Включи эксперта

Похоже, каждый, кому удавалось выиграть грантовый конкурс, обладает тайным умением — смотреть на свой проект глазами эксперта. Зачем это нужно и как этому научиться, объясняет колумнист «Московских новостей» Мария Марьясова.

Удивительно, как много людей уверены, что грантовые средства нужно возвращать. Пожалуй, это один из самых популярных мифов, останавливающих предпринимателей от подачи заявок, — наряду со «все уже попилено до нас» и «это слишком сложно». Последним двум мифам посвящу отдельную колонку, а с первым давайте разберемся раз и навсегда.

Грант — это целевое финансирование на безвозвратной и безвозмездной основе. Грантовые средства можно потратить только на оговоренную (бесплатную!) деятельность, но возвращать их не нужно. Ура.

Однако не всякая социальная деятельность — даже самая полезная и благородная — может претендовать на грант.

Взгляните на инфографику еще раз. Ваша деятельность должна быть оформлена в проект — этот пункт не зря стоит в начале. Это первичный критерий и одна из самых непростых задач для грантополучателя. 

С точки зрения грантодателя проект всегда ограничен во времени, имеет измеримый результат и решает конкретную социальную задачу для конкретной целевой аудитории. Условно, вести кружок фехтования в местном ДК — это деятельность. А запустить в том же ДК фехтовальный лагерь под руководством тренеров-параолимпийцев, собрать в нем детей с особыми потребностями, приобщить их к полезному для разума и тела спорту, показать новые возможности для самореализации — это проект. Как видите, тут уже масса специфических деталей и все вместе складывается в неповторимую историю.

При этом необязательно придумывать проект, который спасет весь мир, — это может быть очень простая история с понятной целью. Например, мой ученик Антон Шенинг получил грант на запуск в Ростовской области бизнес-акселератора «Мы создаем» — онлайн-курса, который помогает предпринимателям выходить на маркетплейсы.

Казалось бы, таких обучалок миллион. Но Антон нашел социально значимый разворот: он сделал акцент на отечественных производителях и хендмейд- мастерах (а не просто «купи-продай из Китая») и обрисовал эффективное для региона действие — «создание» более 50 новых самозанятых и предпринимателей, а также увеличение продаж более чем у сотни действующих бизнесменов.

Перед подачей заявки Антон не знал о грантах ровным счетом ничего. Но планомерно изучал логику заполнения и научился смотреть на гранты глазами экспертов. В итоге грант написал за несколько дней и победил с ним в конкурсе.

В чем сила

Как же конвертировать вашу деятельность в проект, полезный для общества? Да никак — с ней же и так все понятно! Она великолепна, безусловно социально значима и не имеет аналогов в регионе. Экспертам достаточно прочитать заявку, чтобы в этом убедиться, правда же? 

Неправда. «Хороший продукт говорит сам за себя» — заблуждение, которое оставило без поддержки множество предпринимателей и из-за которого о тысячах по-настоящему значимых инициатив никогда никто не узнает. Оно особенно плотно обосновалось в социальной и благотворительной сфере, где идет под руку с установками вроде «стыдно себя нахваливать», «добро любит тишину» и «в соцсекторе работают за идею». 

«Хороший продукт» — это не только про полезное действие. Это про прозрачную концепцию, осознание своей уникальной роли на рынке, понятные ценности и цели. Из этих ингредиентов и складывается ваша «визитная карточка» — заявка на грант. 

Но часто бывает, что искренняя влюбленность и вера в то, что вы делаете, мешает увидеть проект глазами экспертов — членов жюри. 

Вроде вы прекрасно понимаете, что делаете, почему это круто и достойно всяческой поддержки, — но вот упаковать это в стройную презентацию, сформулировать идеологию, правильно расставить акценты не получается.

С учениками мы подробно разбираем вопросы, которые помогут увидеть проект со стороны, глазами эксперта. Вот основные из них:

  • Какую проблему решает мой проект?
  • Как бы я объяснил суть проекта за 3 минуты?
  • Как меня воспринимают со стороны — и как я хочу, чтобы меня воспринимали? Что для этого нужно сделать?
  • Кто еще в мире делает что-то подобное? Чем «цепляют» конкуренты? В чем их слабые стороны? Какие проекты я могу использовать как референс — и как их адаптировать под местные реалии?
  • Кто делает подобные проекты в моем регионе? Насколько известны и успешны мои конкуренты?
  • Почему мой проект решает ту же проблему лучше?
     

По опыту, эти вопросы отлично «запускают шестеренки». Список можно использовать для мозговых штурмов с партнерами и друзьями. Дерзайте — все получится! 

Копировать ссылкуСкопировано