Культурный код

Водевиль на руинах

В годы Гражданской войны в России люди продолжали служить и умирать, но старались по возможности отвлекаться от насущных забот. К услугам россиян той поры были самые разнообразные развлечения — кинопередвижки и кинопоезда, крестьянские театры и дальневосточные кафешантаны, «Пантомима Великой Революции» и инсценировка взятия Зимнего дворца, китайские опиумные курильни и спирт. «Московские новости» разобрались, какие развлечения можно было найти в страшные годы — с 1917-го по 1920-й.

Пантомима Великой Революции

Противостояние больших идей и частного человека во время революций и гражданской войны в России принимало самые разнообразные формы. Столкновения происходили не только на линиях фронтов, но и в сфере досуга. Привычные дореволюционные развлечения и способы отдохнуть сохранялись и видоизменялись, но появлялись и новые, неведомые ранее досуговые форматы, стиравшие границу между работой и отдыхом. 

Большевики хорошо понимали, что контроль над людьми и их жизнью, нужный им в том числе для воплощения в жизнь своих идей о создании нового человека и общества, достигаться должен за счет трансформации жизни и, следовательно, — людей. Отдых не должен был более восприниматься как «праздность» — отдыхать и развлекаться строители нового мира и их попутчики должны были по-новому.

Одним из способов развлечь скучающую и уставшую от войны и лишений толпу стали массовые театрализованные мероприятия. Парады и демонстрации, эти формы символического жертвоприношения времени, в «буржуазной» России игравшие роль сугубо утилитарную — показать военную мощь, выдвинуть политические требования, — после установления советской власти на местах стали нагружаться новыми смыслами.

Фото: Музей современной истории России

Театр вышел на площади. Парад стал представлением. Уже 7 ноября 1918 года, в день празднования первой годовщины Октябрьской революции, на улицы Москвы вышли многочисленные демонстранты под красными флагами и транспарантами (сукно нужно было невредимым вернуть на склады, кстати). Сопровождалось это развлечение парадом красноармейцев, депутациями от заводов, оркестром, хором Пролеткульта и грузовиками с ряжеными. Было показано и представление «Пантомима Великой Революции». Возглавлял «страшный дух праздника» лично Ленин, выступавший с речами (в том числе и на концерте-митинге чекистов). Был также пушечный салют, состоялось открытие памятника Карлу Марксу. 

Обыватели, простые люди, по словам историка Владимира Булдакова, были происходящим шокированы, но и впечатлены. И многие москвичи участие в этих торжествах приняли — как зрители, которые тоже становились невольными участниками праздника. Стоит добавить, что происходила «Пантомима Великой Революции» уже после первой волны красного террора, когда большевики расстреляли сотни невинных людей. 

Красный занавес

В начале того же 1918 года, в феврале, русский поэт и писатель Иван Бунин описал характерные отголоски культурно-досуговой жизни в Москве следующим образом:

На Страстной наклеивают афишу о [театральном — авт.] бенефисе Яворской. Толстая розово-рыжая баба, злая и нахальная, сказала: Ишь, расклеивают! А кто будет стены мыть? А буржуи будут ходить по театрам! Им запретить надо ходить по театрам. Мы вот не ходим. Все немцами пугают — придут, придут, а вот что-й-то не приходят!

Иван Бунин

Страстная — раньше так называлась Пушкинская площадь, по названию взорванного впоследствии монастыря. Яворская, Лидия Борисовна — одна из главных звёзд русского театра начала XX века, жена князя Владимира Барятинского, драматурга, брак с которым был расторгнут в 1916 году. Она уехала в Англию через некоторое время после своего бенефиса, о котором писал Бунин.

Естественно, самым популярным и доступным развлечением в 1917–1920 годах был театр. Несмотря на голод, войну и разруху — повсеместное уничтожение приемлемых бытовых условий — количество театров в России не только не уменьшилось, но и выросло в несколько раз. В основном произошло это за счет бродячих трупп, дававших представления в деревнях, сёлах, уездах и на фронтах. Бунин также лично посещал в 1918 году театр — в конце февраля. 

Вечером в Большом театре. Улицы, как всегда теперь, во тьме, но на площади перед театром несколько фонарей, от которых еще гуще мрак неба. Фасад театра темен, погребально-печален; карет, автомобилей, как прежде, перед ним уже нет. Внутри пусто, заняты только некоторые ложи.

Иван Бунин

Действовали в Москве и другие театры, было их множество. Кроме Малого и Московского художественного, заявляло о себе и новое пролетарское театральное искусство. Руководил формированием этих развлечений (пропагандистских) Пролеткульт. Ленин заявил, что буржуазная культура должна быть переработана на пролетарский лад. Кроме того, безвластие и самоуправство в театральной сфере было запрещено декретом соввласти в августе 1919 года — театры национализировались и переходили под госконтроль.

Фото: ТАСС

Театр активно продвигался в сельскую местность и был гораздо более широко распространен, чем кинематограф — в силу нехватки такого количества киноаппаратов Люмьер, чтобы показать кино везде и сразу. Постановки «красных трупп» в основном обладали воспитательно-идеологическим пафосом. К примеру, характерной является пьеса про выборы жениха — девушка Марья должна выбрать между двумя парнями, сыном кулака Иваном и комсомольцем-бедняком Петром. Для этого она загадывает женихам загадки, предлагая ответить на вопросы: что поможет крестьянину? что понадобится для развития села? что подсобит в досуге? Иван отвечает: купец, молебен и самогон. Петр отвечает: кооперация, многополье, просвещение. Марья выбирает Петра.

В основном подобные «просветительские» пьесы, которые создавались в огромных количествах, выстраивались на гражданском конфликте между «старым и новым» или же обыгрывали актуальную политическую обстановку. Но площадные развлечения, несмотря на довольно большую популярность у широких народных масс, особого следа в истории не оставили.

Белый занавес

Многие артисты бежали от власти большевиков на юг России, где сохранялась власть Добровольческой армии. Популярными площадками для ангажемента были города южного берега Крыма, побережья Кавказа и Кисловодск. Бежали из Москвы и Петрограда от голода, холода и грабежей — период военного коммунизма отмечался невероятным ростом преступности.

По югу России гастролировала труппа Московского художественного театра, в состав которой входили Василий Качалов (он, имея огромную популярность до революции за исполнение чеховского Пети Трофимова и Ивана Карамазова Достоевского, в 1943 уже году получил Сталинскую премию и умер после войны), вдова Антона Чехова — Ольга Книппер-Чехова, «царь Феодор Иоаннович» Иван Москвин (исполнил роль более 600 раз за 45 лет) и прочие актеры первого ранга. Давали Чехова: «Дядю Ваню» и «Вишневый сад».

Во время исполнения «Вишневого сада» в Харькове город взяли добровольцы Деникина, а красные оттуда бежали. В Ростове-на-Дону помещение театра пришлось переделывать в госпиталь для тифозных больных, а представления давать без декораций. Впрочем, ростовский «бомонд военного времени» был и без этого глубоко впечатлен талантом артистов.

Фото: Wikimedia Commons

Переполненный беженцами Екатеринодар, где электричество отключали с семи вечера (везде, кроме театра и административных зданий), был в восторге от пьесы «Осенние скрипки». Артисты МХТ принимали участие в благотворительности — концертах в пользу Вооруженных сил Юга России, оставшихся без ангажемента артистов и журналистов.

Уезжавшие из Москвы и Петрограда театры бывали разными: какие-то сохраняли дореволюционный лоск, какие-то были настолько бедны, что их антрепренеры пытались сделать — и делали — театры в частных квартирах. В Одессе популярен был самый первый российский театр миниатюр «Летучая мышь». Он собирал полные залы, невзирая на смену власти в городе — приход и уход немцев, большевиков, добровольческих белых частей.

Пользовался успехом и «стендап» своего времени — зрители рукоплескали сатирическим выступлениям Надежды Тэффи (которая перед публикой появляться ненавидела) и Аркадия Аверченко. Залы заливал смех и аплодисменты — в том числе и высшего командного состава Белой армии.

В целом на юге России в годы Гражданской войны свидетели отмечали дух «пира во время чумы». По сути, люди просто пытались оттянуть хоть ненадолго потерю «старой жизни». Тем не менее, актуальности выступлениям антрепренеры и артисты старались добавлять — скандальные выступления Александра Вертинского, например. Романс «То, что я должен сказать», посвященный погибшим в боях с красными за Москву осенью 1917 года юнкерам, часто объявляли как песню «На смерть белогвардейцев».

И в советской, и в «деникинской» России продолжали работать театры и кафе. Однако часто к ним добавлялся политический довесок. Характерно оставленное писателем Иваном Буниным воспоминание о Москве и Одессе в 1919 году.

По вечерам жутко мистически. Еще светло, а часы показывают что-то нелепое, ночное. Фонарей не зажигают. Но на всяких «правительственных" учреждениях, на чрезвычайках, на театрах и клубах «имени Троцкого», «имени Свердлова», «имени Ленина» прозрачно горят, как какие-то медузы, стеклянные розовые звезды. И по странно пустым, еще светлым улицам, на автомобилях, на лихачах, — очень часто с разряженными девками, — мчится в эти клубы и театры (глядеть на своих крепостных актеров) всякая красная аристократия: матросы с огромными браунингами на поясе, карманные воры, уголовные злодеи и какие-то бритые щеголи во френчах, в развратнейших галифе, в франтовских сапогах непременно при шпорах, все с золотыми зубами и большими, темными, кокаинистическими глазами...

Иван Бунин

Отмечал Бунин и перемены в публике на улицах, связанные со сменой власти, — когда город «краснел», то толпа «преображалась», верно было и обратное.

Во Владивостоке, который дольше остальных русских городов оставался несоветским, главной публикой были военные. В 1918–1922 годах там действовало 12 театров и развлекательных кабачков. Наибольшей популярностью пользовались комедии и мелодрамы, которые публика смотрела, сидя за столиками ресторанов.

Спрос на концерты был огромен — не хватало существующих в городе театральных площадок, одной из главных сцен был актовый зал коммерческого училища. «Давали» там 3–4 раза в неделю балы, светские вечера и спектакли.

Наконец, стоит помнить и о танцах: Гражданская война стала звёздным часом для духовых оркестров, порой крайне экзотических. На Дальнем Востоке были популярны оркестр из пленных чехов, американский духовой оркестр «интервентов» и Иркутский военно-симфонический оркестр. 

Еще одной «бомбой» времен «окаянных дней» в России оставался кинематограф. Отдыхали россияне и другими, менее культурными способами. О них, впрочем, в следующей части.

Копировать ссылкуСкопировано

Наш сайт обрабатывает файлы cookie. Они помогают делать сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера для персонализированной рекламы и контента, аналитических обезличенных сведений об аудитории и разработке сервисов.

Обработка данных пользователей осуществляется в соответствии с Политикой обработки персональных данных ООО «Медиа Менеджмент».