Культурный код

Телефон доверия

Важное, но неочевидное правило жизни в большом городе: иметь в телефонной книжке хотя бы один «горячий номер», по которому в любое время суток бесплатно окажут психологическую помощь.

По просьбе «Московских новостей» Ася Гриднева, психолог с опытом работы на горячей линии психологической поддержки, рассказала, как устроены телефоны доверия, в каких ситуациях нужны и могут ли заменить сессии с психотерапевтом.

Как устроены горячие линии в Москве?

В Москве работает множество горячих линий и телефонов доверия. Большинство из них общедоступны, при этом могут быть ориентированы на разные возрасты или иметь определенный «уклон». В трудную минуту, когда чувства переполняют, голова занята «мысленной жвачкой», звонок на один из этих номеров будет хорошим решением.

Консультанты МСППН (Московской службы психологической помощи населению) и горячей линии МЧС работают со взрослыми по любым психологическим вопросам. Для детей и подростков, их близких и учителей существует отдельный Московский Детский телефон доверия. С более узкой тематикой работают специализированные центры. Также в некоторых московских вузах, например в ВШЭ, РАНХиГС, РГГУ, есть линии для студентов, их родителей и сотрудников.

Основные принципы работы у всех служб одинаковые:

  • ни абонент, ни консультант не обязаны называть себя. У консультанта часто есть псевдоним, а абонент может представиться любым именем или вообще не представляться. Номер абонента не фиксируется;
  • содержание беседы не записывается и не передается посторонним. Для консультанта важна суть проблемы, а также возраст и социальное положение человека (если абонент их сообщил);
  • консультант всегда обращается к абоненту с уважением;
  • управление разговором в руках абонента. Разговор можно прервать в любой момент;
  • все консультанты, будь то профессиональные психологи или волонтеры, имеют опыт работы, прошли отбор и специальную подготовку.

Кто и когда придумал горячие линии?

Все началось в середине прошлого века, когда англиканскому священнику Чаду Варе пришла идея дать объявление в газете: «Перед тем как покончить с собой, позвони мне! Телефон 9000». Через некоторое время звонков стало так много, что потребовалась помощь волонтеров.

На линии работали люди без специального образования. Большинству звонивших было достаточно просто поговорить с человеком, проявляющим участие.

Впоследствии Чад Вара стал основателем и первым руководителем крупного международного движения «Самаритяне». В следующие 7 лет аналогичные службы открыли в Берлине, Цюрихе, Роттердаме, Осло, Брюсселе и Париже.

Сегодня среди крупных международных ассоциаций телефонов доверия можно выделить три: те самые The Samaritans (переименованные сейчас в Befrienders Worldwide), Life Line Association (с автономными представительствами в разных регионах) и Международную федерацию служб неотложной телефонной помощи IFOTES (она объединяет службы в 31 стране).

В Москве первый телефон доверия заработал в 1981 году при Суицидологическом центре. Формат развивался постепенно: открывались новые линии сначала в Москве, Питере, Екатеринбурге, а потом и в малых городах. Осенью 2010 года появился Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей — в соответствии с рекомендациями Комитета ООН по правам ребенка.

Почему помощь бесплатная?

Как правило, деньги дает государство и городской бюджет либо же телефон существует за счет пожертвований от частных лиц или фондов. У горячих линий на базе вузов финансирование может быть федеральным, городским или из денег самого учебного заведения. В некоторых случаях службу запускают, следуя рекомендациям со стороны правительства. Скажем, Московский детский телефон доверия существует благодаря запросу Министерства просвещения.

Когда можно и нужно звонить?

Мысли о смерти — первый признак того, что стоит добавить в избранное несколько телефонов доверия. В момент кризиса может быть слишком поздно гуглить нужный номер. Суицидальные мысли коварны и отнимают так много сил, что на поиск помощи вовсе не остается ресурсов. Важно проверить парашют заранее: построить план, при котором, едва заметив знакомую тьму, накрывающую ненавидимый прокуратором город, вы разблокируете телефон и сразу позвоните по верхнему номеру в избранном.

История Софьи

В 14 лет я пошла в поликлинику. Почему-то в регистратуре мне сказали: «Не читайте свою историю болезни!» Но как любой подросток, которому жутко интересно все запретное, я немедленно залезла в карту — и узнала, что до моего рождения мама сделала около восьми абортов.

Важная деталь: мама умерла, когда мне было годика два с половиной.

Меня это сильно выбило. Я очень злилась, плакала весь день и всю ночь, было очень одиноко. И я решила позвонить на телефон доверия.

Женщина на линии разговаривала со мной около часа. Она пыталась найти в этой истории какие-то ресурсы, утешить меня, поддержать. И я правда успокоилась, мне стало гораздо легче. Потом, уже во взрослом возрасте, я проработала эту историю со специалистом, — а тогда просто сняла острую реакцию.

Обратиться на горячую линию можно и нужно, если вы столкнулись с любыми трудными переживаниями. Не существует никакой иерархии, по которой консультант станет оценивать, достаточно ли вам плохо, чтобы уделить вам время для работы.

Но в следующих стрессовых ситуациях стоит особо внимательно отнестись к себе:

  • вы столкнулись с угрозой жизни и здоровью для вас или ваших близких;
  • вы переживаете развод или принимаете решение о вступлении в брак;
  • вы узнали о своей беременности;
  • вы начали жить одни или, наоборот, вместе с кем-то;
  • вы сменили или потеряли работу;
  • вы переехали на новое место;
  • вы столкнулись с глобальной угрозой для вашей нации и культуры.

Как говорит статистика обращений МСППН, в прошлом году звонившие чаще всего жаловались на депрессивные и острые стрессовые состояния, переживания, связанные со здоровьем, зависимости, конфликты с близкими, одиночество, личностные, возрастные кризисы, переживания острого горя или смерти близких, а еще на трудности общения в коллективе. 

История Веры

Я была в отношениях, которые мне осточертели. И вот я выгнала его — просто в один момент.

Первая неделя была самая тяжелая. Денег на терапию у меня не было, телефон был единственным доступным способом помощи.

Первый раз я позвонила на следующий день после разрыва. Рассказала, что меня все еще держит вера, что он вернется и все наладится. Женщина-консультант достаточно жестко сказала: «Пока вы кормите себя надеждой, этот вариант для вас все еще существует». Это было отрезвляюще — звонок помог мне честно взглянуть на то, что есть, без иллюзий.

Чуть позже я позвонила снова — из-за страха одиночества, в состоянии полной изоляции. Трубку взял мужчина, внимательно выслушал и спокойно и четко сказал: «Если вы расстались с этим молодым человеком, это не ваш человек. Но то, что вы разорвали отношения, значит, что вы освободили место для вашего».

Этот консультант мне такую светлую надежду подарил, дал опору — это было волшебно. После этого я часто рекомендовала телефон доверия как способ помощи.

Может, еще рано звонить? Или уже поздно?

Мы можем справиться со всеми вызовами своей жизни ровно до того момента, пока внезапно все не выйдет из-под контроля. Специалист горячей линии поможет обратить внимание на трудности и подскажет контакты очных служб психологической или психиатрической помощи.

Нормально обратиться за поддержкой, когда тоскливо и одиноко. Это будет более здоровым вариантом самопомощи, чем бокал красного под любимый трек-лист депрессивной музыки.

В диалоге проще разобраться в себе, если вы не понимаете, что с вами происходит. Даже если человек буквально «стоит по ту сторону перил моста» — это все еще не «слишком поздно». Единственное ограничение касается состояния алкогольного или наркотического опьянения абонента. Впрочем, даже в этом случае консультант никогда не прервет разговор, если заподозрит угрозу жизни. 

Кто принимает звонки? Этим людям можно доверять?

Работу на горячей линии часто выбирают люди, у которых есть глубокое и искреннее желание помогать. «Обязательное условие приема на работу — высшее психологическое образование, желателен опыт работы на телефоне, — объясняет Алина Громова, руководитель сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» ФКЦ МГППУ. — Без опыта мы можем взять студентов, которые обучались и проходили практику под нашим контролем. Если кандидат не из числа студентов, обсуждается много факторов: уровень самоанализа, профессионализма в области самопомощи, готовность работать с кризисными абонентами и самостоятельно проживать ситуации неопределенности, например прерванные звонки. Помимо этого, мы даем ряд кейсов, где слушаем, как работает человек на практике, проверяем, насколько он готов к такому виду деятельности, как телефонное консультирование».

Проработав в телефонном консультировании больше десяти лет, Алина Громова считает, что это в большей степени призвание: «Ты понимаешь, что хочешь сопровождать человека, когда тот нестабилен: в горе, в отчаянии, в тревоге. Также работа на трубке — очень емкий способ быстро получить широкий опыт для начинающего. В очной практике, даже в кризисном центре, столько не услышишь. Телефон — это отличный тренажер. Но, правда, и через 10 лет на трубке может захватить дух. Неопределенности хватит на всех».

У меня нет денег на психотерапевта. Можно я просто раз в неделю буду звонить на бесплатную линию?

Телефон доверия не заменит психотерапию. Ее формат подразумевает длительные отношения с одним терапевтом, тогда как на линии консультанты сменяют друг друга. Психотерапия дает хорошие результаты в случае личностного кризиса или травматического опыта; горячая линия же решает другие задачи: снимает острое состояние и не позволяет человеку сделать непоправимый шаг. Одно не может заменить другое.

Главные преимущества телефона — доступность и анонимность. Разговор с незнакомым человеком без зрительного контакта дает доступ к переживаниям, связанным со стыдом, виной, табуированными темами и социальной стигмой. Поэтому на телефон доверия обращаются не только жертвы, но и акторы насилия, которые не могут получить психологическую помощь из других источников.

Звонить на телефон горячей линии можно с любой частотой, и уж точно — в момент острого состояния. Есть лишь рекомендация делать некоторые перерывы, чтобы обдумать и «переварить» результаты работы с консультантом.

Копировать ссылкуСкопировано