Удивительно, как много людей уверены, что грантовые средства нужно возвращать. Пожалуй, это один из самых популярных мифов, останавливающих предпринимателей от подачи заявок, — наряду со «все уже попилено до нас» и «это слишком сложно». Последним двум мифам посвящу отдельную колонку, а с первым давайте разберемся раз и навсегда.
Однако не всякая социальная деятельность — даже самая полезная и благородная — может претендовать на грант.
Взгляните на инфографику еще раз. Ваша деятельность должна быть оформлена в проект — этот пункт не зря стоит в начале. Это первичный критерий и одна из самых непростых задач для грантополучателя.
С точки зрения грантодателя проект всегда ограничен во времени, имеет измеримый результат и решает конкретную социальную задачу для конкретной целевой аудитории. Условно, вести кружок фехтования в местном ДК — это деятельность. А запустить в том же ДК фехтовальный лагерь под руководством тренеров-параолимпийцев, собрать в нем детей с особыми потребностями, приобщить их к полезному для разума и тела спорту, показать новые возможности для самореализации — это проект. Как видите, тут уже масса специфических деталей и все вместе складывается в неповторимую историю.
При этом необязательно придумывать проект, который спасет весь мир, — это может быть очень простая история с понятной целью. Например, мой ученик Антон Шенинг получил грант на запуск в Ростовской области бизнес-акселератора «Мы создаем» — онлайн-курса, который помогает предпринимателям выходить на маркетплейсы.
Казалось бы, таких обучалок миллион. Но Антон нашел социально значимый разворот: он сделал акцент на отечественных производителях и хендмейд- мастерах (а не просто «купи-продай из Китая») и обрисовал эффективное для региона действие — «создание» более 50 новых самозанятых и предпринимателей, а также увеличение продаж более чем у сотни действующих бизнесменов.
Перед подачей заявки Антон не знал о грантах ровным счетом ничего. Но планомерно изучал логику заполнения и научился смотреть на гранты глазами экспертов. В итоге грант написал за несколько дней и победил с ним в конкурсе.
В чем сила
Как же конвертировать вашу деятельность в проект, полезный для общества? Да никак — с ней же и так все понятно! Она великолепна, безусловно социально значима и не имеет аналогов в регионе. Экспертам достаточно прочитать заявку, чтобы в этом убедиться, правда же?
Неправда. «Хороший продукт говорит сам за себя» — заблуждение, которое оставило без поддержки множество предпринимателей и из-за которого о тысячах по-настоящему значимых инициатив никогда никто не узнает. Оно особенно плотно обосновалось в социальной и благотворительной сфере, где идет под руку с установками вроде «стыдно себя нахваливать», «добро любит тишину» и «в соцсекторе работают за идею».
«Хороший продукт» — это не только про полезное действие. Это про прозрачную концепцию, осознание своей уникальной роли на рынке, понятные ценности и цели. Из этих ингредиентов и складывается ваша «визитная карточка» — заявка на грант.
Вроде вы прекрасно понимаете, что делаете, почему это круто и достойно всяческой поддержки, — но вот упаковать это в стройную презентацию, сформулировать идеологию, правильно расставить акценты не получается.
С учениками мы подробно разбираем вопросы, которые помогут увидеть проект со стороны, глазами эксперта. Вот основные из них:
- Какую проблему решает мой проект?
- Как бы я объяснил суть проекта за 3 минуты?
- Как меня воспринимают со стороны — и как я хочу, чтобы меня воспринимали? Что для этого нужно сделать?
- Кто еще в мире делает что-то подобное? Чем «цепляют» конкуренты? В чем их слабые стороны? Какие проекты я могу использовать как референс — и как их адаптировать под местные реалии?
- Кто делает подобные проекты в моем регионе? Насколько известны и успешны мои конкуренты?
- Почему мой проект решает ту же проблему лучше?
По опыту, эти вопросы отлично «запускают шестеренки». Список можно использовать для мозговых штурмов с партнерами и друзьями. Дерзайте — все получится!