Капитал

Вино из санкций

Недавние экономические кризисы вместе с пандемией COVID-19, как выяснилось, пошли только на пользу российскому виноделию. За последние 20 лет эта отрасль из любительской стала одной из стратегических, развитие которых поддерживает государство. В рамках спецпроекта «Московские новости» разбирались, как на российском вине отразились нынешние санкции и хватит ли его на всех потребителей. 

Никуда не уходили

По словам опрошенных «МН» участников рынка, вопреки опасениям потребителей зарубежные вина не пропали с российских полок. Их доля в общем предложении снизилась, но некритично, в то время как российские ритейлеры продолжают импортировать продукцию, которую они закупали и до санкций. 

Как рассказали эксперты, большая часть зарубежных компаний решили не уходить с российского рынка. 

Отдельные производители прервали отношения с виноторговыми компаниями в индивидуальном порядке. Например, США и Австралия полностью отказались от поставок, лично прервали связь некоторые поставщики из Франции, Австрии, Испании, Великобритании и даже Грузии — их доля составляет примерно 5% от общего объема российского импорта. При этом другие поставщики из этих стран выразили желание продолжить работу, ведь бизнес есть бизнес.

Ксения Бутко частный сомелье проекта Wine activity

Эксперты отмечают, что в качестве замены уходящим винам импортеры могут подобрать аналоги из других регионов, например Армении, Молдавии, Турции, стран Латинской Америки и даже Индии.

Что касается официальных «антивинных» санкций, то большинство россиян их не почувствовали. Дело в том, что они коснулись премиум-сегмента. Евросоюз запретил поставки премиального алкоголя стоимостью от €300 за бутылку при закупке и по €500 в рознице. По словам Ксении Бутко, эта продукция относится к предметам роскоши и не превышает 2% от общего объема закупок за рубежом. 

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Однако даже на фоне того, что большинство поставщиков приняли решение остаться в России, объем импорта все равно сократился. По словам аналитика информационно-аналитического агентства WineRetail Антона Носова, если сравнивать первые 4 месяца 2022 года с аналогичным периодом год назад, то доля импорта тихих вин снизилась на четверть — на 25%, то есть примерно на 20 млн литров. 

Как отмечает эксперт, по факту сильнее всего объем закупок зарубежной продукции упал в марте и в апреле 2022 года. Сыграли роль сразу несколько факторов: дестабилизация ситуации на рынке, резкое падение курса рубля и неясные перспективы в плане санкций. На фоне всего этого ритейлеры были вынуждены приостановить закупки и взять паузу, чтобы оценить обстановку. 

Однако когда стало понятно, что сложившиеся условия в ближайшее время не изменятся и кризис приобретает затяжной характер, импортеры приняли решение возобновить ввоз продукции, несмотря на высокий курс доллара. Пустые полки в магазинах и ,как следствие, падение дохода компаний в этой ситуации намного хуже, чем снижение рентабельности продаж.

Антон Носованалитик информационно-аналитического агентства WineRetail

Как отмечает исполнительный директор ФСРО «Ассоциация виноградарей и виноделов России» Алексей Плотников, произошедшие изменения создают определенные сложности прежде всего для виноторговых компаний-импортеров, однако те смогли оперативно восполнить свой ассортимент, в том числе за счет отечественной продукции. Дело в том, что большинство из «чистых импортеров» прежних лет уже как минимум в последние год-два обратили пристальное внимание на российских производителей и постепенно наращивали закупки их вин. «Мы постоянно слышим о подписанных контрактах, соглашениях и альянсах с российскими производителями вина», — говорит Алексей Плотников. 

Этому способствует также то, что предложение российского вина растет. В том числе благодаря тем самым торговым сетям и импортерам или даже другим участникам алкогольного рынка. Отдельную линейку вин запустили в «Кубань-Вино» вместе с Lagoda (производитель водки). Кроме того, «Абрау-Дюрсо» создал бренд «Русская лоза» вместе с крупнейшим ритейлером X5 Retail Group. До этого, в 2020 году, группа компаний Simple Group (импортирует вино) запустила проект «Большое Русское Вино», который объединил наиболее прогрессивных представителей нового российского виноделия.

Перестройка бизнеса 

Тем не менее вынужденный перерыв сказался на бизнесе российских ритейлеров. К тому моменту, когда они решили возобновить закупки, уже был потерян определенный объем импорта в категории тихих вин, а на фоне проблем, возникших с логистикой из-за геополитической ситуации на Украине, доля зарубежных закупок вина снизилась еще сильнее, составив те самые 25%. 

Фото: Aleksander Polyakov / Globallookpress
Фото: Aleksander Polyakov / Globallookpress

Однако эксперты констатируют: несмотря на такую резкую «просадку», российский ритейл на самом деле не особо от нее пострадал. Ситуация быстро стабилизируется, торговые сети активно налаживают поставки в новых условиях. При этом разрыв отношений или временная приостановка сотрудничества с западными партнерами — не самый серьезный фактор в плане сокращения доли импорта. Гораздо важнее текущие проблемы, связанные с операционными процессами.

Прежде всего это логистика. Во-первых, необходимо искать и выстраивать новые маршруты. Во-вторых, из-за изменения этих самых маршрутов значительно выросли транспортные тарифы. В-третьих, увеличилось время перевозки, в том числе из-за того, что нагрузка на некоторые таможенные посты стала выше и перевозчикам приходится дольше ждать. Наконец, отдельным вопросом остается, как оплачивать эти транспортные услуги — российские компании столкнулись с проблемой денежных переводов и комиссий за них, а также с тем, что стоимость заемных денег для них увеличилась. 

С аналогичными трудностями сталкиваются и сами российские виноделы. Их зависимость от импорта гораздо больше, чем у торговых сетей, поскольку такие компании закупают за рубежом то, что необходимо для производства, — саженцы, удобрения, специализированные оборудования, комплектующие. 

Фото: Andreas Arnold
Фото: Andreas Arnold / dpa / picture-alliance / TASS

«Влияние импорта на производителей, безусловно, заметное, так как бутылку вина без пробки не продашь вовсе, ни по какой цене», — говорит Алексей Плотников. Однако, по его словам, на сегодняшний день российские виноделы имеют запас на несколько месяцев вперед и работают над альтернативными каналами поставок, так что остановок производства в ассоциации надеются избежать.

Другое дело, что цена на продукцию растет и будет расти дальше. Конечная цена на полке увеличивается пропорционально росту затрат производителей и продавцов.

Санкции привели к существенному росту стоимости алкогольной продукции. С учетом повышения затрат на логистику мы ждем, что к концу текущего года цены вырастут в два раза на импортную винодельческую продукцию и в полтора — на российскую, по сравнению с декабрем прошлого года.

Максим Черниговскийгенеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка»

Пока же резкого роста цен не наблюдается. По данным Минпромторга, опубликованным в начале июня, тихие вина с начала года в рознице подорожали на 8%, а игристые — на 5%. Как отметили в ведомстве, прогнозы на обвальный рост цен не оправдались. Сначала резко выросли цены на импортную продукцию, а потом они «отыграли назад». 

390 рублей — средняя цена за бутылку тихого вина

320 рублей — средняя цена за бутылку игристого вина

Такая динамика связана также с покупательной способностью россиян. «Средняя цена бутылки вина в регионах в магазинах у дома была в районе 300 рублей, а в супермаркетах Москвы — 550–600 рублей за бутылку. Вряд ли у людей станет больше денег на вино, а данные ценовые сегменты нужно будет чем-то наполнять. Скорее всего, стоимость базовых линеек повысится до 400–600 рублей, но пока говорить о какой-то глобальной перестройке сегментов рано», — считает вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (руководитель информационного центра WineRetail) Александр Ставцев. 

Новая гречка

Между тем в свете санкций и нового кризиса россияне бросились скупать не только гречку, но и вино. Как рассказали в Wildberries, спрос на тихие и игристые вина в январе – апреле 2022 года вырос в 17 раз — на 1568% (показатель по Москве). При этом покупатели в столице активно пользовались новым сервисом маркетплейса: заказывали онлайн и забирали в ближайшем магазине. 

Активность покупателей также наблюдали и в сети винотек SimpleWine, где в апреле и мае продажи выросли на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в компании отметили рост спроса на российскую алкогольную продукцию — на 30%. В результате чего в SimpleWine увеличили ассортимент вин из Крыма и Краснодарского края.

В целом спрос на вино в России рос и до санкций вместе с объемом потребления.

Доля импортных вин на российском рынке

Меньше денег 

Возвращаясь к текущему всплеску спроса, эксперты считают, что он вполне объясним. Санкции, уход иностранных компаний, сокращение импорта, резкие изменения валютного курса и цен на товары вызвали ажиотаж. По словам аналитиков, люди скупали все подряд, и вино не стало исключением. Однако это было временным явлением, поскольку денег у россиян в дальнейшем станет меньше, а значит, и траты сократятся. Минфин прогнозирует, что доходы населения упадут на 7% к концу года, притом что власти надеются удержать инфляцию в рамках 15% (для сравнения: в конце 2021 года она составляла порядка 8%). 

«В этом году доля импорта в среднем сократится на 30%, но спрос тоже снизится, что позволит уравновесить ситуацию на рынке. В связи с падением доходов населения на фоне высокой инфляции ожидается снижение объемов потребления вина и его продаж в рознице. Российское производство останется на прежнем уровне: объем тихих вин составит примерно 300 млн литров в год», — уверен Антон Носов.

Хорошие новости в том, что последние годы ассортимент российского вина увеличивается. Если в 2020 году было зарегистрировано 6 тыс. наименований, то в 2021 году — уже 6,5 тыс. Более того, только за первые 5 месяцев 2022 года появилось еще 4 тыс. наименований, по данным ЕГАИС. 

В целом сейчас есть тренд на российское вино, спрос на него растет за счет повышения качества продукции, расширения ассортимента. По словам Олеси Буняевой, директора департамента исследований и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества, введение санкций и ограничение импорта больше всего отразились на сегменте недорогих вин стоимостью до 500 рублей за бутылку.

И именно в этом сегменте российской продукции необходимо будет заменить ушедшие зарубежные вина. Однако того объема продукции, которое производится в России, может не хватить. 

По данным WineRetail, всего в России в 2021 году было выпито 1,2 млрд литров винодельческой продукции, по 7,5 литра на человека, из них 4,5 литра — это тихие или игристые вина.

Из этого объема винодельческой продукции 295 млн литров тихих вин и 75 млн литров игристых были импортированы (по данным ФТС России). Активнее всего Россия закупала эту продукцию в Италии, Испании, Грузии, Франции и Португалии — на 60% это были красные вина. 

Со своей стороны, эксперты уверены, что российская продукция сможет стать достойной заменой более дорогим или вовсе недоступным импортным винам на полках магазинов, однако санкционные ограничения недостаточны для того, чтобы стимулировать российскую отрасль к развитию, — нужна справедливая конкуренция. «В России миллионы поклонников как зарубежных вин, так и почитателей российского вина. Причем еще до всех событий можно было уверенно утверждать, что позиции российского вина последовательно укреплялись — сначала в премиальном сегменте, затем в среднем и, наконец, в бюджетном», — комментирует Алексей Поляков. 

Фото: Эрик Романенко / ТАСС
Фото: Эрик Романенко / ТАСС

Вопрос в другом. С чем придется конкурировать российскому вину? Если доходы россиян серьезно упадут, то придется соревноваться не столько с импортом, сколько с более дешевыми алкогольными напитками, на которые могут переключиться россияне, такими как водка или винные напитки. 

При этом, как отмечают эксперты, за последнее время российское виноделие, с одной стороны, можно поздравить — качество даже бюджетной продукции не уступает импортному. С другой, производителям остается решить главную проблему на сегодняшний день — сделать это качество стабильным. Как российские виноделы решают эту проблему в текущих условиях, можно прочитать в следующей части нашего спецпроекта. 

Копировать ссылкуСкопировано