— Насколько опасения противников введения параллельного импорта оправданны?
— Разве что по части роста контрафакта, но это обусловлено уходом западных компаний, а не запуском механизма параллельного импорта. Причем стараются и свои в том числе: изрядная доля контрафакта давно производится внутри России. И как раз когда на полную мощность включится механизм параллельного импорта, контрафакта станет меньше.
Так что уход большинства брендов из России был вынужденным, хотя, конечно, были и исключения. Я о компаниях, чей бизнес в России и до 24 февраля терпел убытки или не выдерживал конкуренции: они воспользовались поводом, чтобы оправдать свой уход, как ряд скандинавских компаний — например, Prisma и «Стокманн».
– Параллельный импорт в России заработал?
— Да, но не в полную силу. Достаточно пройтись по магазинам. Только не надо обращать внимания на темные пространства брендовых бутиков — это политика, они останутся закрытыми. Посмотрите, что из товаров ушедших компаний наличествует в интернете и мультибрендовых магазинах. Товары легкой промышленности и потребительские товары широкого спектра уже на 80–90% поступают в российские магазины и на рынки. А через год, думаю, будет решен вопрос и с автомобилями — одной из самых болезненных санкционных потерь.
Что называется, от простого к сложному: производителей машин в мире ограниченное количество, и цикл поставки дольше, а значит, и валютные риски выше, поэтому отладка параллельного импорта по этим позициям будет идти дольше всего. К осени, скорее всего, будут налажены и поставки электроники. И сейчас-то с большинством гаджетов нет проблем — они в наличии в мультибрендовых магазинах. Apple ушел и вернулся: поставки новой техники приостановлены, но «старая»-то на рынке есть, а благодаря параллельному импорту к осени появится и новая.
— Говорят, что вся бытовая техника и гаджеты — из довоенных поставок…
— Главный принцип торговли — быстрая оборачиваемость. Не буду утверждать, но к началу мая все, что было завезено в начале февраля, должно было закончиться. А если учесть ажиотажный спрос марта, то и того раньше. Никто не заводит товары на год вперед — это нерентабельно. И никто не скажет всей правды: товары-то на полках магазинов оригинальные. В этом и суть параллельного импорта — оригинальные товары, доставляемые другим путем. Меняются только схемы поставок и логистические цепочки.
— Может ли параллельный импорт заместить все товары или будут безвозвратные потери?
— Не нужно замещать! Только при желании и если какая-то конкурентная продукция дешевле и лучше качества. Параллельный импорт позволяет пользоваться всем привычным набором товаров. Просто покупать придется не в Италии или Штатах, а в Китае, Индии или Армении. И везти оттуда. Конечно, есть сложные случаи высокотехнологичной продукции. Но в большинстве случаев решаемы и они. Скажем, электротехническая продукция недавно ушедшего Siemens. Если сама компания откажет, например, некоей казахстанской компании в продаже своего генератора, опасаясь его последующей перепродажи в Россию, можно будет купить его через фирму другой страны, а можно и приобрести вместо немецкой техники товар бразильской WEG. Это один из примеров.
— А как же Chanel, требующая у покупателей в ОАЭ подписки, что эти товары не будут ввезены в Россию?
— Я же сказал: почти. Хотя не уверен, что в бутиках этой компании в других странах мира берут аналогичную подписку. Плюс надо понимать, что люксовый рынок тоже не монополизирован: не будет Chanel, вырастут продажи D&G, Gucci и т.д. Но люкс — это мизерный процент населения России, куда существеннее проблема лекарств, но и тут вопрос решается, хотя лекарственные препараты официально не попали под санкции и западные производители медтехники, надо отдать им должное, отказались уходить из России, заявив, что право на жизнь священно и их товар — вне политики.
— Нельзя заменить установки EUV (Extreme ultraviolet lithography), которые производит только голландская ASML. Без этой аппаратуры не сделать микрочипов с техпроцессом в 3 нм, которые производят только ушедшие из России Intel и AMD. Как тут может помочь параллельный импорт?
— Для начала надо разобраться, какие чипы нужны и где? Наиболее востребованы чипы бытовой электроники, а они широко распространены, и производителей тут масса. К тому же не секрет, что значительная часть производства микросхем и чипов находится в Китае, туда же поставляется и необходимое оборудование. Российским компаниям необязательно закупать это оборудование напрямую, можно и через третьи страны, чтобы не подставлять осторожных китайцев.
Впрочем, ситуация в мире стремительно меняется: диалог между Пекином и Вашингтоном в последнее время происходит на повышенных тонах. Кто знает, к чему это может привести, например, этой осенью? А если США введут санкции против КНР, в России вообще не будет дефицита какого-либо товара… Но наладить импорт — это лишь часть задачи. Другая ее половина в том, чтобы наладить производство внутри страны. Те же чиповые технологии отсутствуют потому, что им не уделялось должное внимание, выражающееся прежде всего в величине выделяемых средств на разработку. Такие технологии дорого стоят.
— Трудно вообразить параллельный импорт самолетов…
— Да, в этом сегменте главная сложность — международные сертификаты и регулирование. Думаю, проблему с нехваткой лайнеров решат за счет привлечения на российский рынок иностранных компаний, которые будут возить исключительно российских пассажиров по российским маршрутам, формально оставаясь иностранными компаниями. Своих новых самолетов в России не появится еще долго: по свидетельству специалистов отрасли, на это потребуется около 10 лет. Процесс можно ускорить, если на российский рынок придет, например, бразильский Embraer и поможет наладить производство.
— Изменение и удлинение маршрутов – это всегда рост цены. Насколько привычные товары подорожают?
— Я видел недавно цены на продукцию Apple: по большинству позиций цены вернулись к февральским значениям. То же самое по Samsung. Первоначальный взлет цен объяснялся паникой, но по мере налаживания альтернативных каналов поставок цены снижаются, например за счет льгот по таможенному оформлению.
— Есть ли ограничения на законодательном уровне?
— Нужно расширять список товаров, подлежащих параллельному импорту. Все остальные решения, на мой взгляд, приняты. Судебной практики пока нет, и я думаю, что ее и не будет, так как на самом деле большинство производителей рады параллельному импорту и готовы помогать в нем — для них это шанс не потерять в деньгах и в рынке.
— Так что все-таки разрешено ввозить параллельными путями?
— В приказе Минпромторга все товары перечислены. По разным позициям разные разрешения: есть конкретные бренды, где-то товарные позиции, где-то и то и другое. Например, весь наземный транспорт, кроме железнодорожного: легковые автомобили, грузовики, спецтранспорт и запчасти для них. Разрешены конкретные бренды — Land Rover, Chevrolet, Renault, Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Toyota, Scania, Man, Volvo и другие.
Из часов разрешены «наручные часы с оптико-электронной индикацией» под брендами Apple, Acer, Samsung, Motorola, Sony. То есть Xiaomi без разрешения правообладателя ввезти не получится. А вот средства по уходу за кожей и средства для волос можно ввозить любые, кроме изготовленных Garnier, Vichy, L’Oreal Paris, Yves Saint Laurent и еще ряда брендов. И одежду можно везти любого производителя.
— Производители могут отследить, какими путями будут возвращаться в Россию товары ушедших из нее компаний?
— Невозможно проследить эти цепочки, да никто особо и не хочет. А если посмотреть на мировые корпорации более пристально, то можно увидеть, что у всех много дистрибьютеров в разных странах мира. И если в каких-то странах вырастут объемы закупок, то это только хорошо для прибыли компании и далеко не всегда вызвано налаживанием каналов параллельного импорта в Россию.
— Кто везет и через кого везет?
— Везут российские компании-импортеры — те, кто всегда этим занимались. Только сейчас логистика другая. «Челноков» к процессу никто не допускал, так что все аналогии с началом 1990-х — это из разряда бреда. Более того, у многих бизнесменов в марте возникали идеи попробовать запустить параллельный импорт, и количество объявлений об организации поставок через Армению и Казахстан тоже было огромным. Однако в течение месяца стало ясно, что никакого передела рынка не произошло — новым игрокам было практически нечего делать, так как все «старые» крупные игроки и дистрибьютеры справились сами. Видимо, изначальные связи с производителями позволили им очень быстро, а отчасти и с их же помощью, построить новые схемы и логистические цепочки для импорта товаров.
География параллельного импорта весьма широка. Необязательно иметь сухопутную границу с Россией, чтобы везти сюда товар: можно везти морем, а можно закупать его в Китае на венесуэльскую, гонконгскую, сейшельскую, да практически любую фирму и заказывать его перевозку прямо в Россию. Торговых партнеров — тьма, и изоляция России не грозит. Те же страны Ближнего Востока вообще открыто торгуют с Россией и наращивают обороты. Но самые распространенные пути для параллельного импорта пролегают через Беларусь, Казахстан, Армению, Индию, Китай, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Бразилию, Турцию.
Беседовала Светлана Сухова