Колумнист

Включаем камеру: как правильно учиться онлайн

Жалобы на технические новинки в вопросах обучения раздаются с античных времен. Еще Платон высказывал мысль о том, что ученик, который конспектирует слова учителя, не сможет его внимательно слушать. Сегодня этот вопрос закрыт (и не в пользу Платона), зато появилось много новых. И чаще всего они касаются плюсов и минусов онлайн-обучения.

Колумнист «Московских новостей» Максим Коняев внимательно их рассмотрел, а заодно собрал советы для преподавателей и студентов, чтобы провести онлайн-занятие с максимальной пользой.

В 2023-м многие учатся онлайн. Это дешевле, удобнее и не нужно никуда ехать. Университеты активно развивают онлайн-курсы, теория в автошколе переезжает в Zoom, а 11-классники все чаще готовятся к ЕГЭ дистанционно. Мы с вами не только наблюдаем образовательную революцию в режиме реального времени, но и становимся ее полноправными участниками.

Фото: Zuma / TASS

При всех очевидных удобствах онлайн-обучения как преподаватели, так и ученики зачастую ощущают серьезные отличия дистанционного образовательного процесса от классических очных занятий. Давайте разберемся, действительно ли дистанционное обучение «не такое», почему так сложно сохранять концентрацию на парах в Zoom и как помочь своим детям научиться хотя бы чему-нибудь у онлайн-преподавателя?

Для начала договоримся о терминах. Сегодня мы будем говорить о взаимодействии преподавателя и ученика при помощи интернета в реальном времени. Например, это занятия с репетитором по видеосвязи, онлайн-пары в университете или на курсах, вебинары и прочие форматы. Иногда это называют синхронным онлайн-обучением, противопоставляя асинхронному, когда лекции записаны заранее и вы сами выбираете время просмотра.

Я буду использовать понятия «онлайн» и «дистанционное образование» как взаимозаменяемые. Очное взаимодействие между преподавателем и учеником, не опосредованное экраном, я буду называть «классическим» или «офлайн-форматом».

Большая разница: преподаватели об эффективности онлайн-образования

Как отмечает известный историк образования Алексей Игоревич Любжин, «Жалобы на вредное влияние новомодных технических средств раздаются с античных времен». Действительно, уже в диалоге Платона «Федр» высказывается мысль о негативном воздействии записей, которые делает обучающийся, на его способность запоминать и понимать материал. Попробуйте донести эту идею до современных преподавателей, требующих конспектировать каждую их лекцию.

Помимо безобидного навыка письменности, нападкам подвергался и печатный станок: преподаватели средневековых университетов опасались, что останутся без работы, поскольку все знания ученики смогут получать из книг.

Среди практикующих преподавателей не существует единого мнения об эффективности и возможных рисках онлайн-образования. К примеру, Петр Мазаев (преподаватель, IB DP coordinator в Европейской гимназии, заведующий гуманитарной кафедрой школы Le Sallay Диалог) считает, что некоторые технологии онлайн-образования оказываются даже эффективнее очных. Большинство опрошенных мной учителей подтверждают: при высоком уровне мотивации ученика разница между дистанционным и офлайн-форматом минимальна, если вообще существует.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

В то же время автор телеграмм канала «Незаслуженный учитель России» Григорий Николаев убежден, что личное обучение с глазу на глаз всегда будет превосходить онлайн, и называет дистанционный формат «костылем», которым мы вынуждены пользоваться из-за внешних обстоятельств. По мнению Григория, живое взаимодействие между учеником и учителем за пределами школы (а возможно, и в ее стенах) станет элементом роскоши. Примерно так может выглядеть разговор людей в недалеком будущем:

— «Меня учил живой человек».

— «А меня — экран монитора».

Что говорит наука

Исследования дистанционного образования говорят о том, что в большинстве случаев как ученики, так и преподаватели испытывают повышенные трудности при использовании онлайн-форматов. Основные проблемы, с которыми сталкиваются ученики: повышенные требования к мотивации и самоконтролю, проблемы с концентрацией внимания, а также отсутствие полноценного взаимодействия с другими студентами.

Кстати, в этом аспекте мнение практикующих преподавателей и исследователей полностью совпадает. Согласно исследованию, опубликованному в 2020 году, студенты чаще всего выбирают смартфоны в качестве средства для участия в онлайн-занятии. Это не очень удобно и может стать дополнительным отвлекающим фактором. Более 75% опрошенных студентов испытывали проблемы с концентрацией внимания (что, впрочем, случается и на очных парах), почти 90% студентов отметили, что онлайн-формат не располагает к социализации, и указали на нехватку взаимодействия с другими студентами и преподавателем.

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Наиболее подверженная влиянию негативных аспектов онлайн-образования категория учеников — дети. Уже сейчас большое количество исследований связывают использование любых экранов с пониженной успеваемостью и сниженным развитием когнитивных способностей у детей. Даже простое наличие гаджета с экраном в спальне ребенка негативно коррелирует с состоянием его здоровья и развитием умственных способностей. Этот эффект наиболее выражен у младших детей, однако он сохраняется и к старшей школе.

Тем не менее исследования в основном рассматривали развлекательное использование экранных гаджетов. Влияние дистанционных образовательных технологий пока что нуждается в дополнительном изучении. Стоит отметить, что большинство исследований рассматривали онлайн-образование в период пандемии COVID-19, когда большинство преподавателей и студентов не были подготовлены к резкому переходу обучения в онлайн.

Основные проблемы онлайн-образования

Через экран компьютера или смартфона намного сложнее удерживать внимание аудитории, поскольку основные методы управления вниманием — невербальные. Харизма, движение рук, зрительный контакт — опосредованные экраном, эти необходимые элементы взаимодействия людей не воспринимаются нами должным образом.

Обратите внимание, что элементы контроля в классе — также преимущественно невербальны. Таким образом, чем больше контроля со стороны преподавателя требует конкретный ученик, тем меньше пользы будет приносить онлайн-урок. Офлайн-формат всегда использует специальное образовательное пространство (класс, аудитория, рабочий стол) и дисциплинирующую атмосферу, что упрощает концентрацию внимания со стороны учеников.

Основные «узкие места» онлайн-формата — это отсутствие прямого контакта между группой, например после занятия, физическая среда, которая может отвлекать студента, или ощущение нереальности происходящего.

Петр Мазаев преподаватель, IB DP coordinator в Европейской гимназии, заведующий гуманитарной кафедрой школы Le Sallay Диалог

Таким образом, в эпоху цифровой трансформации классические институты школы и университеты сохраняют за собой важный функционал: они выполняют роль пространства, которое упрощает концентрацию внимания и создает среду для удобного и реального общения между учениками и преподавателями.

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Ни для кого не секрет, что нетворкинг с одногруппниками в студенческие годы даже более важен, чем навыки и знания, полученные на парах. Такая модель справедлива не только для университета, но и для любых курсов, на которых вы можете познакомиться с единомышленниками, потенциальными бизнес-партнерами и просто завести друзей. В онлайн-среде такое взаимодействие затруднено, что может подтвердить любой человек, поступивший на первый курс в 2020 году и долгое время не знавший своих сокурсников лично.

Что делать

Если вы уже взрослый человек, ваша цель — получить конкретный навык или разобраться в конкретной проблеме и вы не испытываете серьезных проблем с концентрацией внимания, то вы можете вообще не заметить разницы между онлайн- и офлайн-уроком. Однако в случае, если от обучения вы хотите получить не только навык, но и новые знакомства, интересный опыт и развитие мировоззрения, онлайн-формат вам, скорее всего, не подойдет.

Фото: Dylan Ferreira / Unsplash

Если вы все же делаете выбор в пользу онлайн-образования, обязательно изучите рекомендации ниже. Мои советы адресованы трем разным участникам образовательного процесса, но я рекомендую вам ознакомиться со всеми, независимо от вашей роли.

Как правильно учиться онлайн

Рекомендации для тех, кто учится

  • Базовое правило, из которого следуют все остальные: ведите себя так, как если бы человек реально был с вами в одном помещении. Наденьте одежду, в которой вы могли бы прийти на реальный урок. Во время урока не позволяйте себе ничего, чего не сделали бы в присутствии другого человека. Если вы испытываете проблемы с концентрацией — наденьте обувь, поверьте, это помогает многим людям.
  • Обязательно! Включайте! Камеру! Даже если вы участвуете в потоковой Zoom-паре на 100 человек, ваша камера должна быть включена все время. Внешнее наблюдение оказывает дисциплинирующее воздействие и помогает концентрировать внимание, кроме того, это знак уважения к преподавателю, который не останется без внимания с его стороны.
  • Исключите влияние отвлекающих факторов: отключите уведомления не только на девайсе, с которого вы подключены к занятию, но и на всех остальных устройствах в вашей комнате. Используйте для подключения компьютер, а не смартфон или планшет. Закройте все вкладки и программы, не имеющие отношения к вашему уроку. Заранее договоритесь с родственниками и соседями по квартире — пока у вас идет занятие, никто не должен заходить в комнату или громко себя вести. Если вы не можете создать и поддерживать такую атмосферу, вам следует отказаться от дистанционных уроков в пользу офлайн-формата.
  • Больше практикуйтесь! Используйте знания на практике. Как правило, онлайн-урок является менее запоминающимся событием, чем реальное занятие. Вы должны компенсировать это, используя дополнительную практику. Попросите преподавателя давать вам больше практических заданий и обязательно повторяйте материал между занятиями — хотя бы один раз в неделю. Согласно исследованиям, однократное повторение материала после занятия значительно увеличивает процент усвоенной информации.

Дополнительные рекомендации для родителей

  • У ребенка должно быть закрытое образовательное пространство — желательно целая комната. Члены семьи по возможности не должны вмешиваться в занятие, даже своим молчаливым присутствием за кадром.
  • На время любых занятий смартфон должен оставаться в другой комнате. Это правило действует и для выполнения домашней работы. Этот совет может показаться вам избыточным или даже «деспотичным», однако в недалеком будущем знания о вредном воздействии смартфона на мозг подростка будут такими же общераспространенными, как информация о вреде курения. 

Уже сейчас в одном из лучших футбольных интернатов России ФК «Краснодар» ученики сдают смартфоны на весь день, кроме 1 часа вечером, когда разрешается звонить друзьям и родителям. Уверяю вас, эта практика будет распространяться и скоро станет «фишкой» элитных школ и детских лагерей.

В идеале вы должны объяснить ребенку важность самоконтроля в вопросе использования гаджета — независимо от возраста ребенка, личный пример будет наилучшим средством. Сократите использование смартфона дома, по крайней мере на глазах у ребенка.

  • Из предыдущего совета следует, что смартфон не должен быть «образовательным девайсом» вашего ребенка.

Рекомендации для преподавателей

  • Относитесь к онлайн-урокам более серьезно, чем к очным занятиям. У многих преподавателей онлайн ассоциируется с «упрощенным» режимом работы, в то время как в действительности дистанционный урок сам по себе может считаться серьезной преподавательской задачей.
  • Обязательно проговаривайте правила: включенные камеры, порядок на рабочем столе, условия, при которых ваши ученики могут включать микрофоны, и т.д. В реальном классе эти правила всем известны и соблюдаются автоматически, в онлайне же их необходимо оговаривать дополнительно.
  • Управляйте вниманием учеников. Разумеется, данная рекомендация будет полезна и в офлайне, однако именно дистанционный формат сверхтребователен к менеджменту внимания. Проговаривайте, на какой конкретно элемент вашей презентации нужно обратить внимание в данный момент времени; постоянно задавайте вопросы; активно взаимодействуйте с учениками, обращайтесь к ним по имени и регулярно меняйте формат работы — онлайн-классы не терпят монологов и монотонных задач.
  • Устраивайте перерывы: особенно это важно для занятий с детьми. Некоторые исследования отмечают продолжительное экранное время и отсутствие подвижности как негативный фактор онлайн-образования. Попросите ваших учеников двигаться во время перерыва: например, сделать гимнастику или сходить на кухню за водой.
  • Обязательно делайте wrap up, иными словами, повторение, в начале и в конце каждого занятия.
Копировать ссылкуСкопировано