тюнинг меню: выводить из него позиции с японским ежом, с какой-то эксклюзивной рыбой и заменять на что-то другое, вплоть до смены формата суши на димсамы. Окончательного решения пока нет, но по импортозамещению это одна из основных проблем».
Дмитрий Левицкий, совладелец барного объединения «Профсоюз»:
«Сложно сказать, чем все закончится. Пока все неясно, мы летим вниз, но куда мы прилетим — сказать невозможно, как и сколько будет стоить доллар, какие страны будут с нами торговать, какие не будут.
Сейчас все решается одним днем. Все поставщики мутят-крутят, куда-то поставляют. Кто-то купил какие-то компании в Казахстане. Кто-то запартнерился с Египтом или Турцией.
Но все ждут, когда окончится спецоперация. Когда мы достигнем какой-то точки, от которой мы сможем отталкиваться в планировании. Надо понимать, какие санкции снимут, а какие останутся. Какие страны снова начнут торговать с нами и когда. Через месяцы или через годы.
Никто этого не знает, поэтому сложно прогнозировать. Все зависит от поставщиков, от длительности санкций. Что касается подъема цен, то все летит вверх вслед за долларом. По каким-то позициям — крупные поставщики потихоньку повышают цены. Компании помельче такой возможности не имеют и сразу повышают на 50%.
Мы заменяем в меню дорогие позиции на более дешевые, чтобы не было взрывного роста цен. Но в ближайшее время мы получим повышение цен на блюда примерно на 25% и уменьшение порций».