Над очерком работали:
Евгения Стрельникова, кандидат исторических наук;
Анатолий Оксенюк, кандидат исторических наук, заместитель директора Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева по научной работе;
Александр Лесной, автор идеи, публицист.
Эпоха проекта
Год тысяча девятьсот тридцать пятый. На очередном съезде колхозников-ударников нарком земледелия Михаил Чернов предлагает провести всесоюзную сельскохозяйственную выставку, чтобы доказать себе и всему миру, что колхоз — это плодотворно и прогрессивно, а с голодом и разрухой в Союзе успешно борются. Разумеется, предложение прославить достижения народа под мудрым руководством передовой, смотрящей в светлое будущее партии принимается единогласно.
Так менялся вид главной площади от концепции до витрины достижений науки. Тракторы и веялки сменили достижения науки и космические ракеты. Главный павильон изменился не меньше, со временем даже Ленин покинул свой постамент.
Любая экономия в этом вопросе могла быть расценена как вредительство, поэтому на старте проект выставки выглядел грандиозно. Предполагалось, что ВСХВ пройдет однократно и продлится 3 месяца, поэтому павильоны строились из дерева. Однако их количество и назначение постоянно менялось — участвовать хотели все.
Очень быстро стало ясно, что в назначенный срок, 6 июля 1937 года, выставка не откроется. Тем более сменилась концепция: теперь выставка должна была стать ежегодной, а убранству решили придать блеска и внушительности, хотя изначально речь шла лишь о функциональном удобстве павильонов.
Масштаб проекта поражал. Для обслуживания стройки открыли профильные комбинаты и запустили отдельную электростанцию. Каждый павильон планировалось посвятить одной республике или отрасли. В итоге открытие отложили, а временные павильоны пришлось перестраивать из расчета, что они простоят минимум 5 лет.
Во второй половине тридцатых в Москве одновременно шли две стройки века — выставочного комплекса и метро. Москвичи тогда зубоскалили, что если тут строится рай на земле, то что же там такое
Илья ГордеевКаганович копает под землей?
руководитель почтового отделения
Источник — «Московские сезоны»
Не открылась она и в 1938 году, в связи с чем были определены виноватые и назначен окончательный срок — 20 августа 1939 года. Иосиф Сталин лично контролировал строительство и мог приехать посреди ночи посмотреть, как идут дела, ведь стройка шла круглые сутки.
В воспоминаниях архитектора Вячеслава Константиновича Волтаржевского, автора первого генерального плана Выставки, сохранилась история о принципиальном пожарном инспекторе, который запретил всесильному генсеку курить внутри павильона, поскольку те строились из деревянных щитов с утеплением из опилок и возгорания случались регулярно. Продержав пожарного несколько дней в напряженном ожидании участи, Сталин смельчака наградил.
Перестраивались павильоны не только ради долговечности — нередко включался и административный ресурс. На полном изменении павильона «Украина» настоял сам Хрущев, которого буквально накануне сделали первым секретарем ЦК Украины. После назначения будущий кукурузный генсек осмотрел объект и заявил: «Украина — житница Советского Союза, а павильон хуже павильона Москвы». Ирония была в том, что годом ранее, в 1937-м, когда Хрущев был первым секретарем в столице, он приказал сломать и построить заново павильон Москвы, потому что тот, по его мнению, был хуже остальных, в частности павильона Украины.
Отец рассказывал, что в последние месяцы перед открытием никто не спал. Воровали друг у друга все подряд, от краски до коробок со шрифтами. Потому что комбинаты не справлялись с лавиной заказов, и отделочных материалов просто не хватало. А панорамы и стенды еще и приходилось переделывать, потому что изображенных на них стахановцев и передовиков-колхозников порой арестовывали. Такое было время: пятилетки за три года, невероятные прорывы и сроки, если чего-то не получалось или, наоборот, слишком получалось…
Аскольд Борисов
сын одного из участников стройки ВСХВ
Источник — «Московские сезоны»
Изначально главным был тот вход, который сейчас считается северным, но его перестроили, а позже сделали второстепенным. А трамвай подходит все к тем же триумфальным аркам, какие видели советские люди на послевоенной ВДНХ.
Наши дни
Арка Северного входа1939 год
ВСХВ. Арка главного входа1960-е годы
Арка Северного входаНаши дни
Главная арка1954—1955 годы
Главная арка1996—1998 годы
Главная арка
Эпоха механизаторов и коллективизма
И вот день открытия Всесоюзной сельскохозяйственной выставки настал. Люди доезжали до нее на свежепроложенном трамвайном маршруте прямо к торжественным трехарочным главным воротам. Гостей встречала недавно вернувшаяся с выставки в Париже скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Постамент был гораздо ниже, чем изначально задумывался, но скульптура, несомненно, впечатляла.
Толпа растекалась по широкой аллее мимо чайханы, которая казалась декорацией из восточной сказки, мимо павильона Узбекской ССР с прекрасной ажурной ротондой в стиле резных узбекских столиков, и собиралась на площади Колхозов у Главного павильона с 50-метровой башней Конституции, увенчанной фигурами тракториста и колхозницы.
У фигур в руках был золотой сноп, тракторист придерживал колхозницу за талию. На постаменте можно было прочесть текст Конституции СССР 1936 года. Павильон украшали гербы СССР и союзных республик, а экспозиция рассказывала о победном шествии прогресса по деревням и весям, о процветающих колхозах и совхозах. С фотографий на посетителей смотрели тучные коровы, а графики и диаграммы доказывали превосходство коллективизации над традиционным способом ведения хозяйства.
Но никакого расцвета деревни не случилось бы без тракторов и комбайнов. Поэтому вторая площадь Выставки была посвящена механизации. Здесь возвели павильон «Машиностроение» в виде дебаркадера со стальными и стеклянными аркадами. Проходя сквозь огромную арку над Главной аллеей, посетители рассматривали тракторы, комбайны, технику для осушения болотистой почвы и другие машины-помощники прогресса.
Многие павильоны со временем сменили не только названия, но и наполнение: грузинский стал посвящен нефти, вместо достижений в выращивании льна стали показывать геологию. Страна менялась, менялись и задачи, а с ними и выставка достижений.
Наши дни
Бывший павильон «Геология»1950-е годы
Павильон «Лен, конопля и другие лубяные культуры», ныне «Геология»Наши дни
Павильон «Нефть»1950-е годы
Павильон Грузинской ССР, ныне павильон «Нефть»1950-е годы
Павильон Грузинской ССР, ныне павильон «Нефть»Наши дни
Павильон «Микробиология»1954 год
Павильон «Хлопок», ныне «Микробиология»
Выйдя обратно под сень огромной статуи Иосифа Сталина со свитком в руке, гости направлялись направо — туда, где были выставлены удивительные результаты трудов агрономов, последователей Мичурина.
Теплицы, грядки и оранжереи занимали огромную территорию, и здесь было чему удивиться: яблоки и груши росли на одном дереве, а дыня зрела, привитая к тыкве…
Бамбуковая роща, мандариновые и гранатовые деревья, виноград 70 сортов — такого не показывали ни на одной другой выставке. Среди грядок и теплиц возвышались павильоны, посвященные растениеводству: «Масленичные культуры» с резным деревянным портиком, немного футуристический павильон «Технические культуры и лекарственные растения», «Лен, конопля и новые лубяные культуры» и многие другие.
Поражали воображение — прежде всего роскошью и вниманием к национальным деталям — павильоны, посвященные союзным республикам и регионам. Стиль каждого строения сочетал мощный, амбициозный ампир с национальными мотивами, и ни один павильон не был похож на другой, как нельзя лучше отражая местные особенности. Например, «Поволжье» был построен в виде стального моста над Волгой, а окна «Азербайджана» украшали резные шебеке — деревянные решетки с разноцветными стеклами.
Из «Памятки посетителю ВСХВ»
Большинство посетителей составляли организованные группы из ударников производства, которых премировали поездкой на ВСХВ. Жили они в специальных общежитиях неподалеку от выставки. Сохранилась «Памятка посетителю ВСХВ», которая была типографским способом напечатана для приезжих гостей:
1. Выезжать с таким расчетом, чтобы приехать в Москву к указанному в удостоверении сроку.
2. Иметь при себе паспорт или временное удостоверение.
3. В Москве на вокзале обратиться к агенту выставки, который дает направление в общежитие и обеспечивает транспортом.
4. В общежитии зарегистрироваться, внести деньги на приобретение билета на обратный путь.
5. По всем вопросам обращаться к организаторам экскурсий, которые находятся при общежитиях.
6. Проживание в общежитиях сверх указанного в удостоверении срока не допускается.
Неудивительно, что получить билет на Выставку было сродни чуду. Впрочем, люди, привыкшие к дефициту, стояли в очередях в кассы по много часов. Все хотели посмотреть на нежные южные растения, прекрасно устроившиеся под северным небом, на огромных племенных быков, свиней и лошадей — в павильонах, украшенных мозаикой, витражами и фонтанами. За одно посещение можно было попутешествовать по всему Союзу — и все это на расстоянии одного автобусного маршрута. Выставка достижений сельского хозяйства сама стала невероятным достижением.
Национальные павильоны тоже менялись, но где-то и сейчас бывшие республики и регионы показывают себя и свою культуру в центре шестой части суши.
Наши дни
Павильон Казахстана1939 год
Павильон Казахской ССР1954—1955 годы
Павильон Казахской ССР1968 год
Павильон «Металлургия»Наши дни
Павильон Молдовы1954 год
Павильон Молдавской ССР1985 год
Павильон «Стандарты СССР»Наши дни
Павильон Узбекистана1939—1941 годы
Павильон Узбекской ССР1939 год
Павильон Узбекской ССР1959 год
Павильон «Культура»1959 год
Президент США Ричард Никсон на ВВЦ — возле павильона «Культура»1999 год
Павильон «Культура»Наши дни
Павильон Армения1939 год
Павильон Армянской ССР1976 год
Павильон «Здравоохранение СССР»1993 год
Павильон «Здоровье»Наши дни
Павильон «Робототехника»1950-е годы
Павильон «Северный Кавказ», ныне «Робототехника»Наши дни
Павильон «Вина Узбекистана»1960-е годы
Павильон «Вина Узбекистана»Наши дни
Павильон Азербайджана1939 год
Павильон Азербайджана1970-е годы
Павильон «Вычислительная техника»
Выставка, запланированная к юбилею революции, открылась в 1940 году и продолжила работу в 1941-м, когда привычное течение жизни было прервано войной.
Горькая эпоха
После войны ее было не узнать. Несмотря на то что павильоны не пострадали от налетов и бомбежки, время, запустение и вандалы оставили свои горькие плоды. Экспонаты исчезли, часть павильонов использовались для военных нужд, остальное было разграблено и пустовало. Все, что мог увидеть посетитель, — павильоны на грани обрушения, ветшающие или уничтоженные сыростью. Кое-где появлялись группы школьников — их приводили сюда на экскурсию на небольшую выставку откормленного скота и птицы. Разительные и скорбные перемены произошли за время войны с Выставкой, как и со всей страной. ВСХВ несла свои потери вместе с народом, которому служила образцом жизни.
Все изменилось после решения о восстановлении былого величия. У Выставки, которая теперь называлась ВДНХ, появилась своя станция метро, от которой пешком можно было дойти до перенесенного Главного входа. Остались и старые добрые трамваи — но подземные дворцы метрополитена впечатляли гостей намного больше.
Я помню день, когда в первый раз ребенком попала на выставку. Мой папа был военным, и мы все время колесили по стране. И вот как-то зимой меня и моего брата родители привезли в Москву и, конечно же, повели на ВДНХ. Это был вечер — выставка была вся в огнях, играла музыка, были залиты катки, на них катались красивые московские юноши, девушки, дети. Они были очень веселые и безумно нарядные. А мы приехали с периферии, и нас это настолько потрясло, что мы даже не зашли на ВДНХ. Я так долго стояла восхищенная, держась за металлический забор, что мои рукавички примерзли к нему, и моим родителям пришлось отдирать их от металла.
Лариса Нестерова
руководила павильоном «Культура»
Источник — «Московские сезоны»
После реконструкции в конце 1940-х годов Выставка заявляла не только о достижениях народного хозяйства, но и о величии народа-победителя. Новая арка Главного входа была построена в стиле триумфальных ворот и напоминала Бранденбургские ворота в Берлине, только вместо античных героев на ее вершине стояли все те же тракторист и колхозница со снопом. Тракторист больше не обнимал колхозницу, держал сноп двумя руками.
Старые павильоны были реконструированы и перестроены, возводились новые. Они стали еще помпезнее и выше, похожие на античные храмы. Планировка Выставки полностью изменилась: теперь она занимала гораздо большую площадь. Главный павильон, хоть и стоял на новом месте и по-прежнему был украшен гербами союзных республик и скульптурами вождей, внешне теперь напоминал башню Адмиралтейства в Ленинграде.
Появился новый павильон, посвященный РСФСР, — редкий случай, когда республику не разобрали на края и области. На площади Механизации несколько лет как рассыпалась 25-метровая скульптура вождя, остался только бассейн с водой перед павильоном «Машиностроение». Сам павильон достроили в стиле готического собора, подчеркивая его роль — роль храма науки и прогресса. Теплицы и огороды еще держались, и павильоны, посвященные им, работали без особенных перемен.
Появлялись и новые павильоны, посвященные вновь присоединенным республикам. Так после войны Выставка ожила — и начала набирать новую силу, демонстрируя единство народов республик.
Эпоха мирного атома и мечты о космосе
Со смертью Сталина вектор политических настроений резко изменился. Все, что было при вожде, подвергалось теперь порицанию. Дошла эта волна и до ВДНХ. Страна встала на относительно стабильные рельсы по обеспечению продовольствием, прошла послевоенная восстановительная лихорадка — и достижения в сельском хозяйстве вместе с дружбой народов отошли на второй план. Советский человек первым покоряет космос, развивается добыча нефти, строятся невероятные по масштабу газо- и нефтепроводы — вот что становится действительно важным.
В 1967 году я пришел работать на ВДНХ в павильон «Машиностроение» — тогда там как раз появился раздел «Космос». К уже имеющимся выставочным образцам сельскохозяйственной техники, которые находились в павильоне, добавились космические экспонаты. Ежедневно тысячи людей с горящими глазами приходили на ВДНХ на волне огромного интереса ко всему, что связано с космосом. На выставку приезжали специально из Хабаровска, Магадана, Риги, Ташкента — из самых разных уголков страны, а также бывали и большие иностранные делегации.
Евгений Лазарев
старейший сотрудник ВДНХ, бывший заместитель директора павильона «Космос/Машиностроение»
Источник — «Московские сезоны»
На примере нескольких павильонов можно проследить прогресс последнего полувека и то, как достижения республик того же Кавказа заменили достижения технологии и науки, например той же робототехники. Или то, как внимание с успехов в овощеводстве сместилось на газовую отрасль, а позже — на науку.
Наши дни
Павильон «Картофель и овощеводство», ныне павильон «Газовая промышленность»1976 год
Павильон «Газовая промышленность»1980-е годы
Павильон «Газовая промышленность»Наши дни
Павильон «Поволжье»1939—1941 годы
Павильон «Поволжье»1960-е годы
Павильон «Поволжье»1952—1954 годы
Павильон «Овощи и картофель»1968 год
Павильон «Радиоэлектроника»
ВДНХ переходит на отраслевой принцип: павильоны, посвященные республикам, переквалифицируются в павильоны отраслей. В огромном ангаре «Машиностроения» размещаются теперь космические аппараты, и называется он «Космос». Там, где прежде стояла статуя Сталина, высится макет ракеты «Восток» в натуральную величину. В «Хлопчатобумажной и льняной промышленности» поселилась «Микробиология», а в «Лубяной и шерстяной промышленности» — «Геология», где показывали горнодобывающее оборудование и образцы полезных ископаемых. Рядом, на месте теплиц, вырос новый павильончик «Судостроение». Недавно построенный поблизости павильон «Картофель и овощи» переделан в «Газовую промышленность».
Самобытные павильоны, посвященные союзным республикам, отдают под выставки передовых отраслей. «РСФСР» стал «Атомной энергией» и посвящен «мирному атому» и использованию ядерной энергии в хозяйственных целях. Павильон «Узбекистан» превратился в «Культуру», «Поволжье» — в «Радиоэлектронику», а «Азербайджан» — в «Вычислительную технику» с последними разработками советских конструкторов. «Казахстан» стал «Металлургией», в павильоне Армянской ССР поселилась «Пищевая промышленность». Совсем недавно построенный павильон для Латвийской ССР переквалифицировался в «Стандарты», а «Северный Кавказ» — в «Народное образование».
Перемены коснулись не только специализации павильонов. После смерти вождя вышел декрет об устранении излишеств в проектировании и строительстве, и помпезный сталинский ампир подвергся гонениям. Ряд павильонов ВДНХ перестраивали, роскошные самобытные фасады закрывали фальшфасадами, превращая постройки в коробки из стекла и металла. Таковы были мода и видение будущего того времени.
Эпоха толкучки
Перестройка потрясла и расколола прежде единую страну. Республики одна за другой объявляли о независимости, экономика переживала жестокий кризис. Перестроечные годы стали для ВДНХ, а теперь уже ВВЦ, настоящей катастрофой. Часть павильонов были снесены, остальные заполонили челночники с огромными клетчатыми баулами. Фасады, украшенные фресками и мозаикой, завешивались аляповатыми баннерами.
Это было культовое место — туда и за берцами, ботинками такими высокими, ездили, и за техникой, особенно электроникой всякой, а то и за машинами. Я впервые в павильоне «Космос» увидел хаммер вживую — его можно было купить прямо тут, а рядом на прилавке — видеомагнитофон. Полно было магазинчиков для субкультур разных, в центральном павильоне был чуть ли не главный магазин для всех ролевиков «Мир Древностей», а рядышком продавалась атрибутика для фанатов, зайдешь за угол — палатка с музыкой и майками групп. И так долго было, уже в середине 2010-х годов я там себе фотоаппарат купил у каких-то индусов. Сейчас стало иначе, но пару лет назад еще был павильон с китайским развалом.
Евгений Вербский
врач, участник движения исторической реконструкции
В 1991 году в павильоне «Космос» прошла масштабная рейв-дискотека — в результате погибла часть ценнейших экспонатов. Позже здесь открыли автосалон, а космические аппараты подвесили к потолку, где их уничтожила сырость. Та же участь постигла и большинство других павильонов Выставки. Московские власти фактически уже не контролировали это пространство, заполненное ярмарками, магазинчиками и рынками.
Ярче всего видно, как изменились бывшие теплицы, в которых рассказывали, как прокормить голодных людей. Теперь тут выстроен крупнейший комплекс «Москвариум», а рядом с ним павильон «Цветоводство», перестроенный из ажурных форм, характерных для начала XX века, в хайтек 1970-х годов с его строгими формами.
Наши дни
«Москвариум»Наши дни
Павильон «Цветоводство»1960-е годы
Павильон «Цветоводство»
Эпоха возрождения
Лихие девяностые постепенно стали историей, и Выставка наконец дождалась своего возрождения. Союзных республик больше нет, нет и азарта в освоении новых вершин в сельском хозяйстве. Выставка в который раз ответила на запрос современников: павильонам возвращена былая роскошь и великолепие сталинского ампира, который стал в некотором роде символом и самой столицы, а наполнение павильонов теперь отвечает духу времени.
Территория ВДНХ теперь — место культурного и интеллектуального отдыха, многое сделано для семейного досуга. На месте теплиц и оранжерей, где росли удивительные растения всех климатических поясов, теперь «Москвариум» с рыбами и морскими млекопитающими со всего мира. В павильоне «РСФСР» открыли Дворец Госуслуг. В павильоне, построенном для Северного Кавказа, сейчас работает «Роботостанция», откуда ни один ребенок не выходит без картонного робошлема на голове.
Некоторые «свои» павильоны арендовали бывшие союзные республики, разместив там национальные выставки и ярмарки. А в большинстве павильонов разместились музеи: и детские вроде «Музея городского хозяйства» или «Союзмультпарка», и вполне серьезные, например «Музей Рерихов», «12 признаков живого» или «Космонавтика и авиация». И это, пожалуй, лучшее решение: кто, как не музейные работники, сможет оберегать сохранившиеся интерьеры — наследие шести эпох.